Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы
Скачать 5.56 Mb.
|
Техника выдоха (речака) а) Следуйте пунктам от а) дог, относящимся к технике вдоха. б) При вдохе тело действует как инструмент для получения энергии в виде воздуха. При выдохе тело становится динамичным, действуя как инструмент для медленного высвобождения воздуха. Сохраняйте фиксированное положение межреберных мышц и плавающих ребер вовремя выдоха. Без сохранения этой фиксации невозможно выполнить устойчивый и плавный выдох. в) При выдохе источником, или начальной точкой выдоха, является верхняя часть грудной клетки. Сохраняя фиксированное положение грудной клетки, медленно и полностью выдохните весь воздух. Выдох заканчивается в области, расположенной ниже пупка, где тело объединяется с Сутью. г) Выдыхая, следите затем, чтобы вытягивалась не только центральная чсть позвоночника, но также его левая и правая стороны. Туловище должно быть устойчивым, как ствол дерева. д) Не двигайте и не дергайте тело, поскольку это нарушает поток дыхания, беспокоит нервы и уме) Выдыхайте медленно и плавно, не теряя положения грудной клетки. Если выдох грубый — это верный признак того, что вы утратили кон ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ 8 троль над положением тела и отвлеклись от наблюдения за потоком дыхания. ж) При вдохе кожа туловища становится упругой, при выдохе она становится мягкой, при этом сохраняется контроль над внутренней структурой тела. з) Кожа грудной клетки и рук не должна плотно прилегать к подмышкам фото 75). Эта область должна быть свободной, и здесь надо создавать пространство (фото 76), ноне следует широко разводить руки, как на фото 51 и и) Выдох — это искусство успокоения нервов и мозга. Он порождает смирение и успокаивает эго. Фото Фото 75 ГЛАВА Искусство задержки дыхания (кумбхака) 1. «Кумбха» означает сосуд, который может быть полным или пустым. Кумбхака бывает двух видов. Это а) пауза между вдохом и выдохом или б) между выдохом и вдохом. Это — искусство удержания дыхания в состоянии временного прекращения. Кумбхака также означает отстранение интеллекта от органов восприятия и действия, стем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмы (Пуруши), на источнике сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях. Задержку дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Подобное усилие вызывает перенапряжение. Кумбхаку следует выполнять расслабляя мозг, так, чтобы это оживляло нервную систему. Когда дыхание успокоено в кумбхаке, успокаиваются и чувства, а ум становится безмолвным. Дыхание — это мост между телом, чувствами и умом. Существуют два способа выполнения кумбхаки: Сахита и Кевала. Когда задержка дыхания выполняется намеренно и сознательно — это Сахита. Сахита кумбхака — это пауза вдыхании, которая выполняется а) после полного вдоха перед началом выдоха (Антара, или Пурака кумбхака) или б) после полного выдоха до начала вдоха (Бахья, или Речака кумбхака). «Ке- вала означает самопроизвольно или абсолютно. Кевала кумбхака — пауза вдыхании безотносительно к пураке или речаке, похожая на ту, когда художник всецело поглощен своим искусством или преданный поклонник затаил дыхание при виде предмета своего обожания. Этому состоянию часто предшествуют такие ощущения, как дрожь в теле и страх, переполняющие человека, который столкнулся с неведомым. Благодаря терпению и настойчивости садхака преодолеет эти ощущения. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии садхака полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, которое невозможно описать. Садхака созвучен Бесконечному («Хатха Йога Прадипика», II, 71). ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ. Антара кумбхака — это удержание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая объединилась с индивидуальной энергией. Это — состояние, где Господь (Параматма) объединен с индивидуальной душой (дживатма). 7. Бахья кумбхака — это состояние, в котором йог отдает саму свою суть в форме дыхания Господу и сливается с Дыханием Вселенной. Это — самая благородная форма самоотдачи, когда личность йога полностью соединилась с Господом. В «Бхагавад Гите (IV, 29–30) Кришна рассказывает Арджуне о различных типах йогов и жертвоприношений (яджнас). Кумбхака пранаяма — одна из этих яджнас. Она подразделяется натри категории вдох — задержка, выдох задержка (обе относятся к Сахита кумбхаке) и абсолютная задержка (Кевала кумбхака). Тело йога — это жертвенный алтарь, где вдох (пурака) — это жертва, а выдох (речака) — огонь. Кумбхака — это момент, когда жертва пураки поглощается огнем речаки и жертва и пламя становятся единым. Йог обретает знание того, как контролировать свое дыхание (пранаяма видья). Верхняя часть грудной клетки является местопребыванием входящего дыхания (прана), а нижняя часть — местопребыванием исходящего дыхания (апана). Когда они объединяются вовремя вдоха — это состояние Пурака кумбхаки. Когда апана входит в контакт с праной и вытекает наружу с выдохом, возникает состояние пустоты — это Речака кумбхака. Впитывая это знание через опыт, йог делает пранаяма видью частью своей мудрости (буддхи), которой он в конечном итоге предлагает свои знания, свою мудрость, само дыхание своей жизни и свою Суть как жертвоприношение (Атмахути). Это — состояние Кевала кумбхаки, или абсолютной самоотдачи, в котором йог поглощен обожанием Господа. Как мать защищает свое дитя от любого несчастья, так сознание (чит- та) охраняет тело и дыхание. Позвоночники туловище активны и энергичны подобно ребенку, а читта бдительна и защищает подобно матери. В кумбхаке вибрация в теле подобна вибрации неподвижного локомотива под парами, его машинист бдителен и готов начать движение, но расслаблен. Аналогично, прана вибрирует в туловище, но читта остается расслабленной и готовой позволить дыханию выйти или войти. Чувствительность, сокращение и растяжение кожи туловища подобны дисциплинированному ребенку, который одновременно смели осторожен. Продолжительность задержки дыхания можно сравнить с сигналами светофора. Если кто-то поедет на красный свет, может произойти несчастный случай. Также ив кумбхаке, если кто-либо перейдет предел своих возможностей, будет повреждена нервная система. Напряжение в теле и мозге указывают на то, что читта не может удерживать прану в кумбхаке. ИСКУССТВО ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ. Не задерживайте дыхание усилием воли. В момент, когда человек превышает свои возможности, мозг становится напряженным, во внутренних ушах возникает тяжесть, глаза краснеют, в них чувствуется тяжесть и раздражение. Следите за этими предостерегающими знаками, которые указывают на близость опасной точки. Цель кумбхаки — удержать дыхание. Когда удерживается дыхание, под контролем находятся речь, восприятие и слух. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, жадности и похоти, гордости и зависти. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке. 15. Кумбхака — это стремление проявить в нашем теле скрытую божественность, обитель Атмана. Техника Антара кумбхаки а) Не пытайтесь задерживать дыхание после вдоха (Антара кумбхака) до тех пор, пока не овладеете техникой глубоких вдоха и выдоха (пурака и речака). Не пытайтесь задерживать дыхание после выдоха (Бахья кумб- хака), пока не овладеете Антара кумбхакой. б) Овладение означает искусное регулирование дыхания путем дисциплинированного усовершенствования и контроля за движениями дыхания. Уравняйте длину вашего вдоха и выдоха перед тем, как приступить к практике кумбхаки. Внимательно прочитайте гл. 13 о бандхах перед тем, как начать выполнять кумбхаку. в) Изучайте Антара кумбхаку постепенно. Начинайте практиковать задержку дыхания лишь с нескольких секунд, не теряя контроля за внутренним телом. Наблюдайте за состоянием тела, нервов и интеллекта. Потребуется некоторое время, прежде чем вы сможете понять, испытать и сохранять правильное положение межреберных мышц и диафрагмы в кумбхаке. г) Начиная изучать внутреннюю задержку (антара кумбхака), следует отдыхать после каждой кумбхаки. Это позволит легким вернуться в нормальное, естественное и свежее состояние перед выполнением следующей кумбхаки. Например, за одним циклом кумбхаки должны следовать три или четыре цикла глубокого или нормального дыхания, пока не завершите полный цикл. д) Если начинающий будет выполнять внутреннюю задержку после каждого вдоха, это вызовет напряжение в легких, нервной системе и мозге, и прогресс будет чрезвычайно медленным. е) По мере совершенствования сокращайте интервал между циклами нормального дыхания и Антара кумбхакой. ж) Увеличивайте продолжительность задержки дыхания в Антара кумбхаке, не превышая своих возможностей ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ з) Если ритм вдоха и выдоха нарушается задержкой дыхания, это говорит о том, что вы превысили свои возможности следовательно, уменьшите длительность внутренней задержки. Если ритм не нарушен, это свидетельствует о правильности прак тики. и) Знание бандх необходимо для правильного выполнения кумбхаки. Они действуют как предохранительные клапаны для распространения, регулирования и поглощения энергии и предотвращают ее рассеивание. Электрический мотор сгорит, если напряжение будет слишком высоким. Аналогично, когда легкие наполнены и энергия в них не контролируется бандхами, они будут повреждены, нервы истощены, а мозг станет чрезвычайно напряженным. Этого можно избежать, если выполнять Джа- ландхара бандху. к) Никогда не практикуйте Антара кумбхаку стоя, так как вы можете потерять равновесие и упасть. л) Если вы выполняете пранаяму лежа, положите под голову подушку, так, чтобы голова была выше туловища ив ней не возникало напряжение фотом) Не поднимайте переносицу вовремя внутренней задержки. Если она поднимается, мозг реагирует на это движение, и тогда он не сможет наблюдать за туловищем (фото Фото Фото 77 ИСКУССТВО ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ н) На протяжении всей практики пранаямы наклоняйте голову и шейный отдел позвоночника впереди вниз и поднимайте грудной отдел позвоночника и грудину вверх (фото 76). Это помогает мозгу и шейному отделу двигаться к грудине и расслабляет лоб, заставляя энергию мозга спускаться в обитель Сути. о) Вовремя выполнения каждой внутренней задержки сохраняйте стабильное положение диафрагмы и органов брюшной полости. Существует тенденция, непроизвольная или намеренная, сжимать и расслаблять их для того, чтобы дольше сохранять задержку дыхания. Избегайте этого, так как это рассеивает энергию. п) Если в легких или сердце ощущается напряжение, выдохните и сделайте несколько нормальных или глубоких дыханий. Это освежит легкие перед тем, как снова начать Антара кумбхаку. Если, почувствовав напряжение, выбудете продолжать занятия, вы расстроите гармоничную работу тела и интеллекта. Это ведет к нарушению ментального равно- весия. р) Когда вы сможете удерживать дыхание во внутренней задержке по меньшей мере десять-пятнадцать секунд, можно ввести Мула бандху. На начальной стадии выполняйте Мула бандху в конце вдоха и сохраняйте ее на протяжении всей за держки. с) Вовремя внутренней задержки подтяните органы брюшной полости внутрь и вверх, и, одновременно, подайте вперед нижнюю часть позвоночника (фото 69). На протяжении всей задержки положение туловища должно быть устойчивым, а голова, руки и ноги — расслабленными. т) Сохраняйте подъем позвоночника от крестцово-подвздошной области и основания печении желудка. у) Ритмично и равномерно двигайте внешнюю и внутреннюю части позвоночника впереди вверх. Поскольку позвоночник начинает движение первым, старайтесь подтянуть кожу за ним в направлении туловища. ф) Если кожа грудной клетки провисает на ребрах, это указывает на то, что воздух бессознательно выходит из легких. х) Не перерастягивайте грудную клетку и не позволяйте ей становиться впалой. Поднимайте ее равномерно спереди, сзади и с обеих сторон. Внутренний каркас ребер должен быть прочным, а внешняя сторона тела — мягкой. Это уравновесит тело и увеличит продолжительность кумбхаки. ц) Следите затем, чтобы межреберные мышцы сзади и спереди, а также внутренние и наружные гладкие мышцы, расположенные по сторонам, двигались независимо и единообразно ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ ч) Отрегулируйте правильное положение кожи подмышек от задней к передней стороне. Не сдавливайте кожу в области подмышек на груди, а поднимайте ее вверх. Если кожа подмышек или плеч движется вверх, это указывает на напряжение. Расслабьте кожу и отпустите ее вниз. ш) В конце вдоха (пурака) и начале задержки (кумбхака) садхака испытывает проблеск божественности. Он ощущает единство тела, дыхания и Сути. В этом состоянии не существует осознания времени. Садхака испытывает свободу от причины и следствия. Ему следует удерживать это состояние на протяжении всей кумбхаки. ы) Жидкое содержимое хорошо закупоренной бутылки не выльется, даже если ее трясти. Жизненная энергия садхаки не вытекает, если кумбхака выполняется с бандхами. Туловище запечатано в своем основании сокращением ануса и промежности и поднятием их вверх от Муладхары. Тогда садхака наполняется энергией (теджас) и светом (оджас). э) Начинающим не следует выполнять Уддияна и Мула бандхи, пока они не овладеют ритмом дыхания. Продвинутые ученики должны выполнять все бандхи вовремя задержки дыхания, после того как они освоили их по отдельности. Техника Бахья кумбхаки а) Бахья кумбхака (задержка дыхания после полного выдоха) бывает двух видов пассивная и динамическая. Первая практикуется без Уддияны. Она выполняется для того, чтобы сохранять спокойствие садхаки, и ее можно практиковать в любое время, даже после еды. Динамическая Бахья кумбхака выполняется с Уддияна бандхой, которая массирует органы брюшной полости и сердце и предотвращает рассеивание энергии. б) Начинайте с практики циклов пассивной внешней задержки. Затем сосредоточьтесь на внешней задержке с Уддияна бандхой. в) Вначале после каждой динамической внешней задержки делайте интервал, для того чтобы легкие и органы брюшной полости приняли нормальное положение. г) Внешнюю задержку с Уддияна бандхой никогда не следует выполнять с усилием. При форсированной внешней задержке дыхание становится затрудненным, теряется контроль за правильным положением органов брюшной полости и ощущается сухость в легких. д) Нужно очень постепенно осваивать внешнюю задержку с Уддияной и сохранять фиксацию Уддияны одинаково долгов каждом цикле. Делайте от шести до восьми циклов вдень ИСКУССТВО ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ е) Сделайте несколько циклов нормального или глубокого дыхания и одну внешнюю задержку с Уддияной. Например, за тремя или четырьмя циклами нормального дыхания может следовать одна внешняя задержка с Уддияной. Повторяйте эту последовательность, уменьшая число циклов обычного дыхания по мере того, как в результате практики появляется стабильность. ж) Вовремя практики следуйте техникам, описанным в параграфах б, где, з, мн, р, уф, хи ч) техники Антара кумбхаки, заменяя «Антара кумбхака» на «Бахья кумбхака». з) Как человек использует пинцет, чтобы удалить занозу, и сразу ощущает освобождение от боли, используйте интеллект как пинцет, чтобы исправить неправильные положения и движения, которые действуют вовремя практики как занозы. и) Как веки инстинктивно двигаются, чтобы предотвратить попадание инородного тела в глаз, таки садхаке следует быть всегда бдительным, чтобы предотвратить попадание неправильных зажатий тела, движений и привычек в его практику пранаямы. к) Если в результате практики кумбхаки краснеет лицо, глаза воспаляются и появляется раздражительность — это значит, что она выполняется неправильно. Никогда не выполняйте кумбхаку с открытыми глазами. Также не делайте ее, если у вас больное сердце, проблемы с грудной клеткой или если вы плохо себя чувствуете. л) Тело — это королевство. Кожа — граница. Его правитель — Атман, чье всевидящее око (джняна чакшу) следит за каждым нюансом вовремя пранаямы. м) Горные потоки сносят скалы и вымывают каньоны, однако там, где энергия бегущей воды успокоена и уравновешена энергией скал, они утрачивают свое отдельное значение. В результате образуется озеро, отражающее спокойную красоту окружающих гор. Эмоции — это потоки, а спокойный интеллект — скала. В кумбхаке эмоции и интеллект уравновешены и душа отражается в своем первозданном состоянии. н) Сознание (читта) колеблется вместе с дыханием, в то время как кумбхака успокаивает его и освобождает от желаний. Облака рассеиваются, и Суть сияет подобно солнцу. о) После практики пранаямы и кумбхаки расслабьтесь в Шавасане (см. гл. 30). ГЛАВА Классификация садхак 1. Садхаков разделяют натри основные группы в соответствии с прогрессом, которого они достигли в практике пранаямы. Это следующие категории низшая (адхама), в которой дыхание неровное и грубое средняя (мадхьяма), в ней дыхание наполовину мягкое и высшая (уттама), в которой дыхание мягкое и ровное. Эти группы, в свою очередь, подразделяются, чтобы показать тонкие различия. Начинающие разделяются на низших среди низших (адхамад- хама, средних среди низших (адхамамадхьяма) и лучших среди низших (адхамоттама). Средняя (мадхьяма) и высшая (уттама) группы подразделяются аналогичным образом. Но конечная цель каждого садхаки — стать высшим из высших (уттамоттама). 3. Начинающий в пранаяме (адхама) использует физическую силу, и ему недостает ритма и спокойствия. Его тело и мозг жесткие, он дышит с усилием, прерывисто и поверхностно. Садхака среднего уровня (мадхьяма) достиг некоторого контроля в искусстве выполнения поз сидя, а возможности его легких больше, чему начинающего. Ему недостает навыков для того, чтобы сохранять позу устойчивой, а дыхание ритмичным. Его практика посредственна, в то время как практика более совершенного (уттама) садхаки более дисциплинированна — он сидит прямо и осознанно. Его легкие способны выдерживать пранаяму более длительное время. Его дыхание ритмичное, мягкое и тонкое, а тело, ум и интеллект успокоены. Он всегда готов откорректировать свою позу и исправить ошибки. Очень часто понимание и практика не соответствуют друг другу. Один садхака более способен к пониманию, в то время как другой может иметь лучшие практические навыки. В любом случае надо развивать равновесие между навыками и пониманием и гармонично использовать их для совершенствования практики пранаямы. 5. Патанджали отмечает, какую важную роль для садхаки играют в практике пранаямы место (деша), время (кала) и состояние (санкхья), как внутреннее, таки внешнее. Их можно регулировать, удлинять или делать тонкими («Йога-сутры», II, 50). Туловище садхаки — это место, его возраст время, а его состояние — это устойчивое равновесие и равномерный поток дыхания. Начинающий может использовать только верхнюю часть легких, в то время как ученик среднего уровня задействует диафрагму или область пупка, КЛАССИФИКАЦИЯ САД ХА Ка знаток — область таза. Необходимо научиться использовать все туловище в практике пранаямы. 7. Время — это длина каждого вдоха и выдоха и условия контролируемого потока и тонкости дыхания. Состояние — это количество и длительность вдохов, задержек после вдоха, выдохов и задержек после выдоха. Садхака должен установить их количество и длительность на данный день и придерживаться принятой программы. Тонкий и мягкий поток дыхания в каждом цикле является идеальным условием (санкхья). 9. Садхака может выполнить один цикл, длящийся десять секунд, второй двадцать и третий — тридцать. Он может практиковать пранаяму на трех уровнях. Первый — исключительно физический, где садхака использует в качестве инструмента свое тело второй — эмоциональный, использует только свои ментальные способности третий — интеллектуальный уровень, где дыхание контролируется рассудком. Начинающий может достичь совершенства, если цикл его дыхания очень короткий, но мягкий и тонкий с другой стороны, адепт, который гордится длительностью своего цикла, грубого и неровного, опускается до уровня начинающего. Садхаке следует развивать устойчивость тела, сохраняя ум и эмоции в равновесии, а интеллект — сдержанным. Тогда он способен наблюдать тонкий поток дыхания и ощущать его поглощение организмом. Его тело, дыхание, ум, интеллект и суть становятся одним целыми утрачивают свою индивидуальную тождественность. Объект познания, познающий и знание становятся единым целым («Йога-сутры», I, 41). 11. Музыкант растворяется в экстазе, отражая все тонкости раги (ноты, мелодию и гармонию, в которой он специализировался, и переживает состояние высшего сознания. Он может осознавать или не осознавать, что его аудитория разделяет с ним его состояние. Это — поиск звука (надану- сандхана). Подобным образом садхака растворяется в экстазе, но его опыт пранаямы исключительно субъективен. Он в одиночестве прислушивается к тонкому и мягкому звуку дыхания и наслаждается абсолютно беззвучным состоянием кумбхаки. Это — поиск Сути (Атманусандхана). 12. Вдох воздуха (пурака) — это поглощение космической энергии задержка после вдоха (антара кумбхака) — объединение Высшей Сути с индивидуальной Сутью выдох (речака) — отдача индивидуальной энергии за которой следует задержка после выдоха (бахья кумбхака), в которой индивидуальная и Высшая Суть сливаются. Это — состояние нирвикальпа самадхи. ГЛАВА 17 Биджа пранаяма Что такое джапа? 1. Хотя душа свободна от причины и следствия, радости и печали, она вовлечена в бурную деятельность ума. Назначение мантра джапы — контролировать и фокусировать беспокойный умна одной точке и связывать его с одной мыслью. Мантра — это ведический гимн или музыкальная строфа, повторение которой и есть джапа, или молитва. Мантру следует повторять с искренностью, любовью и преданностью, что развивает взаимоотношения между человеком и его Создателем. Имея размер от одного до двадцати четырех слогов, она является биджа (семя) мантрой, ключевым словом, которое открывает душу садхаки. Просветленный гуру, заслуживший милость Господа, посвящает и дает ключевое слово своему достойному шишье, слово, открывающее его душу. Шишье это семя дается для самопознания и посвящения его вовсе аспекты йоги. Ум принимает форму своих мыслей и формируется таким образом, что добрые мысли порождают благой ума злые — плохой. Джапа (повторение мантры) используется, чтобы отвлечь ум от пустых разговоров, завистливых мыслей и пересудов, так, что ум обращается к мыслям о душе и Боге. Это — фокусирование блуждающего беспокойного ума на единственной мысли, действии или чувстве. Мантры даются для того, чтобы их постоянно повторять с определенным смыслом, имеют определенное назначение и объект. Постоянное повторение (джапа) мантры с обдумыванием ее смысла (артха-бхавана: «артха» — смысл, «бхавана» — обдумывание) приносит просветление. Так, постоянно повторяя и обдумывая смысл мантры, мысли садхаки упорядочиваются, очищаются и проясняются. Он видит свою душу, отраженную в озере своего ума. Эта джапа меняет садхаку и преобразует его эго, таким образом делая его смиренным. Он приобретает внутреннее спокойствие и становится тем, кто победил свои чувства (джитендриян). 5. Вовремя практики пранаямы повторяйте мантру, мысленно синхронизируя ее безмолвный поток, сохраняя рот и язык неподвижными. Это позволяет держать ум внимательными помогает увеличить продолжительность трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки. Поток дыхания и развитие ума становятся плавными и устойчивыми Б И ДЖ А ПР АН А ЯМА. Практика пранаямы бывает двух видов Сабиджа (с семенем) и Нир- биджа (без семени. Сабиджа пранаяма включает в себя повторение мантр. Этому виду пранаямы обучают четыре типа садхак с различным уровнем развития ума мудха, кшипта, викшипта и экагра (см. гл. 2). 7. Мантру не следует повторять быстро для того, чтобы закончить цикл пранаямы. Она должна быть ритмичной и иметь одинаковую продолжительность на вдохе, выдохе и задержке. Тогда чувства остаются безмолвными. Когда достигнуто совершенство, садхака становится свободными чистым без помощи мантры. 8. Нирбиджа пранаяме обучают пятый тип садхаки, который имеет наивысший уровень ментального развития, известный как нируддха. Эта пранаяма выполняется без помощи мантры, ив ней садхака дышит, живет и испытывает состояние, известное как то есть ты (таттвам аси). 9. Сабиджа, подобно семени, дает всходы в виде мыслей, идей и видений, в то время как нирбиджа, подобно обжаренному семени, не дает ростков. Сабид- жа имеет начало и конец, она имеет форму, очертания и скрытый смысл, подобно лампе, свету и пламени. Нирбиджа не имеет условий, начала и конца. Сабиджа пранаяма обращает ум и интеллект садхаки к Господу, семени всеведения и источнику всего сущего. Слово, которое выражает Его, есть мистический слог АУМ (пранава). По описанию Патанджали, Господь — это тот, кого не затрагивают циклы действия и результата, причины и следствия, страдания и наслаждения. В «Чхандогья Упанишаде» говорится, что Праджапати (Творец) размышлял над сотворенными им мирами. От этого произошли три Веды — Риг, Яджур и Сама. От них, после дальнейшего размышления, появились три слога бхух (земля, бхувах (атмосфера) и свах (небо. После продолжения размышления от них произошел слог АУМ. Как ветвь соединяет вместе листья, таки звук АУМ соединяет речь. АУМ несет в себе понятия всеведения и всеобщности. Он содержит все благоприятное и внушающее благоговение. Это символ безмятежности и величественной силы. АУМ — это вечный дух, высочайшая цель. Когда удается полностью постичь его скрытый смысл, все стремления завершены. Это самый надежный способ спасения и высшей помощи. Он подразумевает полноту человеческой жизни, мысли, опыта и поклонения. Это бессмертный звук. Те, кто вошел в него и нашел в нем прибежище, становятся бессмертными. В Упанишадах говорится о различных триадах души, которым поклоняются при помощи трехчастного АУМ. В сфере пола он символизирует женский, мужской и нейтральный пола также их творца, находящегося за пределами половых различий. Когда речь идет о силе и свете, АУМ символизирует огонь, ветер и солнце, также как и то, что порождает эти источники силы и света. Как форме Господа символу АУМ поклоняются как Брахме — творцу, ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ 0 Вишну — защитнику и Рудре — разрушителю, объединяя в этих образах силы всей жизни и материи. Говоря об аспекте времени, АУМ символизирует прошлое, настоящее и будущее, вместе со Всемогущим, который находится за пределами времени. Как мысль, АУМ представляет ум (манас), интеллект или рассудок (буддхи) и Я, или эго, (ахамкара). Слово АУМ также представляет три состояния (гуны): просветление (саттва), активность (раджас) и инерция (тамас), а также того, кто освободился от них, гунатита. 14. Три буквы, АУ и М вместе, сточкой над М являются символом человеческого поиска истины в соответствии стремя путями знания, действия и преданности, и эволюции великой души в того, кто достиг спокойствия души и чей интеллект достиг состояния стабильности — стхита праджня. Если он выбрал путь мудрости (джняна-марга), его желания (ичха), действия (крийя) и знание (видья) находятся под его контролем. Если он выбрал путь действия (карма-марга), он проходит суровую аскезу (тапас), чтобы достичь своей цели в жизни, изучая себя (свадхьяя), и затем посвящает плоды своих действий Господу (Ишвара-пранидхана). Если он выбрал путь преданности (бхакти-марга), он будет погружен в слушание имени Господа (Шравана), медитации на Его атрибутах (Манана) и размышление о Его славе (Нидидхьясана). Его состояние находится за пределами состояния сна (нидра), сна со сновидениями (свапна) или бодрствования (джагрити), хотя его тело пребывает в покое, как будто он спит, его ум похож на ум видящего сны, а его интеллект абсолютно внимателен он пребывает в четвертом, трансцендентном состоянии туриявастха. 15. Тот, кто осознал разные значения АУМ, становится свободным от оков жизни. Его тело, дыхание, чувства, ум, интеллект сливаются воедино со звуком АУМ. 16. АУМ — это слово, которое прославляют все Веды. АУМ выражает суть всех самопожертвований. Это цель всех священных учений и символ святой жизни. Огонь скрыт в сухом дереве и может быть пробужден трением. Также скрытая божественность садхаки пробуждается словом АУМ. Образно говоря, через соприкосновение интеллектуального осознания со священным словом АУМ он видит скрытую божественность внутри себя. Медитируя над АУМ, садхака, пребывая в устойчивом, чистом и исполненном веры состоянии, становится великим. Как кобра сбрасывает старую кожу, таки он сбрасывает с себя все зло. Он обретает мир в Высшем Духе, где нет страха, распада или смерти. Так как слово АУМ является словом высочайшей и величественной мощи, то его силу необходимо расширить путем добавления к нему имени божества, создавая из этой комбинации мантру в качестве биджи для практики пранаямы. Например, восьмислоговая мантра АУМ НАМО НАРАЯНАЯ, или пятислого- вая АУМ НАМАХ ШИВАЯ, или двенадцатислоговая АУМ НАМО БНАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ, или ГАЯТРИ МАНТРА, состоящая из двадцати четырех слогов ГЛАВА 18 Вритти пранаяма 1. «Вритти» означает действие, движение, способ управления или метод. Существует два типа Вритти пранаямы: Самавритти и Вишамавритти. Самавритти — это пранаяма, в которой продолжительность каждого вдоха, выдоха и задержки дыхания одинаковы, в Вишамавритти эта продолжительность изменяется и различна. САМАВРИТТИ ПРАНАЯМА 3. Сама означает равный, идентичный или одинаковый способ выполнения. В Самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания вдоха (пурака), задержки (Антара кумбхака), выдоха (речака) и задержки (Бахья кумбхака). Если продолжительность пураки пять или десять секунд, такой же должна быть продолжительность речаки и кумбхаки. 4. Начинайте практиковать Самавритти пранаяму, уравнивая продолжительность только вдоха (пурака) и выдоха (речака). 5. Достигайте равной продолжительности, поддерживая совершенный, мягкий ритм в пураке и речаке. 6. Только после этого попытайтесь сделать задержку дыхания после вдоха (Антара кумбхаку). Сначала вы не сможете сохранять одинаковую продолжительность внутренней задержки, пураки и речаки. 7. Начинайте практиковать внутреннюю задержку постепенно. Сначала соотношение времени между тремя процессами должно соответствовать 1 : 1 / 4 : 1. Постепенно увеличивайте пропорцию до 1 : 1 / 2 : 1. Когда вы достигли стабильности в выполнении этого соотношения, увеличивайте его до 1 : 3 / 4 : 1. Когда это соотношение выполняется легко, увеличьте пропорцию Антара кумбхаки до соотношения 1 : 1 : 1. 8. Не пытайтесь задержать дыхание после полного выдоха (Бахья кумб- хака) до тех пор, пока не достигли этой пропорции. Затем постепенно начинайте внешнюю задержку (Бахья кумбхака). Сачала сохраняйте соотношение времени вдоха, внутренней задержки, выдоха и внешней задержки равным соответственно 1 : 1 : 1 : 1 / 4 . Постепенно увеличивайте эту пропорцию до 1 : 1 : 1 : 2 / 4 . Когда вы достигли стабильности, увеличивайте пропорцию дои в конечном счете достигайте соотношения 1 : 1 : 1 : 1. 10. Сначала практикуйте внутреннюю задержку (Антара кумбхаку) отдельно, выполняя одну Антара кумбхаку между тремя или четырьмя циклами ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ нормального дыхания. Повторяйте цикл Антара кумбхаки пять-шесть раз. Когда это станет легкими удобным, уменьшайте количество циклов нормального дыхания. Когда и это станет легким, выполняйте пураку, Антара кумбхаку и речаку, не добавляя нормальное дыхание. Когда одинаковая пропорция пураки, Антара кумбхаки и речаки поддерживается с легкостью, введите одну Бахья кумбхаку натри или четыре цикла. Постепенно уменьшайте число промежуточных циклов. Затем выполните пураку, Антара кумбхаку, речаку и Бахья кумбхаку без промежуточных циклов. ВИШАМАВРИТТИ ПРАНАЯМА 13. «Вишама» означает нерегулярный. Вишамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, Антара кумбхаки, речаки и Бахья кумбхаки варьируется. Это ведет к прерывистому ритму, а различные соотношения порождают трудности и опасность для учеников, если они не обладают крепкими нервами и хорошими легкими. Сначала начните только со вдоха, Антара кумбхаки и выдоха в соотношении. Увеличивайте пропорцию постепенно доза- тем до 1 : 4 : 1. Затем установите и добейтесь стабильности в соотношении, 1 : 4 : 1 1 / 4 , 1 : 4 : 1 1 / 2 , 1 : 4 : 1 3 / 4 и 1 : 4 : 2. Только тогда, когда вы овладеете этим, постепенно добавляйте Бахья кумбхаку в пропорции 1 : 4 : 2 : 1 / 4 , 1 : 4 : 2 : 1 / 2 , 1 : 4 : 2 : 3 / 4 и 1 : 4 : 2 : 1. Это соотношение составляет один цикл Вишамавритти пранаямы. 15. Сначала ученику будет трудно поддерживать ритм вовремя речаки, Бахья кумбхаки и пураки, так как дыхание становится затрудненным. Однако длительная и непрерывная практика принесет легкость выполнения. В Вишамавритти пранаяме идеальной пропорцией является следующая продолжительность полного вдоха — пять секунд, задержка дыхания (Антара кумбхака) — двадцать секунд, выдох — десять секунд, Бахья кумб- хака — пять секунд, соотношение 1 : 4 : 2 : 1. 17. Когда это соотношение достигнуто, поменяйте пропорцию вдоха и выдоха местами. Вдыхайте в течение десяти секунд, задержите дыхание на двадцать секунд и выдохните в течение пяти секунд пропорция будет следующей — 2 : 4 : 1. Затем добавьте Бахья кумбхаку в соотношении 2 : 4 : 1 : 1 / 4 , и постепенно увеличивайте продолжительность Бахья кумбхаки до соотношения 2 : 4 : 1 : 1 / 2 , затем — 2 : 4 : 1 : 3 / 4 , и наконец — 2 : 4 : 1 : 1. 18. Длительность дыхательных процессов можно варьировать. Например, если вдох занимает двадцать секунд, задержка — десять секунд ивы- дох — пять секунд, уменьшите продолжительность бахья кумбхаки до 2 секунд, так, чтобы соотношение было 4 : 2 : 1 : 1 / 2 ВРИ Т ТИП РАНА ЯМА. Продолжительность процессов может изменяться в Вишамаврит- ти пранаяме в различных соотношениях, например 1 : 2 : 4 : 1 / 2 , 2 : 4 : 1 / 2 : 1, 4 : 1 / 2 : 2 : 1, 1 / 2 : 1 : 4 : 2. Изменения и комбинации в Вишамавритти праная- ме бесконечны, и ни один смертный не может выполнить всевозможные комбинации за свою жизнь. Пример таких изменений и комбинаций дан в примечаниях к Сурья и Чандра Бхедана пранаямам в гл. Примечания. Путь Вишамавритти пранаямы полон опасностей. Поэтому не практикуйте ее самостоятельно, безличного наблюдения опытного гуру. Из-за различных соотношений вдоха, задержки после вдоха, выдоха и задержки после выдоха все системы тела, особенно дыхательные органы, сердце и нервы, перегружены и напряжены. Это может вызвать напряжение в мозге и кровеносных сосудах, и из-за этого, в свою очередь, может подняться давление, появиться беспокойство и раздражение. Необходимо с еще большей осторожностью относиться к практике Вишамавритти пранаямы и кумбхака, чем к Самавритти пранаяме. Запомните слова Сватмарамы из его «Хатха Йога Прадипики» о том, что прану следует приручать более постепенно, чем львов, слонов и тигров в противном случае она убьет практикующего ГЛАВА 19 Удджайи пранаяма Префикс «уд» означает движение вверх или расширение. Он также содержит в себе значение превосходства и мощи. «Джайя» означает завоевание или успеха с другой точки зрения — ограничение. В Удджайи легкие полностью расширены, а грудная клетка выдвигается вперед, как у могущественного завоевателя. Все стадии этой пранаямы, за исключением содержащих задержки (кум- бхаки), можно выполнять в любое время. Однако, если в сердце ощущается тяжесть, переполненность или боль, если напряжена диафрагма или вы взволнованы и у вас нарушено сердцебиение, то выполняйте пранаяму лежа. Положите на пол два деревянных бруска, размером примерно 30 х 30 х 4 см, один сверху другого. Расположите спину на брусках так, чтобы ягодицы былина полу, а руки вытянуты вдоль тела (фото 79–81). Также можно воспользоваться валиком, как показано на фото 82. Для того чтобы положение было удобными расслабленным, положите на ноги груз, как на фото 83. Вместо брусков можно использовать две подушки (фото 84). Если из-за усталости или болезни вы не можете выпрямить ноги, согните колени и расположите нижние части ног на валике или стуле (фото 85 и Когда спина находится в таком положении, вдох начинается от мышц в области таза. Это снимает любое напряжение и смягчает диафрагму. Легкие и дыхательные мышцы действуют мягко, и дыхание становится глубоким. Практика этой пранаямы приносит большое облегчение больным с увеличенным сердечным желудочком и врожденными пороками сердца. Более того, она успокаивает страх, который возникает у сердечных больных, опасающихся, что малейшее движение ухудшит их состояние. |