Главная страница

Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


Скачать 5.56 Mb.
НазваниеПрояснение пранаямы
АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
Дата23.12.2017
Размер5.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
ТипДокументы
#12632
страница17 из 23
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23
САБИДЖА ИЛИ САГАРБХА ДХЬЯНА
15. В медитации начинающему часто предлагается пение мантр для того, чтобы успокоить его блуждающий ум и удержать его от мирских желаний. Сначала мантру следует прочитать вслух, затем повторить в уме в конце приходит безмолвие. Это известно как Сабиджа, или Сагарбха дхьяна («бид- жа» означает семя, а «гарбха» — зародыш. Медитация без повторения мантр — это Нирбиджа, или Агарбха дхьяна. (Префиксы «нир» и а указывают на отсутствие чего-либо и означают без, см. гл. 17.)
16. Перед тем как приступить к выполнению техник Дхьяны, необходимо осознать различие между пустотой и спокойствием чувств, с одной стороны, и просветлением и безмятежностью духа — с другой. Медитация (дхьяна) бывает трех видов саттвическая, раджасическая и тамасическая. В Уттара Канде эпоса «Рамаяна» говорится, что король Равана и двое его братьев Кумбхакарна и Вибхишана потратили много лет на то, чтобы овладеть священными знаниями. Усилия Кумбхакарны привели его в состояние оцепенения, подобное смерти, так как его медитация была тамасической. Равана же был поглощен любовными желаниями и амбициями, так как его медитация была раджаси- ческой. Только Вибхишана оставался истинными правдивыми воздерживался от греха, поскольку его медитация была саттвической.
Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (коши) садхаки для того, чтобы объединить их водно гармоничное целое
Д Х Ь ЯН А 4 5 2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури) с девятью воротами. Эти ворота — глаза, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Некоторые добавляют к ним пупок и макушку головы и говорят, что тело имеет одиннадцать ворот. В медитации все они должны быть закрыты. Город контролируется десятью ветрами (вайю), пятью органами восприятия (джнянендрии), пятью органами действия (кармендрии) и семью чакрами, или внутренними комнатами. Как жемчужины нанизывают вместе на нить для того, чтобы получилось ожерелье, таки чакры необходимо соединить с Сутью, чтобы сформировать целостную личность. В медитации необходимо правильно расположить мозг относительно позвоночника. Какое бы тони было отклонение от равновесного положения нарушает покой медитации. Энергии левого и правого полушарий мозга должны быть приведены к центру. Мыслительная активность мозга прекращается. Как энергия отвлекается от определенной конечности или части тела, чтобы привести ее в пассивное состояние, таки поток энергии к мозгу должен быть уменьшен и направлен к сердцу — обители души. Ключевым моментом в технике медитации является сохранение мозга в качестве пассивного наблюдателя. Различные подготовительные техники — Яма, Нияма, Асана и Пра- наяма — формируют тело и ум, успокаивают и уравновешивают их. В устойчивой и уравновешенной позе, свободной от физических и ментальных беспокойств, осуществляется равномерная циркуляция артериальной и венозной крови, лимфатической и спинномозговой жидкости через голову и позвоночник. Возбуждение поддерживается на минимальном уровне и настолько симметрично, насколько это возможно. Равномерность кровообращения и возбуждения позволяют мозгу и уму объединить знание и опыт. Мозг разделен натри основные части кора головного мозга, гипоталамус и мозжечок. Кора головного мозга задействована в процессах мышления, речи, памяти и воображения. Гипоталамус регулирует деятельность внутренних органов и запечатлевает эмоциональные реакции удовольствия и боли, радости и печали, удовлетворения и разочарования. Мозжечок является центром мышечной координации. Задняя часть мозга принимает участие в медитации она является местопребыванием мудрости и ясности. Искусство сидеть правильно и безмолвно необходимо для достижения физической и ментальной гармонии при практике медитации. Сидеть можно в любой удобной позе, хотя идеальной является Пад- масана (фото Регулирование положения тела. В точности следуйте инструкциям, данным в гл. 11, об искусстве выполнения поз сидя, ноне делайте Джаландхара бандху.
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО. Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, без резких движений. Держите позвоночник прямо, а грудную клетку — поднятой. Это замедляет поток дыхания, уменьшает активность мозга и останавливает все мысли. Сохраняйте тело алертным, а сознание — острым, как бритва. Сохраняйте мозг пассивным, чувствительными молчаливым, подобно тонкому кончику листка, который трепещет даже от легкого дуновения ветра. Нарушение правильного положения тела приводит к интеллектуальной тупости, а рассеянный ум нарушает стабильность тела. Избегайте итого, и другого. Голова. Держите макушку параллельно потолку, не наклоняя при этом голову вправо или влево, вперед или назад, вверх или вниз. Если голова опущена, садхакой овладевают размышления о прошлом, ум становится вялыми тамасичным. Если же голова поднимается вверх, он пребывает в будущем, что является качеством раджаса. Когда голова удерживается прямо, садхака находится в настоящем, и это — чистое
(саттвическое) состояние ума.
Глаза и уши. Закройте глаза и смотрите внутрь, отвлеките уши от внешних звуков. Прислушивайтесь к внутренним вибрациями следуйте за ними, пока они не сольются со своим источником. Всякая рассеянность или недостаток осознанности в глазах и ушах порождают блуждания ума. Закрывание глаз и ушей ведет садхаку к медитации на Нем, том, кто есть поистине глаз глаза, ухо уха, речь речи, ум ума и жизнь жизни. Согните руки в локтях, поднимите кисти и сложите ладони перед грудью так, чтобы большие пальцы были направлены к грудине. Это положение рук называется Атманджали или Хридаянджали мудра (фото вид спереди — 147, вид сбоку — 148).
17. Рассудок, колеблющийся между головой и сердцем, порождает многочисленные мысли. Когда ум колеблется, надавите ладонями одна на другую, чтобы вернуть внимание ума к Сути. Если давление ладоней ослабевает, это признак того, что ум блуждает. Вновь крепко соедините их, чтобы обратиться к Сути. Дхьяна — это объединение тела, ума, рассудка, воли, сознания, эго и Сути. Тело — это внешний слой ума, ум — рассудка, рассудок — воли, воля — сознания, сознание — Я, или эго, Я — чистой Сути (Атма). Дхья- на — это процесс взаимопроникновения всех этих оболочек, слияние всего известного с неизвестным, или конечного с Бесконечным
Д Х Ь ЯН А 4 Фото Фото 148 19. Ум действует как субъекта Суть — как объект. Хотя в действительности Суть — это субъект. Цель медитации — заставить ум погрузиться в Суть, в результате чего все искания и стремления приходят к концу. Тогда садхака испытывает свою всеобщность, вневременность и полноту. Оставайтесь в медитации так долго, как сможете, не теряя положения тела. Затем выполните Шавасану (фото Примечания. Не приступайте к медитации сразу после выполнения асан и пранаямы. Только тот, кто способен долгое время сидеть устойчиво, может выполнять пранаяму и дхьяну вместе. В противном случае конечности будут болеть, и это будет нарушать ментальное равновесие. Лучшее время для медитации — когда тело и ум свежи, или перед сном, когда наступает умиротворение. Следите затем, чтобы взгляд не был обращен вверх, так как это ведет к задержке дыхания и порождает напряжение нервов, мышц, кровеносных сосудов, головы и мозга. Только тем людям, которые легко впадают в депрессию и отчаяние и ум которых вяли слаб, можно порекомендовать направлять взгляд в центр между бровями (фото 149 и 150) и некоторое время находиться с закрытыми глазами. Делайте так четыре-пять раз вовремя медитации, с интервалом между каждой попыткой. Эта практика приносит устойчивость уму и остроту интеллекту.
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО Однако людям с повышенным давлением этого делать не следует. Прекратите медитацию, когда тело начнет отклоняться вперед, назад или в стороны либо когда почувствуете слабость. Не настаивайте на продолжении медитации в этом случае, так как это означает, что время медитации в этот день закончено. Если выбудете пытаться продолжать медитацию, это может привести к нарушению ментального равновесия.
Эффекты медитации. В медитации ум находит свой источники успокаивается, подобно ребенку, отдыхающему на коленях у матери. Йог, найдя свою обитель и духовную гавань, видит изначальную реальность вокруг и внутри себя. Медитация устраняет противоречие между доминирующим аналитическим сознанием, расположенным в передней части мозга, и подчиненным ему подсознанием, или бессознательным, расположенным в задней части мозга. Она контролирует и замедляет определенные автоматические физиологические функции, которые обычно стимулируют мозг, такие как сокращение кишечника, дыхание, биение сердца. Все внешние раздражители, которые обычно беспокоят сознание человека через различные органы чувств, отсекаются, так как в дхьяне закрыты девять врат тела. В медитации сливаются ум и материя. Это слияние сжигает все разрушительные мысли. Садхака становится динамичным, созидательными в высшей степени внимательным. Он открывает неисчерпаемые резервы энергии и посвящает себя делу улучшения человечества.
Фото Фото 149
Д Х Ь ЯН А 4 9 4. Он постигает на опыте новое измерение, где его чувства и читта становятся кристально чистыми. Он видит вещи такими, какие они есть на самом деле, и становится свободным от предубеждений и иллюзий. Это — Джаг- ритавастха, состояние бдительной осознанности. Его душа пробудилась, а чувства находятся под контролем. Он наполнен знанием (праджня), пониманием, определенностью, свободой и истиной. Просветленный Божественным огнем внутри, он излучает радость, единство и покой. Садхака постепенно достигает семи ступеней высшего сознания. Это правильное желание (шубхечха), правильное размышление (вичарана), растворение ума (тануманаса), самореализация (саттавапатти), непривязанность
(асансакта), невосприятие объектов (падартхабхава) и познание состояния, которое невозможно выразить словами. Это — сумма всего знания знания
(джняна) тела (шарира), дыхания (прана), ума (манас) и рассудка (виджня- на знания, приобретенного опытом (анубхавика), усваиванием различных мнений и впечатлений, которые преподносит жизнь (расатмака), и знания Сути (Атма-джняна).
6. Его чувства направлены внутрь. Его мысли чисты. Свободный от привязанности и иллюзий, он обрел устойчивость и достиг состояния дживана- мукта (свобода от оков жизни).
Состояние дживана-мукта описано в «Бхагавад Гите»(глава XVII, 53–56) такими словами Он оставил позади суетность, насилие и высокомерие. Он ступил за пределы вожделения, гнева и жадности. Он стал бескорыстными умиротворенным — он способен быть единым с Вечным. Тот, кто пребывает с Вечными достиг умиротворения духане испытывает сожаления и не имеет желаний. Его любовь одинакова ко всем творениям он обладает высшей любовью к Господу. Таким образом, садхака начинает свое путешествие от рабства к свободе духа. Начиная с покорения тела, он продолжает овладевать дыханием (биоэнергией). После того как он овладел дыханием, он контролирует движения ума. Благодаря стабильности ума он обретает здравомыслие. Посредством здравого суждения он совершает правильные действия, достигает полного осознания и становится просветленным. Это просветление
(праджня) ведет к Высшему знанию (пара-джняна). С этим знанием садхака посвящает саму свою душу (атма) Господу (Параматма). Это — Шаранагати Йога — Йога Самоотдачи
ГЛАВА 30
Шавасана (расслабление. «Шава» на санскрите означает труп, «асана» — поза. Следовательно,
Шавасана — это поза, похожая на мертвое тело и дающая опыт пребывания в состоянии, подобном смерти, и прекращения душевных волнений, а также происходящих от них расстройств тела. Это означает расслабление, а следовательно, восстановление. Выполнение Шавасаны — это непросто лежание на спине с рассеянным умом и блуждающим взглядом, иона не должна заканчиваться храпением. Это наиболее трудная для освоения йогическая асана, но при этом она также самая освежающая и восстанавливающая. Совершенная Шавасана требует совершенной дисциплины. Расслабиться на несколько минут достаточно просто, но чтобы находиться в этом состоянии без каких-либо физических движений и колебаний ума, требуется длительная подготовка. Вначале продолжительное пребывание в Шавасане вызывает не только ощущение дискомфорта в мозге, но также появляется ощущение, что тело — это кусок сухого, мертвого дерева. На коже конечностей возникает покалывание, которое усиливается, если пребывание в позе продолжается.
Ритм
3. Когда Шавасана выполняется правильно, дыхание движется подобно нити, соединяющей жемчужины ожерелья. Жемчужины — это ребра, которые движутся медленно, очень равномерно и с благоговением, возникающим потому, что, когда человек находится в этом ясном состоянии, его тело, дыхание, ум и мозг направляются к его истинной Сути (Атме), подобно пауку, возвращающемуся в центр своей паутины. Когда садхака достигает такого единения, он испытывает состояние самахита читта (равновесие ума, интеллекта и сути. Вначале трудно расслабить ребра, дыхание грубое и неравномерное, ум и интеллект колеблются. Тело, дыхание, ум и интеллект не объединены с Атмой, или Сутью. Для правильного выполнения Шавасаны необходимо объединение тела, дыхания, ума и интеллекта, которыми управляет Суть. Тело, дыхание, ум и интеллект с почтением склоняются перед Атмой. Затем читта (манас, буддхи и ахамкара, или эго, которое отражает состояние
ША ВАС АН А 5 Я знаю) становится самахита читтой, где ум, интеллект и эго уравновешены. Это — состояние покоя. Это состояние достигается посредством контролируемой дисциплины тела, чувств и ума. Не следует, однако, ошибочно принимать егоза состояние безмолвия. В состоянии покоя присутствует твердость, происходящая от силы воли. Здесь внимание сосредоточено на сохранении сознания (читта) спокойным (дхарана), в то время как в безмолвии внимание расширено и освобождено (дхьяна), а воля сливается с Атманом. Это тонкое различие между покоем и безмолвием можно познать только на опыте. В Шавасане делается попытка достичь безмолвия во всех пяти оболочках, или кошах аннамайя (анатомической, пранамайя (физиологической, маномайя (ментальной, или эмоциональной, виджнянамайя (интеллектуальной) и ананда- майя (тело блаженства, которые обволакивают человека от кожи до Сути. Звезда пульсирует энергией, и энергия превращается в световые лучи, которые на Земле достигают человеческих глаз через много световых лет.
Атман подобен такой звезде. Он передает и запечатлевает свою волю иже- лания в уме человека. Эти скрытые желания, подобно звездной энергии, которая преобразуется в свет, могут вновь всплывать на уровне ума, нарушая безмолвие. Сначала научитесь достигать безмолвия в теле. Затем контролируйте тонкие движения дыхания. Теперь познайте состояние безмолвия ума и эмоций, а после этого — безмолвие интеллекта. С этого момента продолжайте изучать безмолвие Сути. Только после этого эго, или маленькая суть
(ахамкара), практикующего сможет слиться сего Сутью (Атмой). Колебания ума и интеллекта прекращаются, Я, или эго, исчезает, и Шавасана дает возможность испытать состояние чистого блаженства.
Ступени сознания. Йога учит, что существуют четыре основных состояния сознания. Три обычных состояния состояние глубокого сна или духовного неведения (су- шупти), сон со сновидениями или вялость (свапна) и, наконец, состояние бодрствования или осознанности (джагрита). Существуют и различные промежуточные состояния между ними. Четвертое состояние (турия) имеет другое измерение, в котором садхака просветлен духовно. Некоторые называют это состояние Вечным Сейчас, стоящим за пределами времени и пространства. Другие называют это единением души с Творцом. Это состояние можно испытать в совершенной Шавасане, когда тело отдыхает, как в глубоком сне, чувства — как во сне со сновидениями, а интеллект полностью внимательный и осознающий. Такое совершенство, однако, достигается редко. Тогда садхака рождается заново или освобождается (сиддха). Его душа поет слова
Шанкарачарьи:
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО Я был, Я есть, Я буду, так зачем страшиться рождения и смерти?
Откуда муки голода и жажды У меня нет ни жизни, ни дыхания.
Я ни умни эго, как могут иллюзии или скорбь угнетать меня?
Я не более чем инструмент, как могут действия освободить или связать меня?»
Техника
1. Необходимо во всех деталях описать технику выполнения Шавасаны. Однако новичков не должно смущать овладение деталями. Когда вы впервые учитесь водить машину, это обычно приводит в замешательство. С помощью инструктора начинающий постепенно овладевает тонкостями вождения до тех пор, пока он не может выполнять их инстинктивно. Тоже самое касается Шавасаны, за исключением того, что работа человеческого организма гораздо более сложна, чем работа любой машины. Шавасану трудно изучать, поскольку она включает успокоение тела, чувств и ума, в то время как интеллект должен оставаться полностью внимательным. Ищущий приближается к этому путем изучения различных аспектов своего существа — тела, чувств, ума, интеллекта и Сути. Здесь недостаточно книжного знания. Более важна в овладении Шавасаной правильная практика. Перед тем как приступить к практике, освободитесь от стесняющей одежды, поясов, очков, контактных линз, слуховых аппаратов и т. д.
Время и место. Хотя Шавасану можно выполнять в любое время, желательно это делать в спокойные часы. В больших городах и промышленных районах трудно найти место, где атмосфера не загрязнена дымом, смогом и химическими отходами. Выберите чистое ровное место, где нет насекомых, шума и неприятных запахов. Не практикуйте на твердом полужесткой поверхности или мягком матрасе, поскольку тело располагается неровно.
Регулирование положения тела. Шавасана выполняется в положении лежа на спине, вытянувшись в полный рост, на расстеленном на полу одеяле. Обозначьте на нем прямую линию, чтобы правильно расположить тело (фото 151). Сядьте на проведенную линию, согнув колени и соединив стопы (фото 152). Постепенно, позвонок за позвонком, опускайте спину на линию, обозначенную на полу или одеяле. Расположите тело так, чтобы середина позвоночника находилась точно на прямой линии, проведенной на полу или одеяле (фото 153–155).
6. Прижмите стопы к полу, поднимите бедра и крестцово-подвздошную область и руками двигайте плоть и кожу в направлении от поясницы вниз к ягодицам (фото 156).
ША ВАС АН А 5 Фото Фото Фото 153
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО Фото Фото 155
ША ВАС АН А 5 Фото 156 7. Сначала проверьте положение задней стороны тела. Затем отрегулируйте положение головы, начиная с фронтальной части. Так делают потому, что после рождения затылок становится неровным, так как дети лежат на одной стороне ив результате одна сторона головы сдавливается в большей степени. Следовательно, важно установить положение головы спереди и отрегулировать его сзади фото 157–158). Затем вытяните полностью сначала одну ногу, а затем другую (см. фото 47–49). Соедините пятки и колени. Соединенные пятки, колени, промежность, центр копчика, позвоночный столб и основание черепа должны точно располагаться на прямой линии (фото 159). Затем установите положение передней части тела, сохраняя центр между бровями, переносицу, подбородок, грудину, пупок и центр лобковой кости на одной линии.
Фото 157
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО Фото Фото 159
ША ВАС АН А 5 Фото Фото Баланс. Чтобы тело не отклонялось, держите его прямо и ровно относительно центральной линии. Для того чтобы лежать ровно, мысленно проведите линию через центр лба, между бровями, через основание носа, середину губ, подбородок, горло, грудину, центр диафрагмы, пупок, лобок, а затем через пространство между внутренними сторонами бедер, коленей, икр, лодыжек и пяток. Затем убедитесь, что тело, начиная с головы, лежит ровно, а оба уха, наружные углы глаз, губы и основание челюсти параллельны полу (фото 160–161). Наконец, вытяните и отрегулируйте положение задней части шеи так, чтобы она располагалась на полу по центру (фото Туловище. Прижмите верхнюю часть (внутреннюю точку) каждой лопатки к полу фото 163–164). Расправьте кожу верхней части грудной клетки от ключиц к лопатками отрегулируйте положение спины так, чтобы правильно расположиться на одеяле (фото 165). Следите затем, чтобы грудной и поясничный отделы позвоночника располагались равномерно с обеих сторон и ребра расширялись одинаково в обе стороны. Около девяноста девяти
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО Фото Фото Фото Фото 164
ША ВАС АН А 5 Фото Фото 167
СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО процентов людей не располагаются равномерно на обеих ягодицах, а переносят весна одну из них. Расположите центр крестца на полу, чтобы ягодицы расслабились одинаково. Проведите линию между сосками, плавающими ребрами (фото 160–161) и тазовыми костями так, чтобы они располагались параллельно полу.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23


написать администратору сайта