Главная страница

Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


Скачать 5.56 Mb.
НазваниеПрояснение пранаямы
АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
Дата23.12.2017
Размер5.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
ТипДокументы
#12632
страница20 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Бхува атмосфера или эфир, второй из трех миров, находящийся непосредственно над землей. Это также и мистическое слово, одно из первых слов, образующих речь
вайрагья отсутствие мирских желаний
Вайшешика
(Vaisґes одна из шести систем индийской философии, основанная Канадой. Она так называется потому, что ее учение заключается в следующем знание природы реальности приобретается познанием особых свойств (више- ша) или сущностных различий, которые определяют девять вечных реальностей или субстанций (дравьяс). Это земля — притхви, вода — ап, огонь — теджас, воздух — вайю, эфир — акаша, время — кала, пространство дик, Сущность — Атман и ум — манас
Вайю (ветер, жизненный воздух
вайю садхана
(va

yu практика или поиск (садхана) ветров жизни (вайю). Другое название пранайамы
вак (va

c)
речь
Вальмики имя автора знаменитого эпоса «Рамаяна» (см. Рат- накара)
«Варахопанишад»
(Vara

hopanis название одной из Упанишад, в которой описываются нади
Варуни нади
(Va

run i название одной из нади, которая проходит через все тело. Ее функция заключается в выводе мочи.
васана желание, склонность, стремление
Васудева имя Господа Вишну
вата (va

ta)
ветер
Веда священные писания индуизма, которые считаются данной свыше литературой (шрути), состоят из четырех сборников Ригведа — гимны богам,
Самаведа — молитвенные песнопения, Яджурве- да — священные формулы в прозе, и Атхарваве- да — магические песнопения. Они содержат изначальные философские откровения и считаются высшим авторитетом. Каждая Веда в общих чертах делится на две части, а именно мантры (гимны) и брахманы (наставления. Брахманы, в свою очередь, включают в себя араньяки — теологию и упа- нишады— философию
ГЛОССАРИЙ 1
Веданта (буквально конец (анта) Вед, известное название системы индийской философии, именуемое
Уттара Миманса, что означает последнее исследование Вед, так как ее центральный предмет — философские учения упанишад. Эти учения повествуют о природе и взаимоотношениях трех принципов, а именно об Абсолютном Принципе (Брахман, мире (джагат) и индивидуальной душе (дживатма), а также о взаимоотношениях между Всеобщей Душей (Параматма) и индивидуальной душой
Вибхишана
(Vibh
1

sґan имя брата Раваны, который сказал Раване, что его похищение жены Рамы Ситы — поступок неправедный иона должна быть возвращена супругу. Не сумев убедить Равану, Вибхиша- на покинул его и присоединился к Раме в его битве против Раваны. После победы над ним
Вибхишана был коронован как король Ланки. Он считается примером праведного поведения и человеком, чья медитативная практика имела качество саттвы
вивека рассудительность, умение различать
вивека кхьяти
(viveka знание или способность (кхьяти) различения
виджняна знание, мудрость, интеллект, понимание, различение. Также означает мирское знание, происшедшее от мирского опыта, в противоположность знанию Брахмы или Высшего Духа
Виджняна нади
(Vijn


a

na сосуды сознания
Виджнянамайя коша
(Vijn

a

namaya оболочка интеллекта, окружающая душу включает в себя процессы размышления и рассуждения, основанные на субъективном опыте
видья учение, изучение традиционного знания, наука
викшипта (viks возбужденное состояние ума, вызванное рассеянностью, замешательством или растерянностью ГЛОССАРИЙ 2
Вилома пранаяма
(Viloma pra

n a

ya

ma)
Вилома означает против шерсти (лома, против течения, вопреки существующему порядку вещей. Частица «ви» означает отрицание или отсутствие. В Вилома пранаяме вдох или выдох не являются единым непрерывным процессом, а проделываются постепенно, с несколькими паузами
вина (v
1

n индийская лютня
винаданда
(v
1

n a

dan позвоночный столб
Вирасана Вира означает герой, воин или победитель. Чтобы выполнить эту сидячую позу, нужно соединить колени, развести стопы и плотно прижать их к наружным сторонам бедер. Эта поза подходит для медитации и пранаямы
вичарана (vicha

ran изучение, исследование, обсуждение, рассмотрение
вишалата протяженность, пространство, ширина, расстояние
Вишама Вритти пра-
наяма (Vis ama vr tti pra

n a

ya

ma)
«Вишама» означает непостоянный и сложный.
Вишама вритти пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается одинаковая продолжительность вдоха, выдоха и задержки. Это ведет к прерыванию ритма и разнице в пропорциях, что создает трудности и опасности для ученика
Вишвадхарини Поддерживающий Вселенную
Вишводхари нади
(Visґvodhar
1

название одной из нади, выполняющей функцию усвоения пищи
Вишну (Vis второе Божество в индуистской троице
Вишуддхи чакра
(Visґuddhi нервное сплетение в области горла
вритти (vr образ действия, поведения, способ бытия, положение или ментальное состояние
Вритти пранаяма
(Vr tti pra

n a

ya

ma)
Вритти пранаяма бывает двух видов Сама Вритти пранаяма и Вишама Вритти пранаяма. Впервой делается попытка достичь равной продолжительности трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки дыхания в любом виде пранаямы. В Вишама Вритти пранаяме пропорции вдоха, задержки и выдоха различны, и это ведет к прерывистому ритму
ГЛОССАРИЙ 3
вьявасаятмика-буддхи трудолюбивый и настойчивый рассудок
вьядхи слабость, болезнь, недомогание
Вьяна вайю
(Vya

na один из жизненных ветров, который пронизывает все тело и распространяет энергию, полученную в результате усвоения пищи и дыхания, по всему телу
гандха (gandha)
запах
Гандхари нади
(Ga

ndha

r
1

название одной из нади, которая расположена позади Ида нади, заканчивается возле левого глаза и регулирует функцию зрения
гарбха зародыш или эмбрион
Гаутама имя основателя философской системы Ньяя
Гаятри мантра
(Ga

yatri ведический гимн, посвященный жене Брахмы — матери Вед
гу (первый слог в слове гуру, означающий темноту
гуна (gun качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех частей, составляющих космическую субстанцию (Пракрити): просветляющая
(саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая (тамас)
гунатита (gun освобожденный, тот, кто превзошел или преодолел три гуны саттвы, раджаса и тамаса
гуру духовный наставник, тот, кто рассеивает темноту духовного сомнения
гхата (ghat большой глиняный кувшин для воды интенсивное усилие
гхатавастха
(ghat вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхите», где тело подобно глиняному кувшину (Ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь ста- бильности.
«Гхеранда Самхита»
(Gheran d
a Sam классический труд по хатха-йоге
даиргхья горизонтальное расширение
дала большое количество
ГЛОССАРИЙ 4
даршана видение, умение распознавать. Также философская система
даурманасья
(daurmanasya)
отчаяние
двара-пала страж или хранитель (пала) ворот (двара)
двеша (dves ненависть, враждебность
Девадатта вайю
(Devadatta один из жизненных ветров, который обеспечивает поступление дополнительного кислорода в усталое тело, вызывая зевоту
деша место или состояние
Джабали имя мудреца, сына Джабалы, прислуги. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и правдивостью. Гаутама дал ему имя Сатьякама-Джаба- ли («сатьякама» — любящий истину, «Джаба- ли — сын Джабалы»)
джагрита (ja

gr бодрствующий, бдительный
джагритавастха состояние (авастха) бдительности, осознанности
джагрити (ja

gr бдительность, осознанность
джала сеть, решетка. Также скопление, множество, масса
Джаландхара бандха
(Ja

landhara bandha)
«Джаландхара» — это положение, при котором шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами наверху грудины, стимулируя фарингеальное сплетение
джапа (japa)
молитва
джатхарагни
(ja

t
.h пищеварительный огонь
джая победа, успех
джваланти ярко горящий, блистающий
джива живое существо, создание. Индивидуальная душа, отделенная от всеобщей души
дживана мукта
(j
1

vana человек, освобожденный в течение своей жизни через истинное знание Высшего Духа
ГЛОССАРИЙ 5
дживатма индивидуальная или личная душа
джитендрия тот, кто победил свои страсти, или подчинил себе свои чувства
джняна священное знание, полученное в медитации над высшими истинами религии и философии, которое учит человека, как понять свою собственную природу
джняна марга
(jn

a

na путь знания, следуя по которому человек достигает реализации
Джняна мудра
(Jn

a

na жест руки, в котором кончик указательного и большого пальца соединяются, а остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания
(джняна). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух символизирует истинное знание
джняна чакшу
(jn

a

na chaks глаз (чакшу) интеллекта, глаз ума, интеллектуальное видение (в противовес физическому зрению)
джнянендрия органы чувств слух, осязание, зрение, вкуси обоняние bдоша (dos ошибка или дефект, пагубное свойство, нарушение равновесия трех дхату тела
дукха (duh страдание и боль
дхамана движение воздуха, имитирующее работу кузнечных мехов
дхамани трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах
Дхананджая вайю
(Dhanan

jaya один из жизненных ветров, который остается в теле даже после смерти и иногда вызывает раздувание трупа
Дхарана (Dha

ran концентрация или полное внимание. Шестая ступень Йоги, описанная Патанджали
ГЛОССАРИЙ 6
дхарма Слово «дхарма» образовано от корня «дхри», означающего поднимать, сохранять, поддерживать, подкреплять. «Дхарма» означает религия, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех целей человеческого существования
Дхарма кшетра
(Dharma ks название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами и пандавами в войне «Махабха- раты». Это — поле сражения, где Кришна изложил
Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина
дхату элемент. Качество или тип тела, например вата ветер) и капха (слизь)
дхри удерживать или концентрировать
Дхьяна медитация. Седьмая ступень Йоги Патанджали
Ида нади (Id a

na

d
1

)
нади или канал энергии, начинается от левой ноздри, затем восходит к макушке, а оттуда спускается к основанию позвоночника. По этой нади проходит лунная энергия, и поэтому она называется Чандра нади (канал лунной энергии)
индрияс органы восприятия и действия
Иштадевата
(Is избранное божество
ичха желание, стремление, воля
Ишвара Высшая Суть, Бог
Ишвара пранидхана
(I

sґvara pran посвящение Господу своих действий и воли
Йога союз, объединение. Слово йога происходит от корня «юдж», означающего соединять, сочетать, концентрировать свое внимание на чем-то. Это одна из шести систем Индийской философии, детально описанная мудрецом Патанджали. Йога — это союз нашей воли и воли Божьей, спокойствие души, которое дает возможность видеть жизнь беспристрастно во всех ее проявлениях
ГЛОССАРИЙ Йога (Yoga)
(окончание)
Главная цель Йоги — обучить средствам, при помощи которых человеческая душа может быть полностью объединена с Высшим Духом, наполняющим Вселенную и, таким образом, достигнуть совершенства
«Йога-сутры»
(Yoga классический труд по Йоге, написанный Патан - джали. Он состоит из сжатых афоризмов по Йоге и разделен на четыре части, в каждой из которых описаны соответственно глубокая медитация (са- мадхи), средства (садхана), которыми достигается Йога, силы (вибхути), которые приходят к ищущему в процессе его поиска, и состояние освобождения (кайвалья)
«Йога Чудамани
Упанишада» (Yoga
Chud a

man i Upanis название одной из Йога Упанишад
кайвальявастха
(kaivalya

vastha

)
«Кайвалья» означает полную изоляцию, отстраненность или отрешенность души от материи, отождествление с Высшим Духом. Кайвальявастха — это состояние (авастха) окончательного освобождения или блаженства
кала (ka

la)
время
кала чакра
(ka

la колесо времени
кама желание, вожделение
канда выпуклый корень, узел. Канда имеет округлую форму, размером около десяти сантиметров, расположена приблизительно на 30 см выше ануса, около пупка, где соединяются и разделяются три основных нади: Сушумна, Ида и Пингала. Она как будто покрыта мягким, белым куском ткани
кандастхана местонахождение канды
капала (kapa

la)
череп
Капала-бхати Капала — череп, «бхати» — свет. Капала- бхати — это процесс очищения носовых пазух. Это более мягкая форма Бхастрика пранаямы
капха слизь
ГЛОССАРИЙ 8
Карана шарира
(Ka

ran a внутренний рудимент тела (шарира), причинная
(карана) оболочка. Это духовная оболочка блаженства (Анандамайя коша. Опыт осознания этой оболочки приходит тогда, когда человек всецело поглощен объектом медитации либо когда пробуждается после освежающего сна
карма (karma)
действие
карма марга
(karma путь для активных людей к реализации через действие карма мукта

(karma тот, кто освободился от результатов или плодов своих действий
карма пхалатхьяги
(karma тот, кто отказался, отрекся (тхьяги) от плодов или наград (пхала) за свои действия (карма) в этой жизни
кармендрия органы (индрия) действия выделения, размножения, речи, руки и ноги
«Катхопанишад»
(Kat hopanis одна из основных Упанишад в стихах, в форме диалогов между ищущим Начикетой и Ямой, Богом смерти
Каушики нади
(Kausґiki одна из нади, заканчивающаяся на больших пальцах ног
«Каушитаки
упанишада»
(Kaus
1

taki upanis одна из Упанишад
Кевала кумбхака
(Kevala когда практика кумбхаки (дыхательный процесс) становится столь совершенной, что происходит уже инстинктивно, это известно как Кевала (чистая или простая) кумбхака
коша оболочка, футляр. Согласно философии Веданты существует три вида тел (шарира), окружающих душу. Эти три вида или структуры тела состоят из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек или футляров (коши. Эти пять кош следующие а) Аннамайя, или анатомическая оболочка питания б) Пранамайя, или физиологическая оболочка, включающая дыхательную и другие системы организма в) Маномайя, или психологическая оболочка, включающая осознание, ощущение и мотивацию, не порожденные субъективным опытом
ГЛОССАРИЙ коша (kosґa)
(окончание)
г) Виджнянамайя, или интеллектуальная оболочка, включающая процесс размышления и рассуждения, которые происходят из субъективного опыта д) Анандамайя, или духовная оболочка блаженства. Аннамайя коша образует Стхула ша- риру, грубое тело. Пранамайя, Маномайя и Видж- нянамайя коши образуют Сукшма шариру, тонкое тело. Анандамайя коша образует Карана шариру, каузальное, или причинное тело
крийя искупительный обряд, очищающий процесс
Крикара вайю
(Kr kara один из пяти вспомогательных вайю, который, заставляя человека чихать или кашлять, предотвращает попадание инородных тел в носовую полость или горло
Кришна (Kr s
n Господь всех Йог (Йогешвара). Самый почитаемый герой в индуистской мифологии. Восьмая инкарнация Вишну
кродха (krodha)
гнев
кулала чакра
(kula

la колесо (чакра) гончара (кулала), гончарный круг
кумбха кувшин для воды, горшок, чаша
кумбхака интервал времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха. Здесь легкие сравниваются с полным или пустым кувшином для воды как совершенно заполненные или полностью пустые
Кумбхакарна
(Kumbhakarn сушами, как ручки горшка. Имя гигантского демона, брата Раваны, в конечном счете убитого Рамой. Он практиковал самую суровую аскезу, чтобы унизить богов. Брахма уже был готов воздать ему должное, тогда боги попросили Сарасвати, богиню речи, сесть Кумбхакарне на языки изменить его. Когда
Кумбхакарна пришел к Брахме, вместо того, чтобы потребовать Индрападу (статус Индры, короля богов, он попросил Нидрападу (статус сна — нидра), который был ему тотчас дан. Его усилия ввергли его в состояние оцепенения, подобного смерти, так как его медитация и аскеза имели качество тамаса
ГЛОССАРИЙ 0
Кундалини
(Kun d
alin
1

)
Кундалини («кундала» — веревка, сложенная витками, «кундалини» — свернутая спиралью змея женского пола) — это божественная космическая энергия. Сила, или энергия, символизируется свернувшейся кольцом спящей змеей, которая лежит, скрывая свой потенциал, в низшем нервном центре в основании позвоночного столба, в Муладхара чакре. Эта латентная энергия должна быть пробуждена и поднята по главному спинному каналу,
Сушумне, пронизывающему чакры, к Сахасраре, тысячелепестковому лотосу в голове. Так йогин достигает единения с Высшей Всеобщей Душой
Курма вайю
(Ku

rma название одного из вспомогательных жизненных ветров, который контролирует движения век, защищающих глаза от попадания инородных веществ или слишком яркого света
Курма нади
(Ku

rma название одной из вспомогательных нади, чья функция заключается в стабилизации тела и ума
Куру кшетра
(Kuru ks название обширной равнины около Дели, места, где состоялось сражение Махабхараты между кау- равами и пандавами. Человеческое тело сравнивается с этим полем сражения между силами добра и зла, или между личными интересами и долгом
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта