Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы
Скачать 5.56 Mb.
|
Куху название одной из нади, ответственной за вывод фекалий, расположенной спереди от Сушумны куша священная трава, используемая вовремя религиозных церемоний кшетра (ks тело, рассматриваемое как поле деятельности bкшетраджна (ks землепашец знающий тело и душу кшипта (ks расстроенный, запущенный Лалата чакра (Lala – t a chakra) «Лалата» означает лоб. Лалата чакра расположена в верхней части лба Ланка (Lanka) Цейлон лайя растворение поглощение ума или преданность лобха (lobha) жадность лома волосы ГЛОССАРИЙ 1 мада (гордыня, страсть мадджа (majja – ) суть мадхьяма средний, обычный, посредственный манса (ma – m sa) плоть манана размышление, медитация манас индивидуальный ум, обладающий силой и способностью внимания, выбора и отказа. Повелитель чувств Манас чакра (Manas нервное сплетение, расположенное в области между пупком и сердцем Манипурака чакра (Man ipu – raka нервное сплетение, расположенное в области пупка маноджняна знание работы ума и эмоций манолайя (manolaya) Манолайя («манас» — ум «лайя» — погруженность это состояние, в котором внутренние или эмоциональные колебания ума успокоены. Затем ум, свободный от колебаний, растворяется и сливается с сутью, подобно реке, впадающей в море, утрачивая свою индивидуальность Маномайя коша (Manomaya одна из оболочек (коша, окружающих душу. Ма- номайя коша имеет отношение к функции осознания, восприятия и мотивации, которые не происходят из субъективного опыта мантра ведический гимн матсарья (ma – tsarya) зависть Маха видья (Maha – великое знание, высшее знание Маха врита (Maha – vr великий обет или основополагающий долг Маха тапас (Maha – великая (маха) аскеза (тапас) «Маханараянапани- шада» (Maha – na – ra – yan opanis название одной из Упанишад ГЛОССАРИЙ 2 Махат (Mahat) непроявленный первичный зародыш воспроизводящего принципа, из которого произошли все явления материального мира. В философии Санкхьи — это Великий Принцип, Интеллект (в отличие от мана- са), второй из двадцати пяти элементов или таттв, признаваемых Санкхьей медас (medas) жир меруданда (merudan позвоночный столб Миманса (M 1 – ma – m исследование. Также системы индийской философии. Пурва Миманса рассматривает общую концепцию Божества, но делает особый акцент на важности действий (карма) и ритуалов. Уттара миманса рассматривает Бога, основываясь на Ведах, но делает особый акцент на духовном знании (джняна) мокша (moks освобождение окончательное освобождение души от повторяющихся рождений моха безрассудная страсть мудра (печать, запечатывающая поза мудха (mud ha) тупой мукта (mukta) освобожденный мукти (избавление, освобождение, окончательное освобождение души из цепи рождений и смертей мула (корень, основание Мула бандха (Mu – la поза, в которой часть тела от ануса до пупка сокращается и подтягивается к позвоночнику Муладхара чакра (Mu – la – dha – ra нервное сплетение, расположенное в области таза над анусом в основании или корне позвоночника основная поддержка тела Мурчха пранаяма (Mu – rchha – pra – n вид пранаямы, в которой дыхание удерживается почти до потери сознания (мурчха) Нага вайю (Na – ga один из пяти вспомогательных вайю, который уменьшает давление в брюшной полости путем отрыжки нада внутренний мистический звук ГЛОССАРИЙ 3 наданусандхана (na – da – nusandha – na) «Анусандхана» означает исследование, планирование, приведение в порядок или подходящее соединение. Наданусандхана — это тщательное исследование звука ритмических рисунков дыхания вовремя практики пранаямы и полная погруженность в звук, подобно музыканту, поглощенному своей музыкой надарупини (na – daru – pin проявленный звук нади трубчатые органы тонкого тела, по которым протекает энергия. Нади — это протоки или каналы, которые разносят воздух, воду, кровь, питательные вещества и другие субстанции по всему организму. Они проводят космическую, жизненную, семенную и другие энергии, также как и ощущения, сознание и духовную ауру Нади Шодхана пра- наяма (Na – d 1 – Sґodhana pra – n a – ya – ma) пранаяма, которая выполняется для очищения нади. Это наивысший и наиболее сложный вид пранаямы нади чакра (na – d 1 – узел или сплетение в грубом, тонком и каузальном телах надика (na – d маленькая нади Нарада имя божественного мудреца. Его считают посланником Бога людям. Он известен как изобретатель лютни (вины. Он был великим почитателем Виш- ну и считается автором «Бхакти Сутр»(афоризмов о Божественной Любви, а также свода законов, названных его именем Нараяна (Nara – yan одно из имен Господа Вишну Начикета имя ищущего и одного из основных героев в «Катхапанишаде». Его отец Ваджашравас пожелал раздать все свое имущество, дабы приобрести тем самым религиозные заслуги. Начикета испытал недоумение, когда его отец стал раздавать старый и истощенный скот, испрашивал его снова и снова Кому ты отдашь меня Отец отвечал Я отдам тебя Яме (Богу смерти. Начикета отправился в королевство смерти и обрел там три блага, последним из которых было знание тайны жизни после смерти ГЛОССАРИЙ 4 Начикета (Nachiketa) (окончание) Яма пытался отвратить Начикету от достижения его желания, предлагая ему величайшие земные удовольствия, но Начикета был непоколебим в своем намерении, ив конце концов Яма дал ему желаемое знание нивритти марга (nivr itti путь реализации посредством воздержания от мирских действий и неподверженности мирским желаниям нидидхьясана глубокая и повторяющаяся медитация, постоянное размышление нидра (nidra – ) сон Нирбиджа (Nirb 1 – ja) «Биджа» означает семя или зародыш. Биджа ман- тра — это мистический слог или священная молитва, которая мысленно повторяется вовремя пранаямы или дхьяны для того, чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости. С практикой, семя, посеянное в уме, прорастает в целеустремленность, сосредоточение на одной точке. Постепенно практика становится Нирбиджа-практикой («нир» — без, «биджа» — семя, когда практикующему уже ненужно прибегать к Биджа мантре Нирбиджа дхьяна (Nirb 1 – ja dhya – na) дхьяна, в которой садхака не имеет надобности обращаться к Биджа мантре Нирбиджа пранаяма (Nirb 1 – ja pra – n a – ya – ma) пранаяма, в которой садхака не испытывает потребности в обращении к Биджа мантре нирвана (nirva – n вечное блаженство, освобожденный от существования bнирвишая (nirvis без чувственности нируддха сдержанный, обузданный, контролируемый нишпатти (nis совершенство, законченность нишпатти авастха (nis patti состояние совершенства или зрелости. Осуществление bНияма самоочищение дисциплиной. Вторая ступень Йоги Патанджали Ньяя система индийской философии, которая делает акцент на логике ив первую очередь занимается законами мышления, основывающегося на причине и аналогии оджас жизненность, слава, великолепие ГЛОССАРИЙ 5 падартхабхава (pada – rtha – bha – va) не-существование или отсутствие (абхава) предметов или объектов (падартха). Отсутствие феноменального творения. Окончательное освобождение Пуруши или души (двадцать пятая таттва) от уз мирского существования оков феноменального, явленного творения посредством привнесения истинного знания остальных двадцати четырех таттв и надлежащим отделением от них души Падмасана поза лотоса, сидение на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Поза идеальна для практики пранаямы и дхьяны панчамахабхутас пять грубых элементов земля, вода, огонь, воздух и эфир Пара (Para – ) Высший Пара нади (Para – na – d 1 – ) Высшая нади или Высший нерв Парабрахман высший или верховный (Пара) дух (Брахман) Пара-джняна Высшее знание, абсолютное знание Параматма Высший (Парама) Дух (Атма) Парататтва запредельное (пара) элементам или первичным субстанциям (таттва), Высший Всеобщий Дух, который за пределом материального мира, пронизывающий Вселенную паричая знакомство, близость, частое повторение. Сокровенное знание паричаявастха ступень сокровенного знания (паричая). Это третья ступень пранаямы, упомянутая в Шива Сам- хите» Патанджали имя философа, представителя философии Йоги, автора «Йога-сутр». Своей работой он дал спокойствие уму, работой по грамматике — ясность речи, а работой по медицине — чистоту телу. Он — известный автор «Махабхашья» — великого комментария на Сутры Панини по грамматике ГЛОССАРИЙ 6 Пашчимоттанасана интенсивное растяжение задней части тела от пяток до головы Паясвини нади (Payaswin 1 – название нади, заканчивающейся на большом пальце правой ноги. Считается, что она расположена между Пуша, (находящейся за Пингала нади), и Сарасвати нади, (находящейся за Сушумна нади) Пингала нади (Pingala – na – d 1 – ) нади или канал энергии, начинающийся от правой ноздри, затем идущий к макушке головы и вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему проходит солнечная энергия, он также называется Сурья нади. «Пингала» означает «рыжевато-коричневый или красноватый» питта желчь, один из жизненных соков тела, два другие вата (ветер) и капха (слизь) Плавини пранаяма (Pla – vin 1 – pra – n a – ya – ma) «Плавана» означает плавание, разлив, прилив. Считают, что Плавини пранаяма помогает человеку плавать, держаться на поверхности воды. Помимо названия, в текстах Йоги практически нет сведений об этой пранаяме правритти марга (pravr tti путь действия Праджапати Господь всего сотворенного праджня рассудок, мудрость Пракрити (Prakr Природа, первичный источник материального мира, состоящий из трех качеств саттвы, раджаса и тамаса прамада безразличие, бесчувствие прана (pra – n воздух, дыхание, жизнь, жизненность, ветер, энергия, мощь. Второстепенное значение слова «пра- на — «душа» Прана вайю (Pra – n a жизненный воздух, который наполняет собой всечеловеческое тело. Он движется в области груди прана джняна (pra – n a знание дыхания и жизни пранава (pran другое слово для обозначения священного слога АУМ ГЛОССАРИЙ 7 Пранамайя коша (Pra – n amaya физиологическая (пранамайя) оболочка, которая вместе с психологической (маномайя) и интеллектуальной (виджнянамайя) оболочками составляют тонкое тело (сукшма шарира), окружающее душу. Пранамайя коша включает в себя дыхательную, кровеносную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы Пранаяма (Pra – n контроль ритма (аяма) дыхания. Четвертая ступень Йоги. Это ось, вокруг которой вращается колесо Йоги Пранаяма видья (Pra – n a – ya – ma знание, учение, практическое знание или наука (видья) о пранаяме Пратилома пранаяма (Pratiloma pra – n a – ya – ma) «Пратилома» означает против шерсти, наперекор естественной склонности, против течения. В этом виде пранаямы вдох контролируется пальцами, прижимающими попеременно каждую ноздрю, выдох совершается через открытые ноздри Пратьяхара удаление и освобождение ума от господства чувств и чувственных объектов. Пятая ступень Йоги «Прашнопанишад» (Prasґn opanis название одной из основных Упанишад Притхви (Pr thvi) Земля Притхви таттва (Pr thvi элемент земли пурака вдох или наполнение легких Пурва Миманса (Pu – rva M 1 – ma – m одна из систем индийской философии Миманса занимается основными концепциями Божества, но подчеркивает важность действия и ритуалов Пуруша (Purus универсальный Духовный принцип пурушартхас (purus четыре цели человеческой жизни дхарма (долг, артха (приобретение, кама (удовольствие) и мок- ша (освобождение) Равана (Ra – van имя демона, короля Ланка, который похитил Ситу, жену Рамы, и был им впоследствии убит. Равана был высоко интеллектуален и обладал огромной мощью. Он был страстным поклонником Шивы и хорошо сведущ в ведах. Был известен как приверженец неизменности Ведических текстов ГЛОССАРИЙ 8 рага (ra – ga) преданность раджас действие, страсть, эмоция ракта (rakta) кровь Рама седьмая инкарнация Господа Вишну «Рамаяна» (Ra – ma – yan почитаемый эпос о Раме рандра (randra) отверстие раса (rasa) вкус расатмака (rasa – tmaka) переживание различных чувств, вкусов, которые преподносит жизнь ратна драгоценный камень Ратнакара океан, источник сокровищ. Также имя разбойника, который затем стал мудрецом Вальмики, почитаемым авторитетом эпоса «Рамаяна». Однажды разбойник напал на мудреца Нараду, которого он пригрозил убить, если тот не отдает свое имущество. Нарада посоветовал разбойнику пойти домой испросить свою жену и детей, готовы ли они стать его соучастниками в бесчисленных преступлениях, совершенных им. Разбойник пошел домой и возвратился, подавленный услышанным — они не пожелали разделить его грех. Нарада посоветовал разбойнику повторять имя Рамы, а когда тот отказался, предложил постоянно повторять «мара» (перевернутое Рама) и затем исчез. Ратнакара непрерывно повторял «мара» и стал настолько растворенным в нем, ив размышлении о Раме, что его тело покрылось муравейником (валь- мика). Нарада возвратился и нашел разбойника, ставшего святым, а поскольку он был окутан скорлупой муравейника, он получил имя Вальмики. Когда Сита была беременна и покинута всеми, он далей кров в своей хижине и воспитал двух ее сыновей, которых он впоследствии возвратил Раме ратнапурита дхату (ratnapu – rita элементы, наполненные составляющими сущность компонентами (драгоценности) ретас (retas) семя речака выдох опустошение легких ГЛОССАРИЙ Риг Веда (R g название первой из четырех Вед, Священных книг индуизма ру Второй слог в слове гуру, означающий «свет» Рудра страшный, ужасный. Также имя Шивы рупа (ru – pa) форма са приставка, связанная с существительными, образует прилагательные и наречия в значении ас, вместе снаряду св сочетании с, имеющий в) похожий, подобный с) одинаковый cабиджа (sab 1 – ja) «Биджа» означает семя или зародыш. «Сабиджа» означает в сочетании с семенем. В пранаяме и дхьяне пение или умственное повторение Биджа мантры, священной молитвы, дается начинающему с целью привести его блуждающий ум в устойчивое состояние Сабиджа дхьяна (Sab 1 – ja dhya – na) дхьяна, выполняемая с умственным повторением священной молитвы Сабиджа пранаяма (Sab 1 – ja pra – n a – ya – ma) пранаяма, выполняемая с умственным повторением священной молитвы cавитарка правильное или надлежащее (са) рассуждение, логика или обдумывание (витарка) cавичарана (Savicha – ran правильное (са) размышление (вичарана) Сагарбха дхьяна (Sagarbha dhya – na) «Гарбха» означает плодили зародыш. Сагарбха дхьяна — это медитация, практикуемая со священной молитвой, которая, подобно эмбриону, развивается в уме и приводит его к состоянию устойчивости cад-асад-вивека различение (вивека) между истинным (сад) и не- истинным (асад) cадхака ищущий, стремящийся cадхана практика, поиск Сакши (Sa – ks свидетель или провидец. Высшая Сущность, которая видит, ноне действует «Сама Веда (Sa – ma название одной из четырех Вед, содержащей молитвенные песнопения Самавритти пранаяма (Samavr tti pra – n a – ya – ma) пранаяма, в которой движения или длительность вдоха, выдоха и задержки дыхания равны ГЛОССАРИЙ 0 Самадхи состояние, в котором ищущий един с объектом медитации, с Высшим Духом, пронизывающим Вселенную, наполненную ощущениями невыразимого счастья и мира. Восьмая и высшая ступень Йоги Самана вайу (Sama – na один из жизненных ветров, который поддерживает пищеварение с целью гармоничного функционирования абдоминальных органов самахита читта (sama – hita состояние, в котором ум, интеллект и эго уравновешены и правильно соотносятся между собой. Хорошо уравновешенная личность самскара ментальные впечатления прошлого самьяма (sam самообладание, самообуздание, контроль санкальпа (sam намерение, ментальная смелость, решительность санкхья (sam количество, перечисление, расчет Санкхья (Sa – m одна из школ индийской философии, основанная Капилой, систематизирующая картину космической эволюции. Она так называется потому, что перечисляет двадцать пять таттв (категорий. Вот эти таттвы: Пуруша (космический дух, Пракрити космическая субстанция, махат (космический разум, ахамкара (индивидуализирующий принцип, манас (космический ум, индрии (десять абстрактных чувств — способностей познавания и действия, танматры (пять тонких элементов — звук, прикосновение, форма, вкуси запах, которые являются тонкими проявлениями возможностей чувств) и махабхуты (пять основных качеств — великие элементы эфир (пространство, воздух, огонь, вода и земля) санскрит (sanskr совершенный язык cантоша (santos довольство, удовлетворенность cаншая (sam сомнение ГЛОССАРИЙ 1 Сарасвати (Saraswat 1 – ) богиня познания и речи. Также название нади, расположенной за Сушумной, заканчивается она на языке, контролирует речь и поддерживает внутренние органы свободными от болезней |