Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы
Скачать 5.56 Mb.
|
Сарвангасана (Sarva – nga – sana) сарванга («сарва» — все, целое, совершенное, полное, «анга» — конечность или тело) означает все тело или все конечности. В этой позе (асана) все тело извлекает пользу из своего положения, отсюда и название сасмита вместе с (са) эгоизмом (асмита). Сасмита самад- хи — это один из видов глубокой медитации, где эго ищущего еще не полностью забыто Сат Бытие, действительность, истина, Брахман, или Высший Дух Сатья (satya) истина Сатьякама Джабала (Satyaka – ma имя мудреца. См. Джабали cаттва сияющее, чистое и хорошее качество всего в природе cаттвапатти (sattva – patti) самореализация cаттвическая прадж- ня (sa – ttvic сияющая мудрость Сахасрара дала (Sahasra – ra Дала означает множество, большое количество, отряд войск или кораблей. Сахасрара дала — это другое название Сахасрара чакры Сахасрара нади (Sahasra – ra Эта нади служит местопребыванием Высшего Духа и вратами к нему Сахасрара чакра (Sahasra – ra chakra) тысячелепестковый лотос в области над мозгом Сахита кумбхака (Sahita kumbhaka) «Сахита» означает сопровождающий, в совокупности с или вместе с. Намеренная приостановка дыхания Сва (Svah ) небо Свадхистхана чакра (Sva – dhis t ha – na нервное сплетение, расположенное в области над половыми органами свадхьяя самообразование путем изучения Божественной литературы ГЛОССАРИЙ 2 свапнавастха состояние ума вовремя сна Свастикасана сидячая поза со скрещенными ногами и прямой спиной. Одна из поз для практики пранаямы или дхьяны Сватмарама автор «Хатха Йога Прадипики», классического текста по хатха-йоге Сету-Бандха- Сарвангасана Сету означает мост. Сету Бандха» означает построение моста. В этой позе тело выгибается дугой и поддерживается плечами с одной стороны и пятками — с другой. Арка моста поддерживается руками в области поясницы cиддха мудрец, провидец или пророк также полубожест- венная сущность великой чистоты и святости Сиддхасана В этой сидячей позе ноги перекрещены в области лодыжек, а спокойное тело и прямая спина сохраняют ум внимательными бодрым. Эта асана рекомендуется для практики пранаямы и для медитации bcиддхи достижение, успех. Также означает сверхчеловеческие силы cира трубчатый орган в теле, распределяющий жизненную энергию по всему тонкому телу Сита имя жены Рамы, героини эпоса «Рамаяна» смрити (smr память, свод закона Сома (Soma) Луна Сома нади (Soma другое название нади, которая служит проводником лунной энергии и поэтому называется Чандра или Сома нади (канал лунной энергии) Сома чакра (Soma нервное сплетение, расположенное в центре мозга Сохам Он есть Я, бессознательная, повторяющаяся молитва, которая творится с каждым дыханием в каждом живом существе в течение всей жизни cпарша тонкий элемент (танматра) прикосновения cрота (быстрое течение. Также канал питания в теле cтьяна вялость, леность ГЛОССАРИЙ 3 cтхирата прочность, устойчивость, надежность, стойкость, постоянство, стабильность cтхита праджня (sthita устойчивый в суждении или мудрости, свободный от всяких иллюзий Стхула шарира (Sthu – la грубое (стхула) тело (шарира), материальное или бренное тело, которое со смертью разрушается сукшма (su – ks ma) тонкий Сукшма шарира (Su – ks ma тонкое тело, осуществляющее дыхание вдохи выдох bСурья (Su – rya) Солнце Сурья Бхедана пранаяма (Su – rya Bhedana pra – n проникновение или прохождение (бхедана) через солнце. Здесь вдох производится через правую ноздрю, откуда начинается Пингала нади или Сурья нади. Выдох производится через левую ноздрю, откуда начинается Ида нади или Чандра нади Сурья нади (Su – rya na – d 1 – ) нади Солнца. Другое название для Пингала нади Сурья чакра (Su – rya нервное сплетение, расположенное в области между пупком и сердцем сушумна нади (Sus umn a – основной энергетический канал, расположенный внутри позвоночного столба Сушупти-авастха (sus состояние ума вовремя сна без сновидений Тадасана (Ta – d поза стоя, в которой человек стоит прочно и прямо, как гора (тада) «Тайттиртиопанишад» (Taittir 1 – yopanis название одной из основных Упанишад тамас темнота или невежество, одно из трех качеств или составляющих всего сущего в Природе тамасический обладающий качеством темноты или невежества (тамас) танматра (тanma – tra) тонкие элементы, а именно сущность звука (шаб- да, прикосновения (спарша), формы (рупа), вкуса раса) и запаха (гандха). Это — тонкие объекты органов восприятия (индрий), а именно способности слышать (шрота), ощущать (твак), видеть (чакшу), чувствовать вкус (расана) и запах (гхрана) ГЛОССАРИЙ 4 Тантра группа трактатов, обучающая магическими мистическим формулам тануманаса исчезновение ума тапас пылкое усилие, которое включает в себя очищение, самодисциплину и аскетизм Таттва истинный или первоначальный принцип, элемент или первичная субстанция. Действительная природа человеческой души или материального мира и Высший Универсальный Дух, пронизывающий Вселенную «Таттвамаси» Ты есть то» Таттва-трая три основных элемента, а именно а) бытие (сат), б) небытие (асат) ив) Высшее Бытие, Творец всего (Ишвара) Теджас Блеск, великолепие, величие тьяги тот, кто отрекся тратака (tra – t внимательное непрерывное глядение на объект туриявастха четвертое состояние души, объединяющее и, более того, превосходящее три других состояния — бодрствования, состояние грез и сна. Состояние самадхи уд вверх, расширение Удана вайю (Uda – na один из жизненных ветров, который пронизывает всечеловеческое тело, наполняя его жизненной энергией. Он обитает в области шеи и контролирует потребление воздуха и пищи Уддалака имя мудреца, который дал своему сыну Шветакету наставления, открывающие дверь ко всем знаниям. Эти наставления образуют часть «Чхандогьяпанишад» Удджайи Вид пранаямы, в которой легкие полностью расширены и грудная клетка выпячена, как у гордого завоевателя Уддияна (Ud одна из бандх (замков или печатей. В ней диафрагма поднимается вверх к грудной клетке, а абдоминальные органы подтягиваются назад к позвоночнику. Посредством Уддияны великая птица прана (жизнь) принуждается к полету вверх через Сушумна нади ГЛОССАРИЙ 5 Упанишады (Upanis Слово происходит от приставки «упа» (возле, около) и ни (вниз, добавленных к корню сад (сидеть. Это означает сидеть у ног или возле гуру, чтобы получить духовное наставление. Упаниша- ды — это философская часть Вед, самой древней священной литературы индуизма, рассказывающей о природе человека и Вселенной, о союзе индивидуальной души или сущности с Всеобщей Душой упа-прана вайю (upa-pra – n пять вспомогательных (упа) жизненных ветров (прана вайю): нага (na – ga), который снижает абдоминальное давление посредством отрыжки курма (ku – rma), который контролирует движения век, препятствуя попаданию в глаза инородных тел или слишком яркого света крикара (kr kara), который препятствует попаданию инородных тел в носовую полость и горло, вызывая чихание и кашель девадатта (devadatta), который обеспечивает поглощение кислорода из внешней среды в усталое тело, вызывая зевание и дхананджайа (dhan anjaya), который остается в теле даже после смерти и иногда заставляет раздуваться труп, наполняя его газами. урдхва приподнятый, поднятый, стремящийся вверх Урдхвадханурасана прогиб назад, с поднятой дугой спиной, подобно луку урдхва-ретас (u – rdhva-retas) («урдхва» — вверх «ретас» — семя. Тот, кто живет в непрестанном целомудрии и воздерживается от сексуальных взаимоотношений. Тот, кто сублимировал, очистил сексуальное желание Уштрасана (U – s поза верблюда уттама наилучший, превосходный, первый, наивысший уттамоттама (uttamо – ttama) самый превосходный, первый среди наилучших, самый высший из высших Уттара-канда «Рамаяны» (Uttara- ka – n d a of Ra – ma – yan продолжение «Рамаяны», почитаемого эпоса о Раме ГЛОССАРИЙ 6 Уттара Миманса (Uttara M 1 – ma – m одна из систем индийской философии, принимающая Бога на основе Вед, но делающая особый акцент на духовном знании (джняна) Хануман могущественный вождь обезьян, необычайной силы и отваги, чьи подвиги прославлены в эпосе «Рамаяна». Он был сыном Аджаны и Ваю, бога ветра. Он почитается как один из бессмертных в индуистском пантеоне, а также как мастер прана- ямы и чемпион среди атлетов Хастиджихва нади (Hastijihva – название одной из нади, расположенной спереди Ида нади, заканчивающейся возле правого глаза, и регулирующей функцию зрения Хатха-йога (Hat ha путь к реализации через суровую дисциплину «Хатха Йога Пра- дипика» (Hat ha Joga почитаемый труд по Хатха-йоге, написанный Сватмарамой Хираньягарбха (Hiran имя Брахмана, как родившегося из золотого яйца («хиранья» — золото, «гарбха» — зародыш, яйцо. Это также означает душу, окруженную тонким телом («сукшма» — тонкое, «шари- ра» — «тело») хридаям (hr сердце, душа, ум. Внутреннее или сущность всего Хридаянджали мудра (Hr daya – n jali складывание рук перед сердцем в уважительном приветствии пребывающему внутри чакшу (chaks u) глаз чакра буквально колесо или круг. Считается, что энергия (прана) в человеческом теле протекает через три основных канала (нади), а именно — Сушумну, Пингалу и Иду. Сушумна расположена внутри позвоночного столба. Пингала и Ида начинаются соответственно от правой и левой ноздрей, движутся к макушке и затем спускаются к основанию позвоночника. Эти две нади пересекаются с каждой из остальных нади и с Сушумной. Точки пересечения нади известны как чакры или маховые колеса, регулирующие механизм тела. ГЛОССАРИЙ чакра (chakra) (окончание) Вот следующие важные чакры a) Муладхара мула — корень, источник «адхора» — опора, жизненная часть, расположена в области таза над анусом б) Свадхистана («сва» — жизненная сила, душа «адхистана» — местонахождение или местопребывание, расположена над половыми органами в) Манипурака («манипура» — пупок, расположена на уровне пупка г) Манас ум) и д) Сурья (солнце, расположены в области между пупком и сердцем е) Анахата (непобедимый) расположена в сердечной области ж) Ви- шуддхи (чистота, расположена в области горла з) Аджна (господство, расположена в области между бровями и) Сома (Луна к) Лалата (лоб, находится в области верхней части лба л) Сахас- рара (сахасра — тысяча, называемая тысяче - лепестковым лотосом — над областью мозга Чандра (Chandra) Луна Чандра Бхедана пранаяма (Chandra Bhedana pra – n a – ya – ma) «Чандра» означает Луна. «Бхедана», производное от корня «бхид», означает пронзать, прорываться, проходить через. В Чандра Бхедана пранаяме воздух вдыхается через левую ноздрю, и прана пересекает Иду или Чандра нади и затем выдыхается через правую ноздрю, которая принадлежит к Пингала или Сурья нади Чандра нади (Chandra na – d 1 – ) нади Луны, другое название Ида нади «Чарака Самхита» (Charaka Sam трактат по индийской системе медицины Чидатма мыслительный принцип или способность, чистый интелект, Высший Дух Чит размышление, восприятие, рассудок, ум. Душа, дух, одушевленный принцип жизни. Универсальное сознание Читра нади (Chitra – одна из нади, исходящих из сердца, через которую проходит творческая энергия (Шакти) Кундалини к Сахасраре ГЛОССАРИЙ 8 читта ум в общем или собирательном смысле, состоящий из трех категорий a) ум (манас), обладающий способностью ко вниманию, выбору и отклонению б) рассудок (буддхи), определяющее состояние, которое устанавливает различия между вещами в) эго (акамхара) — Я — делатель» Чхандогьопанишад (Cha – ndogyopanis одна из основных Упанишад шабда звук, слово шава мертвое тело, труп Шавасана поза, имитирующая смерть. В этой асане человек имитирует смерть. Когда жизнь покидает тело, оно становится покоящимся, невозможно никакое движение. Сохраняя некоторое время тело в неподвижности, а ум — в покое, но полностью сознательным, человек учится расслабляться. Это сознательное расслабление восстанавливает силы и освежает тело и ум. Ум труднее сохранить спокойным, чем тело. Поэтому эта легкая с виду поза — одна из самых трудных для освоения Шакти сила, энергия, способность, мощь, явленные способностью сознания к действию. Шакти изображается как женский аспект Высшего Принципа, и ей поклоняются как жене Шивы Шакти чалана (Sґakti власть Божественной энергии Кундалини Шанкарачарья почитаемый учитель доктрины Адвайта (недвой- ственность). В течение короткой жизни, продолжавшейся всего около тридцати двух лет, он написал авторитетные комментарии, множество философских поэм и основал четыре монастыря (матхи), в Шрингери на юге, в Бадринатхе на севере, в Пурина востоке ив Двараке — на западе Шанкхини нади (Sґam khin 1 – название нади, расположенной между Идой и Су- шумной, оканчивающейся в половых органах. Ее функция — переносить эссенцию пищи ГЛОССАРИЙ 9 Шаннукхи мудра (S an mukh 1 – закрывающий жест, в котором отверстия в голове закрыты и ум направлен внутрь для приучения его к медитации шаранагати (sґaran поклоняться, находить прибежище шарира тело, окружающее душу. Согласно философии Веданты, существуют три системы или типа тел (шарира), состоящие из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек (кош. Три шариры следующие а) Стхула, грубое тело, состоящее из анатомической оболочки питания (Ан- намайя коша в) Сукшма, тонкое тело, состоящее из физической оболочки (Пранамайя коша, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, эндокринную, экскреторную и половую системы, психологической оболочки (Маномайя коша, управляющая функциями сознательности, ощущения и мотивации, независящих от субъективного опыта) и интеллектуальной оболочки (Виджнянамайя коша, управляющая интеллектуальными процессами и процессами выбора на основе субъективного опыта с) Карана, каузальное или причинное тело, включающее в себя духовную оболочку блаженства (Анандамайя коша) шарира джняна (sґar 1 – ra знание тела. Один из результатов медитации — совершенное понимание трех структур или типов тела (шарира) и пяти оболочек (кош) шастра (sґa – stra) какие-либо наставления или правила, книга или трактат, особенно религиозный или научный, священная книга или сочинение Божественного происхождения. Слово «шастра» обычно ставится после слова, означающего предмет книги, или употребляется в общем значении, после названий разделов знаний, например Йога шастра, труд по философии Йоги или основа учения о предмете Йоги ГЛОССАРИЙ 0 «Шат-Чакра- Нирупана (S at -Chakra-Niru – pan название текста по Йоге, рассматривающего Кун- далини шакти и ее восхождение от Муландхары к Сахасраре, пронизывающее на своем пути шесть (шат) чакр шауча чистота, чистоплотность шваса-прашваса вдыхание и выдыхание вдохи выдох Шветакету сын мудреца Уддалаки, который дал ему наставление, несущее в себе ключ ко всем знаниям. Их диалог образует часть «Чхандогья Упанишады» «Шветашветаропа- нишад» (Sґvеta – sґvetаropanis название одной из основных Упанишад «Шива самхита» (Sґiva Sam классический текст по Хатха-йоге «Шива Свародая» (Sґiva текст по Хатха-йоге Ширсасана стойка на голове Шитакари и Шитали (Sґitaka – r 1 – and виды пранаямы, охлаждающие организм шишья (sґis ученик, последователь шлешма (sґles ma) слизь шравана (sґravan слушание, первая ступень самовоспитания Шри благоприятный, прекрасный Шубха хороший, доброжелательный также название нади шубхечха хорошее желание или намерение (ичха) шукра семя мужской шунья пустой, свободный, одинокий, безлюдный, несуществующий, незаполненный, ничто шунья деша (sґu – nya безлюдное или уединенное место. Состояние одиночества bшуньявастха состояние (авастха), в котором успокоены внутренние и эмоциональные колебания. Это негативное состояние пассивности, когда ум пуст (шунья) и свободен от колебаний. Он растворяется и сливается с Сутью, теряя свою индивидуальность, подобно реке, впадающей в море ГЛОССАРИЙ Шура нади (Sґura – название нади, расположенной между бровями экагра эка — один «агра» — передний. Фиксированный только на одном объекте или точке исключительно внимательный, когда все умственные способности сосредоточены на единственной точке юдж соединять, сочетать, сосредотачиваться ягна (ритуал или жертвование Яджнавалкья имя мудреца, автора свода законов. Он был духовным наставником короля Джанаки. Диалоги между Яджнавалкьей и его женой Гарджи образуют часть «Брихадараньяка Упанишады» «Яджур Веда (Yajur название одной из четырех Вед, которые образуют священные писания индуизма Яма Бог смерти, чьи диалоги с ищущим Начикетой образуют основу «Катхапанишад». Яма, кроме того, первая из восьми ступеней Йоги. Яма также универсальные моральные предписания или этические принципы, превосходящие вероучения, страны, возрасти время. Это ненасилие (ахимса), истина (сатья), неворовство (астея), воздержание (брахма- чарья) и ненакопительство (апариграха) Яшасвини нади (Yasґasvin 1 – название одной из нади |