Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы
Скачать 5.56 Mb.
|
НеделиУдджайи X, Вилома III, Анулома б, Пратилома б, Сурья Бхедана I и Чандра Бхедана ТРЕТИЙ КУРС (СРЕДНИЙ) Недели Пранаяма Ступень Время, мин с 35 по 38 Анулома Пратилома Удджайи Iа Iа IV 10 сколько выдержите с 39 по 42 Удджайи Анулома Пратилома Вилома X 16 16 III 8–10 6–8 6–8 сколько выдержите с 43 по Повторение и закрепление предыдущих ступеней с 47 по Повторите отмеченные выше важные ступени первого курса и продолжайте практиковать то, что у вас получается из второго курса, в соответствии со временем, которым вы располагаете с 51 по 54 Анулома Пратилома Сурья Бхедана Vа Iа I 5 с 55 по 58 Анулома Пратилома Чандра Бхедана Vб Iб I 5 10 с 59 по Повторите второй курс и закрепите результаты, приспосабливая практику к имеющемуся в вашем распоряжении времени ВТОРОЙ КУРС (НАЧАЛЬНЫЙ. Окончание П Р ИЛ ОЖЕ НИ Е 7 8 Недели Пранаяма Ступень Время, мин с 63 по 67 Вилома Удджайи Вилома Анулома Пратилома Анулома Сурья Бхедана Чандра Бхедан С этого времени садхака может выполнять Удджайи XI, Анулома IIa, Пратилома IIa, Сурья Бхедана II, чередуя их с другими пранаямами через день 5–8 5 5 5 5 с 68 по 72 Вилома Анулома Пратилома Нади Шодхана VII IIб IIб Iа 5 6–8 6–8 с 73 по 75 Удджайи Анулома Пратилома Нади Шодхана Если Анулома выполняется в один день, то Пратилома может выполняться наследующий день. VIII VIб II Iб 5 6 6 с 76 по 80 Анулома Пратилома Сурья Бхедана Чандра Бхедана Нади Шодхана Если Анулома, Сурья Бхедана и Нади Шодхана выполняются в первый день, то остальные праная- мы делайте на второй день и т. д. IIб IIб II II II 10 10 10 10 с 81 по Закрепление результатов практики с 86 по Делайте важные пранаямы первого, второго и третьего курсов Важные ступени в третьем курсе Удджайи XI, Вилома VII, Анулома б, Пратилома б, Сурья Бхедана II, Чандра Бхедана II и Нади Шодхана II Недели Пранаяма Ступень Время, мин с 91 по Первая неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Удджайи Сурья Бхедана Анулома Вилома Пратилома Нади Шодхана Вилома VIII I Iб I и II Iб Iб II 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 Вторая неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Чандра Бхедана Анулома Пратилома Удджайи Нади Шодхана Вилома Вилома I IIа IIб X Iб Vб III 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 Третья неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Сурья Бхедана Чандра Бхедана Вилома Анулома Пратилома Нади Шодхана Удджайи II II VII Vб Iа Iа X 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 20–25 После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так, чтобы все виды пранаям, представленные в трех курсах, были бы включены. Затем начните сначала, с первой недели, по расписанию, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждая важная пранаяма была представлена в расписании каждой недели и чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы. П Р ИЛ ОЖЕ НИ Е 8 0 Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы из трех курсов из-за особенностей вашего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете вы полнять. Что касается нескольких второстепенных пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, тона них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца. ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС (ПРОДВИНУТЫЙ) Недели Пранаяма Ступень Время, мин с 121 по 125 Сурья Бхедана Удджайи Вилома I XII VIII 5 10 с 126 по 130 Чандра Бхедана Анулома Пратилома Вилома I IIIа ас по 136 Анулома Нади Шодхана Вилома VIIа ас по 142 Сурья Бхедана Нади Шодхана II б с 143 по 148 Чандра Бхедана Нади Шодхана II Iб 10 с 149 по 155 Сурья Бхедана Анулома Пратилома III IIIб IIIб 10 8 с 156 по 160 Чандра Бхедана Анулома Пратилома Нади Шодхана III баб с 161 по Повторите все важные пранаямы из пройденных курсов Важные ступени в четвертом курсе Анулома б, Пратилома б, Сурья Бхедана III, Чандра Бхедана III и Нади Шодхана б ПЯТЫЙ КУРС (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 171 по Нади Шодхана Удджайи Анулома Iб Х VIIIa 8–10 10 с 176 по 180 Вилома Пратилома IX IVа 10 с 181 по Нади Шодхана Анулома Удджайи IIIа VIIIб Х (лежа 10 с 186 по 190 Сурья Бхедана Нади Шодхана Удджайи IV б (лежа 15 с 191 по 195 Чандра Бхедана Пратилома Вилома IV б II (лежа 10 с 196 по Нади Шодхана Нади Шодхана Удджайи IVа IV6 II (лежа 10 Важные ступени в пятом курсе Сурья Бхедана IV, Чандра Бхедана IV и Нади Шодхана IVб НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Циклы или последовательности можно изменять как это описано. Понедельник Нади Шодхана Удджайи Шавасана Iб XI 15–20 15–20 10 Вторник Вилома Сурья Бхедана Шавасана V и VI II и III 15–20 15–20 10 Среда Нади Шодхана Анулома Шавасана IIб VIIб 15–20 15–20 10 Четверг Чандра Бхедана Пратилома Шавасана II и б 15–20 10 Пятница Удджайи Нади Шодхана Шавасана VIII IVб 20 20 10 Суббота Вилома Нади Шодхана Шавасана VII Iб 10 20 После завершения основных пранаям, перед Шавасаной можно выполнить Бхастрику в течение двух или трех минут, с регулированием носовых проходов или без этого. П Р ИЛ ОЖЕ НИ Е 8 2 ГЛОССАРИЙ а отрицательная частица, означающая не, как в слове «ненасилие» абхая свобода от страха абхинивеша инстинктивная привязанность к жизни и страх быть оторванным от всего смертью абхьяса постоянное изучение и дисциплинированная практика bавастха уровень или состояние ума авидья неведение, особенно в духовном смысле авирати (avirati) чувственность Агарбха дхьяна (Agarbha dhya – na) «Гарбха» означает зародыш, эмбрион, «дхьяна» означает медитация. Дхьяна — это седьмая ступень Йоги, упомянутая Патанджали. В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва, чтобы привести его блуждающий ум к состоянию устойчивости и удерживать его от мирских желаний. Это известно как Сабиджа или Сагарбха дхьяна («са» — с, вместе «биджа» — семя, «гарбха» — зародыш. Пребывание в медитации без произнесения мантры называют Нирбиджа или Агарбха дхьяна. Префиксы «нир» и а означают отсутствие чего-либо», также а означает «без» агни огонь или пищеварительная способность Аджна чакра (A – jn a – нервное сплетение, расположенное между бровями, центр управления («аджна» — управление )bАди Шеша (A – di Sґes первобытный змей, по преданию имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий весь мир своей головой ГЛОССАРИЙ 4 адхама самый низкий, наихудший адхамадхама самый низкий из низкого адхамамадхьяма самый низкий из среднего bадхамоттама самый лучший из низкого адхара (a – dha – ra) опора Акаша небо, эфир (как пятый элемент, свободное пространство bалабдха бхумикатва (alabdha неудача в достижении стабильности или постоянства в практике, ощущение того, что невозможно увидеть реальность Аламбуша нади (A – lambus a – название одной из нади (трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что Аламбуша нади соединяет рот и анус аласья безделье, праздность, апатия аманаскатва цель Йоги — постепенно очистить, преобразовать ум и интеллект. Из-за внутренних и внешних колебаний теряются ментальная и интеллектуальная энергии. Когда внутренние, или эмоциональные, колебания ума устранены, переживается состояние манолайя («манас» — ум, «лайя» — погружение, где ум, свободный от колебаний, растворяется в Сути, сливаясь с ней подобно реке, впадающей в море. Это единение личности на эмоциональном уровне, где полностью правит интеллект, ион не позволяет приходящим мыслям беспокоить себя. Такое состояние называется «аманаскатва» — состояние, в котором исчезает орган желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности («аманаскатва» — состояние «тва», в котором отсутствует орган желаний или мыслей «аманаска») анавастхитаттва невозможность продолжать практику, ощущение того, что она больше не является необходимостью, когда практикующий считает, что он достиг высочайшего состояния самадхи ГЛОССАРИЙ 5 ананда счастье, радость, блаженство Анандамайя коша (A – nandamaya оболочка (коша) радости (ананда), в которую заключена душа Анахата чакра (Ana – hata нервное сплетение, расположенное в области сердца анна пища (в широком смысле. Также пища — как выражение низшей формы, в которой проявляется Верховная Душа Аннамайя коша (Annamaya грубое материальное тело, стхула (грубый) шарира оболочка, которая поддерживается пищей и которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души. Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мире антакарана (antah karan сердце, душа, обитель мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание («анта» — последняя, или предельная точка, окончательный предел «карана» — орган чувств инструмент или средство действия») aнтара внутреннее, внутри, внутренний Антара кумбхака (Antara задержка дыхания после полного вдоха Антаратма (antara – tma – ) сокровенный дух или душа неотъемлемый высший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека aнубхавика джняна (a – nubhavika знание (джняна), накопленное посредством опыта (анубхава) aнулома (anuloma) «ану» означает с, вместе, соединенное. «Ануло- ма» означает по шерсти (лома, по направлению волокна, по течению, правильный, в естественном порядке» Анулома пранаяма (Anuloma pra – n a – ya – ma) в Анулома пранаяме вдох выполняется через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю aнусандхана тщательный осмотр, проверка также — подходящее соединение ГЛОССАРИЙ 6 aнуштхана (anus постоянная духовная практика Ап (вода, один из пяти элементов творения Апана вайю (Apa – na один из видов жизненного ветра (вайю), который движется в нижней части брюшной полости икон- тролирует функцию выведения мочи и фекалий aпариграха свобода от чрезмерного накопления или собирания baрамбхавастхаb состояние (авастха) начинания (арамбха). Это первая ступень пранаямы, упомянутая в Шива Самхите» Арджуна (принц из рода Пандавов, могущественный стрелок и герой эпоса «Махабхарата» aроха (восхождение, возрастание, поднятие aртха (значение, чувство, значимость, важность. Также благосостояние, как одна из целей человеческого существования aртха бхаванам (artha чувство преданности или веры (бхавана), возникающее как результат размышления над смыслом (артха) мантры или имени Господа Асана (поза, третья ступень Йоги асансакта (asam безразличие (асакта) к похвале или оскорблению (шанс) aсат (несуществующее, нереальное aсмита (asmita – ) эгоизм aстея (asteya) не-воровство aстхи (asthi) кость Aтма Высшая Душа или Брахман aтма даршана (a – tma видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души. Видение (даршана) Сути (Атма) aтма джая (a – tma победа над собой aтма джняна (a – tma знание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа. Истинная мудрость Атманджали мудра (A – tma – njali складывание ладоней перед грудью в знак приветствия душе, пребывающей внутри ГЛОССАРИЙ 7 aтманусандхана поиски сути aтма-садхана (a – tma-sa – dhana) самосовершенствование aтмахути жертвование себя, самоотдача Аум Также как латинское «Omne», санскритское слово «Аум» означает все и выражает идею всеведения, вездесущности и всемогущества Аум намо Нараяная (A – um namo Na – ra – yan a – ya), Аум намах Шивая (A – um namah Поскольку слово «Аум» обладает великой силой, рекомендуется разбавить концентрацию его мощи путем добавления к нему имен божеств, таких как Нараяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл aхамкара (aham ka – ra) эго или эгоизм буквально Я — делатель, состояние, которое выражает понятие Я знаю» aхимса (ahim ненасилие. Слово имеет не только негативное и ограничивающее значение «не-убийство» или ненасилие, но также и позитивное, всеобъемлющее значение — любовь, охватывающая все мироздание» aхути подношение божеству, жертвоприношение, всякий торжественный обряд, сопровождающийся жертвоприношениями aчала (achala) неподвижный aчалата (achalata – ) неподвижность aчит не являющееся «чит» (чит — оживляющий принцип жизни) aшва (asґva) конь Ашвини мудра (Asґvini сокращение мышц анального сфинктера Ашокавана роща деревьев Ашока на Ланке, где король демонов Равана пленил Ситу, сохранявшую преданность своему мужу Раме aшунья не (а) пустота (шунья). Наполненный aшуньявастха состояние (авастха) ясности, где все подчиняется интеллекту ион не позволяет приходящим мыслям беспокоить себя ГЛОССАРИЙ 8 Аюрведа наука о здоровье, или медицина aяма длина, расширение, протяженность. Термин также передает идею ограничения, контроля и остановки Баддха Конасана (Baddha Kon одна из поз, рекомендуемая для практики праная- мы или дхьяны бандха (зависимость или оковы. Это означает положение в позе, в котором определенные органы или части тела сокращаются и контролируются Бахья кумбхака (Ba – hya задержка дыхания после полного выдоха, когда легкие совершенно пустые биджа (семя или зародыш Биджа мантра (B 1 – ja в медитации пение мантр иногда дается начинающему для того, чтобы привести его блуждающий ум в состояние покоя и удержать его от мирских желаний. Биджа мантра — это мистический слог со священной молитвой, повторяемой в уме вовремя пранаямы или дхьяны, и семя, посеянное таким образом в почву ума, порождает его однонаправленность (капля, маленькая частичка, точка Брахма (Высшая Суть Создатель брахма видья (brahma познание Высшего Духа Брахма нади (Brahma другое название Сушумна-нади, главного энергетического канала, проходящего через центр позвоночного столба. Когда прана (энергия) входит в него, она приводит ищущего к Брахману, кокон- чательному блаженству. Отсюда и название Брахман Высшая Суть, источник Вселенной, вездесущий дух Вселенной Брахмапури город (пури) Брахмана, человеческое тело брахмарандхра отверстие (рандхра) на макушке головы, через которое, как считают, душа покидает тело вовремя смерти ГЛОССАРИЙ 9 брахмачарья жизнь в целомудрии, религиозное обучение и самоограничение Будда (основатель буддизма буддхи (интеллект, рассудок, способность к различению, рассудительность бхава вайрагья (bhava отсутствие мирских желаний бхавана (чувство преданности или веры бхаванам (bha – vanam) восприятие, вера, понимание Бхагавад-Гита Божественная Песнь, священные диалоги между Кришной и Арджуной. Это один из источников индуистской философии, содержащий суть Упа- нишад Бхадрасана одна из поз, рекомендованных для практики пра- наямы или дхьяны бхакти (почитание, поклонение бхакти марга (bhakti путь или дорога спасения через поклонение личному Богу Бхастрика (Bhastrika – ) меха, используемые в горне. Бхастрика — это вид пранаямы, в которой воздух с усилием вдыхается и выдыхается из легких, или продувается, как в горне бхая (bhaya) страх бхедана (проникновение, прорыв через, проходящий через бхога (bhоga) наслаждение мирскими удовольствиями бхрамара (большая черная пчела Бхрамари (вид пранаямы, в которой при выдохе производится мягкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы бхранти-даршана ошибочное (бхранти) представление или знание (даршана), заблуждение Бху (земля, первая из трех миров, два других — эфир и небо, или небеса. Также это мистическое слово, одно из первых слов, дающих начало речи ГЛОССАРИЙ 0 |