Главная страница
Навигация по странице:

  • Эффекты Эта ступень подготавливает садхаку к дхьяне.СТУПЕНЬ IIIа Эта ступень аналогична ступени ас добавлением внешней задержки с Уд- дияной.Техника

  • СТУПЕНЬ IVа Это — продвинутая пранаяма. Она совмещает ступени аи IIIа.Техника

  • Таблица Нади Шодхана пранаямы Ступень Пурака Антара кумбхака Речака Бахья кумбхака ОНЧЗ МБ ОНЧЗ УБ

  • Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


    Скачать 5.56 Mb.
    НазваниеПрояснение пранаямы
    АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    Дата23.12.2017
    Размер5.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    ТипДокументы
    #12632
    страница16 из 23
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23
    СТУПЕНЬ Iа
    В этой ступени обе ноздри сохраняются частично открытыми при вдохе и выдохе.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя техникам, данным в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    НАД И Ш ОД ХАНА ПР АН А ЯМА. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме, и сузьте оба носовых прохода большим, безымянным пальцами и мизинцем (фото 110). Полностью выдохните через суженные контролируемые ноздри. Теперь вдохните, не изменяя ширины носовых проходов сохраняйте устойчивость носовой перегородки и пальцев, чтобы предотвратить нарушение положения головы. Поддерживайте равномерный поток в обеих ноздрях, синхронизируя его с движениями грудной клетки. Дыхание должно быть мягким, медленными плавным. Наполните легкие до предела. Затем задержите дыхание на одну-две секунды, чтобы правильно установить пальцы для выдоха. Выдохните мягко, медленно и плавно, поддерживая равномерный ритм. Синхронизируйте поток выдоха с уменьшением объема грудной клетки. Другими словами, не позволяйте грудной клетке внезапно опускаться. По мере совершенствования все больше и больше сужайте носовые проходы, чтобы поток дыхания становился все тоньше и тоньше. Чем более узкие проходы, тем лучше контроль дыхания. Один вдохи один выдох составляют один цикл. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут и завершите вдохом. Опустите руку, поднимите голову и затем ложитесь в Шавасану (фото 182).
    Эффекты
    Эта пранаяма вселяет радость, тренирует пальцы и слизистую оболочку носа, делая их все более и более чувствительными для более тонкого регулирования дыхания. Ум, поглощенный сосредоточением на пальцах, носовых проходах и дыхании, становится однонаправленным.
    СТУПЕНЬ Iб
    Эта ступень является комбинацией Сурья Бхедана и Чандра Бхедана прана- ямы, без задержки. В ней вдохи выдох выполняются с пальцевым контролем через каждую ноздрю поочередно.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя техникам, данным в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме.
    3. Закройте полностью левую ноздрю, не нарушая положения перегородки или правого носового прохода. Сузьте правую ноздрю, приблизив ее наружную стенку к перегородке, не нарушая положение носа (фото 111).
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ. Выдохните через правую ноздрю. Вдохните через нее медленно и ровно, не изменяя ширину носового прохода. Сохраняйте устойчивость перегородки и пальцев. Не допускайте, чтобы воздух входил через левую ноздрю. Сохраняйте тонкий поток дыхания через правую ноздрю, синхронизируя его с движениями грудной клетки. Когда легкие наполнятся, закройте полностью правую ноздрю, не смещая при этом носовую перегородку или левую ноздрю. Задержите дыхание на одну-две секунды, чтобы подготовить пальцы и установить их для выдоха. Выдохните медленно и устойчиво через левую ноздрю, синхронизируя поток исходящего дыхания с постепенным уменьшением объема грудной клетки (фото 112).
    10. Когда легкие станут совершенно пустые, задержите дыхание на секунду, чтобы подготовить и установить пальцы для вдоха через левую ноздрю. Закройте правый носовой проход, не нарушая положения перегородки или левого носового прохода, и сузьте левый проход (фото 112).
    12. Теперь вдохните через левую ноздрю, как описано выше в пунктах
    4–6, заменяя слово правый на левый и наоборот. Когда легкие наполнятся, закройте полностью левую ноздрю, не нарушая положения перегородки или правого носового прохода. Задержите дыхание на одну-две секунды, как описано выше в пункте 8.
    15. Выдохните через правую ноздрю (фото 111), как указано выше в пункте. Следите затем, чтобы не было утечки воздуха через левую ноздрю. Когда вы почувствуете, что легкие совершенно пусты, задержите дыхание на одну-две секунды, стем чтобы подготовить и снова установить пальцы для вдоха, затем повторяйте все действия, начиная с пункта 3, описанного выше. Последовательность дыхательных процессов следующая а) выдыхание всего находящегося в легких воздуха через правую ноздрю б) вдох через правую ноздрю в) выдох через левую г) вдох через левую д) выдох через правую е) вдох через правую ж) выдох через левую и т. д. Цикл начинается с (б) и заканчивается над. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершая вдохом через правую ноздрю. Затем ложитесь в Шавасану (фото 182).
    Эффекты
    Так как работа по искусному расположению пальцев и сужению носовых проходов требует концентрации, практика этой ступени подготавливает садхаку к дхаране.
    НАД И Ш ОД ХАНА ПР АН А ЯМА СТУПЕНЬ IIа
    Эта ступень аналогична ступени а, нос добавлением внутренней задержки с Мула бандхой.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    2. Вдохните, следуя технике, данной в ступени а, пункты 2–4 фото 110).
    3. Закройте обе ноздри полностью, чтобы предотвратить утечку дыхания и задержите дыхание на двадцать секунд с Мула бандхой (фото 145).
    4. Снова установите пальцы для выдоха, следуя технике, описанной в ступени а, пункт 6, стем чтобы полностью опустошить легкие. Если ток, ритм или согласованность вдоха и выдоха нарушены, это означает, что вы превысили свои возможности, либо допустили утечку воздуха вовремя задержки. В первом случае уменьшите продолжительность задержки, а во втором — удостоверьтесь, что обе ноздри вовремя задержки закрыты должным образом. Один вдох, одна внутренняя задержка и один выдох завершают один цикл. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершив вдохом. Опустите руку, поднимите голову и ложитесь в Шавасану (фото СТУПЕНЬ IIб

    Эта ступень аналогична ступени б, с добавлением внутренней задержки и Мула бандхи.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме.
    3. Закройте левую ноздрю. Частично откройте правую, сузьте ее насколько возможно (фото 111) и вдохните через нее, следуя всем инструкциям, описанным в ступени б, пункты 3–6.
    4. Когда легкие наполнятся, закройте обе ноздри и задержите дыхание с Мула бандхой на двадцать секунд (фото 145).
    5. Установите пальцы для выдоха через левую ноздрю. Закройте правую ноздрю, частично откройте левую и сузьте носовой проход насколько возможно (фото 112).
    6. Выдохните через левую ноздрю и опустошите легкие, как описано выше в ступени б, пункт 9. Не допускайте, чтобы дыхание выходило через правую ноздрю
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ. Когда почувствуете, что легкие совершенно пусты, задержите дыхание и продолжайте, следуя описанию ступени б, пункты 10–11, чтобы подготовиться к вдоху через левую ноздрю. Теперь вдохните через левую ноздрю, как описано выше в пунктах 3–5, но заменяя слово правый на левый и наоборот. Когда легкие наполнятся, закройте обе ноздри и задержите дыхание, как описано выше в пункте 4 (фото 145).
    10. Установите пальцы для выдоха через правую ноздрю, следуя технике описанной выше в пункте 5, заменяя слово правый на левый и наоборот. Выдохните через правую ноздрю, как описано в ступени б, пункт 9. Не допускайте утечки дыхания через левую ноздрю. Когда почувствуете, что легкие полностью пусты, задержите дыхание на несколько секунд, снова установите пальцы, затем повторяйте, начиная с пункта 3.
    13. Последовательность дыхательных процессов следующая а) выдох через правую ноздрю всего находящегося в легких воздуха б) вдох через правую ноздрю в) внутренняя задержка с Мула бандхой; г) выдох через левую ноздрю д) вдох через левую ноздрю е) внутренняя задержка с Мула бандхой; ж) выдох через правую ноздрю з) вдох через правую ноздрю и т. д. Цикл начинается с б) и заканчивается на ж. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершив вдохом через правую ноздрю. Затем ложитесь в Шавасану (фото 182).
    Эффекты
    Эта ступень подготавливает садхаку к дхьяне.
    СТУПЕНЬ IIIа
    Эта ступень аналогична ступени ас добавлением внешней задержки с Уд- дияной.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    2. Поднимите правую руку к ноздрями сузьте оба носовых прохода кончиками большого, безымянного пальцев и мизинца, выдохните через максимально суженные ноздри (фото 110).
    3. Вдохните, следуя технике, описанной выше в ступени а, пункты 3 и 4.
    4. Затем выдохните, следуя технике ступени а, пункты 5 и 6.
    5. Когда почувствуете, что легкие полностью пусты, закройте обе ноздри и выполните внешнюю задержку с Уддияной на пятнадцать секунд или насколько возможно (фото 146).
    НАД И Ш ОД ХАНА ПР АН А ЯМА. Освободите фиксацию Уддияны, установив снова пальцы наносу и следуя технике вдоха и выдоха, описанной выше в пунктах 3 и 4. Затем повторите внешнюю задержку с Уддияной.
    7. Последовательность дыхательных процессов следующая а) глубокий выдох через обе ноздри б) вдох через обе ноздри в) выдох через обе ноздри г) внешняя задержка с Уддияной; д) вдох через обе ноздри е) выдох через обе ноздри ж) внешняя задержка с Уддияной; и т. д. Один вдох, один выдохи одна внешняя задержка с Уддияной составляют один цикл этой ступени. Повторяйте его в течение пятнадцати минут, завершив вдохом. Затем ложитесь в Шавасану (фото СТУПЕНЬ IIIб
    Эта ступень аналогична ступени б, но здесь добавляется внешняя задержка с Уддияной.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7.
    2. Поднимите правую руку к ноздрям, как было объяснено ранее, и вдохните, следуя технике, данной в ступени б, пункты 3–6 (фото 111).
    3. Когда легкие наполнятся, закройте правую ноздрю и задержите дыхание на одну секунду, как это описано в ступени б, пункты 7 и 8.
    4. Выдохните через левую ноздрю, как описано в ступени б, пункт 9 фото 112). Не допускайте, чтобы дыхание выходило через правую ноздрю. Когда легкие станут совершенно пустыми, закройте обе ноздри ивы- полните внешнюю задержку с Уддияной на пятнадцать секунд или насколько возможно (фото 146).
    6. Затем освободите фиксацию Уддияны, закройте правую ноздрю и снова установите пальцы для вдоха через левую ноздрю (фото 112).
    7. Сузьте проход левой ноздри и вдохните медленно, мягко и плавно. Когда легкие наполнятся, установите пальцы для выдоха. Закройте левую ноздрю и выдохните через правую (фото 111).
    9. Когда легкие станут пустыми, закройте обе ноздри и выполните внешнюю задержку с Уддияной на пятнадцать секунд или на такое время, как раньше (фото 146). Затем ослабьте фиксацию Уддияны.
    10. Снова установите пальцы для вдоха через правую ноздрю, закрыв полностью левую, и повторите последовательность действий. Последовательность дыхательных процессов следующая а) глубокий выдох через правую ноздрю б) вдох через правую ноздрю в) выдох через левую ноздрю г) внешняя задержка с Уддияной; д) вдох через левую ноздрю
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ е) выдох через правую ноздрю ж) внешняя задержка с Уддияной; з) вдох через правую ноздрю и т. д. Цикл начинается с б) и заканчивается на ж. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, начиная с выдоха и заканчивая вдохом через правую ноздрю. Затем ложитесь в Шавасану (фото 182).
    Эффекты
    Благодаря выполнению Уддияна бандхи абдоминальные органы оживают и Апана вайю соединяется с Прана вайю, что улучшает усвоение пищи и распределение энергии по всему телу.
    СТУПЕНЬ IVа
    Это — продвинутая пранаяма. Она совмещает ступени аи IIIа.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в ступени а, пункты. Когда почувствуете, что легкие полностью наполнены, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с Мула бандхой на двадцать секунд (фото 145).
    3. Снова установите пальцы для выдоха и выдохните, следуя технике, данной в ступени а, пункт 6.
    4. Когда легкие станут пустыми, закройте обе ноздри. Выполните внешнюю задержку с Уддияной на пятнадцать секунд (фото 146).
    5. Затем освободите фиксацию Уддияны и вдохните, как описано в пункте 1.
    6. Последовательность дыхательных процессов следующая а) выдох через обе ноздри б) вдох через обе ноздри в) внутренняя задержка с Мула бандхой; г) выдох через обе ноздри д) внешняя задержка с Уддияна бандхой; е) вдох через обе ноздри и т. д. В этой ступени цикл начинается с б) и заканчивается над. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершив вдохом. Затем ложитесь в Шавасану (фото СТУПЕНЬ IVб
    Это наиболее продвинутая в этой серии пранаяма. Она является комбинацией ступеней б и б с задержкой после каждого вдоха и выдоха.
    Техника
    1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в ступени б, пункты 1–6, сохраняя закрытой левую ноздрю (фото 111).
    НАД И Ш ОД ХАНА ПР АН А ЯМА. Когда воздух наполнит легкие, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с Мула бандхой на двадцать, двадцать пять или тридцать секунд (фото 145).
    3. Снова установите пальцы для выдоха, закройте правую ноздрю и сузьте левую (фото 112). Выдохните через левую ноздрю, сохраняя ее проход настолько узким, насколько это возможно, следуя технике ступени б, пункт 9.
    4. Когда легкие станут совершенно пустыми, закройте обе ноздри и выполните внешнюю задержку с Уддияной на пятнадцать секунд (фото 146). Затем освободите фиксацию Уддияны и снова установите пальцы для вдоха. Теперь закройте правую ноздрю и сузьте левую (фото 112). Вдохните медленно, мягко и плавно через левую ноздрю. Когда воздух наполнит легкие, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с Мула бандхой на двадцать-тридцать секунд (фото 145).
    7. Подготовьтесь к выдоху и снова установите пальцы. Закройте левую ноздрю. Ослабьте давление кончика большого пальца и сузьте правую ноздрю (фото 111). Выдохните до полного опустошения легких. Когда почувствуете, что легкие совершенно пусты, закройте обе ноздри и выполните внешнюю задержку и Уддияна бандху на пятнадцать секунд (фото 146). Затем освободите фиксацию Уддияны и снова установите пальцы для вдоха. Закройте левую ноздрю и вдохните через правую, как описано в пункте 1, затем продолжайте таким же образом. Последовательность дыхательных процессов следующая а) выдох через правую ноздрю б) вдох через правую ноздрю в) внутренняя задержка с Мула бандхой; г) выдох через левую ноздрю д) внешняя задержка с Уддия- ной е) вдох через левую ноздрю ж) внутренняя задержка с Мула бандхой; з) выдох через правую ноздрю и) внешняя задержка с Уддияной; к) вдох через правую ноздрю и т. д. На этой ступени цикл начинается с б) и заканчивается на и. Повторяйте его в течение десяти-пятнадцати минут, завершив вдохом через правую ноздрю. Затем ложитесь в Шавасану (фото 182).
    Эффекты
    Практика Мула и Уддияна бандх вовремя задержки очищает и укрепляет нервную систему садхаки, делая его способным противостоять превратностям жизни и подготавливает его к дхьяне.
    В Нади Шодхана пранаяме благодаря глубокому проникновению праны кровь получает большее количество кислорода, чем в других видах пранаямы. Нервы успокаиваются и очищаются, ум становится спокойными ясным.
    Практика этой пранаямы сохраняет тепло тела, уничтожает болезни, дает силу и приносит безмятежность
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Жизненная энергия, пришедшая из космической энергии со вдохом, проходит к чакрам и питает железы. Центр дыхательного контроля мозга стимулируется и становится свежим, чистыми спокойным. Свет рассудка озаряет одновременно мозги ум. Это ведет к правильному образу жизни, правильному мышлению, быстрым действиями здравым суждениям.
    Таблица Нади Шодхана пранаямы
    Ступень
    Пурака
    Антара кумбхака
    Речака
    Бахья кумбхака
    ОНЧЗ
    МБ
    ОНЧЗ
    УБ
    I А А сек А сек А сек сек.
    Сту-
    пень
    Пурака
    АК
    Речака
    БК
    Пурака
    АК
    Речака
    БК
    ПН
    МБ
    ЛН
    УБ
    ЛН
    МБ
    ПН
    УБ
    I Б Б сек сек Б сек сек Б сек сек сек сек.
    АК =
    Антара кумбхака
    БК =
    Бахья кумбхака
    ОНЧЗ
    = обе ноздри частично закрыты
    ЛН = левая ноздря
    МБ = Мула бандха
    ПН = правая ноздря
    УБ =
    Уддияна бандха
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    ГЛАВА 29
    Дхьяна (медитация. «Дхьяна» означает поглощение. Это искусство самоизучения, размышления, совершенного наблюдения или поисков Бесконечного внутри себя. Это наблюдение физических процессов, происходящих в организме, изучение ментальных состояний и глубокое созерцание. Оно означает смотреть внутрь, в свою сокровенную суть. Дхьяна — это открытие Сути. Когда сила интеллекта и сердца гармонично сочетаются — это есть
    Дхьяна. Отсюда происходит все творчество, и его благие и прекрасные результаты приносят пользу человечеству. Дхьяна подобна глубокому сну, но между ними существует различие. Безмятежность глубокого сна приходит как результат бессознательного забывания своей индивидуальности и личности, тогда как медитация приносит полностью внимательное и осознанное состояние безмятежности. Садхака остается свидетелем (сакши) всех действий. Хронологическое и психологическое время перестает существовать вовремя глубокого сна или при полном поглощении. Во сне тело и ум избавляются от утомления и страстей, и после пробуждения появляется ощущение свежести. В медитации садхака испытывает просветление. Дхьяна есть полная интеграция созерцающего, процесса созерцания и объекта созерцания посредством их слияния в единое целое. Различие между познающим, инструментом познания и объектом познания исчезает. Сад- хака наполняется жизнью, становится полностью внимательными умиротворенным. Он освобождается от голода, жажды, сна и полового влечения, также как и от желания, гнева, жадности, страсти, гордыни и зависти. Он становится неподвластен дуальностям тела и ума, или ума и эго. Его видение СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО
    СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО отражает его истинную Суть подобно хорошо отполированному зеркалу. Это — Атма-Даршана, отражение Души. Иисус сказал, что человек жив не хлебом единым, но каждым словом, исходящим из уст Господа. Размышляя о смысле жизни, человек убеждается в том, что в его душе обитает сила или свет, гораздо большие, чем он сам. Однако на своем жизненном пути он обременен многими заботами и сомнениями. Находясь в оковах окружающей его искусственной цивилизации, он развивает ложное представление о ценностях. Его слова и действия идут вразрез сего мыслями. Он оказывается в тупике из-за этих противоречий. Человек осознает, что жизнь полна противоположностей — страдание и удовольствие, печаль и радость, конфликт и мир. Осознавая эти полярности, он пытается достичь равновесия между ними и обрести состояние стабильности, чтобы быть свободным от боли, печали и противоречий. В своих исканиях он открывает три благородных пути путь знания (джняна), действия карма) и преданности (бхакти), которые учат его тому, что его внутренний свет есть единственный проводник, ведущий к власти над собственной жизнью. Чтобы достичь этого внутреннего света, он обращается к медитации, дхьяне.
    6. Чтобы обрести ясное понимание истинной природы человека, мира и Бога, садхака должен изучать священные писания (Шастры). Тогда он сможет отличать реальное от нереального. Для того, кто стремится к освобождению, важно знание трех истин (таттва трайя): душа (чит), мир (ачит) и Бог (Ишвара). Такое знание дает ему понимание жизненных проблем и способов их разрешения, укрепляет его духовную садхану. Однако знание, приобретенное лишь одним чтением, не приведет к освобождению. Только мужество и непоколебимая вера в учения, заключенные в священных книгах, и их реализация в повседневной жизни освобождают садхаку от господства чувств над ним. Знание священных книги садхана — вот два крыла, которые несут садхаку к освобождению. Человеку дано выбирать между двумя путями один тянет его вниз, к удовлетворению чувственных желаний и получению удовольствия и приводит к рабству и разрушению другой ведет его вверх, к чистоте и реализации его внутренней Сути. Желания затуманивают его ум и скрывают его истинную Суть. Только ум способен привести либо к рабству, либо к освобождению. В свою очередь, только рассудок, или интеллект, либо контролирует ум, либо сам находится под его контролем. Нетренированный ум бесцельно блуждает во всех направлениях. Практика медитации приводит его к состоянию стабильности, и ум, обладая несовершенным знанием, направляется к поиску совершенного знания. Ум садхаки и его рассудок работают как одна команда, которая подчинена его воле. Его мысли, речь и действия становятся гармоничными. Его успокоен
    Д Х Ь ЯН А 4 3
    ный ум и рассудок горят, подобно лампе в безветренном месте, с простотой, невинностью и просветлением. Человек обладает большим потенциалом, который пребывает в дремлющем состоянии. Его тело и ум подобны нетронутой земле, которая не вспахана и не засеяна. Мудрый крестьянин обрабатывает свою землю (кшет- ра), обеспечивает ее водой и удобрениями, засевает лучшими семенами, заботливо ухаживает за посевами ив конечном счете собирает хороший урожай. Что же касается садхаки, его собственное тело, ум и интеллект — это поле, которое он возделывает своей энергией и правильными действиями. Он засевает его отборными семенами знания, орошает преданностью и обрабатывает его с неослабевающей духовной дисциплиной, чтобы собрать урожай гармонии и мира. Затем он становится мудрым владельцем (кшет- раджна) своего поля, а его тело — священным местом. Развитие семян добрых мыслей (савичара), посаженных здравой логикой (савитарка), приносит ясность его уму и мудрость рассудку (сасмита). Он становится обителью блаженства (ананда), так как все его существо наполнено Богом. Путешествие к Луне и вообще в космос требует многих лет напряженных тренировок и дисциплины, глубокого изучения, исследований и подготовки. Путешествие человека к своей внутренней Сути требует таких же неослабевающих усилий. Годы дисциплины и длительной непрерывной практики моральных и этических принципов ямы и ниямы, тренировка тела асанами и пранаямой, ограничение чувств посредством пратьяхары и дхараны обеспечивают развитие ума и внутреннего осознания — дхьяны и самадхи.
    11. Дхарану (происходит от корня «дхр», означающего удерживать или концентрация) можно сравнить с накрытой лампой, которая не освещает пространство вокруг себя. Когда с лампы снимают колпак, она освещает все вокруг себя. Это — дхьяна, которая есть расширение сознания. Тогда садхака достигает единения ума и поддерживает динамическое, неослабное осознание в его первозданной чистоте. Подобно маслу в семенах и аромату цветов, душа человека наполняет все его тело. Лотос является символом медитации. Он олицетворяет чистоту. Его спокойная красота обеспечила ему главное место в индийской религиозной мысли. Он связан с большинством богов индуизма и их местоположением в чакрах. Стадия медитации подобна бутону лотоса, пока еще скрывающему свою внутреннюю красоту, но которому вскоре предстоит полностью раскрыться и расцвести. Как бутон раскрывается, проявляя свою удивительную красоту, таки внутренний свет садхаки изменяется и преображается медитацией. Он становится просветленной душой (сиддха) и вдохновенным мудрецом. Он живет в вечном настоящем — в настоящем, где нет вчера и завтра
    СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО. Состояние пассивности, в котором пребывает садхака, известно как манолайя («манас» означает ум, «лайя» — растворение или слияние. Он полностью упорядочил свой рассудок (праджня) и энергию (прана), чтобы предотвратить вторжение внешних мыслей. Это состояние непрерывного внимания. Когда и внутренние, и внешние мысли успокоены и умолкли, физическая, ментальная и интеллектуальная энергия не растрачивается попусту. Дхьяна — это субъективный опыт объективного состояния. Этот опыт трудно описать словами, поскольку слова неспособны это выразить. Невозможно описать наслаждение, которое испытываешь от первого кусочка спелого манго. Тоже самое касается и медитации здесь нет стремления или поиска, так как душа и цель становятся едиными. Нектар бесконечности нужно вкусить, безграничную благодать Господа внутри нужно пережить — тогда индивидуальная душа (дживатма) становится единой со Всеобщей Душой (Параматма). Садхака обретает целостность, воспетую Упанишадами: То есть полнота, это есть полнота. Полнота появляется из полноты. Даже после того, как полнота взята из полноты, полнота остается».
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23


    написать администратору сайта