Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренняя Стабилизирующая Внутренняя Внешняя Стабилизирующая Внешняя Внешняя Стабилизирующая Внутренняя

  • Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


    Скачать 5.56 Mb.
    НазваниеПрояснение пранаямы
    АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    Дата23.12.2017
    Размер5.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    ТипДокументы
    #12632
    страница12 из 23
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23
    Правая ноздря
    Земля
    Вода
    Огонь
    Воздух
    Эфир
    Левая ноздря
    Вода
    Огонь
    Воздух
    Эфир
    Земля
    Смещение положений от одного элемента к другому происходит постепенно. Необходима многолетняя практика, чтобы определить и разграничить месторасположения или области пяти элемнтов, или энергий, и узнать, когда и где воздух соприкасается с каждой ноздрей. Однако, Фото 109
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ под руководством опытного учителя, определение местонахождения вышеупомянутых областей может занять меньше времени. Точное и чуткое расположение наносу большого, безымянного пальцев и мизинца правой руки может заставить поток воздуха двигаться одновременно в одинаковые участки обеих ноздрей, порождая тем самым ясность в мозге и делая устойчивым ум. Ниже объясняется, что лучшее, идеальное время для медитации
    (дхьяна) наступает тогда, когда вдыхаемый воздух течет в центральную часть обеих ноздрей — месторасположение элемента эфира.
    ИСКУССТВО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ. Подготовку, необходимую садхаке для овладения искусством пранаямы, можно сравнить с подготовкой музыканта, мечтающего стать великим мастером. Кришна, Божественный Пастух, очаровал гопи и завоевал их сердца игрой на флейте, умело обращаясь с ней и порождая мир мистических звуков. В своей практике пранаямы садхака подчиняет и завоевывает свои чувства искусной игрой пальцами на своих ноздрях, умело обращаясь с потоками дыхания, как будто он играет на флейте.
    В духовых инструментах имеется несколько отверстий, вносу же их только два, поэтому садхаке необходимо обладать большим мастерством, чем флейтисту, чтобы управлять бесконечно тонкими, нежными интонациями и оттенками своего дыхания.
    Хороший музыкант изучает строение, форму, клапаны и другие характеристики своего инструмента, а также атмосферные влияния на него. Постоянно тренируя свои пальцы, он достигает виртуозности в тонких движениях, в то время как его уши улавливают малейшие изменения в звуке ион учится координировать искусность пальцев со слухом. Только после этого музыкант может начать овладевать мелодией ладом, высотой звука, резонансом и ритмом.
    Садхака также изучает форму и строение своих ноздрей, структуру наружного слоя кожи, специфические особенности своего носа, такие как ширина носовых проходов, отклонение перегородки и т. п. Он также изучает влияние атмосферных явлений на структуру кожи и состояние носовых проходов (сухость и т.п.). Он регулярно тренирует движения своих запястий и пальцев до тех пор, пока не овладеет ими и не сможет усовершенствовать эти движения. Он выверяет расположение кончиков пальцев на внешней поверхности кожи носа, покрывающей месторасположения пяти элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира) в ноздрях. Эти пять месторасположений элементов работают как клапаны духового инструмента. Садхака регулирует поток, ритм и резонанс дыхания посредством сужения или расширения носовых проходов в этих точках, чутко располагая пальцы и внимательно вслушиваясь в звук дыхания, который он модулирует и корректирует
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ Подобно тому как стражи святилища храма (дварапалы) регулируют поток паломников, пальцы регулируют объем и поток дыхания и, сужая носовые проходы, очищают вдыхаемый воздух от примесей.
    Благодаря регулируемому вдоху через суженные носовые проходы легкие получают больше времени на всасывание кислорода пока вовремя контролируемого выдоха неиспользованный кислород всасывается повторно, отработанный материал выбрасывается.
    Сужая и контролируя пальцами носовые проходы, садхака развивает большую чувствительность и осознание. Практикуя Удджайи и Вилома пранаяму, садхака углубляет свое знание пранаямы, а его тело извлекает практическое знание из того, что он испытал.
    Практика пранаямы с использованием пальцевого контроля объединяет теоретические и практические знания садхаки. Это взаимодействие воспламеняет его знание, и оно вспыхивает огнем рассудка, который полон решимости и энергии (вьявасаятмика буддхи).
    8. Пранаяма может быть разделена на два больших вида:
    а) когда контроль ноздрей пальцами рук отсутствует;
    б) когда большой палец и два пальца правой руки используются для регулирования и контроля потока дыхания через нос. Это — пранаяма, контролируемая пальцами. В свою очередь, эта пранаяма подразделяется на два подвида) Вдохи выдох выполняется через обе ноздри, частично зажимаемые, с целью освоить использование давления и баланса большого и других пальцев для получения равномерного потока дыхания через обе ноздри (фото 110).
    2) Одна ноздря закрыта кончиками двух пальцев, и дыхание вынуждено течь через ноздрю, на которой располагается большой палец, и наоборот. Например, если дыхание проходит через правую ноздрю, безымянный палец и мизинец должны закрыть левую ноздрю, не нарушая положения носовой перегородки (фото 111), и наоборот (фото 112). Следует обратить внимание на то, что дыхание не должно вытекать через закрытую ноздрю.
    В первом (а) виде пранаям в выполнение вовлечено только физическое тело. Второй (б) вид — это более сложная пранаяма, в которой проход воздуха регулируется вручную — мастерством и тонким, деликатным контролем пальцев. В старейшей из цивилизаций, Древней Индии, благоприятные и ритуальные церемонии выполнялись правой рукой. Все действия и церемонии, выполняемые левой рукой, считались неблагоприятными. Следовательно, левой рукой можно пользоваться в пранаяме лишь в том случае, если правая кисть или рука не могут действовать (фото 113).
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Фото Фото Фото 112 10. Тексты по Йоге, такие как «Гхеранда Самхита», рекомендуют располагать наносу большой, безымянный палец и мизинец правой руки, не указывая их правильного положения (фото 114). Они подчеркивают, что не следует использовать указательный и средний пальцы. Если используются указательный и средний пальцы, то предплечье и запястье будут отклоняться и становиться тяжелыми (фото 115). Более того, в этом случае невозможно
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ Фото Фото правильно и точно оказывать давление на ноздри, поскольку нос оттягивается пальцами вниз, и точность в выполнении пранаямы будет утрачена. Аналогично, если указательный и средний пальцы расположены в центре лба (фото 116) или вытягиваются в сторону (фото 117), давление большого и безымянного пальцев и мизинца будет различными из-за этого пальцы будут неправильно сгибаться и поток дыхания будет неравномерный.
    Фото Фото 115
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Фото Фото 118
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ Фото Фото Фото 121
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ. Если указательный и средний пальцы согнуты к углублению ладони, то большой палец будет располагаться на правой стороне носа (фото 118), безымянный палец и мизинец — на левой (фото 119), а запястье расположено по центру (фото 120). В этом случае большой, безымянный пальцы и мизинец могут двигаться по обеим сторонам плавно и свободно, а ладонь находится в равновесии. Нервы и мышцы средней части правого предплечья делают это место ключевым в процессе пальцевого контроля дыхания через ноздри. Отсюда регулируются средняя часть правого предплечья, и движения запястья и пальцев. Принимая позу сидя для практики пранаямы с использованием пальцев рук, следите затем, чтобы плечи находились на одном уровне и были параллельны полу, а подбородок располагался в межключичной впадине (фото 57).
    13. Расположив левую кисть на левом колене, согните правую руку в локте, не напрягая бицепс, предплечье и запястье (фото 121 и 122). Для того чтобы контролировать ширину носовых проходов необходимо обладать такими качествами, как устойчивость, умение и чувствительность, а не сила и напряжение. Не допускайте, чтобы согнутая правая рука касалась грудной клетки фото 123). Не зажимайте подмышки. Следите затем, чтобы руки не давили нагрудную клетку. Плечи должны быть опущены, руки — пассивные и легкие, за исключением кончиков большого и безымянного пальцев и мизинца фото Фото Фото 123
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ Фото Фото 125
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Фото 126 15. Согните и расположите кончики указательного и среднего пальцев в углублении ладони (фото 124). Это обеспечивает правильное положение кончиков безымянного пальца и мизинца напротив кончика большого пальца, создавая пространство между ними и большим пальцем. Это положение делает ладонь мягкой. Ширина кончиков мизинца и безымянного пальца по отдельности значительно меньше, чем ширина кончика большого пальца. Чтобы уравнять их, согните два пальца в сторону большого и соедините их кончики, оставляя пространство между суставами (фото 125). Если это трудно сделать, расположите между суставами округлый предмет, Фото 127
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ Фото Фото например пробку, шириной около 1,5 см (фото 126). Так пальцы будут привыкать к новому положению. Центральная часть большого пальца должна находиться напротив соединенных кончиков двух пальцев (фото 127). Обычно кожа кончика большого пальца жестче и толще, чем кожа двух других пальцев. Поэтому большим пальцем следует надавливать легче, чем другими, чтобы нажатие было мягким. Поднимите правое запястье так, чтобы кончики большого, безымянного пальцев и мизинца были напротив носа. Переднюю сторону запястья отведите от подбородка. Кончики большого, безымянного пальцев и мизинца расположите горизонтально напротив ноздрей (фото 128).
    18. Между костью и хрящом носа расположены очень маленькие бороздки перевернутой образной формы. Кожа под этими бороздками образует впадину. Кончики большого и двух других пальцев имеют выпуклую форму. Итак, расположите большой и два других пальца в этих впадинах равномерно, как показано на фото 129. На протяжении всей практики пранаямы следите затем, чтобы стенки носа оставались параллельными перегородке, используя для этого надавливание верхними и нижними уголками большого и двух других пальцев. Никогда не держите пальцы на ноздрях, как показано на фото 130, а мягко поверните кончики пальцев к основанию носа, по направлению к ноздрям, чтобы ощущать течение дыхания (фото 131 и 132). Частично перекройте проходы обеих ноздрей, контролируя равномерное распределение потока дыхания через каждую ноздрю фото 110). Если пальцы неустойчивы, поток дыхания становится неравномерным,
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Фото Фото Фото 132
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ что создает напряжение в нервной системе и тяжесть в клетках мозга. Правильное расположение кончиков пальцев необходимо для того, чтобы в нужный момент расширять или сужать носовые проходы в соответствии сдвижением дыхания, а также в зависимости от индивидуальных потребностей. Расширение или сужение носовых проходов при помощи пальцев можно сравнить сточной регулировкой отверстия ирисовой диафрагмы фотоаппарата для правильной экспозиции цветной пленки. Если отверстие диафрагмы установлено неточно, то цвета будут переданы неправильно. Аналогично, если отверстия носовых проходов точно не отрегулированы, то результаты пранаямы будут искажены. Правильное регулирование носовых проходов контролирует поток дыхания от внешней, контролируемой области ноздрей к неконтролируемой внутренней глубине. В регулируемой пальцами пранаяме большой палец и противоположные ему безымянный палец и мизинец правой руки действуют подобно ножкам кронциркулей (фото 127). Контроль осуществляется кончиками пальцев большого — на правой ноздре, безымянного и мизинца — на левой. Эти три пальца используются в практике пранаямы для достижения наилучших результатов. Обычно кожа носа мягче, чем кожана кончиках пальцев. Когда пальцы расположены наносу, их кончики напряжены сильнее. Чтобы ослабить напряжение, левой рукой оттяните назад кожу пальцев правой руки от кончиков к суставам (фото 133 и 134). Наблюдайте затем, чтобы кожа ноздрей Фото Фото 134
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ и кончиков пальцев была одинаково мягкой. Это делает слизистую оболочку пассивной и восприимчивой. Тогда входящий и исходящий потоки дыхания, проходя через слизистую, движутся плавно, мягко и тонко. Такая восприимчивость слизистой оболочки помогает пальцам, участвующим в пранаяме, изучать, чувствовать, проверять, регулировать и продлевать поток дыхания, а также увеличивать его продолжительность. Для того, чтобы воздух плавно и мягко проходил через слизистую оболочку, располагайте пальцы на коже носа деликатно. Чем мягче и чувствительней кожа кончиков пальцев, тем более тщательным может быть контроль дыхания. Носовые проходы в каждой ноздре расширяются или сужаются очень легкими чутким надавливанием, чтобы регулировать поток дыхания и тонкие виды энергии, связанные с ним. Не зажимайте и не раздражайте нос (фотоне нарушайте положение носовой перегородки (фото 136). Это не только нарушает поток дыхания через ноздри, но также заставляет подбородок склоняться в ту сторону, на которую оказывается большее давление. Не делайте пальцами резких движений. Они должны быть чуткими ив тоже время, достаточно подвижными, чтобы точно регулировать расширение или сужение носовых проходов.
    Фото Фото 136
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ. Когда в слизистой ощущается сухость или раздражение, ослабьте нажатие пальцев, не теряя контакта, который способствует току крови. Это сохранит кожу носа и кончиков пальцев свежими, чистыми и восприимчивыми. Иногда, если кожа влажная, можно оттянуть вниз левой рукой наружную кожу носа (фото 137 и 138).
    24. Следите, чтобы подбородок не двигался вправо, когда вы поднимаете руку к ноздрям. У людей, использующих в практике пранаямы правую руку, подбородок и голова имеют тенденцию склоняться вправо, когда давление пальцами сменяется с левой стороны на правую. Те, кто использует левую руку, отклоняют подбородок и голову влево. Научитесь сохранять середину подбородка на одной линии с серединой грудины. Вовремя вдоха поток воздуха течет через слизистую оболочку носа вверх, а вовремя выдоха — вниз. Бессознательно пальцы следуют задыханием. Верните их в нормальное положение, подвинув пальцы против потока воздуха. В пранаяме дыхание входит внос в центре, по бокам от носовой перегородки, проскальзывая без усилий мимо нее, и затем движется вниз, в легкие. Выходит дыхание по наружному краю ноздрей возле щек. Кончики пальцев работают по-разному при вдохе и выдохе. Разделите кончики пальцев натри области внешнюю, среднюю и внутреннюю (фото 139). При вдохе внешняя область используется для того, чтобы контролировать входящее дыхание, средняя — для стабилизации потока, и внутренняя — для того, чтобы направлять дыхание в бронхи.
    Фото Фото 137
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ Фото 139
    Внутренняя
    Стабилизирующая
    Внутренняя
    Внешняя
    Стабилизирующая
    Внешняя
    Внешняя
    Стабилизирующая
    Внутренняя
    29. При вдохе верхняя (внутренняя) часть кончика пальца осуществляет легкое надавливание, чтобы сузить проход в основании носа. Манипуляции пальцев можно сравнить с доставкой воды из резервуара на близлежащие поля. Воздух — это резервуара кончики пальцев — ворота шлюзов, через которые вода устремляется в ирригационные каналы — бронхи. Ворота шлюзов контролируют и усмиряют мощь потока и регулируют уровень воды в каналах. Каналы разветвляются на ирригационные канавы, по которым вода поступает на поля, чтобы питать посевы. Бронхи разветвляются на бронхиолы, чтобы донести вдыхаемый воздух до самых отдаленных уголков альвеол. При выдохе внутренняя часть кончиков пальцев используется для контроля, средняя — для стабилизации и усмирения силы дыхания, а наружная часть — для направления дыхания. Если при выдохе узкие внутренние) области кончиков пальцев используются также, как и при вдохе, то появится ощущение удушья. Ослабьте нажатие внутренними областями кончиков пальцев и наблюдайте затем, чтобы наружные области оставались узкими и прочными. Это сделает исходящий поток дыхания плавным. Выдох подобен течению реки к морю. Поток дыхания из альвеол подобен бегу воды в горных потоках, которые объединяются в
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ ручьи, бронхиолы. Ручьи соединяются в притоки и, наконец, величественная река достигает своей дельты и впадает в море. Воздух из бронхиол течет в бронхи и отсюда — в носовую полость, дельту, чтобы слиться с океаном атмосферы. Если звук дыхания грубый или дыхание быстрое, это связано стем, что носовые проходы слишком широкие. Поток воздуха становится более плавным, если сузить проходы. Если поток дыхания правильный и равномерный, то кончики пальцев будут ощущать мягкую вибрацию. Прислушивайтесь к резонирующему звуку дыхания и регулируйте его. Если звук не резонирующий, а резкий, это указывает на то, что кончики пальцев расположены вертикально по отношению к ноздрям (фото 130). В таком случае сразу же расположите их горизонтально относительно ноздрей. Действуйте, сохраняя полное понимание между кончиками пальцев и слизистой оболочкой носа. Только осязание, равновесие и устойчивое надавливание кончиками пальцев, направляющее поток дыхания, смогут привести к совершенному выполнению пальцевой пранаямы.
    33. Подобно тому как мягко мы вдыхаем тонкий аромат цветка, практикуйте пранаяму, как бы втягивая в себя аромата воздуха. Если вдох дольше выдоха, это указывает на то, что носовые проходы больше заблокированы вовремя вдоха, чем вовремя выдоха. Чтобы увеличить продолжительность выдоха, мягко уменьшите давление пальцами вовремя вдоха, но увеличьте его вовремя выдоха. Если же выдох больше вдоха, поступайте наоборот. Когда вы достигнете одинаковой продолжительности вдоха и выдоха в течение определенного периода времени, сузьте носовые проходы, чтобы сделать дыхание глубокими долгим, а также плавными тонким. Слишком сильное или недостаточное давление лишает кончики пальцев чувствительности. Необходимая чувствительность приходит только с практикой и опытом. Измерьте плавность и длительность первого вдоха и стремитесь сохранить ее вовремя выдоха. Первое дыхание — всегда определяющее. Действуйте также, когда вы увеличиваете продолжительность, и вообще этот принцип применим ко всей вашей практике пранаямы, так как ритм и равновесие — это секрет Йоги. Мы бессознательно своим дыханием творим молитву Со Хам. Он (Сах) — Бессмертный Дух — есть я (Ахам) вдыхании. Вдох течет со звуком Саха выдох — со звуком Ахам. Эта бессознательная молитва
    (джапа) произносится без понимания ее значения (артха) и чувства (бха- вана). Когда практикуете пранаяму, осознанно прислушивайтесь к этой молитве и прочувствуйте ее, тогда это осознание становится наданусанд- хана (нада — звук, анусандхана — поиск, в котором садхака растворяется
    ТЕХНИКИ ПР АН А ЯМЫ в звуке своего дыхания. Это позволяет ему воспринимать входящее дыхание как эликсир жизни и благословение Господа, а исходящее дыхание — как самоотдачу себя Ему. Наблюдайте затем, чтобы глаза, челюсти, щеки и кожа вокруг висков были мягкими и расслабленными. Не поднимайте брови вовремя вдоха. Вдохи выдох с усилием питает эго. Если поток дыхания плавный и почти неслышный, садхака становится преисполненным смирения. Это начало самосовершенствования (Атма-сад хана. Если у вас был перелом кости носа или если носовая перегородка кривая, нужно иначе располагать пальцы. Найдите то место, где открывается носовой проходу носовой кости, и расположите кончики пальцев на коже прямо над этим местом. Если перегородка отклоняется вправо, то середину кончика большого пальца необходимо подвинуть вверх вместе с кожей носа фото 140); если влево — то нужно подвинуть кончик безымянного пальца вместе с кожей носа (фото 141).
    40. Крылья носа представляют собой плотные, закругленные его части, которые выступают наружу и расширяют ноздри. Иногда кожа крыльев носа бывает очень мягкой, и из-за этого ноздри закрываются от малейшего нажатия. Если вы почувствовали, что это произошло с левой ноздрей, вставьте мизинец, чтобы расширить ее (фото 142). Но если это происходит с правой ноздрей, то нужно подвинуть внутреннюю часть кончика большого пальца вверх, по направлению к основанию носа (фото Фото Фото 140
    ПР АН А ЯМА СИ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЦЕВ. Если вы чувствуете, что кожа носа стала очень сухой, поднимите ее кончиками пальцев и мягко надавите на нее вовремя вдоха в направлении к носовой перегородке. Если вы чувствуете, что ноздри стали сухими — ослабьте давление. Если кончики пальцев не чувствуют поток дыхания, прекратите практику на этот день. Определите длительность и тонкость дыхания вначале практики. Если объем или длина дыхания начинает изменяться или внешние стороны ноздрей становятся жесткими и грубыми, прекратите практику в этот день. Никогда не практикуйте пальцевую пранаяму, если у вас головная боль или вы взволнованы, озабочены или обеспокоены чем-то. Также не следует выполнять ее, когда нос забит или когда у вас насморк, температура, или если вы только что перенесли болезнь. В этом случае практикуйте Шавасану (фото 182), делая нормальный вдоха выдыхая медленно и глубоко.
    Фото 142
    ГЛАВА 23
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23


    написать администратору сайта