Главная страница

Введение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН. В школьную жизнь программа адаптации детей к школе


Скачать 1.16 Mb.
НазваниеВ школьную жизнь программа адаптации детей к школе
АнкорВведение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН.doc
Дата03.02.2017
Размер1.16 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВведение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН.doc
ТипПрограмма
#1921
страница12 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Примечание. Предложенные здесь персонажи воплощают 5 ти­пов учеников: тревожный, интеллектуальный, исполнительский, игро­вой и коммуникативный. Ясно, что эти типы могут быть воплощены в самых разных образах. Эти персонажи — чистая условность, их мож­но заменить другими. Цвета, которые символизируют персонажи, столь же условны. В описанный здесь сюжет праздника мы включали задания учебного типа и оценку их выполнения. Мы обсуждали с деть­ми, как пишут, считают, читают, выполняют школьные правила персо­нажи лесной школы, а затем предлагали нашим ученикам сделать то же самое. За эти задания они и получали награды (ордена).


- 106-

-107-

Приложение

ll. Материальное обеспечение курса













I. Знаки

- «Я» (условное изображение ребенка с поднятой ру­кой);

- «Хор» (условное изображение нескольких детских головок с открытыми ртами);

- «Мы» (условное изображение двух детей, взявших­ся за руки);
1. Колокольчик. Учитель пользуется им, чтобы свободно менять про­должительность уроков.

2. Визитные карточки. Это небольшие карточки с именем и фами­лией ребенка. Их прикрепляют на грудь с левой стороны или ве­шают на шею на ленточке. Имя пишется крупными буквами, фамилия — мелкими.

3. Ордена — любой формы, цвета и размера значки для награжде­ния детей.

4. Разнообразные сюжетные картинки.

5. Схема класса. На магнитной доске или фланелеграфе учитель каждый день меняет в соответствии с организацией классного про­странства расположение элементов, изображающих мебель.














- «Звонок» (этот знак должен быть таким, чтобы его можно было прикреплять к схеме времени и схе­ме класса);

- «Вопрос» (кроме знака «Вопрос» на большом пла­кате для всего класса, каждый ребенок изго­тавливает себе такой же знак на небольшом листочке бумаги);

- «Ловушка».

6. Схема времени — длинная широкая полоска бумаги, которую по­мещают в верхней части доски. К ней прикрепляются значки, обо­значающие события школьной жизни.



  1. Книга «Хроника» — любой готовый или самодельный альбом. Главное, чтобы он был нарядным, запоминающимся.

  2. Алфавит.

  3. Различные куклы, мягкие игрушки.

  4. Полоски цветной бумаги (2 цвета) разной длины, по числу групп — к уроку № 2(1)*.

* Здесь и далее в скобках указан день занятий.


- 108-

-109-







  1. Кружки белой бумаги (02-2,5 см) — к уроку №3(1).

  2. Бланки для графического диктанта (по числу детей). Изготав­ливаются из бумаги в клетку. Размер бланка — с тетрадный лист — к урокам №3(2), №3(3).



13. Бланки задания «Стрельба по мишеням» — к уроку № 3 (3).



14. Рисунки с оптическими иллюзиями (по числу групп) — к урокам № 2 (4), № 3 (4).



15. Чертеж домиков (для доски). Крестиками следует пометить раз­личные «проекты» — к уроку № 2 (5).



16. Наборы геометрических фигур двух цветов (всего 22 фигуры по 11 каждого цвета) — к уроку № 2 (6).


- 110-

-111-

17. План местности — к уроку № 3 (6).



18. Образцы фигур — к уроку № 1 (7).



19. Листы с разметкой и образцами (по числу детей) — к уроку № 3 (7).



20. Наборы деталей одежды. Каждый комплект отличается от дру­гих цветом или отделкой. В каждом конверте — 1-2 детали, не со­ответствующие остальным (нужные детали — в конверте другой группы), — к уроку № 2 (8).



21. Бланки для работы с «лабиринтом» (по числу детей) — к уроку №3(8).




-112

- 113-

22. Листы с заданиями (по числу групп) — к уроку № 1

(9).

III. Игры-«энергетики»






23. Листы с заданием «Езда по дорожкам» (по числу детей) – к уроку №2 (9).



Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия всего класса. Спады энергии, сопро­вождаемые скукой, раздражением, потерей внимания и интереса, воз­никают естественно и нередко — по нескольку раз в день. Мы не можем предусмотреть, когда это случится в вашем классе, да и вы сами зара­нее этого предвидеть не в состоянии. Поэтому игры, поднимающие общий тонус класса, не могут быть включены в план занятий. Однако в арсенале каждого учителя ежедневно должен быть десяток новых «энергетиков».

Предлагаем вам коллекцию игр. Большая их часть заимствована из опыта наших американских коллег. Мы выбрали именно эти игры, потому что, кроме обычного игрового эффекта (прилив энергии, вос­становление внимания, создание хорошего настроения), который они дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации, что весь­ма важно для нашего курса.

Групповое жонглирование

Для этой игры нужны несколько мячей и свободное пространство, на котором все игроки могут стать в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру. Ведущий тоже стоит в кругу и держит мяч. Ведущий просит, чтобы каждый игрок запомнил два момента:

  1. от кого он получил мяч,

  2. кому он бросил мяч.

Пока игроку не бросили мяч, он должен стоять с протянутыми ру­ками. После того как игрок поймает и перебросит мяч, он опускает руки.

Итак, все стоят с протянутыми руками. Вначале игра ведется с од­ним мячом. Первым броском мяча задается «узор» — определенная последовательность пассов. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из игроков, стоящих на другой стороне круга, тот перебрасывает мяч тре­тьему игроку и т. д. Каждый ловит и бросает мяч один раз, а сделав это, опускает руки. От последнего игрока мяч возвращается к веду­щему. Тот повторяет «узор» (порядок бросков) еще 2-3 раза, пока не убедится, что дети запомнили последовательность действий. Теперь можно начинать настоящее жонглирование.

После того как первый мяч начнет двигаться по кругу, ведущий до­бавляет еще один мяч и отправляет его по тому же пути. Но теперь иг­роки должны следить, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Если мяч падает, его подбирает любой игрок и перебрасывает все в той же зау­ченной ранее последовательности. Затем добавляется еще один мяч


114-

-115-

и т. д. Когда в воздухе находятся 4-5 мячей, от игроков требуется вир­туозная быстрота действий, а также предельное внимание к партнеру, так как для успешного жонглирования чрезвычайно важно, чтобы мяч летел прямо в протянутые руки.

Высшим пилотажем в этой игре является способность группы из­менить направление полета мячей, например, выполнить «узор» в об­ратном порядке!

В паузах, когда приходится собирать рассыпавшиеся мячи, веду­щий (учитель) обращает внимание детей на удачные и неудачные иг­ровые стратегии, акцентируя взаимозависимость всех жонглеров. Очень важно создать атмосферу переживания группового успеха, еще раз подчеркнув, что таких фантастических результатов (жонглирова­ние пятью мячами в течение пяти минут!) каждый игрок в отдельности может добиться только после многих недель тренировки, а всем вме­сте это удалось за 15 минут.

Ива на ветру

Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер рас­качивает чуткие ветви ивы. Представив все это, вы можете играть. Раз­делите класс на группы по 7-8 человек в каждой. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга — один человек — ива. Остальные — в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие; руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачи­вающего иву. Ива встает в середину круга, ноги вместе, руки скреще­ны на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю вет­ра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит в кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Конечно, игро­ки должны быть предупреждены о технике безопасности: по крайней мере 4 человека должны поддерживать иву, а остальные — постоянно помнить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган, т. е. что мягкие толчки не должны переходить в сильные. Ветерки, раскачи­вая иву, поют ей колыбельную: что-то вроде ууу-уу-ууу —на какой-ни­будь нежный мотив.

Каждый из детей по очереди становится ивой, раскачивающейся от ласковых прикосновений одних ветерков и заботливо поддержива­емой другими. Эта игра основана на доверии и создает атмосферу доверия. Учитель в паузах (когда дети меняются ролями) подчеркива­ет, что ива располагает возможностью показать другим детям, насколь­ко она им доверяет, а те, которые изображают ветерки, могут показать, что они заслуживают доверия.

- 116-

Именной поезд

Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из учеников добровольно вызывается быть паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается около одного из игроков. «Привет, - говорит паровоз, - я — Петя!» -«Привет, Петя! Я — Маша!» Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руки и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого радостного приветствия Маша берет Петю за талию, изобра­жая прицепной вагон, и они оба, подражая голосом пыхтению паро­воза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором: «Привет. Мы — Петя и Маша!» — «Привет. А я — Павлик!» «Павлик!» — зовет поезд, вскиды­вая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Дети продолжают присоединять вагоны к поезду до тех пор, пока каждый не услышит приветствие, об­ращенное лично к нему. Синхронность движений, легкое и веселое за­поминание имен всех учеников класса, возможность превратить эту игру в проверку памяти (можно попросить каждого ребенка после игры нарисовать весь поезд и подписать все вагоны) — вот что делает эту игру чрезвычайно полезной в первые дни занятий. Позже, когда дети уже будут знать друг друга по именам, стоит использовать модифика­ции этой игры. Например, каждый ребенок называет себя по имени какого-нибудь животного, в которого он хотел бы превратиться, а пос­ле игры рассказывает классу, почему он выбрал именно это животное. Так на метафорическом языке дети могут начать рассказывать друг другу о себе. Можно сделать этот рассказ более прямым, предложив каждому игроку выбрать для себя прилагательное, характеризующее его (ее), например: «Привет. Я — смелый!» — «Привет, смелый. А я — добрая!»

Невидимая скульптура

Класс делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок — художник, другой — модель, третий — глина. Художник и гли­на закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Пока двое игро­ков завязывают глаза, модель, которая может оставаться зрячей, при­нимает такую позу, в которой она сможет находиться не менее трех минут. Когда модель сообщает о своей готовности, за работу прини­мается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить позу, а затем превращает кусок глины в произведение искусства, вос­производя при этом модель. Когда художник сообщит, что шедевр за­кончен, все открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры с образцом.

-117-

Будет занятно создать большую групповую скульптуру, используя много моделей и большие запасы глины. Но такая виртуозная игра тре­бует налаженной кооперации и полного доверия между игроками.

Это мой нос

Класс делится на группы из трех человек. Дети договариваются между собой, кто будет судьей. Задача судьи — на листе бумаги по­ставить игрокам плюсы за каждый правильный ход, а потом подсчи­тать, сколько плюсов получила пара игроков. Как только кто-то из игроков сделает ошибку, он становится судьей, а бывший судья зани­мает его место. Тогда подсчет правильных ходов начинается сначала. Правила игры таковы. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берет себя за ухо), но называет ее неверно («Это мой нос»). Вто­рой игрок должен назвать ту часть тела, на которую указал первый иг­рок, но указать на что-то другое. Так, в нашем примере второй игрок может взять себя за локоть, произнося: «Это мое ухо». Тогда первый, хлопнув себя по пятке, утверждает: «Это мой локоть». На что его парт­нер, указывая себе на горло, сообщает: «Это моя пятка»...

После того как дети начнут обнаруживать способность координи­ровать слова и жесты, стоит ввести дополнительные правила, усложня­ющие этот тренинг внимания, например, запрет на повторение (если какая-то часть тела была уже названа или показана, больше к ней воз­вращаться нельзя). Стоит также ввести цейтнот: игрок должен ответить своему партнеру раньше, чем судья сосчитает до семи (до пяти).

♦ Мы — детективы!

Внимание к мелким деталям и способность запомнить большое их число — необходимые качества любого детектива. Для тренировки этих качеств дети объединяются парами. Два партнера становятся ли­цом друг к другу и в течение минуты пристально изучают друг друга. После этого по сигналу ведущего они поворачиваются друг к другу спи­нами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида. Так, можно расстегнуть верхнюю пуговку рубашки, заправить свитер в брюки, снять значок... По сигналу ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают один другого. Затем каждый должен назвать три изменения во внешности своего напарника.

Если это получилось сразу у всего класса, игру следует усложнить, сначала увеличив количество деталей, подлежащих изменению, а по­том увеличив численность команд. Когда дети начнут играть двое на двое (а потом и четыре на четыре), учитель вводит еще одно условие игры: прежде чем назвать деталь, которую ты считаешь измененной, посоветуйся с членами твоей команды. Если догадка окажется непра­вильной, команда теряет очки, так как в игре, где надо изменить три

детали, можно высказать лишь три предположения. Вносить измене­ния надо тоже сообща, потому что их должно быть ровно столько, сколько назначил ведущий, а кроме того, нельзя всем членам коман­ды вносить в свою внешность одинаковые изменения (всем закаты­вать рукава и т. д.). Если члены одной команды меняются местами или одеждой, это следует считать за два изменения: «Оля была в синем свитере, а теперь она в зеленом. Марина была в зеленом свитере, а теперь в синем».

Общие настроения

Понимать настроение собеседника и подстраиваться под него — важнейшее условие подлинного, глубокого взаимопонимания. Начать совершенствоваться в этом высоком искусстве можно в самой за­бавной, глуповато-шаловливой форме. Сначала в классе объявляет­ся конкурс на лучшее изображение радости (страха, гнева, горя). В дальнейшем набор базисных эмоций можно расширить, но начи­нать следует с трех. Итак, конкурс «Радость»: каждый ребенок вспо­минает какое-то событие своей жизни, которое вызвало в нем (в ней) глубокую радость. И старается изобразить свое состояние с помо­щью позы и мимики. Хорошо, если дети будут выполнять это задание с закрытыми глазами, чтобы не копировать друг друга. Когда учитель видит, что многие дети нашли свою позу, он просит каждого приду­мать и издать какой-то звук, выражающий радость. Теперь можно открыть глаза и полюбоваться друг другом. Учитель тем временем называет и указывает найденные разными детьми наиболее вырази­тельные приемы, объединяя их в обобщенный образ радости (вски­нутые как бы для объятия руки, растянутый в широкой улыбке рот и радостное «Ааааа!» и др.).

Договорившись об этом жесте, все вместе вырабатывают общий знак страха (съежиться, плотно прижать к груди кулаки и с широко рас­крытыми глазами выдохнуть: «Ооооой!»).

Ясно, что знак гнева должен и по позе, и по мимике, и по звуку кон­трастно отличаться от первых двух знаков, например, выставленные вперед руки, оскаленные зубы и грозное «Рррррр!». Договорившись об этих трех знаках, их повторяют несколько раз в разной последова­тельности. Затем дети делятся на группы по три человека. В каждой тройке выбирается судья, другие два человека — игроки. Они стано­вятся друг к другу спинами и на счет судьи «раз, два, три!» резко пово­рачиваются друг к другу (подпрыгивают с поворотом на 180°) и изображают одно из трех настроений. Если их настроения совпадают, они жмут друг другу руки, обнимаются и играют снова. Если настрое­ния не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пробует достигнуть взаимопонимания.


- 118-

-119-

Когда 5-7 пар в классе смогут «совпасть по настроению» 2-3 раза подряд, стоит усложнить игру, введя еще два эмоционально вырази­тельных жеста.

Жесты этой игры можно использовать и в жизни: если ученик ро­беет, отвечая у доски, а класс изображает знак страха, то робкий улыб­нется, что поможет ему преодолеть робость. Утрированный, шутовской знак гнева заставит рассмеяться ссорящихся или дерущихся детей. Ясно, что пародировать горе грешно.

Мгновенное построение

Это одна из немногих игр, в которую предпочтительно играть стоя не в кругу, а образовав форму квадрата. Она также дает замечатель­ную возможность для четырех команд проверить свою способность к слаженной работе.

Класс делится на четыре равные команды. Каждая команда стро­ится шеренгой плечом к плечу, образуя одну сторону квадрата. Веду­щий располагается в центре квадрата лицом к одной из команд. Каждый игрок должен запомнить порядок, в котором стоит его коман­да, т. е. твердо выучить, кто находится слева и справа от него. Кроме того, все игроки запоминают, где располагается их команда по отно­шению к ведущему. Так, команда может быть обращена к ведущему лицом, может находиться за его спиной, слева или справа от него.

Когда каждый игрок подаст ведущему условный сигнал («я все за­помнил»), например, положит ладони на голову, тот начинает вращать­ся вокруг собственной оси. Затем ведущий резко останавливается и приказывает: «Стройся!» Это сигнал для всех команд перегруппиро­ваться и занять правильную позицию. Для этого каждый должен пере­меститься по полю так, чтобы занять определенное место по отноше­нию к ведущему и к своей команде. Как только команда выстраивается, ее члены соединяют руки и кричат: «Готовы!»

Ведущий может вращаться вокруг собственной оси столько, сколь­ко ему хочется. Игроков стоит предупредить о некоторых типичных трюках ведущего: он может остановиться в той же позиции, которую занимал в предыдущем раунде. И может повернуться и на 27°, и на 69°. А что будут делать игроки, если ведущий, закончив вращаться, ляжет на землю?!

Найди свое место

Поиск своего места в группе сверстников — едва ли не самое важ­ное для школьника занятие. Мы предлагаем игровой, шуточный тренинг такого поиска, из которого учитель может (при желании) вывести пате­тическую мораль: всем есть место в этом классе, каждый может его най­ти, но никто не в состоянии это сделать без помощи других детей.

В начале игры надо как следует «перемешаться». Для этого дети начинают хаотически передвигаться по небольшому пространству (пя­тачку), очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество других детей. Знак приветствия можно выбрать любой — легкое похлопывание по плечу, прикосновение друг к другу ладонями правой руки, поглаживание по голове... Для дальней­шей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным.

По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. За­дача первая и самая простая: с закрытыми глазами, не произнося ни одного звука, выстроиться в шеренгу по росту. Ведущий может с по­мощью секундомера измерить время первого построения, а через несколько недель, повторив эту игру, показать детям, что их сплочен­ность и доверие друг к другу возросли: сейчас они смогли быстрее найти свое место в общем ряду.

Задача более сложная, но тоже решаемая с закрытыми глазами: выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фа­милии). Ясно, что в эту игру могут играть лишь дети, уже изучившие алфавит.

И наконец, задача, требующая высшего пилотажа: выстроиться по порядку дней рождений, начиная с января и кончая декабрем. Выст­роившись, дети могут назвать свои дни рождения, по-особому при­ветствуя каждый знак Зодиака.

Ход конем

Для этой игры нужно подготовить игровое поле, превратив игро­вую площадку в шахматную доску. Сначала все дети учатся быть шах­матными конями, т. е. осваивают два варианта прыжков:

  1. два прыжка вперед на счет «раз, два», один прыжок вбок на счет «раз»,

  2. один прыжок вперед на счет «раз», два прыжка вбок на счет «раз, два». (Если учитель считает, что для его учеников ход конем слиш­ком труден, пусть введет любое другое условие передвижения фигур подоске.)

Выучив ход конем, дети готовы играть. Все черные кони выстраи­ваются в ряд, занимая каждую клетку по одну сторону доски. На про­тивоположной стороне выстраиваются белые кони. Задача каждого игрока — перейти поле, т. е. встать на любую клетку с противополож­ной стороны. По сигналу ведущего все кони делают первый шаг. Если два коня придут в одну и ту же клетку, они оба сходят с поля. Коням разрешается в промежутках между ходами вступать в переговоры, со­обща планировать партию.

Возможен другой вариант той же игры. Кони могут действовать совместно со всадниками. Конь и всадник находят друг друга перед


- 120-

-121 -

началом игры. Конь встает на игровое поле, всадник находится вне поля и дает коню советы: «Шаг вперед, два влево...»

Самый простой вариант игры: поле размером 3x3 метра и четыре коня, которые располагаются по углам. Вариант посложнее: поле раз­мером 4x4 метра и восемь коней.

Дождь

Все садятся в круг, согнув ноги в коленях, и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:

  1. шуршат, потирая ладони друг о друга,

  2. щелкают пальцами,

  3. негромко хлопают в ладоши,

  4. ударяют себя ладонями по бедрам,

  5. топают ногами.

После того как последовательность движений будет разучена, ве­дущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повто­рять звук, который он будет издавать, касаясь каждого игрока по очереди.

Сначала ведущий сам начинает шуршать, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ла­донями, а ведущий, неторопливо двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для учителя это хорошая возможность погладить каждого ре­бенка по голове.)

Игра продолжается. Теперь ведущий начинает щелкать пальцами ненова, касаясь по очереди всех детей, передает звук по кругу. Моро­сящий дождь превращается в сильный. Далее ведущий включает сле­дующее движение — хлопки руками, и все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда все дети вслед за ведущим и повинуясь его прикосновению начинают ударять себя ладонями по бедрам. И вот уже небеса разверзлись, и дети слышат все приближающийся раскат грома: это началось и нарастает топанье ногами. Потом ливень убывает так же, как нарастал: топанье ногами, хлопанье по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней. И тишина. Когда мы откроем глаза, то, возможно, увидим радугу!

Содержание

ЗАЧЕМ И КАК ВВОДИТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ 3

На перепутье между дошкольной и школьной жизнью 3

Кого мы вводим в школьную жизнь 5

Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка ... 6

Школьная готовность 9

Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества 12

Как ребенку учить себя с помощью взрослого 19

Сотрудничество ребенка со сверстниками 22

Отношения ребенка с самим собой 24

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 29

День первый 29

День второй 39

День третий 49

День четвертый 59

День пятый 67

День шестой 74

День седьмой 82

День восьмой 89

День девятый 96

День десятый 10З

ПРИЛОЖЕНИЕ 108

I. Знаки 108

II. Материальное обеспечение курса 109

III. Игры-«энергетики» 115


- 122-

- 123-
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта