Введение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН. В школьную жизнь программа адаптации детей к школе
Скачать 1.16 Mb.
|
Адресованность действия при групповом взаимодействии. На этом уроке, как и в предшествующий день, отрабатываются требования к высказыванию, сообщению, реплике. Здесь Винни-Пух вновь выступает как дошкольник. Данный персонаж позволяет противопоставить содержательное сообщение бессмысленному. На этом задании отрабатываются навыки содержательного высказывания, контрольное задание необходимо отработать многократно, дать многим детям возможность побыть и мастерами, и исполнителями. Работа на этом уроке должна способствовать развитию у детей представлений о признаках предметов (размер, форма, цвет). Задание, способствующее этому, заключается в «сборке робота» из элементов бумажного конструктора: кружочков, треугольников, прямоугольников. Кроме формы, элементы конструкции робота различаются по цвету и размеру. Для точного определения фигуры необходимо охарактеризовать все три признака, т. е. задать три характеристики предмета. Если задана только одна характеристика, две другие необходимо выяснить с помощью вопросов. К выводу относительно полноты высказывания дети должны подойти в результате предлагаемой работы. Поэтому, хотя урок и кажется коротким, он очень емкий по содержанию. Не следует вывод относительно трех признаков фиксировать в виде жесткого правила, так как число значимых признаков варьируется в зависимости от условий задачи; например, если все фигуры вырезаны из белой бумаги, число значимых признаков будет меньше. К тому же вряд ли на одном уроке можно отработать навык определения полноты признаков предмета. Скорее, здесь следует обратить внимание на пропедевтику вопросно-ответной формы взаимодействия учителя и детей или детей между собой. Но результат урока должен заключаться в том, чтобы дети с помощью вопросов научились полностью определять предмет. 1. Дети работают вдвоем или втроем. У каждой группы на столе — пакет с набором фигур (см. день 6, урок № 2). Учитель говорит: «Представьте, что мы работаем на конвейере завода, изготавливающего роботов разных конструкций. Мастер цеха получает от инженера чертеж робота и диктует сборщикам, какие детали взять, куда их поставить. Если мастер диктует понятно, а сборщики действуют аккуратно и внимательно, то с конвейера сойдет много роботов одинаковой конструкции. Если мастер диктует не совсем понятно, умные сборщики не действуют наугад, а спрашивают. Первым мастером нашего цеха будет Винни-Пух». Сборщики раскладывают детали посредине стола. Учитель рекомендует наиболее удобный порядок расположения деталей. Потом от имени медвежонка дает указания: «Голова у робота будет желтая... Тело круглое... Ручки и ножки маленькие...» Если дети смогут задать все нужные вопросы, они соберут одинаковые фигуры. Тогда учитель обсудит с ними «ошибки» мастера, который не стремился выразить свою мысль понятно для других. Если вопросы не будут заданы, учитель обсуждает с детьми, почему на конвейере, где все изделия должны быть одинаковыми, получилась столь разнообразная продукция (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 18). Пример анализа: «Мастер сказал, что голова будет желтая. И все сборщики взяли желтые головы. Но почему-то одни взяли круги, другие — квадраты, кто-то взял большие фигуры, а кто-то — маленькие. Что надо было сделать мастеру, чтобы все сборщики взяли одинаковые фигуры? (Назвать три признака.) А что надо было делать сборщикам, если мастер выразился неясно?..» (Спросить о недостающих признаках.) Выясняется, что Винни-Пух с работой мастера не справился. Учитель предлагает, чтобы каждая группа по очереди поработала ма- -82- -83- стерами. Дает группе мастеров образец. Становится возле них, но по возможности не вмешивается в работу, подмечая те интересные моменты распределения функций, которые стихийно складываются в группе и достойны общего обсуждения. Прежде всего это удачи совместной работы, которые могут перенять другие группы, еще не нашедшие своего стиля сотрудничества. Учитель подсказывает мастерам хороший прием ясной диктовки: чтобы сборщики не пропустили ни одного действия из-за рассеянности мастера, он сам должен производить сборку и описывать все собственные действия как можно подробнее. Удобнее всего брать фигуру и накладывать ее сверху на образец. После окончания работы учитель должен разрешить детские споры: кто виноват в том, что фигурки получились разные, — мастер, диктовавший неясно, или сборщики, слушавшие вполуха? Для четкости арбитража ему стоит записывать все, что говорят мастера. Лучшие мастера и лучшие сборщики (задававшие вопросы при неясных указаниях мастера) награждаются орденами Внимания. 2. Если после двух-трех диктовок учитель увидит, что дети стали выдыхаться, а желающих поработать мастерами еще много, в цехе роботов можно на время прервать работу для подвижной игры-разминки. Игра «Одновременные движения». Сначала игру ведет учитель со всем классом. Дети выстраиваются рядами, кладут руки на плечи стоящих впереди. Учитель показывает упражнение: на счет «раз» слегка присесть, на счет «два» встать, на счет «три-четыре» замереть и т. п. Два раза учитель задает ритм счетом, потом просит детей продолжать, ведя счет самостоятельно, в уме. Обращает их внимание на точную согласованность движений всего класса («Мы точно договорились и поэтому теперь можем понимать друг друга без слов»). Дети разбиваются (по рядам) на группы (по 6-8 человек). Сначала они шепотом договариваются, какие движения выполнять и на какой счет. Потом тренируются, считая сначала шепотом, потом молча, про себя. Тот, кто готов, выходит перед классом и показывает свои движения. Остальные пытаются встроиться в ритм и действовать одновременно с ведущими. Через 1-2 минуты учитель предлагает остановиться. Класс дает словесную оценку согласованности движений, дети пытаются описать, что они ощущали, делая упражнения вместе. Тренировку на одновременные движения следует повторять как можно чаще. На первый взгляд она подавляет у ребенка смелость быть самостоятельным, но на самом деле она именно и развивает подлинную смелость и самостоятельность. ДЕНЬСЕДЬМОЙ * УРОК 2 Ловушка. Ловушка — важнейший элемент учительской диагностики класса. Раньше мы уже говорили о зеркальных и незеркальных, имитационных и неимитационных формах реакции ребенка на указания учителя. Различение ребенком ситуаций, когда он буквально во всем должен следовать за учителем (отработка навыков, в частности навыков письма) и когда он и взрослый становятся партнерами, участниками дискуссии, — вот предмет самой глубинной учительской диагностики. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать, можно считать, что решена важнейшая задача начального этапа обучения. Средством диагностики этого умения является ловушка. По существу задание, в котором учитель требует от детей решить заведомо не решаемую задачу, ответить на вопрос, заведомо не имеющий решения, т. е. «ловит» детей. Ловушка — это разрыв в плавном течении учебного сотрудничества, ситуация, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, т. е. первый шаг к рефлексии. 1. Ситуация смешной (необидной) ловушки. Учитель рассказывает историю. Желательно, чтобы он сопровождал свой рассказ демонстрацией картинок. Можно использовать «Веселые картинки» и т. п. История вся состоит из нелепостей. «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт— "синий налив". Кожа у него темно-синяя, а мякоть голубая. Собирать "синий налив" пришлось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений...» Учитель спрашивает детей, почему они смеются. Дети указывают на нелепости и несообразности рассказа. Учитель: «Как вы считаете, я в самом деле все перепутала или специально расставила такие ловушки, чтобы посмотреть: если дети смеются, значит, они знают, что при сборе яблок мороза быть не может и никто не отморозит уши, если не смеются, значит, не знают, какие бывают яблоки, когда их собирают, и все, что я говорю, считают чистой правдой. Такие ловушки вам будут встречаться в школе, и нередко. Они помогут обнаруживать, кто чего не знает, и весело выбираться из не- -84- -85- знания. Конечно, в ловушки лучше не попадаться. Мы будем отмечать их специальными значками, также как люди огораживают забором ямы, в которые можно провалиться. Если вы почувствуете ловушку, поднимайте знак «Л». Его удобнее всего складывать из пальчиков. Потренируемся расставлять знак ловушки». Учитель повторяет свою историю, дети везде, где надо, поднимают знак «Л». 2. Тренировка на дифференциацию заданий учителя: «правильные» задания надо выполнять, «неправильные» задания (ловушки) выполнять не надо — достаточно показать знак «Л». Игра «Делай то, что я говорю и показываю». Учитель медленно совершает разные движения и называет их (сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...). Часть движений не совпадает со словесным описанием. Такие движения дети должны отмечать знаком «Л». Вариант той же игры — «Я прошу вас» (в последующие дни надо чередовать оба варианта игр, постепенно передавая управление игрой детям). Дети делают лишь то, о чем их просит учитель. Если учитель не прибавляет к заданию слова: «Я прошу вас», его выполнять не следует — это ловушка. Дети, быстро поднимающие знак «Л», — лучшие помощники класса: они помогают менее внимательным не попасть в ловушку. В игру можно вводить очень смешные ловушки типа: «Я прошу вас повернуться ко мне спиной (закрыть глаза)... А теперь делайте, как я (какой-то забавный жест)... А как вы увидели, что я делаю: вы же стояли ко мне спиной?» 3. Следующую работу дети могут выполнять индивидуально или группами. Каждый принимает решение и сообщает знаком «Я готов» или «Мы готовы». Если кто-то хочет работать в группе, а его сосед — индивидуально, пусть подсядет к ближайшей группе. Можно работать втроем, вчетвером. Учитель медленно и четко называет пять городов (стран, деревьев, птиц, автомашин, героев сказок, кушаний и т. п.). Дети должны найти ловушку. Но ловушки есть не во всех утверждениях учителя. Форма заданий: «Я знаю пять цветков: василек, горицвет, ландыш, бражник, аистник. Кто нашел ловушку?» Учитель спрашивает детей, поднявших знак «Л», не отдавая предпочтения ни индивидуалистам, ни группам, ни в коем случае не сравнивая их, не создавая атмосферы соревнования. (Но группам перед началом работы надо дать совет: каждое слово обсуждать молча, показывая жестами с помощью пальцев знаки «+», «Л» или «Вопрос».) Может быть, в классе найдется эрудит, который скажет: «Бражник — это бабочка, а не цве- ток». Но возможны и ответы типа: «Аистник не цветок». Учитель заверяет детей, что это цветок, описывает его, может показать картинку. Спрашивает: «Возможно, какие-то слова вам неизвестны. И вы не можете решить, цветок я назвала, бабочку или птицу. Что надо делать, какой знак поднять, о чем меня спросить?» Помогает детям отличить знак «Л» («Я знаю, что вы специально пробуете нас запутать») от знака «Вопрос» («Я не знаю, хочу спросить»). 4. Это задание следует выполнять индивидуально. Учитель раздаст наборы палочек (спичек) по 6 штук в каждом. Рассказывает: «К нам пришли два клоуна (нужны куклы или рисунки). Один добрый — он принес всем-всем ордена "Л": за ловкость, за то, что вы не ловитесь в ловушки. А второй клоун злой. Он хочет завладеть всеми орденами и стать чемпионом мира по ловкости ума. Он загадал для нас злые, невыполнимые задания. Если вы поймете, что задание невыполнимое, сразу поднимайте знак "Л", и мы победим злого клоуна. Возьми одну палочку и сделай из нее что-нибудь... Федя считает, что это ловушка и ничего делать не надо. А может быть, если постараться, это задание можно выполнить? (Это цифра 1, это свеча, колонна и т. п.) Сделаем вывод: если ты не можешь выполнить задание сразу же, это еще не значит, что оно нерешаемое, ловушка. Немного подумай. Возьми две палочки. Сложи из них любую букву (Т, X, Л). Добавь одну палочку, сложи треугольник. Из этих же палочек сложи квадрат ("Л"). Добавь палочку, сложи колесо ("Л"). Из имеющихся четырех палочек сложи букву Ш (школа). Кто не знает букву, пусть поднимет нужный знак. Добавь еще одну палочку. Переделай то, что у тебя получилось, во флажок. Из шести палочек сложи домик. Для того чтобы подняться на крышу этого домика, тебе нужна прочная лестница с шестью ступенями. Построй ее». (Если дети складывают лестницу без боковых стенок, учитель вызывает «скорую помощь» — ведь с такой лестницы можно упасть и сильно удариться.) (Если дети показывают знак «Л», учитель советует поискать решение. Если никто в классе не догадывается, что нужно сложить все палочки, учитель подсказывает: «Я» (указывает на знак «Я») никогда эту задачу не решит. «Мы» (указывает на знак «Мы») могли бы решить ее легко. Посмотрите друг на друга».) - 86 - -87- Всех ловких, не попадавших в ловушку, следует наградить орденами. (С этого урока все должны уйти с орденами и с домашним заданием изготовить 2-3 таких же ордена для класса.) ДЕНЬСЕДЬМОЙ# УРОК 3 Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. Детей продолжают знакомить с разнообразием критериев оценки. Этой цели служит игра «Одно и то же по-разному».
Рис.26
5. Проводится игра «Одно и то же по-разному», в которой дети упражняются в непохожести, оригинальности с помощью пантомимы, разыгрывания маленьких сценок. Условия игры объясняет учитель: «Сейчас я изображу трех учеников. Все они поднимают руку, чтобы отвечать. Но один не уверен в своих знаниях, не очень хочет, чтобы учитель его вызвал. Другой хочет во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Поднимая руку, он как бы кричит без слов: «Меня спросите, только меня, я лучше всех!» Третий старается быть настоящим учеником. Угадайте, кого из них я сейчас изображу?..» (три короткие пантомимы). Задания группам (хорошо, если дети объединятся по 4-6 человек и предварительно порепетируют в разных углах класса):
Разбившись на группы, дети должны придумать несколько вариантов решения одной и той же сценки и изобразить их перед классом. Можно сопровождать пантомиму словами. Зрители должны рассказать, что они увидели. Каждое представление заканчивается бесшумной овацией. Итоги дня. Учитель спрашивает: «За что можно поблагодарить сегодняшний день? За что вы можете поблагодарить своих одноклассников (нескольких, всех)? Пусть каждый из вас, уходя, попрощается и поблагодарит двух самых приятных для него сегодня детей». Домашнее задание: изготовить «Орден Ловкости» (орден «Л») придумать и новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить их. ===== ДЕНЬВОСЬМОЙ * УРОК1 Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введенных ранее). Работа идет сначала индивидуально, затем — парами. Третий вариант игры предусматривает ловушку: учитель называет не три, а два или четыре предмета. На этом уроке дети также упражняются в умении аргументировать, доказывать свои суждения. Это трудное для первоклассников умение: ведь ребенок, как правило, не умеет -88- -89- выстраивать логическую цепочку умозаключений, быстро отвечает и легко отказывается от своего решения. В дальнейшем на протяжении основного учебного курса дети постоянно будут сталкиваться с необходимостью доказывать, спорить и т. п. Пока же это только первые пробы и в основном не совсем удачные. Но именно отсутствие фиксированного, единственно правильного ответа делает такие пробы безобидными; обсуждаются лишь сами доводы, и если они непротиворечивы, то признаются правильными. 1. Разминка (применение знаков «+»,«-», «Л»,«?»). Игра «Третий лиш- ний». Для объяснения условий игры лучше использовать картин ки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь, лев, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подхо- дят друг другу, и выявить одно лишнее. Учитель спрашивает, кто может назвать лишнее. Наиболее вероятны два ответа: а) лишняя ворона, потому что она — птица; б) лишний лев, потому что он водится в Африке. Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учитель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непонятно, как ты рассуждаешь (может быть, и правильно, но непонятно). Если ребенок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+»(я согласен) и знак«-» (я думаю по-своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргументируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-» или «?»). Учитель приучает детей обращаться к несогласному с вопросом: «Федя (Коля и др.), почему ты со мной не согласен?» Словарный материал: чай—кофе—торт, купальник—платье— река, панамка— сапоги— сандалии, бабочка—сачок—муравей. Усложнение игры: теперь дети должны отвечать по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слушает, что скажет он. Если выясняется, что мнения разные (два ответа и два доказательства), дети могут привести оба. Словарный материал: ложка—тарелка—каша, тетрадь— карандаш— книга, машина— конь— самолет. Следующее усложнение: учитель называет 2-4 слова вместо трех, например, ученик—школьник, бабушка— мама, папа— сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или называет три слова, в том числе одно на иностранном языке. В последнем случае дети должны вместо ответа поднять знак «?». 2. Картинки-загадки. Дети объединяются в группы из четырех чело век (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, си- дящей за ними). Сначала каждый берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний»: чертит на доске игровое поле и задает сюжет этой игры — «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сначала команда должна договориться, кто что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать.) Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лишний — то, чего в лесу не бывает. Можно я нарисую змею?.. Нет, змеи в лесу бывают. А можно я нарисую пылесос?» (рис. 27). |