Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашнее задание

  • Введение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН. В школьную жизнь программа адаптации детей к школе


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеВ школьную жизнь программа адаптации детей к школе
    АнкорВведение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН.doc
    Дата03.02.2017
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН.doc
    ТипПрограмма
    #1921
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных. На этом уроке вновь возникает тема «Все вместе». Дети видят результат об­щей работы при условии, что все приложат максимум усилий. Эмо­ционально насыщенным является момент соединения рисунков. Читатель уже успел заметить, что, кроме разнообразных навыков со­трудничества, на уроках отрабатываются и навыки измерений, чер­чения и т. п. В частности, на данном уроке ставится и следующие задачи.

    1. Построение фигуры по чертежу (вариант графического диктанта). Здесь уместна новая форма фронтальной работы — «Я сам»: те дети, которые хотят работать совершенно самостоятельно, не гля­дя на доску, могут сесть спиной к доске. Для этого можно развер­нуть или переставить стулья.

    Дети работают на листах бумаги в клетку, расчерченных крест-на­крест.

    Учитель диктует чертеж, одновременно строя его на доске: «Нахо­дим точку пересечения двух линий. Ставим на нее карандаш. Те­перь отсчитываем две клеточки вверх. Ставим зарубочку. Теперь

    Рис. 20

    Что бы это могло быть? Учитель дорисовывает голову и ноги, и по­лучается мальчик. Стирает голову и ноги, рисует заячьи лапы, по­том — ноги клоуна... Итак, становится понятно, что каждый ребенок начертил руки и верхнюю часть туловища какого-то существа. До­рисовать это существо, раскрасить его дети должны по своему ра­зумению. Но зачем надо было так точно и сложно рисовать верхнюю часть туловища? Чтобы потом все существа смогли взять­ся за руки. Учитель показывает, как из отдельных картинок будет сложен общий фриз, куда каждый ребенок вставит свою фигурку. Этот фриз станет украшением класса (место для него надо выб­рать сообща) (рис. 21).



    Рис. 21

    Само- и взаимооценка. «Нарисовали? — спрашивает учитель. — Каждую вашу работу надо оценить. Представьте себе, что ваши че­ловечки в каждой руке держат оценочные линеечки. Пусть правый и левый края листа служат такими линеечками. Поставьте себе оценки за работу...»

    Если дети не спрашивают, за что оценивать, а сразу приступают к действию, учитель останавливает их и сам спрашивает о крите­риях оценки.

    «Если мы не договоримся, за что оценивать, то может получиться так: Миша поставит себе высокую оценку за красивый подбор цве-


    -72-

    73-

    тов. А его друг Саша поставит ему на той же линеечке низкую оценку за некрасиво нарисованные руки. Миша обидится на Сашу за не­справедливую оценку. А Саше покажется, что друг не переносит замечаний. Они могут даже поссориться. А все из-за чего? Из-за того, что вы забыли задать один вопрос. Какой?» (За что мы себя будем оценивать?) Дети сами назначают критерии оценки. Хоро­шо бы в них были отражены оба аспекта задания: точность и вы­думка. Обозначив линеечки буквами и поставив себе оценки, дети начинают ходить по классу — «хвалить лучшие работы». Их зада­ча — выбрать только те работы, где крестик можно поместить в верхней трети линеечки.

    1. Соединение отдельных рисунков в общий узор. Склеить единый фриз можно и после уроков. А сейчас надо всех соединить и сыг­рать в хоровод.

    2. Заключительная игра. Дети встают в круг, берутся за руки. Разучи­ваются три жеста: руки вперед — «И я тоже. Согласен. Вместе»; руки за спину — «Я не буду. Не согласен»; руки на голову, почесы­вание в затылке — «Я подумаю. Я еще не знаю».

    Игра «Кто чему хочет учиться в школе?». Начинает учитель: «Я — серенький волчонок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусать­ся. А вы?» Дети отвечают одним из трех жестов. Если кто-то из детей не сразу включается в игру, учитель предлагает одному ребенку быть слоненком, другому— лягушонком, третьему — маленькой феей...

    Домашнее задание: нарисовать картинку сказочного класса и на­писать под ней, кто ты, чему здесь учишься, кто твои друзья.

    = ДЕНЬШЕСТОЙ * УРОК 1

    Первое задание связано с отработкой знаков «+»,«-»,«?». Эти зна­ки — средства организации дискуссии. Таким образом, это задание можно рассматривать как повторение. Здесь есть ловушка — эмоци­ональные описания. При всей своей красочности они не имеют смыс­ла для совместной работы, так как бессодержательны. Однако такие описания необходимы по двум причинам. С одной стороны, они по­зволяют создать атмосферу интереса, «собрать» класс вместе, сде­лать учебную работу приятной для всех. С другой стороны, фиксируют, подчеркивают разницу между содержательной дискуссией и пустой болтовней.

    -74-

    Итак, на данном уроке не столько отрабатывается использование знаков, сколько разыгрывается учебно-игровая ситуация, позволя­ющая детям увидеть те характерные для высказываний черты, которые только и могут сделать разговор дискуссией, обсуждением какого-то содержания. До сих пор внимание уделялось главным образом реак­ции ребенка на высказывание, т. е. предъявлялись требования к слушающему (ребенок должен был, слушая, адекватно реагировать, выбирать соответствующую высказыванию реакцию и выражать ее в реплике, в знаке). Теперь в центр содержания урока попадает гово­рящий. Раньше этого делать было нельзя, так как сначала надо было приучить детей говорить, показать им, что говорить «не страшно». Те­перь, когда этот этап пройден и если в классе создалась атмосфера приятия, настала пора вводить требования для говорящего.

    Однако эти требования не преподносятся ребенку в виде правил, поскольку привычка высказываться открыто у детей еще слишком слаба, ее надо «выращивать». К тому же представленные здесь тре­бования далеки от полноты, по мере развертывания учебного содержания их границы будут меняться. Поэтому наиболее целесо­образной формой введения требований является учебно-игровая. В отличие от учебной она формирует не понятие, а представление, образ требуемого содержания.

    В этот день парты удобнее расставить стандартными рядами так, чтобы дети сидели по двое. Соответственно меняется и организация классного пространства.

    1. Игра «Понятно ли мы говорим?». («Если я говорю понятно, пока­жите знак «+», если непонятно — знак «-».) На доске — набор од­нородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то же время года и один и тот же климатический пояс, собаки и ло­шади разной породы и т. п. Учитель дает три описания:

    1. правильное, точное, однозначно узнаваемое;

    2. слишком поверхностное, относящееся к нескольким рисун­кам, например: «В этой местности растут деревья, течет река, зе­ленеет травка, синеет небо»... или: «У этого пса черный мокрый нос, блестящие глаза, белые крепкие зубы. Он весело машет хво­стом»;

    3. слишком эмоциональное, бессодержательное: «Это одно из самых красивых мест, какие я когда-либо видела. Здесь все раду­ет глаз, все вызывает улыбку»... или: «Это необыкновенно строй­ная лошадь, с изящными ножками, холеной гривой, большими добрыми глазами. Я всегда приношу ей сахар, а она вежливо бе­рет его с моей ладони теплыми губами».

    -75-

    После каждого описания учитель применяет прием Ш. А. Амона-швили. Он предлагает: «Положите голову на парту, закройте глаза и вспоминайте этот пейзаж (эту лошадь). Потом я подойду, и каж­дый из вас по очереди шепнет мне на ухо номер картинки». Собрав мнения детей (лучше каждый раз подходить к детям из раз­ных рядов), учитель объявляет результат: все назвали одну и ту же картинку или все назвали разные картинки. Спрашивает, почему так получилось, что было непонятно в его описании, о чем дети хотели бы узнать дополнительно? Дети задают вопросы.

    1. Двое детей выбирают одну из картинок, договариваются, как ее описать, дважды повторяют свой рассказ, чтобы не забыть. Рас­сказывают классу. Класс угадывает номер картинки. Если мнения всех совпадают, рассказ группы оценивается знаком «+», если не совпадают, дети поднимают знак «?» и задают вопросы, помогая паре составить понятное для всех описание. (Для этой работы очень удобны наборы открыток с бабочками, цветами и т. п., кото­рые можно раздать каждой группе. Тогда дети будут поднимать и показывать загаданные картинки.)

    2. Игра «Понятно ли мы действуем?». Дети разбиваются на четвер­ки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к дру­гу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: кто-то будет подметать пол, кто-то — мыть подокон­ники, кто-то — вытирать доску, кто-то — поливать цветы и т. п. Можно придумать и другие обязанности. Распределив дела, чет­верка сообщает: «Мы готовы».

    Учитель приглашает к доске первые четыре группы по очереди (тех, кто договорился быстрее других). Группа показывает пан­томиму «Уборка класса». По знаку учителя актеры останавлива­ются. Зрители должны назвать роль каждого актера. Если все зрительские мнения совпадают, действие актера оценивается знаком «+».

    По пантомиме следующей группы можно поставить перед зрите­лями новый вопрос: с помощью чего дети выполняют свою работу (подметают метлой и т. п.)?

    Вторая пантомима — «Магазин головных уборов». Группы должны снова договориться, кто что будет покупать и примеривать в мага­зине (шляпа, кепка, ушанка, берет, платок).

    Учитель действует вместе со всеми зрителями. Если ему действи­тельно что-то непонятно, он поднимает знак вопроса и помогает актеру отреагировать на этот знак — подсказывает, как надо спро­сить («Что вам непонятно?»).
    - 76 -
    Если эта непосредственная реакция на вопрос привьется, в клас­се возникнет удивительная форма фронтальной дискуссии, мес­тами напоминающая разговор, который направляется взаимным интересом собеседников, а не учителем.

    Третья пантомима — «Выставка скульптуры». Каждая группа (мож­но из двух человек) выбирает, кто будет глиной, а кто — скульпто­ром. Сначала скульптор мнет глину (что-то типа массажа плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит скульп­туру. Ставит ее на постамент (стул) и загадывает название (шеп­чет скульптуре на ухо: скрипач... футболист... балерина... поэт... стрелок из лука...). Учитель должен предложить такие названия, но не ограничивать ими детей. Все скульпторы обходят выставку, останавливаются возле каждой скульптуры и высказывают пред­положения по поводу ее названия. Если догадки совпадут, скульп­тор и его скульптура получают приз «За ясность в выражении своих мыслей».

    Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Сле­дует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задает учитель. (Сюжеты пантомим — дело учителя, приведенные здесь лишь пример.)

    ДЕНЬШЕСТОЙ * УРОК 2

    Групповые задания с недоопределенными правилами. Игра «Однорукие». В зависимости от того, как учитель организует эту игру, с ее помощью можно отрабатывать различные стороны сотрудничества. При внутригрупповой форме главным становится выработка умения договариваться, «содействовать». Причем договариваться не посред­ством слов, а именно действием («содействие»). Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Ведь для ребенка, при­шедшего в первый класс, учитель является безусловным центром, ре­бенок иногда попросту не «видит» других. Поэтому задача учителя — перевести адресованность к себе в адресованность к другим группам. Она, конечно, не решается на одном уроке. Но, организуя взаимодей­ствие между группами, это следует постоянно иметь в виду.

    Игра «Повтори! Дополни! Отличись!» лишь на первый взгляд кажет­ся игрой на внимание. Содержанием ее являются анализ признаков предъявляемых предметов, замена одного или всех признаков либо их дублирование. Таким образом, от ребенка требуется анализ пред­лагаемого предмета.
    - 77 -

    Дети работают группами из четырех человек.

    1. Группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посредине (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 16). Каждый ребенок вык­ладывает перед собой знак «Вопрос».

    Проводится игра «Однорукие». Учитель предлагает детям предста­вить, что все они однорукие (для вживания в роль можно посове­товать им подложить одну руку под себя). «Однорукие — лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, по­этому договариваются друг с другом вмиг, без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево (рис. 22). Я скажу им «айн»— и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну «цвай» — и все будет пост­роено.



    Рис. 22

    Раз-два сделал — так работают однорукие. А сейчас попытайтесь вырастить елочку. (Вывешивает на доску образец — рис. 22.) Кому удалось сложить елочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумай­тесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмет, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую-то деталь нацели­лись два пальца, а на какую-то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину. (Образец постройки на доске — рис. 23.)



    Рис. 23

    Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они под­нимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».
    - 78 -

    Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птич­ка собрана полностью, кто-то стал двуруким (собираются еще 3-4 фигурки — рис. 24).



    Рис.24




    Рис.25


    Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разре­шать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборе те­лежки (рис. 25).

    Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не бес­покоит ли детей что-то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих? Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвертый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоем.

    Далее дети собирают кораблик и домики трех видов (рис. 25). И на­конец, детям предлагается собрать кота.

    Кот — тестовая фигура, для нее в наборе недостает деталей: по­лукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять по­лукружья?). Если это сделают хотя бы две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной.

    Игра «Повтори! Дополни! Отличись!». Играть можно четверками и парами. Условия игры: если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» — все должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» — надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый кружок», ответ-допол­нение может быть таким: «А у меня есть маленький зеленый треу­гольник» («Большой зеленый кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду: «Отличись!» — надо показать фигуру, пол­ностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.)

    В дальнейшем игру «Повтори! Дополни! Отличись!» можно продол­жать на материале математики и русского языка. Например, дети выполняют задание подобрать слово по схеме. На команду: «По­втори!» — ребенок повторяет ответ предыдущего ученика, на команду: «Дополни!» — говорит слово, которое еще не называлось, на команду: «Отличись!» — придумывает слово не по этой схеме. Каждый ответ учитель оценивает знаками «+»

    ДЕНЬШЕСТОЙ * УРОК 3

    Адресованность, понятность сообщения. В каком-то смысле этот урок продолжает начатое на первом уроке («Понятно ли мы го­ворим?»). Однако здесь данная учебная задача предстает в «чистом» виде. Для того чтобы наглядно показать детям несогласованность по­зиций, разыгрывается настоящий спектакль. Учитель в лицах пред­ставляет наивность и небрежность Винни-Пуха, растерянность, горе

    Пятачка. Образы Винни-Пуха и Пятачка могут войти в классный «фоль­клор», чтобы фразы типа: «Ты сейчас как Пятачок» или «Ну, это нам не Витя рассказывает, а Винни-Пух» — стали всем понятны и всеми уз­наваемы.

    В конце дня проводятся повторение, отработка содержательного оценивания. Оценка, как всегда, положительная: подчеркивается, как всем вместе интересно. Хорошо, если кому-то что-то не понравится, тогда будет повод это обсудить.

    1. На доске нарисован план местности, где живут Винни-Пух и Пя-
    тачок (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,

    пункт 17). «Винни-Пух закопал в землю большой-большой «сек­рет» и послал Пятачку письмо-план, по которому «секрет» легко найти. Пятачок шел по плану, но не нашел секрет. Почему?» — спрашивает учитель.

    Учитель читает письмо Винни-Пуха и показывает указкой на плане: «Выйди из домика. Иди мимо цветов, потом мимо елки. Перейди мостик. Найди три горы. Копай под третьей горой». Соотнося ука­зания, содержащиеся в письме, с планом, дети отмечают место, где Винни-Пух зарыл секрет, и место, где копал Пятачок. Размышляют, почему они не поняли друг друга, и приходят к выводу, что Винни-Пух написал неточный адрес, а Пятачок не задумался над тем, что имел в виду Винни-Пух, от чьего домика надо было двигаться. Вывод: если хочешь, чтобы тебя понял друг, прочти свое письмо его глазами, стань на его место. Как ты поймешь свое письмо, бу­дучи на его месте?

    2. Игра «Пишем письма, ясные и понятные для других людей». Зада-­
    ча: на своей парте расположить в каком угодно порядке 2 пенала,
    2-3 книги, тетради или папки (что есть под рукой), портфель...
    Вдвоем составить план местности, где-то (в пенале, под книгой)
    спрятать «секрет» (карточку с именами детей, сидящих за партой,
    или любую мелочь). Отметить на карте место, где он спрятан.
    Далее начинается работа вчетвером. Пары обмениваются плана­
    ми, ищут «секреты» друг друга. Если не получается, вызывают учи-
    теля, подняв знак вопроса. Учитель пробует сам действовать по
    «трудному» плану и выступает как эксперт: определяет, понятно ли
    составлено письмо, как его сделать понятнее.

    Вариант этого же задания. Каждая пара рисует план класса или ка­кого-то уголка этого класса, отмечает на нем местонахождение «секрета». Дети пишут свои имена на карте и на «секрете». Пере­дают и то и другое учителю. Тот кладет «секрет» на указанное мес­то, а план передает другой паре, тоже закончившей работу.


    -80-

    -81 -

    Трудности в поиске по плану, на которые жалуется какая-либо груп­па, обсуждаются всем классом.

    Итоги дня. Оценка дня по линеечкам. Сначала, нарисовав линееч­ку, учитель просит детей оценить сегодняшний день. Если дети не спрашивают о критериях оценки, учитель задает этот вопрос сам: «Что мы будем оценивать — хорошая ли сегодня погода, или ка­кое у меня сегодня настроение, или кому нравится мое платье, а может быть, что-то другое?» Выслушав предложения детей, следует добавить 3-4 своих:

    • Сегодня мы жили дружно — сегодня мы все время ссорились.

    • Сегодня все было скучно — сегодня я не скучал ни секунды.

    • Сегодня все было понятно — сегодня я ничего не понимал.

    • Сегодня мы жили как в детском саду — сегодня мы жили по-школьному.

    Оценку дня можно проводить в трех вариантах:

    1. индивидуально — каждый на своем листе, подписав его;

    1. всем классом: учитель вывешивает лист с большими линееч­ками, каждый ребенок ставит на общей линеечке свой крестик;

    2. сначала каждый ребенок оценивает сегодняшний день сам, потом сдает свой листок учителю, а тот переносит все оценки на общеклассные линеечки.

    Групповую оценку учитель показывает классу и помещает в «Хро­нику».

    ===== ДЕНЬСЕДЬМОЙ* УРОК 1
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта