Главная страница

Конспект лекций по МРР. В соответствии с рабочей программой дисциплины дпп. 09 Методика развития детской речи с практикумом по логопедии


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеВ соответствии с рабочей программой дисциплины дпп. 09 Методика развития детской речи с практикумом по логопедии
АнкорКонспект лекций по МРР.doc
Дата16.05.2017
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций по МРР.doc
ТипЛитература
#7732
страница35 из 41
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   41

2.Методика чтения произведений на занятиях


Самый распространенный метод — чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.Следующий метод — рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются окращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занятиях проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям.Часто на одном занятии используют различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.
Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа аглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (проводят начиная со средней группы), литературные викторины (проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?» (описание литературных героев) и др. Их можно проводить, используя наглядный материал или в словесной форме.

Построение занятия



Методисты, изучавшие вопрос о занятиях по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном замятии следует сочетать несколько произведений. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основномнебольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.).Важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые картины или образы с уже известными, осмысленными ранее. Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, стихотворение, басню и т. д. Вот пример объединения произведений на одном занятии: Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; Я. Аким, «Неумейка»; Л. Квитко, «Ахахи» повторно).
Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки, помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.Для занятий по художественной литературе характерно наличие более развернутой подготовительной части, вынесенной за рамки собственно занятия (подготовка воспитателя к выразительному исполнению произведения и подготовка детей к восприятию произведения).На самом занятии традиционна вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения: показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, в старших группах иногда краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи, припоминание знакомых произведений данного автора или подобного жанра и т. д. Далее следует основная часть — чтение художественного произведения, использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (повторное чтение, рассматривание иллюстраций и т. п.). В старших группах, где занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме того, проводятся упражнения на образный словарь или на выразительность речи.


3.Приемы формирования восприятия произведений


Художественное произведение ценно своим непосредственным воздействием на ребенка. Создавая его, автор, безусловно, предусматривает возможность самостоятельного усвоения ребенком содержания, добиваясь эмоциональности и понятности повествования, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить произведение, глубже пережить его). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.Этим целям соответствует прежде всего такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение — первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.Следующий прием — повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1—2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо давторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: «Эпизодическое чтение удожественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответственного подкрепления».
Если после первого чтения произведение уже понято детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие рассказа (стихотворения и пр.), — показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляют чаще); можно рекомендовать и словесные приемы, например напоминание сходного случая из жизни. В старших группах вспоминают произведения, близкие данному по тематике, педагог задает вопросы: «Кто тебе больше всех понравился? Почему? И др.».Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строй фразы путем осмысления ситуации. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.
Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняют до чтения.
Часто воспитатели обращают внимание лишь на усвоение детьми содержания произведения или на доведение до сознания маленьких слушателей его морали, забывая об эстетическом воздействии художественной литературы. С. Я. Маршак отмечал, что очень часто педагоги оценивают произведение только со стороны темы, требуют, чтобы весь текст, все слова и обороты речи были понятны ребенку, а это чаще всего ведет к зализанности и приглаженности, к вытравливанию личности писателя из произведения. Он подчеркивал, что люди с юности должны приучаться к тому, что художественные образы не летят сами, как гоголевские галушки, в рот, а иногда требуют от читателя сосредоточенного внимания и активности. Понимание детьми значения слова надо развивать и воспитывать.В старших группах необходимо обращать внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), на умение писателя нарисовать образ героя зримо, выпукло (одни слова показывают качества личности, другие — поступки, переживания), на зависимость заглавия от содержания художественного текста. Дошкольников учат вслушиваться в диалоги литературных героев, самим находить точные, меткие слова. Например, на занятии по заучиванию стихотворения «Береза» С. Есенина в подготовительной группе воспитатель ставит перед собой такие задачи: помочь детям почувствовать образный язык стихотворения; привлечь их к выполнению творческого задания: самим придумать, с чем можно сравнить снег, подобрать эпитеты к словам «снег», «береза», «лес» (из опыта О. С. Ушаковой).Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация — рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. В большинстве случаев иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в книге, но после чтения текста.У этого общего правила показа иллюстраций есть несколько исключений. Так, например, для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков: воспитатель демонстрирует картинку, полностью прочитывает текст на этой странице и затем повторно показывает рисунок. Так читаются «Разноцветная книга» С. Маршака (рисунки В. Лебедева), стихотворение «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари (рисунки Ю. Коровина), книга «Игрушки» А. Барто (рисунки В. Конашевича). Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанных книг и т. д.
Начиная со старшей группы детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая какую-либо иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.С детьми пяти — семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные). В старших группах в течение года нужно провести несколько занятий с раздаточным материалом: все дети получают одинаковые книги с уже знакомым текстом. Под руководством воспитателя они рассматривают книги, одновременно перевертывая страницы. Попутно активизируются некоторые слова (страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д.). На таком занятии закрепляются правила обращения с книгой.Заканчивая разговор о рассматривании иллюстраций, следует еще раз подчеркнуть, что основная задача состоит в том, чтобы научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение ребенка на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением могут тормозить развитие художественного восприятия, мешать усвоению текста. Это указывает иа необходимость правильного, тактичного применения наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.
Следующий специфичный прием — беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов — словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом.После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно..Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? (М. Пришвин, «Ребята и утята».) Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? (С. Михалков, «Дядя Степа».)В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений. Э. П. Короткова рекомендует активизировать высказывания и собственные вопросы детей следующими заданиями: подумайте, о ком вам хочется поговорить прежде всего и почему (выделение главного героя)? Какое место вам бы хотелось послушать еще раз? Чем взволновал вас этот рассказ? Какие слова запомнились «сами» и их хочется повторить?Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы (Что делал герой? Куда пошел? И т. д.) не вызывают работы мысли и чувства.Интересные примеры вопросов по прочитанным произведениям можно найти в книгах В. В. Гербовой. Например, по стихотворению «Путаница» К. Чуковского (в средней группе): как называется книжка? Почему Корней Иванович так ее назвал? Какая это книжка — грустная, веселая? А кому какой зверь в этой книжке особенно понравился? Далее воспитатель читает по выбору детей отрывки, после чего следует чтение концовки сказки, сопровождаемое оровыми звукоподражаниями детей.Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Воспитатель не должен забывать слова Е. А. Флериной о том, что художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.
На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения. В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   41


написать администратору сайта