баранкин. В. В. Медведев Баранкин, будь человеком!
Скачать 22.08 Kb.
|
В.В. Медведев; «Баранкин, будь человеком!» Талантливый художник, хороший детский писатель использует неповторимые приемы, постоянно совершенствуется, находится в поиске сюжетно-композиционных форм, создает новый жанровый синтез, отображает стороны жизни, психологии, которые ранее были не представлены в литературе, стремится полно отразить свою точку зрения на то или иное событие. К таким авторам, безусловно, можно отнести и Валерия Владимировича Медведева. Валерий Медведев – детский писатель, родился в Ишиме (ныне Тюменская область) в семье комиссара Красной Армии Ивана Павловича Маринина и медсестры Эмилии Ивановны Шевченко. Валерий Маринин занимался в челябинском Доме художественного воспитания детей рисованием, лепкой, хореографией, театральным искусством; окончил школу № 1, где начал писать стихи и рассказы преимущественно юмористического содержания. В 1937 году И. П. Маринин был арестован и расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре после расстрела отца была арестована мать Валерия. Дети Марининых были отданы в челябинский детский дом. Через некоторое время Валерия усыновил актёр Челябинского драматического театра Владимир Медведев, давший ему свои отчество и фамилию. В конце 1930-х годов Валерий Медведев играл небольшие роли в Челябинском драматическом театре, челябинской оперетте. В 1940 году поступил на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС), с которого в начале Великой Отечественной войны был призван в армию. Будучи студентом ГИТИСа, начал сочинять эстрадные сатирические монологи и интермедии для Аркадия Райкина, тексты песен и комические миниатюры для Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко и др. Дебютировал в детской литературе сказкой «Голоса», опубликованной в журнале «Мурзилка» в 1957 году. Получил известность в качестве автора литературных произведений для детей и юношества. В своей работе «Творчество В. В. Медведева :Поэтика, проблематика» Лепехина Ольга Николаевна рассматривает произведения Валерия Владимировича: «Валерий Владимирович Медведев принадлежит к числу писателей, творчество которых в художественном сознании своей эпохи воспринимается как неотъемлемый фактор целостного литературного развития. Своим индивидуальным опытом они закрепляют протекающие в искусстве явления, способствуют формированию или обновлению самобытных традиций, служат, в конечном счете, накоплению художественного потенциала того или иного культурно-исторического периода.» Без исследования творчества В.В. Медведева невозможно представить полную картину литературного процесса этого времени. Для нас важно пронаблюдать за творческими поисками писателя, выявить его собственные художественные открытия и находки. Уже с первого взгляда бросается в глаза широкий диапазон литературных жанров, к которым обращался детский писатель: от притчи до романа, чаще всего это была не просто традиционная форма, а существенная трансформация, которая всегда удивляла и притягивала читателей. Прежде всего это касается сказки, занимающей особое место в творческом наследии В.В. Медведева. Именно литературная сказка «Баранкин, будь человеком!» принесла ему в 60-е годы писательскую известность. Эта сказочная повесть, получившая широкую популярность среди юных читателей и высокую оценку в критике, многократно издаваемая у нас в стране и за рубежом, сразу же стала хрестоматийным произведением и заслуженно вошла в «Золотой фонд» советской детской литературы. Путевку в жизнь этой повести дал Лев Кассиль, он работал над ней с тогда еще молодым автором, высоко оценил книгу, назвал ее веселой и мудрой, написал к ней , высказывался писатель в своей статье «Как хорошо, что мы люди!» : « Я не был знаком с автором, фамилия и имя Валерия Медведева мне ничего ещё не говорили. Я не знал, молод он или стар, давно уже пишет или лишь вступает в литературу. Но чтение рукописи доставило мне огромное удовольствие. Я сразу почувствовал, что написал повесть литератор, наделённый надёжным дарованием обладающий живым знанием ребят, верным вкусом и художественным тактом… Нет! Я не буду вам заранее пересказывать содержание весёлой, чудесной повести Валерия Медведева. Скажу только, что чем дальше вчитывался я, страница за страницей, в рукопись, тем больше она мне нравилась и тем убедительней для меня становилось всё, что в ней происходило. Автор заставил меня без всяких натяжек поверить в те чудеса, которые совершаются с его героями.» Его повесть «Баранкин, будь человеком!» переведена более чем на 20 языков мира и в 1981 году удостоена Диплома Международного конкурса им. Г.Х. Андерсена. В 1983 году за книгу «Фантазии Баранкина» ему присуждена Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской. Позднее Медведев прибегает и к другим жанрам (роману, киносценарию и др.), однако со сказкой он не расстается на протяжении всего своего творческого пути. Он создавал и собственно сказочные вещи («Приключения солнечных зайчиков», «Гусенок третьего сорта», «Вовка Веснушкин в стране заводных человечков»), и произведения с элементами сказочной поэтики («Димкин Дед Мороз»), и повествования смежной со сказкой жанровой формы («Тире-тире-точка», «Грунькины были и небылицы»). Писатель стремится выйти за рамки канонов, создать новые жанрообразования. Ольга Владимировна Лепехина утверждает: «Творчество В.В. Медведева можно рассматривать как одну из первых попыток в советской детской литературе непосредственно воплотить те идеалы духовности и нравственности, признания личности как одной из высших ценностей жизни, которые как раз и должны определять идейный пафос нашей сегодняшней литературы. Художественный опыт В.В. Медведева имеет особую ценность в плане изучения специфики детской литературы, в частности, углубления теории жанров в литературе для детей.» Я абсолютно согласна с этим, считаю, что нравственная функция важна в детской литературе, но форма ее выражения должна быть ненавязчивой и игровой, чтобы сохранить интерес ребенка и не превратить книжку в дидактические нравоучения. Первое произведение автора, сказка «Голоса», вначале не предназначалось для детского чтения. Оно имеет юношескую направленность, а также взрослую. До того времени в творческой деятельности В.В. Медведева ничего не указывало на его намерение посвятить себя детям. «Голоса» можно расценивать как притчу. Очевидно, что замысел возник на почве собственного опыта: раньше, что по роду своей творческой деятельности автор долгое время имел дело с чужими «голосами», исполняя роль в кино и театре, подстраиваясь под их «голос». Позднее В.В. Медведев скажет: «Мальчишкой я хотел объять необъятное. Играл в хоккей, лепил, рисовал, занимался балетом и пением. Потом впервые влюбился, начал писать стихи. А в двенадцать лет случилось несчастье — остался без родителей, и детство кончилось. И потом не раз было ощущение, что мне не хватает детства. Человек должен жить полной жизнью. Он неполноценен, если никогда в жизни не любил, ни к чему не стремился или был лишен детства. Не потому ли я в книгах вернулся к детству, чтобы «допрожить» его?!» Категория «Память детства», безусловно, присуща этому писателю. Сюжет моего самого любимого произведения В.В Медведа «Баранкин, будь человеком!» заключается в том, что Юра Баранкин и Костя Малинин, получают двойки по геометрии на самой первой неделе сентября. Их одноклассники возмущены, ведь они все очень хотели быть лучшими в школе по успеваемости и надеялись, что каждый ученик приложит все усилия. А два друга не пожелали тратить время на подготовку к уроку и подвели своих товарищей. Юра и Костя считают, что если бы математик вызвал кого-то другого, то и проблемы бы не было, а сами они - ни при чем. Общим собранием класса было принято решение заниматься с отстающими, чтобы они не позорили весь коллектив, а начать должен отличник Миша Яковлев в ближайшее воскресенье сразу после посадки деревьев в саду. Утром в воскресенье, ожидая одноклассников, друзья обсуждают, прошедшее собрание и возмущаются тем, что должны вместо воскресного отдыха заниматься общественной деятельностью и зубрить геометрию. Особенно обидным Юре кажется призыв отличницы Зины - «Баранкин, будь человеком!» Они мечтают о том, как здорово было бы быть не человеком, а воробьем. Эта идея увлекает ребят, что, сочинив нехитрое заклинание, они поочередно превращаются в воробьев, бабочек и муравьев. Можно провести параллель с оппозицией Проппа естественный-сверхъестественный мир. Мальчики перемещаются в волшебный мир, где их ждут разнообразные приключения. Однако, такая жизнь в волшебном мире оказалась совсем небеззаботной. Выяснилось, что нужно и учиться, и работать, и еду искать, и уворачиваться от многочисленных опасностей. Воробьи спасаются от кошек, в них стреляют из рогатки. На бабочек охотятся юннаты, собирая их в коллекции, кроме того, осенью они ложатся спать и неизвестно удастся ли им проснуться по весне. А муравьи вообще работают до наступления темноты, подчиняясь инстинктам, и на них нападают мирмики, ведя очень жестокую и кровопролитную войну. Трансформируется образ многочисленного врага из волшебной сказки. Мы весело смеёмся над главными героями, попадающими в различные комические ситуации. Но самое интересное то, что, в кого бы ни превращались мальчишки, поведение их остаётся человеческим. И читатель симпатизирует героям, потому что они смело встречают все грозящие им опасности, рискуя жизнью, приходят на помощь друг другу. Изолированные на время от реального мира, ребята благодаря собственной дружбе поняли, как трудно, но как здорово быть человеком. Снова став людьми, ребята совершенно меняют свою жизнь. Начинают с удовольствием участвовать в общественных заданиях и усердно учиться. Побывав воробьями, бабочками и муравьями, они на собственном опыте поняли, как важно много знать, много уметь и быть трудолюбивыми. Именно знания делают человека Человеком. Думаю, многие из нас, читая эту книгу, захотели превратиться на день в воробьев, бабочек или муравьев, пожить без забот и обязанностей. Лев Кассиль утверждал: « …для ребят впервые так осознанном, гордом счастье быть человеком и свидетельствуют полные озорной выдумки и смешных историй похождения Юры Баранкина и его друга. И получилась у Медведева книга весёлая, жизнерадостная и человеколюбивая. Не побоюсь прибавить к этому, что за уморительно смешными злоключениями двух мальчишек читатель, если он не верхогляд, ощутит настоящую мудрость, почувствует серьёзную идею, я бы даже сказал – философию книги. А много ли весёлых и увлекающих ребят книг имеют свою философию, то есть глубокие мысли о жизни и месте человека в ней?» Я полностью согласна с его мнением. Двух адресность данного произведения заключается в его глубоком истинно философском аспекте, ведь каждый из нас именно человек, Алексей Максимович Горький, всей душой веривший в людей писатель, сказал: «Человек – это звучит гордо!» В своей жизни мы постоянно развиваемся, стремимся к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию, все это делает нашу жизнь наполненной смыслом и счастливой. Зрители так же обожают экранизацию этой повести 1963 года, она была удостоена бронзовой медали на XV Фестивале фильмов для детей и юношества в Венеции. Картина, безусловно, повлияла и на мое восприятие мира, многому меня научила. Воспоминания, связанные с просмотром этого мультфильма, возвращают в беззаботное детство, на кухню к маме и горячему чаю. «Картина построена на органичном для мультипликации сопоставлении фантастического и реального, на традиционном, но безошибочно действенном приёме сказочных перевоплощений. Особенно изобретательно показана в картине муравьиная война, невольными участниками которой становятся герои сказки. Фильм точно учитывает восприятие школьников, их представления и знания, убедительно разоблачает психологию лентяев. Как бы оттолкнувшись от фразы, вынесенной в заглавие картины, авторы развернули ход доказательств «от обратного» и показали, что значит не быть человеком. Фильм этот стоит в ряду тех немногих, к сожалению, произведений, а которых поставлены вопросы психологии школьника.» - пишет Асенин С. |