Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.

  • звучащее слово

  • энергетический импульс

  • риторический канон

  • 1.

  • 4.

  • тезис

  • постановка цели

  • 3.

  • закон непротиворечия

  • закон исключенного третьего

  • закон достаточного основания

  • А.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями. В. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009


    Скачать 105.1 Kb.
    НазваниеВ. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009
    Дата10.01.2023
    Размер105.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями.docx
    ТипДокументы
    #880458
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    1. Сперанский Михаил Михайлович (1777-1839) - русский общест­венный и государственный деятель, педагог. Пособие по риторике М.М. Сперанский написал еще в 1792 г., когда преподавал в петербург­ской Александро-Невской семинарии. Уже после смерти автора, в 1844 г.,

    этот труд был издан под названием «Правила высшего красноречия».

    Особое внимание в учебнике уделено теории стиля и слога. «Слово, - пи­сал М.М. Сперанский, - есть роД картины, оно может быть превосхоДно в своей рисовке или в первом очертании. Но без красок картина буДет мертва. ОДно выражение может Дать ему жизнь. Оно может украсить мысли низкие и ослабить высокие. Великие ораторы не по чему Другому были велики, как только по выражению».

    Н.Ф. Кошанский, К.П. Зеленецкий, П.Е. Георгиевский - авторы ри­торических трудов, издававшихся в первой половине XIX в.


    24





    1. 4. Говорящий никогда не добьется своих целей, если он не умеет счи­таться с целями, интересами и особенностями собеседника (аудитории). Говорящий тем вернее заручится расположением и вниманием собеседни­ка, чем более предмет речи приближен к жизненно важным для собесед­ника темам и проблемам. Кроме того, оратор всегда должен помнить о том, что слушать труднее, чем говорить. В силу этого обстоятельства ора­тор не имеет права говорить быстро, невнятно, быть неубедительным в аргументации и поспешным в выводах.

    2. 3. Действие этого закона достигается за счет четкого построения

    структуры речи. Д. Карнеги справедливо замечал, что речевое произведе­ние - это «путешествие, маршрут которого Должен быть нанесен на карту».


    1. 2. Письменность является искусственной (т.е. созданной человеком для своих нужд) знаковой системой. К естественным знаковым системам относятся звучащее слово, интонация, тембр (сигнатура), язык тела (жесты, мимика, пластика), энергетический импульс.

    2. 1. Существует пять разделов риторики, соответствующих пяти этапам работы над публичным выступлением:

    1. инвенция (изобретение) - работа над замыслом и содержанием речи;

    2. диспозиция (расположение) - работа над построением (композицией) речи;

    3. элокуция (украшение) - воплощение мыслей в слова, выбор стилисти­ческих средств;

    4. меморио (запоминание) - репетиция, вычитывание текста;

    5. акцио (исполнение) - выступление перед публикой.

    Инвенция, диспозиция и элокуция вместе образуют риторический канон - т.е. три обязательных этапа подготовки речевого произведения любого вида (устного или письменного).

    1. 1. Классическая (строгая) хрия (гр. chreia, от chrao возвещаю) имеет восемь частей:

    1. приступ - похвала лицу, которому принадлежит тематическое изрече­ние или которое совершило достойный поступок, получивший отраже­ние в речи;

    2. парафразис (expositio) - разъяснение темы с выдвижением тезиса (гр. thesis) - положения, истинность которого должна быть доказана;

    3. причина (actiologia) - доказательство правильности выдвинутого тези­са (это так, потому что...);


    25





    1. противное (amplificatio a contrario) - сопоставление выдвинутого тези­са с антитезисом (если нет, то...);

    2. подобие (a simili) - подбираются сходные по внутренней логике с вы­двинутым тезисом случай или положение вещей из любой другой сферы жизни, косвенно подтверждающие правильность тезиса;

    3. пример (ab exemplo) - приводится пример, иллюстрирующий истин­ность тезиса;

    4. свидетельство (a testimonio) - дается ссылка на авторитет или пример (можно аллегорический), относящийся к отдельным положениям речи или же к смыслу всей речи;

    5. заключение (conclusio) - суждение вывода.

    Хрия бывает свободной, например, в ней может отсутствовать приступ.

    1. 4. Классическую (аристотелевскую) хрию называют прямой. В ее ос­нове - метод дедукции (движение мысли от общего к частному). Схема прямого рассуждения: тезис - аргументы - выводы.

    Искусственную (сократовскую) хрию называют обратной. В ее ос­нове - метод индукции (движение мысли от частного к общему). Схема обратного рассуждения: постановка цели - накопление фактов - выво­ды, тезис.

    1. 4. См. комментарий к заданию 19.

    Парабола (гр. parabole сравнение, подобие) - иносказательный об­раз, тяготеющий одновременно к символу и притче.


    1. 3. См. комментарий к заданию 19.

    2. 2. Помимо закона тождества существуют и другие формально­логические законы, которые следует применять на этапе инвенции:

    • закон непротиворечия, согласно которому одному и тому же пред­мету в одно и то же время нельзя приписывать противоречащие свойства;

    • закон исключенного третьего, согласно которому одному и тому же предмету в одно и то же время можно приписывать любое свойство, либо отрицать его - третьего не дано;

    • закон достаточного основания, суть которого в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями и положе­ниями, истинность которых подтверждена практикой.


    24. 3. См. комментарий к заданию 23. Если Африкан Пигасов убежден в том, что нет убеждений, значит одна из этих противоречащих друг другу смысловых частей является ложной, а другая истинной.


    26





    1. 3. Лат. argumentum довод, основание.

    2. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта