Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • 2.

  • 4.

  • 3.

  • софистикой

  • 10. 2.

  • 2. «

  • А.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями. В. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009


    Скачать 105.1 Kb.
    НазваниеВ. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009
    Дата10.01.2023
    Размер105.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями.docx
    ТипДокументы
    #880458
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    4. Риторикой (гр. rhetorike искусство говорить) с античных времен на­зывают теорию и практику красноречия.


    1. 3. Риторика зарождается в Древней Греции, в пору расцвета полисной демократии (середина I тысячелетия до н.э.). Именно тогда возникло убе­ждение, что человек не должен безропотно и бездумно подчиняться неким установлениям, - нужно найти для него убеждающие и воодушевляющие слова.


    1. 1. Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) никогда не записывал свои тексты. Он предпочитал непосредственную беседу с людьми, которых философ побуждал к поиску истины искусно формули­руемыми вопросами. В итоге собеседники Сократа начинали понимать, что знание, прежде казавшееся неопровержимым, вовсе не так бесспорно. Искусство извлекать скрытое знание с помощью наводящих вопросов по­лучило название майевтики (гр. maieutike повивальное искусство). Про­исхождение термина связано с убеждением Сократа в том, что, помогая родиться истине, он продолжал в сфере духа дело своей матери - повиту­хи Фенареты.

    2. 2. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в своих зна­менитых диалогах формулирует первые риторические правила. Многие из них, бесспорно, заимствованы из речений Сократа, учеником которого был Платон. Так, в диалоге «Федр» Платон устами Сократа убеждает в необходимости сделать речь одушевленной и соразмерной: «Речь должна

    быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с го­ловой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

    1. 4. Ученик Платона древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) был учителем и воспитателем юного Александра Ма­кедонского. Перу Аристотеля принадлежит знаменитая «Риторика», в ко­торой философ предложил свою типологию речей и технологию убежде­ния, а также обобщил свои изыскания и наблюдения в области психологии общения и стилистики.

    2. 3. Софистами (гр. sophia мудрость) в Древней Греции поначалу назы­вали мыслителей и мудрецов, позднее - платных учителей красноречия, ораторов, считавших, что для победы в споре хороши любые средства, в


    22



    том числе софизмы (гр. sophisma хитрая выдумка) - видимые доказатель­ства, словесные ухищрения, основанные на преднамеренном нарушении логических правил. Применение софизмов в речевой практике называется

    софистикой.

    1. 2. Цицерон Марк Туллий (106-43 гг. до н.э) - римский политик и фило­соф, выдающийся оратор. Знаменитый афоризм Цицерона «Poetae nascun- tur, oratores fiunt» был взят на вооружение представителями различных риторических школ. Например, А.Ф. Кони в трактате «Искусство речи на

    суде» (1922) писал: «Наличие прирожденного таланта, как думают мно­гие, вовсе не есть непременное условие, без которого нельзя сделаться оратором. Это признано еще в старой аксиоме, говорящей, что oratores fiunt. Талант облегчает задачу оратора, но его одного мало: нужны ум­ственное развитие и уменье владеть словом, что достигается вдумчи­вым упражнением».


    1. 1. Квинтилиан Марк Фабий (ок. 36 - ок. 100) - римский оратор и педа­гог, автор объемных «Риторических наставлений». Во время правления императора Веспасиана возглавил риторическую школу в Риме, где в те­чение 20 лет обучал юношей, получая жалованье из императорской казны.

    2. 3. Иларион - киевский митрополит XI в., современник Ярослава Мудро­го. Сведения об Иларионе чрезвычайно скудны. Как полагают исследова­тели, «Слово о законе и благодати» было написано между 1937 и 1050 гг., еще до поставления Илариона в митрополиты. Оно представляет собой торжественную богословско-политическую речь, прославляющую Русь, а также ее мудрых и христолюбивых правителей: «Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чуДное сотворившего - нашего учителя и наставника, великого кагана нашей земли Владимира... <...>. В одно время вся наша земля восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить и зори благоверия явились. Тогда тьма бесослужения рассеялась, и слово евангельское землю нашу озарило.».


    10. 2. Внук Ярослава Мудрого русский князь Владимир Мономах (1053­1125) имел репутацию образованного и благочестивого правителя. Напи­санное им в конце жизни «Поучение» - своего рода духовное завещание и наставление, пронизанное идеями добротолюбия и глубоким религиозным чувством. Владимир Мономах выступает ревнителем просвещения, труда, совестливого, христианского отношения к ближнему. Обращаясь к своим детям, он писал: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не


    23





    умеете, тому учитесь - как отец мой, Дома сиДя, знал пять языков, от­того и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забуДет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ле­нитесь ни на что хорошее, прежДе всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».


    1. 2. «Домострой» представляет собой свод наставлений и правил, кото­рым должен следовать благочестивый человек в частной и общественной жизни. Этот литературный памятник, тяготеющий к социально-бытовому красноречию, создавался на основе различных источников. Наиболее из­вестная редакция «Домостроя» принадлежит священнику Сильвестру, жившему в первой половине XVI в.

    2. 2. Первая русская рукописная «Риторика» была написана митрополи­том Макарием предположительно в 20-х гг. XVII в. Учебник Макария написан в форме диалога учителя и ученика и рассматривает речевое про­изведение на этапах замысла и стилевого оформления. В 1699 г. текст «Риторики» Макария был расширен и дополнен М.И. Усачевым.

    3. 4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - русский писатель,

    педагог, ученый. «Краткое руководство по риторике» было написано на русском языке, что вызвало недовольство в академических кругах. М.В.

    Ломоносову настоятельно советовали написать учебник на латинском

    языке, однако вместо этого в 1748 г. ученый выпускает более объемный

    общедоступный курс риторики - также написанный на русском языке. Ри­торические пособия М.В. Ломоносова пользовались огромным успехом у читающей публики и на долгое время определили развитие теории крас­норечия в России.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта