Главная страница
Навигация по странице:

  • 51. 1.

  • Развитие действия

  • 4.

  • натуралистический

  • 3.

  • коммуникации

  • Принцип кооперации

  • релевантности

  • Принцип вежливости

  • ­

  • артистизм

  • объектив

  • приемы

  • драматизация

  • А.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями. В. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009


    Скачать 105.1 Kb.
    НазваниеВ. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009
    Дата10.01.2023
    Размер105.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями.docx
    ТипДокументы
    #880458
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    1. А.И. Тургенев повествует о событиях, происходивших с ним во время работы в Ватиканском архиве.


    51. 1. Классическая схема повествования:

    1. Пролог - авторское суждение о предмете темы.

    2. Экспозиция - вводные картины, характеризующие место, время действия; первое знакомство с действующими лицами.

    3. Завязка - начальный момент фабулы, конфликта. Фабула (лат. fabula рассказ) есть повествование о событиях. С помощью фабульных приемов оратор стимулирует интерес слушателей. Нередко термины «фа­була» и «сюжет» рассматриваются как синонимичные. Однако сюжетом (фр. sujet предмет) уместнее назвать сами события, о которых ведется по­вествование. Фабула может отличаться от сюжета субъектом, мотивиров­кой или порядком повествования. Например, в романе М.Ю. Лермонтова


    31



    «Герой нашего времени» (1840) о событиях рассказывается не в той по­следовательности, в какой они происходили в жизни героев.

    1. Развитие действия - дальнейшие повороты и хитросплетения

    фабулы.

    1. Кульминация - самый напряженный момент конфликта. Его ост­рота достигает предела.

    2. Развязка - разрешение конфликта, нередко - неожиданное.

    3. Эпилог - послесловие о событиях, авторское резюме.

    1. 2. Развернутость суждений противопоказана анекдоту. Публика не лю­бит, когда ей объясняют смысл прозвучавшей шутки.

    2. 4. Риторический этос (гр. ethos характер, нрав) характеризует систему нравственных представлений, на которой базируется оратор. Чем более аудитория убеждается в справедливости, доброжелательности и человеч­ности позиции оратора, тем с большим доверием она к нему относится.

    Помимо этоса существуют еще две категории, характеризующие акт речетворчества:

    • логос (гр. logos слово) - мысль, воплощенная в слове (формирует состояние аудитории посредством толкования фактов действительности);

    • пафос (гр. pathos страсть) - чувство, вложенное в речь (стимули­рует аудиторию к принятию решения)

    1. 4. В основе иронического (гр. eironeia притворство) пафоса - скрытая насмешка.

    Другие виды пафоса:

    • героический - исключает полутона, акцентируя внимание на лич­ности в трагической ситуации;

    • сентиментальный - предполагает рефлексию, переживание моти­вов совершенных поступков;

    • романтический - не исключает рефлексии, но задает необходи­мость принятия решения;

    • натуралистический - проецирует мысль и чувства на некую воз­можную ситуацию, которая соотносится с жизненным опытом аудитории.



    32





    1. 3. Релевантность (англ. relevant уместный) - смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

    Эффективное общение предполагает следование двум фундамен­тальным принципам - коммуникации и вежливости. Каждый принцип складывается из нескольких максим (правил).

    Принцип кооперации основывается на правилах

    • количества - давайте нужное количество информации;

    • качества - не говорите того, чему у вас недостаточно свиде­тельств;

    • релевантности;

    • способа выражения - говорите коротко и упорядоченно, избегай­те двусмысленности и неопределенности.

    Принцип вежливости основывается на правилах

    • такта - уважайте границы личной сферы собеседника, сформули­руйте побуждение не как команду, а как совет;

    • великодушия - из всех способов выражения выбирайте тот, в ко­торой минимизируется ваша личная выгода, не требуйте от собеседника клятв, извинений и покаяний;

    • одобрения - будьте позитивны в оценке собеседника, других людей;

    • скромности - ненавязчиво отказывайтесь от похвал в свой адрес;

    • согласия - минимизируйте несогласие с собеседником, не вста­вайте в оппозицию к нему без всяких на то оснований;

    • симпатии - будьте благожелательны, не будьте безучастны.

    1. 3. См. комментарий к заданию 56.

    2. 1. Внешний вид оратора чрезвычайно важен, однако условием компе­тентности оратора он не является.


    1. 3. Обаяние является одним из главных условий создания привлека­тельного образа оратора. Не мене важны артистизм, дружелюбие, ис­кренность, заинтересованное отношение к предмету речи, объектив­ность, уверенность (умение управлять речевой ситуацией).

    2. 4. Типология «несимпатичных ораторов» предложена А. Монро. От­талкивающее впечатление производит оратор, упивающийся своими ре­чами, выходящий к публике лишь для демонстрации своей персоны. На Руси говорили: «Краснобай заговорит - всех переморит».

    Ораторская практика знает две крайности:

    • заунывное чтение по бумажке;

    • рассчитанная на «импровизацию» неподготовленная речь.

    Избегать следует и того и другого.


    33





    1. 2. Наиболее убедителен оратор, апеллирующий к личному опыту, лич­ным наблюдениям и встречам. Есть и другие популярные ораторские

    приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания:

    • внесение элемента неформальности («Сознаюсь, я тоже не сра­зу принял эту точку зрения...»);

    • прогнозирование («Давайте посмотрим, что будет, если немед­ленно не изменить ситуацию!..»);

    • драматизация;

    • экспрессия;

    • юмор;

    • сопереживание;

    • сопоставление всех
      1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта