А.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями. В. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009
Скачать 105.1 Kb.
|
4. Апофазия - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что автор неожиданно меняет или опровергает высказанную им ранее мысль («Решено! Пойду к нему. Все претензии выскажу. Объяснений потребую. В глаза ему посмотрю!.. Нет! Ни к чему все это...»). Антономазия (гр. antonomasia называю по-другому) - вид метонимии, замена имени известного лица названием или свойством предмета, к нему относящегося («галилеянин» вместо «Иисус»). Прономинация - вид метонимии, употребление собственного имени, ставшего нарицательным («Тут один Цицерон местный два часа витийствовал»). Синекдоха (гр. synekdoche соотнесение) - вид метонимии, выявление целого через его часть или наоборот («Вашингтон и Москва возобновили переговоры»). 1. Анафора (гр. anaphora вынесение) - стилистическая фигура, единона- чатие, повтор слова или группы слов в начале соседних фраз. А. Блок каждое из трех соседних предложений начинает с выражения «не стыдно ли». Плеоназм (гр. pleonasmos излишек) многословие, дублирование тождественных понятий («народный фольклор»). Может использоваться как стилистическая фигура («грусть-тоска», «путь-дорога»). Парцелляция (фр. рarcell частица) - стилистическая фигура, интонационное обособление частей одного предложения, разделение их на самостоятельные речевые единицы («Он тать. Дьявол. А не учитель» (В.В. Розанов о В.В. Болотове)). Градация (лат. gradatio постепенное усиление) - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. «Я груши грыз, шатался, вольничал» (Е. Евтушенко) - восходящая градация. «Собеседник закашлялся, потупил взгляд и замолчал» - нисходящая градация. 3. Метафора (гр. metaphora перенос) - скрытое сравнение, уподобление одного предмета другому по принципу сходства. В. Розанов использует метафору «громада воинства». Оксюморон (гр. oxymoron остроумно-глупое) - стилистическая фигура, соединение двух понятий, логически исключающих друг друга («зияющие высоты», «живой труп»). Эллипс (гр. ellipsis выпадение) - стилистическая фигура, пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте («Наши-то вчера выиграли!»). 37 Тавтология (гр. tauto то же самое + logos слово) - тождесловие, повторение сказанного другими словами. От плеоназма отличается тем, что дублируются родственные слова или одно и то же слово («Уровень правовой культуры населения будет поднят на новый уровень»). Может использоваться как стилистическая фигура («день-деньской», «черным- черно»). 4. В предложении использованы эпитеты (боевая, беспощадный, сверкающее, жестоким), сравнение (словно сверкающее острие меча), инверсия (борец беспощадный). Сравнение - троп, уподобление изображаемого предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые свойства. Инверсия (лат. inversio перестановка) - стилистическая фигура, расположение членов предложения в порядке, нарушающем традиционный порядок слов; напр., меняются местами определение и определяемое слово. Эпифора (гр. epi после + phoros несущий) - стилистическая фигура, повторение одних и тех же элементов (слово, словосочетание) в конце каждой параллельной фразы. «Наше музыкальное училище находится в Пятисобачьем переулке, в доме номер тринадцать. Вот потому-то и жизнь моя такая неудачная, что живем мы в доме номер тринадцать. И дочери мои роДились тринадцатого числа, и в Доме у нас тринадцать окошек...» (А.П. Чехов). 3. Риторическое восклицание - эмоциональная констатация какого- либо факта или мысли, сопровождаемая восклицательной интонацией. Риторический вопрос - стилистическая фигура, вопрос, не требующий ответа и направленный на утверждение какой-либо идеи или стимулирующий внимание аудитории («Не вера ли народа православного вынесла Россию непобедимой из всех невзгод?» (о. Иоанн Кронштадтский)). Риторическое обращение - стилистическая фигура, вопрос, обращенный к неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу («Молодость, молодость, ты была или нет?»). Эналлага (гр. enallage перемещение, подмена) - грамматически искаженное построение фразы («гражданин, не будем нарушать!» вместо «не нарушайте!»). Также Э. называют вид метонимии, перенос определения на слово, смежное с определяемым («лебедей легкокрылая стая» вместо «легкокрылых»). 38 81. 2. Парадокс (гр. paradoxos неожиданный странный) изречение или суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением или здравым смыслом; нередко облекается в остроумную форму и обретает свойства афоризма (гр. aphorismos краткое изречение) - обобщенной мысли, выраженной в лаконичной, художественно заостренной форме: «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит). |