А.В. Зябликов. РИТОРИКА 100 тестов с ответами и пояснениями. В. Зябликов риторика 100 тестов с ответами и пояснениями Кострома издательство 2009
Скачать 105.1 Kb.
|
«за» и «против»; делегирование возможности принимать решение («Представьте себя на месте. Какое решение приняли бы вы?») и др. 1. Автор апеллирует к человеческому и духовному авторитету схиигу- мена Саввы - ненавистника фарисейского многословия и лжи. 4. Этот вариант выглядит более предпочтительным, поскольку концентрирует внимание публики на личном опыте оратора: информация «из первых рук» ценится превыше всего. Три других варианта можно охарактеризовать как скучные, тривиальные, шаблонные. 4. Этот вариант ответа следует принципам эффективного общения, в том числе правилам одобрения и симпатии (см. комментарий к заданию 56). 2. Эта форма возражения отвечает принципу вежливости, который требует избегать конфликта ради сохранения коммуникации. 2. Этот вариант кажется более предпочтительным, поскольку любой вопрос провоцирует внимание собеседника, помогает ему собраться с мыслями. 2. Деловой этикет обязывает при обращении к VIP-лицам (аббревиатура от англ. very important person очень важная персона) - ими являются губернаторы, министры, полпреды, крупные деятели культуры, науки и др. - использовать форму «многоуважаемый» или «глубокоуважаемый». 4. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, не явные, но определяющие собой содержание сказанного. 34 Древнегреческий философ-киник Диоген Синопский (ок. 412-323 гг. до н.э.) славился как ироник и проповедовал пренебрежение к общественным и культурным установлениям. 1. Эмпатическое слушание, предполагающее полную доверительность, возможно лишь тогда, когда собеседник сам расположен поделиться с вами какими-либо переживаниями. При активном слушании мы уточняем правильность понимания информации, направляем движение мысли собеседника. Способом противостояния излишней агрессивности собеседника и выяснению отношений является пассивное слушание. Основные приемы слушания: молчание; поддакивание («да-да», кивание): уточняющие вопросы («Что ты имеешь в виду?..»); побуждение («И что дальше?...»); «перифраз» (повторение содержания сказанного другими словами); оценка, совет («Не нужно так переживать.»); выражение эмоций (смех, скорбь, удивление); логические следствия из высказываний собеседника («Да, стоит поДумать, что теперь со всем этим Делать...»). 1. Воздействие на человека осуществляется, как правило, через эмоции, в том числе через стыд, страх, любовь, сострадание и пр. 2. Приведен фрагмент Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 5:1-48). 3. Стиль (гр. stylos остроконечная палочка для письма) - устойчивая общность речевых средств, характеризующая определенную сферу речевой практики. Выделяются официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили, а также стиль художественной литературы. Основные признаки официально-делового стиля (стиля деловых бумаг и официально-деловых отношений): преимущественно письменная форма изложения; стандартизованность; высокая степень регламентированности; использование однозначно трактуемых слов и синтаксических конструкций; отсутствие образности и экспрессивно окрашенных слов; информативная насыщенность; 35 безличность. Все указанные признаки присутствуют в приведенном тексте. Научный стиль, при информативной насыщенности, строгости и регламентированности, присущих также и официально-деловому стилю, отличается от последнего наличием авторской позиции; оценочности. Основные признаки публицистического стиля: описание социально значимых событий; наличие массового адресата; соседство информативного и оценочного планов, причем оценка предполагает высокую степень экспрессивности. Основные признаки разговорного стиля: преимущественно устная форма изложения; непринужденность и спонтанность; минимизация и упрощение используемых средств; активное использование контекста. Стиль художественной литературы синтезирует в себе особенности других стилей. Свобода в выборе средств выразительности подразумевает высокую степень ответственности писателя за то, что он говорит и пишет. 4. См. комментарий к заданию 71. 2. Гр. tropos оборот речи. Вместе со стилистическими фигурами (средствами организации речи) тропы образуют стилистические средства. 1. Эпитет (гр. epitheton приложенное) - образное определение предмета. В таком определении всегда ощущается отношение автора к тому, о чем идет речь. В приведенном предложении используется эпитет жадное (внимание). Метонимия (гр. metonymia переименование) - перенесение свойств одного предмета на другой по принципу смежности («я съел три тарелки» - имеется в виду, что съедены не сами тарелки, а их содержимое). Литота, или мейосис (гр. litotes простота, худоба) - художественное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Также литотой называют усиление значения слова путем двойного отрицания («небезызвестный» вместо «пресловутый»). Перифраз (гр. periphrasis окольная речь) - обозначение понятия через описание его характерных признаков, свойств или действий («погрузиться в сон» вместо «заснуть»). 36 |