азия. АЗИЯ В. Важнейшие черты асп
Скачать 396.87 Kb.
|
Здесь надлежит сделать существенную оговорку. Речь идет не о хорошо продуманной и официально принятой на высочайшем уровне новой экономической политике. Как раз напротив, верхи империи во главе с Цыси были сравнительно мало озабочены проблемами самоусиления, да и не были готовы для этого. Другое дело – влиятельнейшие деятели империи, фактически державшие в своих руках власть над теми или иными регионами страны и имевшие в своем распоряжении сильные армии и огромные средства. Существуя как бы сами по себе, они в то же время не только не были в оппозиции к центру, но практически действовали; от его имени, будучи облечены высокими полномочиями, сохраняя за собой высшие официальные посты. Регионализация Китая по этому принципу не была чем-то новым. Напротив, по меньшей мере с конца Хань это было нормой в тех условиях, когца центральная власть оказывалась не в состоянии сохранить свои позиции либо справиться с крестьянским восстанием. В этих случаях инициативу и брали на себя сильные дома, создававшие собственные армии, вступавшие в борьбу с повстанцами и затем вершившие делами империи. Так было в конце Хань. Нечто похожее стало реальностью и после подавления восстания тайпинов. Внесшие весомый вклад в это дело высшие сановники империи Ли Хун-чжан, Цзэн Го-фань, Цзо Цзун-тан и некоторые другие уже с начала 60-х годов стали на путь энергичного строительства в своих регионах арсеналов, верфей, механических предприятий с тем, чтобы перевооружить собственные армии и тем усилить вооруженную мощь империи. Частично эта деятельность финансировалась за счет казны, отчасти – за счет поборов с имущих слоев того региона, который находился под контролем данного сановника, в немалой степени – за счет награбленного в ходе войны с тайпинами. Компании, строившие арсеналы и заводы, верфи и шахты, не останавливались и перед тем, чтобы привлечь частный капитал – средства купцов, шэныпи, земледельцев. Но вносившие его собственники, как правило, не имели голоса при решении проблем, связанных с производством и финансами компании; в лучшем случае они регулярно получали свою долю дохода в виде процентов на вложенный капитал. Практически это означало, что заимствованный у иностранцев принцип капиталистического производства в китайской реалии конца прошлого века обрел форму государственного капитализма. Теоретически это было обосновано в классическом тезисе самоусиления: «Китайская наука – основа, западная – (нечто) прикладное». Смысл его состоит в том, что китайская конфуцианская основа во всех отношениях не ставится под сомнение, тогда как все заимствованное с Запада перенимается для того, чтобы дополнить основу. К этому стоит добавить, что в Китае стали появляться многочисленные сочинения, разрабатывавшие этот постулат в том смысле, что вообще-то все великие изобретения и достижения Запада не что иное, как результат заимствованных в свое время из Китая идей, так что нет ничего удивительного в том, что теперь все эти несколько видоизмененные идеи китайцы вправе взять на вооружение. Рост иностранной торговли в Китае вел к накоплению в стране немалых средств за счет таможенных сборов. Эти средства, как и иностранные займы, тоже шли на форсирование политики самоусиления, в первую очередь на создание индустрии вооружения. Впрочем, немалая доля их прилипала к рукам гигантского аппарата власти, вплоть до императрицы, которая предпочитала строить дворцы на деньги, предназначавшиеся для перевооружения армии. Регионализация страны и продажность аппарата власти сильно ослабляли империю и во многом нейтрализовывали возможные успехи политики самоусиления. Протекционизм и коррупция вели к назначению на важные посты бездарных протеже высших сановников – и это тоже делало свое дело. Отсюда – недостаточная эффективность политики самоусиления, что стало очевидным при первых же серьезных испытаниях, какими явились война Китая с Францией за Индокитай в 1884–1885 гг. и японо-китайская война 1894–1895 гг. Обе войны, в ходе которых империя столкнулась с хорошо вооруженными и умело руководимыми армиями, привели Китай к поражению и немалым потерям: Вьетнам, а затем Корея и Тайвань перестали быть вассальными по отношению к Китаю территориями, частями империи. Это был уже крах политики самоусиления, оказавшейся несостоятельной. Военные поражения и крушение политики самоусиления логически привели к очередному натиску на Китай колониальных держав, усиливавших свои экономические и политические позиции в дряхлеющей империи. Основной финансово-экономической силой в Китае стали иностранные банки; в ходе так называемой битвы за концессии державы получили в свои руки контроль над быстроразвивающимся железнодорожным строительством; немалые деньги иностранный капитал вложил также в судоходство, хлопчатобумажную и некоторые иные отрасли промышленности. Правда, параллельно с этим продолжалось и создание казенных предприятий – горнорудных, металлургических, текстильных. Но все они, как правило, были экономически неэффективными, технически отсталыми. Первые шаги в конце века начала делать и китайская национальная частная промышленность, хотя частные фабрики и иные предприятия были еще, как правило, мелкими и экономически слабыми. В целом капиталистическое развитие Китая наращивало свои темпы, но формы его были типичными для традиционных восточных структур: преобладали предприятия иностранного капитала и казенные, государственные. Для развития национального капитала в стране еще не были созданы необходимые условия, в частности правовые, экономические. И это несоответствие вполне ощущалось в конце XIX в. Передовые умы Китая, уже немало заимствовавшие из европейского опыта и многое узнавшие о Западе, все более настойчиво пропагандировали необходимость серьезных внутренних реформ, которые были бы способны освободить страну от сковывавших ее оков традиционной структуры и открыть двери для активных преобразований. Движение за реформы связано прежде всего с именем выдающегося китайского мыслителя Кан Ю-вэя (1858–1927), пытавшегося сочетать блестящее традиционное конфуцианское образование с глубоким анализом современной ему эпохи. В своем знаменитом сочинении «Датун шу» Кан Ю-вэй на базе древних китайских учений о социальной справедливости, а также заимствованных им у европейских философов утопических доктрин пытался создать генеральную теорию всеобщего благоденствия в условиях столь привычного для Китая отсутствия частной собственности и умело организованного общественного хозяйства. В этой теории было немало и от тех эгалитарных устремлений, которыми вдохновлялись восставшие китайские крестьяне со времен ханьских «Желтых повязок» до тайпинов. Но заслугой Кана было то, что он не ограничился теоретическими утопиями, а весьма ревностно взялся за практические дела, обличая в своих меморандумах трону царящие в стране произвол, коррупцию, выступая в защиту угнетенного народа. Конечно, и это все не было новым в истории Китая: еще сравнительно недавно, несколько веков назад, минские конфуцианцы столь же страстно обличали пороки временщиков и звали к восстановлению утраченных конфуцианских порядков. Но Кан не стал повторять их призывы. В отличие от своих предшественников, тоже выступавших за реформы, он призвал к преобразованиям, направленным на изменение всей системы государственного устройства. Опираясь на авторитет Конфуция, Кан Ю-вэй потребовал введения в стране конституционной монархии на парламентарной основе, демократизации, активного заимствования западных стандартов, включая введение новых законов, поддержку частного предпринимательства, решительных преобразований в сфере экономики, администрации, просвещения и культуры и т.п. Подробнее royalcanin.com Перейти favicon Меморандумы Кан Ю-вэя и его сторонников с середины 90-х годов приобрели достаточно широкую поддержку. В 1895 г. была создана «Ассоциация усиления государства», члены которой выступали за реформы. С сочувствием отнесся к предложениям Кан Ю-вэя и молодой император Гуансюй[13]. По всей стране стали возникать организации Ассоциации, издаваться газеты и журналы, в которых пропагандировались идеи реформаторов. Борьба за реформы вспыхнула с особой силой после знаменитого инцидента 1898 г., когда в ответ на убийство двух немецких миссионеров Германия оккупировала район бухты Цзяочжоу с городом Циндао на полуострове Шаньдун, а вслед за ней изрядные куски китайской территории захватили Англия (Коулун), Франция (побережье Гуанчжоувань) и Россия (Порт-Артур и Дальний). Эти захваты, означавшие по сути переход к разделу Китая колониальными державами, были весьма болезненным сигналом для империи и не могли не вызвать в стране взрыв негодования. Сторонники реформ стали создавать «Союзы защиты государства», а летом того же 1898 г. Гуансюй решился на проведение реформ. Кан Ю-вэй и его сторонники (наиболее известны из них Лян Ци-чао, Тань Сы-тун) разработали обстоятельную программу, включавшую содействие развитию промышленности, отмену ряда старых и введение новых административных институтов, открытие новых школ и вузов, издание книг и журналов, реорганизацию армии, поощрение современной науки и т.д. Однако как реформаторы, так и сам Гуансюй имели мало реальной власти для того, чтобы осуществить эту программу. Высшие должности в стране занимали их открытые противники, явно саботировавшие нововведения. А за спиной оппозиции и самого Гуансюя стояла выжидавшая развития событий всесильная Цыси. Было очевидно, что без решительных акций успеха реформаторам не добиться. Наиболее радикальные из лидеров реформаторов предложили Гуансюю убрать Цыси и ее сторонников. Переворот был намечен на октябрь 1898 г., когда должны были состояться большие маневры войск. Однако привлеченный реформаторами для осуществления этого плана генерал Юань Ши-кай выдал их планы, после чего Цыси, опередив события, приказала арестовать Гуансюя и вождей реформаторов. Тань Сы-тун и многие другие реформаторы были казнены. Гуансюй лишился трона. Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао, которым удалось бежать, опираясь на помощь Англии и Японии, сумели спастись, но дело их оказалось проигранным. Сто дней реформ не дали результата, породили мощную ответную волну репрессий, вызвавших сочувственную поддержку со стороны масс китайского населения. Китай увидел в попытке реформ козни иностранцев. После казни группы реформа торовов Пекине начались открытые антииностранные выступления, для подавления которых были вызваны войска охраны. В то же время цинские власти во главе с Цыси не спешили с наведением порядка, опять-таки выжидая, как пойдут события дальше. Причины революции Начало Синьхайской революции было спровоцировано целым комплексом причин. В стране назрел системный кризис, требовалась ломка старых, отживших форм общественных отношений. К числу причин революции учёные относят: Недовольство коренных китайцев тем фактом, что ими правят иноземцы — маньчжурская династия Цин; Ослабление вертикали власти после смерти императрицы Цы Си, конфликт цинского двора и местной бюрократии в провинциях; Разрушение самоизоляции Китая и его превращение в полуколонию. Китай всегда был очень консервативной страной, бережно оберегавшей свои традиционалистские конфуцианские устои. Но вместе с европейцами в Поднебесную стали проникать новые философские и политические идеи. Многие молодые китайцы стали уезжать учиться в западные страны и возвращались оттуда людьми с абсолютно новыми для Китая ценностями и взглядами; Влияние русской революции 1905 года; Очередной циклический кризис. Развитие Китая на протяжении тысяч лет шло по кругу: новая династия приносила стране порядок, спокойствие и богатство, но через несколько веков императоры уже не могли справляться с народным недовольством или напором внешнего врага. Государство погружалось в хаос, но через несколько лет снова возвращалось к старым порядкам, восстановленным очередной династией. Синьхайская революция, на первый взгляд, выглядела ещё одним таким закономерным кризисом. Но в начале ХХ века ситуация усложнялась многими новыми факторами. События, предшествовавшие революции С 1901 года в разных уголках Китая вспыхивали крестьянские бунты и восстания рабочих, но они пока были слишком слабы и неорганизованны, чтобы представлять настоящую угрозу для Цин. Однако внутри государства появилась новая куда более грозная оппозиция: либеральная и националистическая интеллигенция, поддерживавшая связи с русскими революционерами и впитавшая многие западные идеи. Они желали дарования гражданских свобод всему населению, свержения монархии и изгнания маньчжуров; богатые землевладельцы, желавшие, чтобы в стране установилась конституционная монархия. Такой строй позволил бы им создать парламент, представлявший их интересы на высшем уровне. Ослабевшие Цины, которые не могли в полной мере опираться ни на чиновников, ни на армию, ни на крупных помещиков, были готовы пойти на ряд уступок. Но их умеренные либеральные преобразования устраивали только высший слой землевладельцев. Монархия не решалась пойти на слишком большие уступки и наделить политическими правами и земельными наделами бедняков. Ход событий Неудовлетворённые этими полумерами рабочие, крестьяне и мелкое купечество были готовы перейти к масштабному выступлению. В какой-то момент к их недовольствам присоединилась и крупная буржуазия, возмущённая тем, что иностранные предприниматели получают больше льгот и прав в Китае, чем местное купечество. Главным идеологом оппозиционеров был Сунь Ятсен — общественный деятель, обучавшийся в миссионерской школе на Гавайях и успевший пожить в Японии и Великобритании. Он желал предложить своим соотечественникам новый политический строй, в котором китайский традиционализм сочетался бы с европейским либерализмом. Сунь Ятсен видел корень китайских проблем в маньчжурской династии, узурпировавшей власть 250 лет назад. Сунь Ятсен желал поднять общекитайское восстание. Сторонники революционера вели агитацию в деревне и армии. Первая попытка народного бунта была предпринята весной 1911, однако, она завершилась неудачей. Второе выступление началось 10 октября 1911 года (год «синьхай», согласно китайскому календарю). Первыми взбунтовались солдаты учанского гарнизона в провинции Хубэй. Вскоре восстание перекинулось на всю провинцию. Солдаты сместили реакционную администрацию, многие из них заняли важные посты в местном правительственном аппарате. Они объявили Китай республикой и провозгласили начало войны с маньчжурами. В соседних провинциях стали формироваться вооружённые крестьянские отряды. К ноябрю революция охватила весь юг страны Императорский двор попытался обратиться за помощью в подавлении восстания к западным державам. Однако те не решились вмешиваться. Осенью 1911 года Сунь Ятсена не было в Китае, однако, он активно работал против маньчжуров в эмиграции, настраивая соседние державы против Цинской династии. В конце года Сунь Ятсен вернулся на родину, где был объявлен президентом китайской республики. Столицей молодой республики стал Нанкин. Для того чтобы противостоять революции, император и его окружение передали все бразды правления генералу Юань Шикаю, назначенному премьер-министром. К нему примкнули богатые помещики и умеренная оппозиция севера. Эти люди сначала поддерживали революцию, но стали отходить от Сунь Ятсена по мере нарастания радикальных настроений среди восставших. Юань Шикай же преследовал собственные цели. Он надеялся стать полноправным правителем Китая, а в качестве орудия воздействия на императорский двор использовать республиканцев. Поскольку обе стороны не желали гражданской войны, Юань Шикай предложил республиканцам пойти на взаимные уступки и прекратить вражду. Предложение было поддержано. 12 февраля 1912 года был опубликован указ об отречении малолетнего императора Пуи от престола. Издание этого документа, ликвидирующего монархию в Китае, считают завершающим моментом Синьхайской революции. РЕКЛАМА Итоги Через два дня после окончания революции для того чтобы объединить консервативный север и мятежный юг, Сунь Ятсен передал президентские полномочия Юань Шикаю. Лидер революции решил уступить свой пост генералу, чтобы окончательно не отпугнуть от революции крупных землевладельцев. Юань Шикай, обещавший повстанцам сохранить революционные завоевания, немедленно стал разрушать республиканские институты. Он перенёс столицу обратно в Пекин и с помощью армии подавил последние очаги восстания. Юань Шикая активно поддерживали либералы и помещики. Сунь Ятсен попытался противостоять новому президенту и создал партию Гоминьдан, которая должна была представлять интересы беднейших слоёв населения в парламенте. Однако Гоминьдан был плохо организован и не представлял для Юань Шикая большой угрозы. В 1913 году президент лишил гоминьдановцев депутатских мест, а затем и вовсе распустил парламент. Теперь ничто не мешало Юань Шикаю демонтировать республиканский строй и объявить себя императором. Но неудачи во внешней политике и внутренний кризис негативно сказались на популярности бывшего цинского генерала. В 1916 году Юань Шикай был отстранён от власти. Дальнейшие попытки восстановить республику в Китае были прерваны вступлением страны в Первую Мировую войну. Источник: https://mychinaexpert.ru/sinxajskaya-revolyuciya/ 17) Гоминьдан и борьба за единый независимый Китай Версальский мирный договор, санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал бурю возмущения в Китае, где надеялись на иные итоги войны, в которой и Китай принял некоторое участие, послав в Европу на тыловые работы своих кули. Возмущение вылилось в так называемое движение «четвертого мая» – в этот день в 1919 г. студенты вышли на демонстрацию протеста с требованием аннулировать уступки Японии (ее «21 требование»). Выступление пекинских студентов было поддержано широкими слоями китайской молодежи и интеллигенции и сопровождалось движением за «новую культуру», результатом которого было введение в политическую публицистику, а затем и в литературу нового письменного языка байхуа, соответствовавшего разговорному. Это была подлинная культурная и литературная революция, позволившая приобщить к грамотности и облегчить образование для многих миллионов китайцев. Движение выдвинуло в гущу революционной борьбы новый мощный отряд китайской молодежи, немалая часть которой затем влилась в ряды суньятсеновской партии и оформившейся в 1921 г. Коммунистической партии Китая (КПК). Движение 4 мая способствовало также консолидации молодого китайского рабочего класса, что нашло проявление в его первых организованных выступлениях, в забастовках. Словом, это стало началом нового этапа в революционном процессе Китая, причем революция 1917 г. в России оказала немалое воздействие на те формы, которые это движение в Китае стало обретать. |