В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям. Сухомлинский. Василий Александрович Сухомлинский Сердце отдаю детям
Скачать 0.81 Mb.
|
Василий Александрович Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Биография Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — до Октябрьской революции работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Василий Александрович Сухомлинский с женой и дочкой, середина 1960-х. Умер Василий Александрович Умер Василий Александрович 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР Педагогическая деятельность Василий Александрович создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Василий Александрович Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Василий Александрович создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Василий Александрович Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Василий Александрович Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Педагогические произведения - Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956; - Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; - Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974; - Павлышская средняя школа, М. 1969; - Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974; - О воспитании, 2 изд., М., 1975 - Разговор с молодым директором школы М., 1973; - Мудрая власть коллектива, М. 1975. Сердце отдаю детям Принцип гуманизма В.А. Сухомлинский заявил о себе как о педагоге, твердо стоящем на позициях гуманистического воспитания. Особенности собственного понимания характера и цели педагогической деятельности В.А. Сухомлинский отметил в одной из последних записных книжек: «Моя педагогическая вера [состоит] в том, чтобы делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому - в этом смысл воспитания» В связи с этим центральным системообразующим ориентиром всей учебно-воспитательной работы признавал нацеленность на формирование у школьников высоких нравственных качеств с тем, чтобы выработать, привить уже с раннего детства способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности- По убеждению педагога, стержнем, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, является человечность в человеке. «Без нравственной чистоты теряет смысл все - образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». Высшим проявлением человеческой сущности, проверкой на зрелость и достоинство личности выступает, по мнению педагога, культура человеческих желаний, любовь. Подход к детям В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. “В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка”. В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Также, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним. Идея коллективного творчества “Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности”. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства. «Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение - это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того факта, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте. Если вы хотите, чтобы в вашем коллективе не было ни одного ребенка, которого угнетала бы мысль о своей неспособности или бессилии, ведите детей к первоисточнику радости мышления. Ждите той счастливой минуты, когда вдохновение овладеет душой самого слабого и несмелого. Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии. Но дело не только в этом. Воспитательный смысл этого творчества состоит прежде всего в том, что оно совершается в коллективе. Человек открывается человеку, вдохновение порождает вдохновение, радость становится источником новой радости. В минуты этого творчества отшлифовывается чувствительность коллектива и личности к разуму и мудрости. Каждому хочется быть умным, мудрым и не хочется быть невеждой. Утверждается чувство отвращения к невежеству и равнодушию - и опять-таки это становится возможным только потому, что все это в коллективе.» – писал В.А.Сухомлинский «Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение - это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того факта, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте. Если вы хотите, чтобы в вашем коллективе не было ни одного ребенка, которого угнетала бы мысль о своей неспособности или бессилии, ведите детей к первоисточнику радости мышления. Ждите той счастливой минуты, когда вдохновение овладеет душой самого слабого и несмелого. Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии. Но дело не только в этом. Воспитательный смысл этого творчества состоит прежде всего в том, что оно совершается в коллективе. Человек открывается человеку, вдохновение порождает вдохновение, радость становится источником новой радости. В минуты этого творчества отшлифовывается чувствительность коллектива и личности к разуму и мудрости. Каждому хочется быть умным, мудрым и не хочется быть невеждой. Утверждается чувство отвращения к невежеству и равнодушию - и опять-таки это становится возможным только потому, что все это в коллективе.» – писал В.А.Сухомлинский «Большое значение в воспитании я придаю тому, чтобы словотворчество стало средством интеллектуальных взаимоотношений между членами коллектива. Вероятно, читателю известно из других моих работ (в частности, из книг "Сердце отдаю детям" и "Рождение гражданина"), какое большое место в воспитательной работе нашей школы отводится сказке. Сказка является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления каждого ребенка и в то же время открывает детские сердца навстречу друг другу, создает тонкие интеллектуальные взаимоотношения в детском коллективе. Сочинение сказки - это счастливейшие минуты моего духовного общения с детьми, а для них - несравненная радость мышления.» Ставит за основу коллективного творчества сказку. «Сказка, которая рождается из уст учителя вот тут, среди природы, для них яркий луч, пробивающийся к потаенным уголкам их памяти, капля живительной влаги, которая падает на томимую жаждой землю. Когда я сажусь с детьми под столетним дубом, когда над нами вспыхивают в небе первые звезды, а мы, прижавшись друг к другу, сидим и слушаем музыку степи, именно в глазах этих малоспособных детишек я вижу первые огоньки интеллектуального интереса. Они жаждут сказки. И я слагаю простую сказку о том, что видят дети, что совершается сейчас перед ними, или о том, что нетрудно им представить. Самое главное, о чем я забочусь всегда, - это о том, чтобы в сказке была глубокая мысль» Дневниковые записи На протяжении всей своей педагогической деятельности Василий Александрович вел дневник, где записывал и описывал мысли и действия детей. Вот некоторые из примеров… Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Передо мной сказки и рассказики, составленные маленькими детьми в первые 2 месяца жизни "Школы радости". В них - мир детских мыслей, чувств, желаний, взглядов. Зайчик (Шура) Мама подарила мне маленького плюшевого зайчика. А это было перед Новым годом. Я поставил его па елку среди ветвей. Все легли спать. На елочке горела маленькая-маленькая лампочка. Вижу - зайчик спрыгнул с веточки и бегает вокруг елки. Попрыгал-попрыгал и опять возвратился на елку. Подсолнечник (Катя) Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: "Здравствуй, солнышко. Я долго ждал тебя. Видишь, мок желтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко". Как вспахали поле (Юра) Комбайном скосили пшеницу. Выполз ежик из норки и видит: нет пшеницы, не шумят колосья. Покатился, колобком по стерне. А навстречу ему ползет огромное страшилище - металлический жук. Шумит, грохочет. За ним - плуги. Остается позади черное вспаханное поле. Сидит ежик в своей норке, выглядывает и удивляется. Думает: "Откуда взялся этот громадный жук?" А это трактор. Два портрета "Ленина (Ваня) Два портрета "Ленина (Ваня) Мою старшую сестру Олю приняли в октябрята. У нее красная звездочка. А на звездочке маленький портрет Ленина. Теперь у нас два портрета Владимира Ильича Ленина. Один на стене, другой на Олиной звездочке. Ленин боролся за счастье трудящихся. Папа говорил: Ленин учился в школе очень хорошо. Я тоже буду учиться хорошо. Буду юным ленинцем. Желудь (Зина) Повеял ветер. Упал с дуба желудь. Желтый, блестящий, как выкованный из меди. Упал и думает: "Так хорошо было на ветке, а теперь я на земле. А отсюда не видно ни реки, ни леса". Загрустил желудь. Просится: "Дуб, возьми меня на ветку". А дуб отвечает: "Глупый ты. Посмотри, я тоже вырос из земли. Пускай быстрее корень, расти. Станешь высоким дубом". Детей волнует не только то, что происходит в природе. Ребята хотят, чтобы на земле был мир. Они знают, что есть силы, замышляющие войну. Вот сказка, в которой эти темные силы изображены в фантастическом образе Змея. Как мы победили Железного Змея (Сережа) Он жил в болоте, далеко-далеко за океаном. Ненавидел наш народ. Делал атомные бомбы. Наделал их много-много, взял на крылья и полетел. Хотел бросить на солнце. Хотел потушить солнце, чтобы мы погибли во мраке. Послал я ласточек против Железного Змея. Взяли ласточки по искре солнечного огня в клювы и догнали Змея. Бросили огонь на его крылья. Упал Железный Змей в болото, сгорел вместе с бомбами. А солнышко играет. И ласточки весело щебечут, радуются. Уже через неделю после начала занятий в "Школе радости" я сказал малышам: "Принесите завтра альбомы и карандаши, будем рисовать". На следующий день мы расположились на лужайке школьной усадьбы. Я предложил детям: "Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте". Перед нами был школьный сад и опытный участок, освещенные осенним солнцем. Дети защебетали: одному нравились красные и желтые тыквы, другому - склонившиеся к земле головки подсолнечника, третьему - голубятня, четвертому - виноградные гроздья. Шура любовался легкими пушистыми облаками, плывущими по кебу. Сереже нравились гуси на зеркальной поверхности пруда. Даньку захотелось нарисовать рыбок-он с воодушевлением рассказывал о том, как однажды с дядей ходил на рыбалку: ничего не поймали, но зато увидели, как "играют" рыбки. - А я хочу рисовать солнышко,- сказала Тина. Наступила тишина. Дети рисовали с увлечением. Уже через неделю после начала занятий в "Школе радости" я сказал малышам: "Принесите завтра альбомы и карандаши, будем рисовать". На следующий день мы расположились на лужайке школьной усадьбы. Я предложил детям: "Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте". Перед нами был школьный сад и опытный участок, освещенные осенним солнцем. Дети защебетали: одному нравились красные и желтые тыквы, другому - склонившиеся к земле головки подсолнечника, третьему - голубятня, четвертому - виноградные гроздья. Шура любовался легкими пушистыми облаками, плывущими по кебу. Сереже нравились гуси на зеркальной поверхности пруда. Даньку захотелось нарисовать рыбок-он с воодушевлением рассказывал о том, как однажды с дядей ходил на рыбалку: ничего не поймали, но зато увидели, как "играют" рыбки. - А я хочу рисовать солнышко,- сказала Тина. Наступила тишина. Дети рисовали с увлечением. В альбоме мальчика я увидел ветвистое дерево с большими круглыми плодами,- значит, это яблоня, дерево окружено роем маленьких звездочек в ореоле лучен, высоко над деревом - серп луны. Как хочется мне прочитать в этом интересном рисунке сокровенные мысли и чувства ребенка - ведь я вижу у него в глазах такой же огонек вдохновения, как в те минуты, когда мы наблюдали мир. - Что же это за звездочки над яблоней? спрашиваю у Коли. - Это не звездочки,- говорит мальчик.- Это серебряные искорки, которые падают на сад с луны. Ведь у луны тоже есть Кузнецы-великаны, правда? ,;^:. - Конечно, есть,- отвечаю я, изумленный мыслями, которые волновали ребенка в тихие вечерние часы. Откуда берутся облака? Почему цветок одуванчика утром открывается, а в полдень закрывается? Отчего бывают молния и гром? Почему с запада ветер приносит дождь, а с востока - засуху? Почему подсолнечник поворачивает цветок за солнцем - разве он видит, как человек? Почему железо ржавеет? Почему голуби никогда не садятся на дерево? Почему нельзя пересаживать дерево летом, когда оно с листьями? Куда падают звездочки с неба? Почему снежинки такие красивые, как будто их кто-то вырезал? Как узнают дорогу птицы - ведь им лететь очень далеко? Отчего бывает белый круг возле луны? Почему на закате перед дождем небо красное? Почему пчела "танцует" перед полетом за медом? Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! |