Вечерняя звезда
Скачать 26.68 Kb.
|
Омский государственный педагогический университет Факультет искусств кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания Анализ вокально-хоровой работы над произведением Роберта Шумана «Вечерняя звезда» Выполнила: студентка 1 курса Факультета искусств Музыкального отделения Посохова О.С. Класс преподавателя: Капустина Т.В. Омск 2012 Содержание
1.Интонационная работа 2.Фразировка произведения 3.Образ 4.Дирижёрская техника
Годы жизни Роберта Шумана 8 июня 1810 г., умер 29 июля 1856 г. Роберт Шуман - немецкий композитор, пианст и музыкальный критик, один из наиболее ярких представителей немецкого романтизма. Р.Шуман родился в Цвиккау (Саксония). Первые уроки музыки он брал у местного пианиста. В десятилетнем возрасте начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился произведениями Байрона и Жан-Пауля. Влияние литературного стиля Жан Поля и отчасти Гофмана ощутимо в некоторой повышенной эмоциональности, в частности обращении к образным ассоциациям, в «капризности» писательской манеры Шумана. Настроение и образы этой романтической литературы в последствии отразились в его музыкальном образе. В 1828 году Р.Шуман поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого, учился у Фридриха Вика на фортепиано (1830 год). В следующем году Шуман перевёлся в университет Гейдельберга, который в 1830 году бросил. Р.Шуман предполагал стать юристом, но музыка всё более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. Стремясь стать выдающимся виртуозом, он занимался с фонатическим упорством, но именно это привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. В 1834 году, при участии ряда своих друзей (Л.Шунке, Ю.Кнорр, Т.Ф.Вик), он создал одно из самых влиятельных музыкальных изданий – «Новый музыкальный журнал», который в течении нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Основная цель журнала состояла в том, чтобы, как писал сам Шуман, «поднять упавшее значение искусства». Подчёркивая идейность и профессиональный характер своего издания, Шуман снабдил его девизом «Молодость и движение». А в качестве эпиграфа к первому номеру избрал фразу из шекспировского сочинения: «…Лишь те, кто пришёл посмотреть весёленький фарс, будут обмануты». Большое разнообразие художественных замыслов характеризует и следующий период творчества Шумана (до конца 40-х годов). Среди произведений этих лет встречаются монументальные партитуры, произведения в контрапунктическом стиле под влиянием Баха, песенные и фортепианные миниатюры. Начиная с 1848 года он сочиняет хоровую музыку в немецком национальном духе. В то время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик, выдающуюся пианистку. В 1840 году молодая пара вступила в брак. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 год руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 году, после обострения душевной болезни, Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в городе Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 года. Наряду с фортепианной музыкой, к высшим достижениям Шумана принадлежит его лирика. Жанр песни – романса идеально соответствовал художественному складу Шумана. В этой области могла полностью выявиться склонность композитора к взаимосвязи литературных и музыкальных образов. Острая выразительность фортепианной музыки Шумана, её поэтичность и новизна в полной мере сохранили свою силу и сопровождение. Непосредственная связь песен Шумана с текстом, с различными индивидуальностями обогатила круг его музыкальных образов. В вокальных миниатюрах Шумана ясно ощутима связь с немецким фольклором – как с интонациями народной песни, так и с куплетной формой. В них много непосредственной мелодичности и простоты выражения, особенно в балладах и песнях позднего периода. Хоровые произведения - «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Реквием» на стихи Гете, «Сцены из Фауста», «Странствия Розы» для хора и оркестра, «Мужские хоры», «Черно-красно-золотой». Кроме этого написал более 130 песен, в том числе на стихи Гейне и Гете,музыка к драмматической комедии к Манфреду.
Форма произведения «Вечерняя звезда» простая двухчастная репризная. Обозначается формулой: АА1ВА1. Гармонический анализ (разбор вертикали): Произведение «Вечерняя звезда» написано для смешанного состава хора, по типу четырёхголосного. Произведение имеет аккордовый склад изложения. Основная тональность произведения As-dur, размер 4/4, начинается в темпе Adagio, из - за такта: Общий хоровой диапазон всех партий Ля бемоль б. - Фа 2. Сопрано – ми бемоль 1 - Фа 2 Альт – си бемоль м. – До 2 Тенор – ми бемоль м. – соль 1 Бас – ля бемоль б. – си бемоль м. Интонационные трудности - развита скачкообразная мелодия в партиях: Встречаются хроматические ходы в партиях: В произведении «Вечерняя звезда» используются разнообразные динамические оттенки: сначала p, затем крещендо, F и диминуэндо с замедлением (rit.) Далее p, затем снова крещендо,FF, резкое диминуэндо с замедлением, приводящее в pp.
Чтобы преодолеть трудности, о которых говорилось выше, необходимо помнить, что медленный темп не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a cappella, а быстрый темп осложняет исполнение интонационно неудобных моментов. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера. Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным. Преобладание тихой звучности может повлечь за собой ослабление роли дыхания и потерю ощущения крепкой вокальной опоры в исполнении, поэтому целесообразно чередовать пропевание произведения или его фрагментов в различной динамике и с применением различных вокальных штрихов. Дыхание: так как преобладают длительные музыкальные фразы в медленном темпе, то преимущественно используется цепное дыхание. Дыхание на паузах в 9,10,23 тактах,есть так же короткое дыхание, связанное со стремительным движением музыки к кульминации с 18 по 22 такты, что создает трудности в вокально-хоровой технике. Свободное дыхание у басов, благодаря небольшим фразам в партии и длительным паузам. Характер звуковедения и атака звука: звуковедение плавное, мягкое, на legato.Характер звука - светлый, мягкий, нежный, прозрачный, собранный, прикрытый, аккуратный, передающий ощущение покоя, но к концу более насыщенный, яркий, солнечный, светлый, ведущий к кульминации. Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием. Дикционные трудности: в раскрытии образа важную роль играет дикция. Текст следует произносить мягко, распевно, произносить «р» в словах утрированно (пример:друг, радостный, вечерний привет и т.д.),окончания фраз на «т» (свет, приносит ,привет и др.). Дирижёрские трудности: передать с помощью небольшого и мягкого жеста на legato образ произведения, его красоту. Основные дирижерские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть, выдержанные звуки, точность снятий, точность вступления по руке после пауз, фермат, смена динамики, а значит и жеста на более активный с увеличивающейся амплитудой при подходе к кульминации, фермата, окончание на «р» и «т» - точное снятие и уменьшение жеста, мягкость, уход к концу на p. Снятия и ауфтакты мягкие с задержкой, отдача легкая, плавная.
Данное произведение написано для смешанного состава хора.Но так же может исполняться
|