папка вожатого. Папка вожатого Михайленко Иван Михайлович отряд Искра. Ведущий ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте это я, это я, это все мои друзья
Скачать 85.5 Kb.
|
Папка вожатого Михайленко Иван Михайлович отряд ‘’Искра’’ ЗАЛ МЛАДШИЕ А они таковы: Все, на кого Вы показываете, должны мгновенно среагировать и ответить на Ваш вопрос. Вот и всё. Только при этом отвечать нужно словами, начинающимися на одну букву. Например, на букву «М». Вы: Кто? 1 ребенок: «Мама» Вы: С кем? 2 ребенок: «С Машей» Вы: Куда? 3 ребенок: «В Москву» Вы: Зачем? 4 ребенок: «За молоком» Кто? С кем? Куда? Это я, это я, это все мои друзья Ведущий: ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте «это я, это я, это все мои друзья». Кто из вас не любит скуки? Кто здесь мастер на все руки? Кто танцует о поет? Кто одежду бережет? Под кровать ее кладет? Вещи кто хранит в порядке? Рвет и книжки и тетрадки? Кто спасибо говорит? Кто за все благодарит? Кто первым готов взяться за дело?: А в зале спортивном кто бегает смело? Кто песни поет в пионерском отряде? А кто аккуратно содержит тетради? А кто не лентяй, и не трус, и не плакса? Кто ставит в тетради большущую кляксу? Кто на «отлично» желает учиться? Кто своей школой и классом гордится? Кто без запинки урок отвечает? В учебе товарищам кто помогает? Море волнуется раз «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура* на месте замри!» Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны. При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д. Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок. Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала. ДОЖДИК Ведущий предлагает всем в зале проиллюстрировать изменение погодных условий, а именно начало дождя. Он рассказывает о том, как меняется погода, а зал повторяет его движения. - Сначала светило солнышко. - в зале тишина. - Но вот маленький-маленький, почти незаметный дождик пошел. - стучим одним пальцем правой руки по ладони левой. - Чуть-чуть сильнее… - двумя пальцами. - Еще сильнее… - тремя пальцами. - А вот уже и сильный дождь пошел. - четырьмя пальцами. - И совсем страшный ливень! - все хлопают полной ладонью. Затем можно продемонстрировать постепенное улучшение погоды, то есть проделать все в обратном порядке, в конце концов вернув снова к сильному дождю и объявив под аплодисменты следующий номер «Рыбка» Ведущий одной рукой изображает волну, а другой – рыбку. как только «рыбка» показывается из воды, участникам необходимо её поймать хлопком. смех и веселье всем гарантированы! ЗАЛ СРЕДНИЕ РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ Ведущий предлагает залу немножко пошуметь (поорать или похлопать в ладоши), причем громкость шума должна соответствовать уровню поставленной горизонтально руки ведущего - когда рука опущена до конца, должно быть тихо, когда же в самом верху - наоборот, зал должен шуметь изо всех сил. Погоняв волну шума вверх вниз и подергав рукой туда-сюда, можно разделить зал на две половины, каждая из которых будет регулироваться одной из рук ведущего. Затем поэкспериментировать с совместной громкостью, а потом "затушить" шум и в тишине объявить следующий номер. В эту игру полезно играть, когда зал уже устал и нужно его успокоить, все проорутся, и на некоторое время станет тихо. «Мы с тобой - одна семья!» ведущий предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему. - мы с тобой - одна семья: вы, мы, ты, я. потрогай нос соседа справа, потрогай нос соседа слева, мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. обними соседа справа, обними соседа слева, мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. ущипни соседа справа, ущипни соседа слева, мы с тобой – друзья! Игра «Великаны и карлики». Правила. Если ведущий говорит «Великаны», участники должны встать, если «карлики»— сесть на корточки. При этом ведущий выполняет действия с участниками — садится и встает, путая их (т. е. выполняет действия наоборот). Дети часто, смотря на ведущего, не слышат, что он говорит, а повторяют движения за ним. Поэтому участников легко запутать. 4. Самый громкий Ведущий делит зал на команды и предлагает каждой по очереди по очереди пошуметь (кричать, хлопать, топать) Побеждает самая шумная команда «Шумиха» На сцену выходят двое. Один начинает что-то говорить, другой за ним повторяет. Первый: Что ты за мной повторяешь? Второй: Это ты повторяешь. Первый: Нет это ты. Второй: Нет ты. Первый: Давай у ребят спросим. Второй: Давай. Первый и второй: Кто из нас повторяет? Первый: Давай сделаем так. Это твоя половина зала, а это моя (делят зал пополам). Кто громче, тот и прав. По сигналу своего ведущего половина зала повторяет за ним звуки и дви-жения постепенно добавляя новые. (хлопают, свистят, визжат, бросают что-то вверх и т.д.). В конце ведущим необходимо помериться и сказать, что весь зал их хо-рошо поддерживал и теперь они никогда не будут ссориться. ЗАЛ СТАРШИЕ В учебе товарищам кто помогает? КАРАБАС На сплочение. Для проведения этой игры дети садятся в круг, вместе с ними садится воспитатель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку про Буратино и помните бородатого Карабаса – Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово: «КА – РА - БАС» и покажу на вытянутых руках какое – то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев Пять шагов к счастью В центре комнаты устанавливается стул с призом . Доброволец становится перед ним, поворачивается и идет 5-6 шагов вперед. Там ему завязывают глаза, поворачивают вокруг своей оси 1-2 раза и предлагают пройти обратно к стулу то же количество шагов и взять приз. Побеждает участник, взявший приз. Охота на львов Описание игры: Ведущий предлагает залу поохотиться на льва. Для этого всем нужно просто повторять за ним слова и некоторые движения. — Мы охотимся на льва! — стучим себя кулаком в грудь. — Не боимся мы его! — мотаем головой. — У нас огромное ружье! — показываем руками что-то большое. — И длинный меч! Ух! — на «Ух!» делаем вид, что рубим что-то мечом. — Ой, что это?! — приставляем руку козырьком к глазам. После того как зал спросит: «Что это?!», ведущий отвечает залу: — Болото! Над ним не пролететь! (Показывает руками обход поверху.) Его не обойти! (Показывает руками обход вокруг.) Под ним не проползти! (Показывает проползание под ним.) Дорога напрямик! (Показывает рукой вперед.) Затем весь зал вместе с ведущим идет по болоту, повторяя: «Чап-чап-чап!» и хлопая ладонями. Потом повторяем все сначала, но по дороге нам встречаются лес (говорим «Хрусть- хрусть-хрусть!» и руками раздвигаем ветки), море (говорим «Буль-буль-буль!» и делаем вид, что плывем), пустыня (говорим «Шшш-шшш-шшш!» и делаем вид, что идем по пустыне). И вот, наконец, сам лев: ведущий неожиданно кричит «Р-р-р-р!!!», все пугаются и в обратном порядке быстро- быстро убегают по пустыне, морю, лесу, болоту. Затем все отирают пот со лба: славно поохотились. 4. Семь дней недели Между ведущим и залом происходит следующий диалог: — Сколько дней в неделе? — Семь! — Перечислите! — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. — Назовите рабочие дни недели! — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. — А теперь выходные дни недели! — Суббота, воскресенье. Затем ведущий перечисляет дни недели, а зал должен хлопать только тогда, когда называются рабочие дни. Постепенно темп игры увеличивается. Замечания. Следует учесть, что внимание ослабевает по мере ускорения темпа. «Театр» Зал делится на четыре части. Первая выполняет роль правой кулисы (правой рукой как-будто отодви-гают шторку со словами: «Вжик. Вжик». Вторая – левая кулиса (тоже самое, только левой рукой). Третья группа будет оркестром. Каждый изображает какой либо инстру-мент. Звучат фанфары. Четвертая группа – это зрители. Бурные аплодисменты. Итак, все готовы? Начинаем. Правая кулиса открылась. Левая кулиса открылась. Оркестр – фанфары. Аплодисменты зрителей. Представление начинается! МЛАДШИЕ ВТОРИЧНЫЕ Кораблик. Всем выдаются кораблики, и каждый по очереди рассказывает о себе, как о кораблике («Мой кораблик зовут “Ксюша”, он любит читать книги о путешествиях…») Маленьким детям легче рассказывать о каком-либо предмете, чем о себе. Таким образом, вы можете получить гораздо больше информации. «Любимое занятие» Все встают в круг. Начинает вожатый. Он говорит, например, «Я люблю петь» тот, кто тоже любит петь обнимает ведущего. Следующий придумывает своё действие и т. д Я никогда не Участники встают в круг. Первый игрок говорит: «Я никогда не…». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например: «я никогда не прыгал с парашюта». Все игроки, которые прыгали с парашютом, должны загнуть палец. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто загнул меньше всего пальцев. «Как я» За 30 секунд найти человека с таким же именем, за следующие 30 секунд найти человека, у которого такой же размер обуви, далее – рост, вес, цвет глаз, любимое блюдо, любимый фильм и т.д. Здравствуйте! Все участники должны просто подходить друг к другу и, радостно улыбаясь, говорить «Здравствуйте!». Но говорить все это они должны, пожимая друг другу руки, локти, пальцы, спины, ноги, уши и все те части тела, которые называет ведущий-вожатый, который сам активный участник игры. Смелее! МЛАДШИЕ ПЕРВИЧНОЕ Знакомство Ведущий. Сейчас мы с вами познакомимся. Меня зовут …. А вот вас собралось очень много, поэтому сделаем так: я буду называть имена мальчиков и девочек и давать им задания. Если вы услышали свое имя, быстро и дружно выполняйте команду. Попробуем. Ну-ка, Саши, Лены, Оли, - покажись! (Ребята поднимаются со своих мест). - Ну-ка, Миши и Марины, - улыбнись! Эй, Алеши и Андрюши, - поклонись! Возможные команды: отзовись, наклонись, причешись, потянись, повернись, распрямись, расстегнись, почешись и т.д. Знакомство как животные Ведущий. А сейчас давайте знакомиться так, как это делают животные. Чьи имена начинаются с буквы «М» - будут мычать; Чьи имена начинаются с буквы «Р» - рычать; «С» - свистеть; «Б» - блеять; «К» - кудахтать; «О» - орлами летать; «А» - будут антилопами с изогнутыми рогами (показывают рога над головой); «И» - извиваться, как змеи и т.д. Давай-ка познакомимся Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи ...» и т.д. Теремок К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Я ... (Ирочка) А ты кто? Я ... (Сашенька)». К ним подходит второй игрок и диалог повторяется. Поздоровайтесь! В этой игре дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту). Особые указания: когда ребята пожимают руку другому человеку, они должны продемонстрировать доброжелательное отношение к играющим, смотреть друг другу в глаза и назвать свои имена. МЛАДШИЕ ВТОРИЧНОЕ Знакомство Ведущий. Сейчас мы с вами познакомимся. Меня зовут …. А вот вас собралось очень много, поэтому сделаем так: я буду называть имена мальчиков и девочек и давать им задания. Если вы услышали свое имя, быстро и дружно выполняйте команду. Попробуем. Ну-ка, Саши, Лены, Оли, - покажись! (Ребята поднимаются со своих мест). - Ну-ка, Миши и Марины, - улыбнись! Эй, Алеши и Андрюши, - поклонись! Возможные команды: отзовись, наклонись, причешись, потянись, повернись, распрямись, расстегнись, почешись и т.д. Знакомство как животные Ведущий. А сейчас давайте знакомиться так, как это делают животные. Чьи имена начинаются с буквы «М» - будут мычать; Чьи имена начинаются с буквы «Р» - рычать; «С» - свистеть; «Б» - блеять; «К» - кудахтать; «О» - орлами летать; «А» - будут антилопами с изогнутыми рогами (показывают рога над головой); «И» - извиваться, как змеи и т.д. Давай-ка познакомимся Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи ...» и т.д. Теремок К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Я ... (Ирочка) А ты кто? Я ... (Сашенька)». К ним подходит второй игрок и диалог повторяется. Поздоровайтесь! В этой игре дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту). Особые указания: когда ребята пожимают руку другому человеку, они должны продемонстрировать доброжелательное отношение к играющим, смотреть друг другу в глаза и назвать свои имена. МЛАДШИЕ СПЛОЧЕНИЕ Дотронуться до одежды …цвета Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Действие и цвет Ведущий имеет карточки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Когда ведущий показывает ребятам карточку зеленого цвета они должны топать ногами, на желтый цвет – хлопать в ладоши и не красный - тихо сидеть. У ведущего есть помощник, который путает ребят и показывает не то, что нужно. Сова спит. Ведущий стоит спиной к игрокам на расстояние от, после говорит «Сова спит» и дети начинают движение, после ведущий разворачиваются, говоря Сова просыпается», игроки должны замереть, если нет, игрок выбывает, побеждает тот, кто первы дойдёт до ведущего. Арам-шим-шим Участники берутся в кругу за руки (по принципу: мальчик и девочка). В центр круга выходит водящий, закрывает глаза и вытягивает руки (стрелой) в любом направлении. Круг начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий - в противоположном направлении. При движении все повторяют хором слова: "арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия-дульсия - покажи-ка на меня! И раз, и два, и три!" На счет "три" все останавливаются. Игрок противоположного пола, на которого при остановке указал водящий выходит в центр круга. Эти игроки становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники хором начинают считать до трех. На счет "три" игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону - целуются в щёчку, если нет - жмут друг другу руки КОСМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ Цель игры - передать мяч из рук в руки за три секунды. Обязательное условие - чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать (одновременно держать мяч два человека не могут). СРЕДНИЕ ВТОРИЧНОЕ Найди сходство Участники разбиваются на группы по три человека. За определенное время каждый в группе рассказывает о себе. Как только ребята в команде обнаружат общие сходные черты, они дружно подпрыгивают и громко считают свои сходства. Задача – обнаружить как можно больше сходных черт. 5 вещей Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.) «Любимое занятие» Все встают в круг. Начинает вожатый. Он говорит, например, «Я люблю петь» и показывает действие. Тот, кто тоже любит петь начинает показывать это же. Следующий придумывает своё действие, и так у многих к концу круга накапливается масса разных дел. Особенное знакомство Каждому участнику дается (30-60 секунд), чтобы рассказать о себе, но делать он это будет особенным образом. Например, рассказать о себе без использования буквы А, рассказывая о себе и танцевать. Ветер дует в сторону… Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (пример: того у кого есть брат) – те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) – должны встать в круг. Мы похожи Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что... - Я отличаюсь от тебя тем, что... СРЕДНИЕ ПЕРВИЧНОЕ Звездный дождь Каждый из ребят получает по бумажной звездочке. На ней они должны написать свое имя. После этого ведущий обходит всех с коробочкой в руках. Каждый бросает в коробку звездочку и громко произносит свое имя. После того, как все звездочки собраны, ребята по очереди начинают вытягивать их из коробки. Достав звезду, игрок читает написанное на ней имя и отдает ее владельцу. 3 слова о себе Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. Полслова Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени, тот, кто ловит мяч, должен быстро произнести вторую половину имени. Если он называет правильно, то бросающий говорит: «Да» и называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит: «Нет» и ждет, кто назовет его имя верно, тому он перекидывает мяч и т. д Математика Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так. ТВОЕ ИМЯ Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли свое имя, как зовут в школе, дома, как хотелось, чтобы называли. СРЕДНИЕ СПЛОЧЕНИЕ Построения Ведущий предлагает построиться участникам по цвету глаз (от самых светлых до темных); по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря; в алфавитном порядке по первым буквам полных имен и т. д. Тише-громче” Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается. БОЛОТО Тоже довольно старая игра. Играющие делятся на команды, но можно и без этого. Играющим выдается по две картонки (можно обычную бумагу). Задача - по этим картонкам - "кочкам", передвигаясь с одной на другую, как можно быстрей перебраться через "болото". ВОДЯНОЙ Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами. Крабики Дети делятся на две команды, одна из команд берётся за руки по парам и должны поймать членов другой команды. После команды меняются ролями. СТАРШИЕ ВТОРИЧНОЕ “Конверт откровений” Форма знакомства для старших ребят. Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно- этический характер, типа: - что ты больше всего ценишь в людях? - какая твоя самая большая цель в жизни?- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д. Рулончик Участники игры сидят в кругу и передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый участник отрывает столько клочков, сколько он хочет -— чем больше, тем лучше. Когда у каждого участника окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый должен рассказать о себе, о своей жизни столько фактов, сколько у него оторванных клочков. Скручивая клочки, ребята рассказывают о себе. Другим участникам игры не возбраняется задавать вопросы тому, кто в данный момент рассказывает о себе. «Заводной апельсин» Все участники садятся в круг. Одному игроку ведущий даёт в руки апельсин и отворачивается. Когда ведущий говорит все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только ведущий произносит слово , игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, коротко рассказывает о себе и выходит из игры. Ведущий вновь отворачивается, и игра начинается заново. Постепенно круг сужается и в итоге определяется победитель. Но это ещё не всё. Когда в самом начале ведущий будет объяснять правила игры, то он должен обязательно сказать: (пусть в игре будет интрига) Итак, победитель определён. Теперь, чтобы получить апельсин, он должен выполнить последнее задание: каждый из участников задаёт победителю по любому вопросу, касающемуся его личности и всего, что с ним связано, а победитель должен честно и искренне ответить на все вопросы (естественно, стоит предупредить участников, что вопросы не должны выходить за рамки приличия). «Яблочко» Играющие сидят в кругу. Водящий говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…». И яблоко катится к следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились. «Граница» Цель игры — получить как можно больше информации о ребятах. Ход игры: чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком. Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем: кто любит мороженое; у кого есть дома собака (кошка); кто любит смотреть мультики и т.д. В то же время, в ходе игры, вожатый может выяснить: кто любит петь; кто любит танцевать; кому сколько лет; кто первый раз в лагере. и множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше СТАРШИЕ ПЕРВИЧНОЕ «Успеть вспомнить» Все участники становятся в круг. Ведущий находится в центре. Все (и ведущий тоже) придумывают себе кличку на туже букву, что и их имя и представляются по очереди. Например: «Наташа – небо, Света – солнце и т.д.» Ведущий подходит к любому участнику и замахивается над ним. Играющий должен очень быстро назвать по имени и кличке любого из стоящих в кругу. Ведущий бежит к названному человеку и все продолжается. Если участник не успевает никого вспомнить или говорит неправильно , то ведущий его салит и становится на его место в кругу, а он становится ведущим. Угадай имя Вместо представления игрок дает подсказки: Мое имя начинается на букву «О»; Мое имя заканчивается на букву «А»; Оно состоит из 6 букв (Оксана). Тому, кто угадал даём ПЯТЮНЮ Шпаргалка-вспоминалка Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда. Хлопочки Все игроки встают в круг и вытягивают перед собой две руки ладонями вверх. Один из игроков начинает идти в центре круга по часовой стрелке. Он подходит сначала к своему правому соседу, затем ко всем остальным по очереди. Подходя к другому игроку, он должен хлопнуть ему по ладошам, а тот в свою очередь называет свое имя. Когда первый игрок прошел 2-3 игрока, за ним вслед пускается тот, кто был правым соседом у первого игрока. Затем в путь пускается следующий и т.д. пока не пройдут все. Когда первый игрок проходит всех других, он становится на свое место и ждет, пока его пройдут все остальные. Когда каждый игрок прошел по кругу, все повторяется точно также. По прошествии второго круга начинается третий, но здесь есть одно изменение: когда первый игрок подходит ко второму, уже не второй игрок должен назвать свое имя, а первый называет имя второго игрока. Батарея Дети становятся в линию, держась за руки. Выбирается ведущийводопроводчик. Он становится спиной к игрокам и говорит: «Вода пошла». После этого дети по очереди называют свои имена. Когда дойдут до последнего, игроки продолжают называть имена в обратном направлении (2-3 раза). После этого ведущий говорит «Кран перекрыт», поворачивается лицом к игрокам и называет их имена. Каждый правильный ответ-очко. После этого выбирают нового ведущего, игра возобновляется. СТАРШИЕ СПЛОЧЕНИЕ Паутина Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек, и не тот человек, который стоит рядом). Теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Импульс Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово. Слепое построение Участники игры становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть что получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было им выполнить это задание или нет, как они себя чувствовали и т.п.). Можно предложить построиться по цвету глаз, по цвету волос и т.д. Шпион Всем игрокам, кроме одного говориться одно и то же слово, а одному говориться слово шпион, дальше дели по очереди начинают говорить что-то, что касается этого слова. Шпион должен понять, о чём говорят другие, а остальные должны угадать шпиона. ЛАВАТА Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец – это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение. Фигура Все играющие делятся на команды. Команда выполняет задание быстро и четко. Обычно после начала выполнения задания выявляются лидеры в каждой группе. 1. Постройтесь, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк. СЕЛИ-ВСТАЛИ Я буду называть число, ваша задача сделать так, чтобы молча и не договариваясь с помощью слов и жестов, встало столько человек, сколько я назову Большая семейная фотография Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши. «Вот он, я» Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно. Упражнение проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания. «Начали » Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!" +ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого. ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный. ИГРЫ НА ЛИДЕРСТВО СТАРШИЕ. Ехали Цыгане Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку , состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер –на данный момент главный лидер – организатор в отряде стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса ,телега, лошади – те , на ком все стремятся “ехать” , и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют. Кто Быстрее Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по: цвету волос (от светлого к темному или наоборот), по размерам обуви (от меньшего к большему), алфавиту; длине волос, цвету глаз (от светлого к темному или наоборот). Руководящую должность берут на себя лидеры. Положи Руку Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода. «Скульптура» Вожатый предлагает командам построить скульптурную экспозицию "Наш отряд” в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах. «Карета» Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров. ИГРЫ НА ЛИДЕРСТВО МЛАДШИЕ «Буква» Не разговаривая, сложить из стульев какую-то фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время. «Сиамские близнецы» Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения - группа из нескольких человек, стоящих в кольце. «Ковер» Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала. Посчитать до…» Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число. «Поиск обуви» Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Не трогая руками надо найти свою (ногами). «Муравьиная тропа» Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача - двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с начала. Пойми меня Материалы: карточки с названиями различных предметов (картина, ваза, телевизор, радио и другие). Задание: команда встает в колонну, друг за другом. Первый участник получает информацию на карточке. Он должен передать ее второму участнику, без помощи слов и звуков. Последний озвучивает то слово, которое он понял. Затем говорит предпоследний, и так далее, до первого участника. Примечание жюри: за каждое правильно угаданное слово команда получает 2 балла. Максимум — 10 баллов. Круг молчания. Цель: Снятие конфликтов в отряде. Музыка: шум прибоя. Реквизит: фонарь или свечка. Описание: Это конфликтный «огонек». Все сидят в кругу спиной к центру, а если кто-то хочет высказаться, разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено. Так напряженность внимания, обстановка провоцируют эмоциональный выплеск, снятие личного эмоционального напряжения и конфликта ЛЕГЕНДА: Однажды компания ребят отправилась в кругосветное путешествие по морю. Они дружили, общались, играли в веселые игры. Уже прошло много времени и вдруг ребята начали сориться, появились недопонимания. Все ребята разошлись по своим каютам и некто не выходил. Но в одну темную ночь поднялся сильный шторм и корабль разбился. Всех ребят выбросило на необитаемый остров по среди огромного океана и помощи на спасение небыло. Тогда командир решил, надо разобраться между собой, но только не ссорами и криками, а спокойно поговорить и пусть каждый выскажет, что не нравится ему в других. Игры на взаимодействие СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 1. Это ролевая игра. Ведущий собирает в одну коробку имена девушек, в другую - юношей. Предлагает всем поучиться быть тайными друзьями, приходить на помощь в трудную минуту, делать сюрпризы и подарки, оставаясь незамеченным. После этого предлагает юношам вытянуть имена девушек, а девушкам - имена юношей. Игра проходит в течение 1-2 дней. В конце второго дня тайные друзья могут рассекретиться и назначить встречи. Важно, чтобы никто не остался без внимания, поэтому ведущий должен заранее придумать сюрпризы, которые он будет рассылать он имени тайных друзей. 2.«Шарады» Играющие делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-то слово или фразу (по договоренности). Потом выбирают кого-то из команды соперников и говорят ему загаданное слово на ухо. Этот человек должен изобразить слово безмолвно, только с помощью движений, а его команда старается отгадать. На отгадку дается время. Потом команды меняются ролями. Можно вести счет игре. Можно придумать систему знаков для облегчения отгадывания. 3. «Что возьмем с собой в поход» Участники делятся на 2 команды и быстро по очереди называют то, что возьмем с собой в поход. Повторять названные вещи нельзя. Аналогично проводятся игры «Что лежит у бабушки в сундуке?», «Во что одет наш вожатый?» и т.д. 4. «Самый рассеянный» Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например, карандаш, и просит всех выйти на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет карандаш в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить карандаш на перекладину, связывающую ножки стола, на карниз и т.п. 5. Категории» Эта игра требует от участников проявления артистизма и внимания. Мы находимся в традиционном круге. Выберем какую-нибудь простую фразу, например, «Вот и наступило лето», и начинаем с первого игрока. В направлении по часовой стрелке по очереди ее произносим, но каждый играющий — с иной интонацией (повествовательной, восклицательной, вопросительной, мрачной, безразличной, удивленной, скандальной и др.). Участник, который повторяется или не может придумать ничего нового, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останутся три-четыре победителя. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 1.Молекула-хаос! (вариант I) Ведущий объясняет правила игры — надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!» Иrpoки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Моле- кула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки. После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки. 2.Проникнуть в круг Все участники встают в плотный круг; плечом к плечу, лицом к центру. Один человек — за кругом. Он должен проникнуть в круг, воздействуя на окружающих любыми способами: уговорами, лаской, приказами, мимикой, позами и т. д. Единственное условие, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, — запрещается применять физическую силу и угрозы. Замечания. Участник должен сам найти слабое звено, т. е. того человека, который пропустит его в круг. Иногда эти попытки могут длится очень долго. В таком случае ведущий может прервать игру и выбрать другого водящего. 3. Мимикрия Участники игры сидят в кругу. Ведущий придумывает какое-нибудь движение и показывает его соседу, который должен изобразить это движение, закрыв глаза. Затем следующий игрок повторяет то же движение (с закрытыми глазами) и так далее по кругу В конце игры каждый делится своими ощущениями. 4. Эмпатия Вначале выбирается наиболее эмпатичный человек из группы. Остальным участникам раздаются листочки, на которых написаны состояния, настроения, которые они должны воспроизвести. Причем воспроизвести они должны так, чтобы тот, кто будет их разгадывать, смог узнать их. За 1-2 минуты необходимо «войти» в это состояние, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке очередного участника. Замечания. На карточках могут быть перечислены следующие состояния и настроения: скука, гнев, отвращение, испуг, восхищение, радость, печаль, страх, удивление, презрение, гордость, задумчивость, ирония и др. 5. Свободный полет Участники становятся парами (4-5 пар) друг напротив друга и крепко держатся за вытянутые руки. Один из участников разбегается и прыгает лицом вперед на руки стоящих в парах. Чтобы никто не пострадал, руки прыгающего должны быть прижаты к телу или вытянуты вперед. Замечания. Возможен вариант, когда участник с небольшого возвышения (примерно метр высотой) падает лицом вниз на сцепленные руки других игроков. МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ 1.Кривое колесо Все встают в круг. Необходимо, держась за руки, пройти от одних футбольных ворот до других. 2.Портрет вожатого Ребята должны коллективно нарисовать портрет вожатого, передавая фломастер по кругу. 3.Мешочек Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное — его не уронить, так как в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих. 4.Передай по цепочке Выстроившиеся в линейку участники передают рядом стоящему предмет разными частями тела (подбородком, локтями, коленями и т. п.) |