Документ Microsoft Word. Великие историки зарубежные и отечественные Ключевский Василий Осипович (18411911 родился в семье священника Пензенского уезда) Курс русской истории
Скачать 19.57 Kb.
|
Великие историки зарубежные и отечественные Ключевский Василий Осипович (1841-1911; родился в семье священника Пензенского уезда) – «Курс русской истории» в 5-ти томах (с древнейших времён до революции 1905-1907 гг.): - первый отошёл от принципа периодизации по времени правления; - делил историю на вехи, периоды: 1) Днепровский; 2) Верхневолжский; 3) Московский или Великорусский; 4) Всероссийский; - основа его теоретических построений: личность-общество-природа страны; - основа структурирования общества: по видам хозяйственной деятельности, разделению труда. Василий Осипович Ключевский – он был русским историком, заслуженным профессор Московского университета и также был известен как академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским. Цитата: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» — сказал великий отечественный историк Василий Осипович Ключевский, который родился 28 января 1841 года. Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века очень большое влияние. Ключевский предложил исторической науке своего времени множество нового, причем во многих сферах этого знания, например, в источниковедении. Из значимых событий можно выделить такие как: В 1900 году профессора избрали членом Академии наук, а с 1904 года Ключевский занялся изданием своего главного научного труда — «Курса российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение предыдущих 30 лет. В «Курсе русской истории в 5-ти томах» он первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому история России делится на периоды или исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский и Всероссийский. В основу данной периодизации была положена традиционная идея о столицах как центрах русской государственности. Теоретические построения Ключевского опирались на триаду: человеческая личность, людское общество и природа страны. Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. В. О. Ключевский, описывая структуру российского общества, основой деления на классы считал различные виды хозяйственной деятельности и разделение труда. В понятие «народ» в отличие от историков-марксистов он не вкладывал социального содержания, не выделяя трудящихся и эксплуататоров. Термин «народ» у него используется как бы в этническом смысле. В. О. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет внутреннее своеобразие. Высшим достижением национального и морального единства народа является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий общенациональные интересы. Ключевский внёс новое слово и в хронологическую периодизацию истории России, предложив в своём пятитомном «Курсе» четыре этапа в развитии нашей страны. В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью, жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси - жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси, когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик. Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской. Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере. Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии (учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета) и историографии (истории исторической науки) русской истории. Гюстав Глотц - (17 февраля 1862 года, Нижний Рейн, Франция — 16 апреля 1935 года, Париж) — французский историк античности, автор работ по экономической истории Греции. Большим достижением французской историографии стал выпуск многотомной «Всеобщей истории» под его редакцией — монументальное издание в трёх частях, каждая из которых делилась на несколько томов, которые в свою очередь подразделялись на полутома — всего в 13 книгах. Она выходила в течение 16 лет с 1923 по 1939 годы. Часть первая, состоящая из двух томов, была посвящена истории Древнего Востока. Вторая часть — «История Древней Греции» состояла из четырёх томов (в 5 книгах). Третья часть — «История Древнего Рима» включала четыре тома (восемь книг). В основе «Всеобщей истории» — концепция, согласно которой основные принципы цивилизованного общества были выработаны именно в Греции, в частности в Афинах, а затем проявились при создании Римской империи. В книге даётся многогранное описание античного общества, включая его социально-экономические аспекты, в этом исследователи усматривают влияние «школы Анналов» на создателей «Всеобщей истории» По теории Гюстава Глотца, первыми, кто переселился в Грецию, были полупастушеские племена с Балкан. Основой их общества являлся патриархальный клан, члены которого были потомками от общего предка, и все они поклонялись единому божеству. Союзы между несколькими такими кланами возникали в результате совместного объединения или военных действий. Древнегреческий полис(город) Глотц считал основным феноменом античной истории. Вопреки мнению исследователей того времени, он полагал, что формирование мира полисов как небольших городов-государств, определяется не только географическими условиями . Гюстав Глотц провел различие между двумя фазами древнегреческого города: архаическая эпоха (1500—1400 до н. э.), соответствующая минойской цивилизации, с образованием в Греции первых городских центров, и дорического эпоха, характеризующаяся периодами хаоса и вторжений. Только укрепленные города и акрополи пережили этот период. Отвергая различные концепции, Гюстав Глотц создает свою схему развития экономики древнегреческого мира. В «гомеровский» период происходит переход от пастушества к земледелию, от коллективной собственности нa землю к частной, вокруг местных рынков возникают города — рождается «городская и торговая экономика». Глотц считает, что основным отличием древнегреческого общества от капиталистического было наличие рабов и именно это обстоятельство помешало возникновению «машинной индустрии». В силу этого развитие производства отставало от развития обмена. НУМИЗМАТИКА Нумизматику часто считают увлечением, связанным с коллекционированием монет. Слово «нумизматика» происходит от названия древней монеты номисмы — византийского солида из золота. Почти тысячу лет византийская монета служила международной валютой и была образцом для чеканки денег в других государствах. А научная нумизматика родилась из простого коллекционирования. Металл старинных монет сохранил образы малоизвестных правителей и надписи на утраченных языках. По изображению на древних деньгах наши современники определили, как выглядел разрушенный храм в Пантикапее (современная Керчь). По виду некоторых монет удалось установить, что в былые времена деньги нередко носили как украшения. При расшифровке надписей на деньгах исследователи узнавали названия исчезнувших городов, место их чеканки, более точные границы древних государств. Поэтому нумизматика неразрывно связана с археологией, историей, географией, филологией, искусствоведением. Каждая монета — источник самых разных знаний. Считается, что люди стали коллекционировать монеты еще в античные времена. Повышенный интерес к собиранию античных монет распространился среди элиты итальянского общества в эпоху Возрождения. Одним из первых известных коллекционеров-нумизматов был поэт Франческо Петрарка. Постепенно это увлечение охватило всю Европу. Многие правители считали престижным иметь у себя собрание древностей. По монетам поклонники античной культуры изучали быт, архитектуру и моду Древней Греции и Древнего Рима. Среди европейских дам стала популярна прическа императрицы Фаустины с древней монеты. Первыми настоящими знатоками древних монет становились не короли и герцоги, а их библиотекари и секретари. Они заведовали коллекциями, а также изучали монеты. Нередко находчивые исследователи подключали фантазию В 1553 году француз Гийом Руйе выпустил книгу о старинных деньгах C XVIII века коллекционирование перестало быть увлечением и превратилось в науку. По всему миру для взора посетителей стали открываться собрания монет и медалей. Самые обширные находились в Вене, Париже, Берлине, Лондоне и Петербурге. Увлечение нумизматикой дает возможность подержать в руке артефакт другой культуры или целую историю. А начаться профессиональное коллекционирование может с крохотной находки. |