Воля: сущность и особенности ее проявления. курсовая работа1doc. Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Психология Тема Воля сущность и особенности проявления Фамилия студента Герасименко
Скачать 175.5 Kb.
|
Основные данные о работе
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………….3 Глава 1.Характеристика волевых действий………………………………………4 1.1 Воля как сознательное действие………………………………………………4 1.2 Произвольное и непроизвольное движение…………………………………..7 1.3 Изучение воли в философии античности, во времена средневековья и в эпоху Возрождения……………………………………………………………………...11 Глава 2. Волевые качества человека……..………………………………………13 2.1 Основные этапы и закономерности развития волевых действий в онтогенезе…………………………………………………………….…………………..13 2.2 Развитие воли в дошкольном возрасте……………………………………....19 2.3 Развитие воли у подростков………………………………………………….22 Заключение………………………………………………………………………...26 Глоссарий………………………………………………………………………….27 Список использованных источников…………………………………………….29 Приложения……………………………………………………………………….30 ВведениеПроблема воли - это прежде всего проблема свободы воли, свободы выбора. Того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, каково ее строение, т. е. того, как реально складываются у людей в тех или иных условиях соотношения между должным и желанным в вещах, значимых для личности. Наличием свободной воли человек принципиально отличается от остального животного мира именно как сознательное и разумное существо. Только у одних людей все сведено к личностным мотивам, и если они и совершают поступки, которые по своим результатам соответствуют общественной нравственности, то в этом случае нравственное содержание не входит в мотивы человека и не детерминирует как таковое его воли. У других общественно значимое осознается как должное, обязательное, но переживается как чуждая внешняя сила, противостоящая тому, с чем личность себя отожествляет и что переживает как свое личное, в чем она кровно заинтересована: воля в таком случае противопоставлена сама себе, разбита на конфликтующие компоненты - влечения и долженствования - и поглощена разрешением их постоянно возобновляющегося конфликта. Именно наличие нравственных ориентиров и ценностей определяет моральное состояние человека, а сила воли - способность им следовать и соответствовать. Воля,как неотъемлемая часть человеческой сущности, во всей её сложности и многообразии, является одной из самых загадочных и мало изученных областей человеческой психики. При этом понимание личностных волевых особенностей индивидуума, которые имеют огромное значение для успешности деятельности человека, которые можно считать потенциалом для его личностного и профессионального роста, необходимо с целью, к примеру, профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации и профориентации. Основная частьГлава 1. Характеристика волевых действийВоля как сознательное действие Волевым действием можно назвать только то действие, которое осуществляется по выбору. Именно выбор определяет волевое действие. Значит волевой акт как сознательное действие невозможен если у человека нет альтернативы. Выбор также подразумевает принятие решения. Согласно тому, что утверждал Леонтьев А.Н., все процессы можно условно разделить на "произвольные" и "непроизвольные": "Прежде всего волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (я предпочитаю говорить - волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И таким образом процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т.е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т.е. целеподчиненные". Подлинно нравственное воспитание должно не только учить как человеку поступать в той или иной ситуации, но и должно прививать ему желание и стремление именно поступать "как надо". А для того чтобы знание было неразрывно связанно с соответствующим поведением, необходимо развивать у ребёнка нравственные чувства и привычки. Этого можно достичь, если воспитатели будут правильно организовывать жизнь и деятельность ребёнка, а так же его взаимоотношения с окружающими. Конечно, в каждом возрасте особенности организации этой будут разными, но, тем не менее, основные черты и требования сохраняются. Получается, что сознательное волевое действие - это преднамеренный целеподчиненный акт основанный на принятии решения при наличии выбора (альтернативы). Но и это не всё - есть ещё одна характеристика, определяющая волевое решение. Ведь если задуматься, данное определение является не совсем полным - одним словом выбор и принятие решения не всегда обязательные моменты для волевого действия. К примеру - бросить вредную привычку можно и без альтернативы, а совершить подвиг и вовсе в безвыходной ситуации. А значит для волевого действия необходима главная характеристика - наличие препятствий. Если действие совершается беспрепятственно, оно не может считаться волевым по определению, пусть даже оно с выбором и принятием решения. Волевая деятельность человека неразрывно связанна с мышлением. Целеустремленность и осознанность сами собой подразумевают наличие мыслительных процессов. Только путём мышления человек может сосредоточиться на определенной цели, подобрать средства, которые он будет использовать для её достижения, корректировать свои намерения или вообще кардинально менять их при возникновении разнообразных трудностей на пути претворения в жизнь задуманных планов. Конкретно при наличии меняющихся условий выполнения задуманного действия мыслительная деятельность человека просто необходима - ведь для того, чтобы в таком случае человеку достигнуть поставленной цели, необходимо каждый раз здраво оценивать окружающую обстановку и подстраиваться под неё, сознательно двигаться к осуществлению задуманного. Без осознанности нет волевого поведения, а без мыслительного процесса нет и не может быть никакой осознанности. Что касается чувств, то нельзя утверждать, что они определяют весь ход волевого поведения, однако они могут провоцировать и направлять его. Чувства вызывают у нас либо желание обладать чем-либо, чего-либо добиться, либо наоборот чего-то избежать. Однако, как показывает опыт, человек может совершать волевое действие и вопреки своим желаниям и даже инстинктам. Как правило, в таких ситуациях побеждает чувство долга и ответственности. Например, ситуация на войне, когда солдат, рискуя собственной жизнью вопреки инстинкту самосохранения и желанию подальше спрятаться или вообще исчезнуть, спасает на себе раненного товарища. Так что вопрос о роли чувств в волевом поведении показывает, что их значение в данном плане не так уж и велико. Влечения и желания суть мотивации для волевого акта. Волевой акт невозможен без мотивации, без поставленной цели и стремления к её достижению. Влечение и желание не совсем одно и то же, как это кажется на первый взгляд. Влечение беспредметно, как говорил Джемс, оно не видит цели, так как не знает, какой предмет может удовлетворить возникшую потребность. Как только образуется логическая связь между потребностью и предметом, который может её удовлетворить, влечение переходит в желание, которое объективно по своей сути. Данный предмет, в свою очередь, может не только удовлетворять желания, но и возбуждать их. Такая взаимозависимость между желанием и предметом, который это желание удовлетворяет, возникает у человека ещё в раннем детстве, с появлением у него мотивирующих представлений, о которых я расскажу в последней части своей работы. То есть не всегда отсутствие предмета удовлетворения моих потребностей может вызывать во мне желание, но равно и присутствие его, зрительный контакт или даже воспоминание. Таким образом, налицо сложная связь взаимозависимости желания и предмета, который его удовлетворяет. Роль влечений и желаний в волевой деятельности огромна. Можно сказать, что волевой процесс во многом зависит от тех желаний и стремлений, которые испытывает человек, ведь в соответствии с ними он ставит перед собой определённые задачи и цели, которые потом пытается достичь. Нельзя сказать, что желание определяет весь ход волевого акта, но направляет его, а человек уже сам решает, следовать ли ему возникшим влечениям и желанием. При этом он руководствуется своими внутренними убеждениями, собственными понятиями о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо", нравственностью и совестью, если они у него есть. В этом плане даже избирательность каким желаниям следовать, а какие отвергать, тоже можно со всей уверенностью назвать волевым актом. Человек свободен выбирать, и подчас для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно чем-то пожертвовать, переступить через себя. Сложно отказаться от дурного, но чертовски привлекательного желания, для этого нужна воля. Сложно добиться чего-то хорошего и полезного - нужны упорство и прилежание, старание и твердость, терпение и все остальные другие характеристики, которые обобщив можно назвать силой воли. Влечения и желания не определяют характер и направление волевого действия - это делает сам человек. Но желания и потребности рождают необходимость волевого действия, являясь тем самым необходимым катализатором области волевых актов. 1.2 Произвольное и непроизвольное движение В предыдущей главе мы рассмотрели определение произвольного и непроизвольного. Становится совершенно ясно, что именно волевым актом можно назвать только произвольное, осмысленное и сознательное действие. В отличии от импульсивного действия, которое как бы вырывается у человека, волевое действие исходит от человека и направляется им. Такое действие становится поступком в полном смысле этого слова, в котором человек проявляет себя, показывает свою сущность, а зачастую и отношение к другим, в отличии от непроизвольного движения или действия, происходящего обычно автоматически и необдуманно, и продиктованного аффектом, страстью или рефлексом. Однако, существуют теории, которые исключают из волевого действия внутреннюю работу сознания человека, связанную с обдумыванием, выбором, оценкой, превращая волевой акт в чистую импульсивность. Но в действительности, всякое истинно волевое действие является актом избирательным, в котором присутствуют решение и сознательный выбор. Основа волевого акта - сознательная целеустремленная действенность. Но волевое действие - это не просто избирательная действенность. Например, когда я утром хочу позавтракать и открываю холодильник чтобы сделать выбор чего бы мне съесть, то тут налицо сознательная действенность с целью утолить голод. Но можно ли это назвать волевым актом, волевым действием? Нет. Значит ли это что данное мной определение ложное? Нет, хотя оно и не в полной мере отражает истинность. Короче говоря оно неполное. Как же быть? Если задуматься, то волевое действие возможно лишь при наличии альтернативы, при наличии выбора. И хотя наличие выбора является неотъемлемым признаком волевого акта, оно не является определяющим. Проще говоря, не каждый поступок в условиях выбора можно назвать волевым. Поступок, выбор, принятие решения. Что же характеризует волевое действие лучше всего? Что для каждого из нас волевой акт? Это действие, поступок, для осуществления которого нужно напрячься, собрать все силы, совершить усилие. Волевое действие совершить трудно. Обязательно присутствуют препятствия, которые необходимо преодолевать. Теперь вроде всё ясно - тяжёлый выбор, наличие препятствий - вот и достаточная формулировка волевого акта, если бы не одно "но". Дело в том, что не всякое волевое действие, это в действие в прямом смысле этого слова. Каждый возрастной этап жизни и взросления особенный и требует определённого подхода, так как меняется образ деятельности ребёнка, его обязанности и, можно сказать без преувеличения, его взгляд на жизнь. Кругозор интересов ширится, ему всё интересно. Каждая ступень взросления предъявляет ребёнку новые требования, ставит его в новые обстоятельства жизни. Социальная ситуация развития, которая является совокупностью всех обстоятельств жизни и особенностями личности ребёнка, сказывается на общей характеристике личности детей на определенном этапе возрастного развития. Доказано, что на каждом определённом этапе возрастного и психического развития, у ребёнка доминирует определённая функция психического поведения. У младенцев это восприятие, когда ребёнок реагирует непосредственно на то, что видит. Далее формируется и начинает доминировать память, что обуславливает накопление у ребёнка опыта в связи с появлением мотивирующих представлений. В дошкольном возрасте, когда основной деятельностью ребёнка становится игра, у него начинает развиваться воображение и фантазия. И воображаемая ситуация игры способствует возникновению у ребёнка произвольного поведения. В средневековье философы того времени различали три рода волевых актов - это фацера (действие), нон-фацера (недействование) и вати (терпение). Оказывается, воля также может проявляться и в воздержании от какого-либо действия. Зачастую необходимо проявить изрядную выдержку и силу воли чтобы не бездействовать, но не действовать - сохранить например спокойствие в экстремальной ситуации, не сорваться эмоционально, поддаваясь на чью-нибудь провокацию. Никто не будет спорить, что людей выдержанных, собранных и дисциплинированных, хорошо владеющих собой в любой ситуации можно назвать волевыми людьми. Из всего выше сказанного вывод таков, что волевое действие лишь то, которое произвольное, т. е. осуществляется осознанно, учитывая, что волевой акт не всегда является действием. Это всегда решение в условиях трудного выбора. Любое волевое действие начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении. Когда человек осознает цель, на которую направляется это стремление, оно переходит в желание. Более подробно о роли влечений и желаний я расскажу в следующих пунктах моей работы, а пока остановимся на структуре волевых актов. Для сложного волевого акта характерно то, что между побуждением и непосредственным действием существует ещё и сложный сознательный процесс, который включает в себя осознание мотивов действия, различные варианты последствий, составление плана действий и намерений для его осуществления. Таким образом, мы видим, что волевой акт - это сложный и неоднородный процесс, содержащий в себе целую цепь различных моментов, а также последовательность некоторых стадий и фаз. Левин выделяет 4 стадии у волевого акта: возникновение побуждения и предварительная постановка цели, стадия обсуждения и борьба мотивов, решение, исполнение. Смотреть приложение А. Основным содержанием первой фазы является осознание цели как следствия возникновения побуждения. В реальности же различные стадии волевого акта могут иметь большее или меньшее значение, в зависимости от обстоятельств, иногда сосредотачивая на себе весь волевой акт, иногда вообще выпадая. Традиционная психология, отражающая преимущественно психологию выбора личности, оказавшейся "на распутье", представляла центром волевого акта именно вторую стадию данного плана, а именно "борьбу мотивов". То есть внутренняя борьба, без которой не обходится ни один важный серьёзный поступок - всё, а следующие за ней решение и исполнение, претворение его в жизнь - ничто. Проще говоря, когда человек стоит перед выбором и решает, как ему поступить, руководствуясь как обычно двумя классическими мотивами - "как хочется сделать" и "как надо сделать", которые, как правило, противостоят один другому. Прокручивая в голове оба эти мотива, взвешивая все "за" и "против", продумывая различные варианты последствий своих действий, человек принимает решение либо в пользу здравого смысла, либо в пользу своей прихоти. Последнее, безусловно, не может быть названо волевым действием с житейской точки зрения. Волевое действие в этом понимании это некий поступок, при котором человек обязательно чем-то жертвует в пользу неких правил, будь то здравый смысл, нравственные ценности или рамки закона. Волевое поведение, являясь предметом, безусловно положительным, всегда обусловлено и идёт "рука об руку" с нравственным воспитанием. Хотя мы признаем волевое действие действием осознанным, включающим сознательный выбор и решение, это вовсе не значит, что борьба мотивов является его центральной частью. Из самого существа волевого акта, как действия, направленного на достижение цели, следует, что его основными частями являются первая и завершающая фазы - осознание цели и настойчивая твердость в её достижении. Ведь без принятия решения поступательное действие, направленное на его осуществление становится невозможным. Поэтому в данном плане умственный психологический процесс борьбы мотивов может смело быть поставлен на один уровень с процессом действенным, если не выше его. Последний пункт данного плана, непосредственное претворение в жизнь своего решения также требует напряжения психических волевых сил. Для достижения поставленной цели, человеку нередко приходится проявлять упорство и терпение, которые также являются необходимыми качествами волевой личности. Особенно если процесс долгий и требует продолжительного времени. В этом случае мотив и стремление добиться желаемого могут ослабнуть, и тогда вновь возбудить в себе интерес и положительную мотивацию по праву можно назвать волевым актом. 1.3 Изучение воли в философии античности, во времена средневековья и в эпоху Возрождения Проблема существования воли и её понимания стояла на протяжении всей человеческой истории наверное перед каждым народом. Античные философы считали выражение человеческой воли и её проявления в способности человека делать выбор на основе логического заключения. При этом поведение человека оценивалось по шкале норм общества и естественных законов природы, разумных начал жизни. В средневековой Европе был другой взгляд на феномен воли. Точнее сказать, средневековые мыслители вообще не мыслили какой либо воли внутри самого человека. Человек как личность был лишен в их глазах вообще каких-либо личностных или индивидуальных характеристик, и был как бы местом встречи и противостояния внешних сил. То есть можно сказать, что в средневековье воля персонифицировалась, ей приписывались внешние влияния тёмных и светлых сил. Человек рассматривался как член общества, "запрограммированный" жить по понятиям сложившихся традиций, по установленным порядкам. В плане воли он полностью пассивен - действует не он, а внешние силы, которые им обладают или которым он служит. В первые века христианства был выдвинут и принят догмат о свободе воли человека, который подразумевает под собой возможность человека самостоятельно решать, как поступать, каким нормам и ценностям следовать, руководствуясь своими внутренними убеждениями. В так называемую эпоху Возрождения, которая замечательна для нас тем, что выдвинула проблему личности, откуда уже сама собой встала проблема воли. За человеком стали признавать индивидуальность и личностное начало. Однако, в дальнейшем стало преобладать мнение, что только отклонившись от общепринятой нормы, человек может проявиться и реализовать себя как личность. Бихевиоризм, как течение в общей психологии, возникшее в начале прошлого века в Европе, полностью отрицает влияние сознания на поведение человека. Ставя перед собой задачу изучения поведения человека, он напрочь отрицает роль сознания как инструмент влияния на внешний поведенческий характер человека. Основоположник бихевиоризма, некий Уотсон считал главным для самого человека и людей, его окружающих, само поведение человека. При этом он отрицал саму необходимость и полезность изучения сознания. Согласно ему, психология должна превратиться в объективную естественнонаучную дисциплину. В принципе он был прав - внешнему миру не важны наши внутренние переживания, для него гораздо более значимы наше поведение, действия, поступки. Но это ни в коем случае не может служить основанием "логическому" выводу о нецелесообразности изучения внутренней психики человека. Ведь по сути говоря, наше поведение и является прямым отражением наших внутренних психических процессов. Но бихевиориста это нисколько не интересует, он убежден, что все наши действия продиктованы лишь реакцией на внешнее воздействие. Согласно Уотсону, за каждым действием стоит другое действие, которое его спровоцировало, т. е. являлось причиной, "стимулом". Такое, сугубо научное, практичное и экспериментальное понимание психологии ставит человека на один уровень с животным, отрицая в нём какое-либо духовное или душевное, внутреннее психическое начало. |