|
Практика профессиональной переподготовки по предмету изобразительного искусства. Практика по предмету ИЗО. Винокуровой Марины Викторовны слушателяпрактиканта курсов профессиональной переподготовки
Количество обучающихся организации (по комплектованию классов) на 1 декабря 2020 г. – 599 чел.
2. Цели стажировки: овладение профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса в основной школе с учетом специфики преподаваемого предмета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе;
- обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований школьного возраста;
- быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития обучающихся, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю;
- уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы; нести ответственность за личностные образовательные результаты обучающихся;
- учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
- способность средствами педагогики, психологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
3. Отчет.
Стажировка осуществлялась по разработанному расписанию, включающему занятия разной формы проведения. Темы и содержания занятий были ориентированы на формирование и закрепление на практике профессиональных компетенций; изучение наиболее успешных направлений деятельности педагогов- предметников общеобразовательной организации.
Открытые уроки проведены на высоком уровне, с применением активных методов обучения, специального оборудования. На уроках в классах были задействованы все обучающиеся, применялись как индивидуальные, так и групповые задания, которые носили творческий характер, вызывающий интерес и стимулирующий познавательную активность и творческую самостоятельность детей, постоянно учитывались индивидуальные особенности детей. Стиль общения с учениками был основан на активном методе взаимодействия с обучающимися и был весьма демократичным. Психологическая атмосфера на проводимых уроках была достаточно спокойной, комфортной.
Анализ профессиональной деятельности педагогов – предметников в ходе их постоянного взаимодействия в работе с детьми, позволяет говорить о создании ими необходимых условий по реализации своих функциональных обязанностей, что обеспечивается высоким уровнем их компетентности.
В процессе стажировки я ознакомилась с принципами построения образовательного процесса и условиями внедрения ФГОС ООО в образовательном учреждении, его методическом сопровождении. В образовательном модуле стажировки нашли отражение вопросы преемственности ФГОС НОО и ФГОС ООО как условие эффективной реализации школьного «Курса изобразительного искусства», организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
В ходе работы стажировки увидела на практике особенности организации уроков изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС в школе, примеры проектирования и анализа уроков.
Приложение №1. ООО «Столичный учебный центр» Развернутый отчет по стажировке
Дата/ день недели
| Вид деятельности
| Примечание
характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне УДД)/ домашнее задание
| 07.11. 2020 /
суббота
| Урок ИЗО в 6 «Б» классе.
Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство»
5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская.
- Москва, «Просвещение», 2013 год.
УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования.
Тема урока: «Растительный орнамент Древнего Египта».
| В начале урока обучающимся была предоставлена презентация к уроку по теме: «Растительный орнамент древнего Египта" с комментариями:
- Орнамент — это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов;
- Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма;
- Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.);
Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности.
Раппорт - повторяющаяся часть орнамента;
После совместного рассмотрения узоров (их чередующихся элементов), обучающиеся пришли к выводу, что в зависимости от мотива орнамент бывает:
1.Геометрический – состоит из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др.; 2.Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д.; 3.Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных; 4.Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека; 5.Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.
Учитель обратил внимание ребят на то, что по характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: - ленточный (бордюр), - розетка (в круге ), - замкнутый (в квадратной или прямоугольной фигуре), - сетчатый. Обучающиеся подвели итог:
Древний Египет – родина растительного орнамента.
- Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни;
- Круг символизировал солнце, квадрат — это земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение, плетенка – вода;
Внимание учащихся было обращено на цветовое решение древнеегипетского орнамента:
1.частое использование в цветовом колорите: - белого, - серовато-желтого, - кремового;
2.в узорчатых тканях на светлом или темном фоне применение узора: синего, голубого, коричнево-красного, охристо-желтого, зеленого, черного цвета (не являлся цветом траура).
Учитель сделал акцент на то, что для растительного орнамента Древнего Египта свойственны орнаментальные мотивы таких растений, как: папируса (водного тростникового растения), алоэ(засухоустойчивого растения, символизировавшего жизнь в потустороннем мире).
Творческое задание:
используя мотивы древнеегипетского орнамента выполнить зарисовку орнамента в цвете (повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента).
На уроке обучающиеся учились выполнять зарисовки – повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента с помощью бумаги(лист А4) и гуаши.
| 09.11. 2020/
понедельник
| Урок ИЗО в 5 «А» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования.
Тема урока: «Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников».
| Демонстрация обучающимся презентации по теме: «Народные традиции. Лубочные картинки» (обучающиеся знакомились с новым видом народного искусства – лубок («бытового жанра в живописи»).
Вводная беседа:
1,2 слайды «Один из интереснейших видов народного искусства – лубок. Эта народная картинка, особенно популярная среди ремесленников, крестьян, мелких купцов, служилого люда и бедноты, была распространена в России на рубеже веков. Зародилось это печатное искусство очень давно в Китае.
3 слайд «В Москве первые печатные картинки появились в середине 17 века. Сначала их называли фряжскими, то есть иноземными, а затем потешными листами и простонародными картинками. И лишь в 19 веке их стали именовать лубком. По царскому указу лубочные картинки запрещались, но вопреки всем запретам они превратились для простонародья в один из способов отстаивания своих традиций, вкусов и чаяний о будущем. Лубочные картинки для простонародья были своего рода учебниками, по которым можно было овладеть знаниями по истории, географии, ботанике, астрономии»;
4 слайд « После объяснения истории возникновения этого вида искусства, я обратила внимание на то, что Лубок (лубочная картина, народная картина) – произведение графики (печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в народных массах»;
5 слайд «Искусство лубка – это удивительный мир, в котором отразилась жизнь народа во всем ее многообразии. Потому так любимы и популярны были в свое время эти яркие, привлекательные, полные юмора, пронзительной сатиры, оптимизма и доброты картинки»;
6 слайд «Русский лубок был и остается великолепным самобытным искусством»;
7 слайд «Он не только украшал жилище, но и служил подлинной энциклопедией. В потешных листах было много текста, а значит, они выполняли роль книги. А уж для долгого разглядывания простор был необыкновенный»;
8 слайд « Были лубки про отдельные города со строениями, мостами и торговыми лавками; про выбор невест; про то, как на человека действуют разные цвета; про знаменитые сражения прошлых лет; про русские праздники и обряды; про первые паровозы; про всяких зверей и птиц и многое другое»;
9 слайд «Трудно сразу определить, что же это за вид искусства – графика, живопись или декоративно-прикладное искусство. Для этого надо заглянуть в мастерскую булочников»;
10 слайд «Работу над картинкой начинали со штрихового рисунка на бумаге. Любая деталь, элемент рисунка выполнялись мастером нарочито преувеличенными, условными, что заостряло создаваемый образ, делало его более выразительным. Рисунок переводится на гладкую доску из твердых пород дерева. Затем специальными резцами углубляли те места, которые в рисунке были белыми. Углубляли их до тех пор, пока все намеченные линии и штрихи не становились такими же тонкими, как и на рисунке. Рисунок на доске повторял рисунок на бумаге, только линии в нем напоминали миниатюрные тонкие стеночки»;
11слайд « Готовую доску зажимали в печатном станке, специальным валиком накатывали на тонкие стеночки черную краску, осторожно клали поверх тонкий чистый лист бумаги и прижимали, притирали его. Получался графический оттиск, то есть штриховой отпечаток рисунка. После просушки его вручную раскрашивали разными красками. Резали доски преимущественно мужчины, а раскраской занимались женщины и девочки-подростки. Краски делали сами: варили их из трав, квасцов, на воде, молоке, с добавлением яичных белков»;
12 слайд « Главная сила русского лубка в его цвете, в том, что условно преувеличенный графический рисунок дополняется оригинальным цветовым решением. Этот необыкновенно веселый и яркий мир создавался всего четырьмя красками: малиновой, зеленой, желтой и красной; черная же – цвет самой печати. Голубые, коричневые и другие цвета в небольших количествах стали применяться гораздо позже».
После презентации я поставила перед обучающимися задачу - выполнить зарисовку фигуры человека с целью подготовки композиции «Осенние посиделки». с применением ИЗО средств (цветных мелков, фломастеров, акварели, бумаги).
В процессе выполнения задания обучающиеся учились применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе.
| 10.11. 2020 / вторник
| Урок ИЗО в 7 «Б» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год. УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. Тема урока: «Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов».
| Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей; освоение практических умений и навыков восприятия, оценки произведений искусства.
Просмотр фильма «Архитектура России 18 века. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов».
(Краткое описание: к середине 18 в. военные успехи России и существование абсолютистской монархии обозначили чрезмерную скромность декоративного решения фасадов и интерьеров построек СПБ эпохи Петра 1. Для столицы мощной империи нужен был более яркий и представительный облик. И город-крепость СПБ превращается в город дворцов. В 1750-х гг. наступает расцвет архитектуры барокко в России, зародившейся ещё в предыдущее время. В лучших русских памятниках этого времени - в основном в дворцах и храмах, разрабатываются национальные варианты общеевропейского стиля, на равных сопоставимые с передовыми школами - французской, английской, итальянской. Несмотря на общие исходные принципы, барокко в России имело целый ряд национальных особенностей. Причины этого были связаны с тем, что западноевропейское барокко возникло как результат дальнейшей эволюции стиля Возрождения, в то время как истоки барокко в России идут из нарышкинской архитектуры и красочного архитектурного узорочья 2/пол. 17 в. Барокко в архитектуре России достигло своего апогея в сер. 18 в., когда на западе оно уже вырождалось, и вызревал классицизм. Стиль барококо в архитектуре России не нашёл своего применения, только в декоративном оформлении интерьеров, и в середине 1760-х гг. от барокко происходит резкий переход непосредственно к классицизму. Зрелое барокко в России отличалось от западноевропейского структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной чертой было использование ярких цветов в окраске, колористических контрастов, включая золочение.
Крупнейшим архитектором барокко в России середины 18 в. был Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Франческо Барталомео, 1700-1771 гг.), по происхождению итальянец. Родился в Париже, а в 1716 г. переехал в Россию. В своих сооружениях он никогда не прибегал к усложнённым контурам и очертаниям стен в плане, никогда не допускал несоответствий внешних и внутренних объёмов. Планы помещений почти всегда имеют очертания прямоугольника, нет распространённых в это время скруглённых углов. Произведения Растрелли отличаются богатством и разнообразием скульптурного лепного декора, пластической трактовкой архитектурных форм, которые учитывали местные природные условия, строительные материалы и национальные традиции. Интерьеры зданий - это бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы, создающие ощущение нереальности и бесконечного праздника. Позолоченная деревянная резьба, лепка, многочисленные зеркала, имевшие многое от рококо, придавали внутреннему виду исключительную парадность и блеск. Растрелли в своих градостроительно-пространственных решениях и грандиозных дворцовых ансамблях в основном разрабатывает два варианта включения здания в план города. Первый вариант - это перенос усадебного принципа в городскую планировку - с газоном перед домом, и самим домом в глубине участка (Воронцовский дворец в СПБ, 1749-1757). Второй вариант связан с пониманием дворца как сугубо городского сооружения, оформляющего улицу, служащего акцентом в уличной застройке и помещённого на красной линии улицы (Строгановский дворец, 1752-1754; Зимний дворец, 1754-1764). Генеральный план Воронцовского дворца типичен для усадебной композиции дворцовых зданий середины 18 в. Парадный двор здания образован корпусами боковых флигелей, а регулярный парк расположен на другой стороне от центрального корпуса. По линии флигелей парадный двор ограничен чугунной барочной решёткой с центральным проездом. В 1747-1754 гг. Растрелли строит на Невском проспекте богатый дом-дворец Строгонова. Он представляет собой композицию богатого дома поставленного по красным линиям улиц. Дворец состоит из Г-образного корпуса с флигелями, образующими парадный внутренний двор, въезд в который сделан с Невского проспекта. Такой парадный въезд послужил основой композиции фасада, выходящего на главный проспект. Строгановский дворец - это новый тип здания в крупном жилом строительстве СПБ. В 1752-1757 гг. Растрелли перестраивает дворцовый комплекс в Царском Селе. Центром дворцового комплекса является Большой Екатерининский дворец, основу которого составляет регулярная, симметрично-осевая (относительно продольной оси дворца) композиция анфилады парадных помещений. Подъезд к дворцу устроен так, чтобы зритель мог проследовать сперва вдоль всего его протяжённого фасада, любуясь и удивляясь богатству ритмически нарастающих и сменяющих друг друга, звеньев фасадной композиции. Затем посетитель, достигнув последнего элемента этого фасада, "допускался" архитектором внутрь здания, поднимался по лестнице и далее перед ним развёртывалась анфилада помещений, вплоть до Большого тронного зала. Фактически зритель возвращается обратно по отношению к тому же пути, который он проделал ещё не войдя в здание. Но он этого не замечает, у него складывается впечатление грандиозности помещений, которым как бы нет конца. Яркое впечатление усиливается богатством декоративной отделки залов с помощью деревянной позолоченной резьбы. За тронным залом анфиладная система продолжает развёртываться далее. Перед дворцом находится парадный двор, за дворцом - регулярный парк.
Парк Царского Села, как и большинство парков этого времени, имеет регулярную геометрическую планировку: прямые аллеи, правильных очертаний площадки, высаженные по строго продуманной системе деревья и кустарники. Активно применялась стрижка крон деревьев в соответствии с широко распространённой в западноевропейской ландшафтной архитектуре "версальской системой". В 1754-1764 гг. Растрелли ведёт строительство Зимнего дворца на месте предшествующего, построенного им же в 1735 г. из нескольких отдельных зданий, которые, однако, не соответствовали представительному архитектурному центру столицы. Разрабатывая композицию нового здания Зимнего дворца, Растрелли исходил из особенностей обращенной к Неве центральной части города. Он стремился создать многосторонне раскрытую композицию дворца, для чего применил план здания с периметральной застройкой и центральным проездом во внутренний двор.
Для дворца характерна двухсторонняя ориентация к Неве и к городу, значительная протяжённость главных фасадов, выявляющие достоинства его архитектуры. Торжественный въезд играет важную роль в композиции фасада со стороны площади. Огромную роль во дворце играет сквозная анфилада главных залов, что было характерно для дворцовой барочной архитектуры того времени. С исключительным мастерством Растрелли использовал возможности ордера. Колонны в различных сочетаниях хорошо выявляют объёмный строй сооружения. Особенность растреллевской трактовки ордеров в Зимнем дворце проявляется в сильном их рельефе и цветовом противопоставлении ордера стене. Пластика колонн, трактованных здесь как своеобразный "белокаменный" ордерный декор стены отражает развитие на новой художественной основе традиций и приёмов архитектуры Москвы к. 17 - н. 18 вв. В церковных сооружениях Растрелли умело использовал традиции древнерусской архитектуры и творчески их переработал на основе новых конструктивных возможностей и эстетических требований стиля. Крупным его культовым сооружением является Смольный монастырь в СПБ (1748-1762). Это один из наиболее ярких памятников барокко в архитектуре России 18 в. Типологическую схему традиционного на Руси монастырского комплекса Растрелли трактовал по-новому: центральное сооружение монастыря - Воскресенский собор, расположен в центре большого двора, образованного протяжёнными корпусами келий. Двор имеет форму квадрата с внутренними уступами по углам, которые акцентированы 4 одинаковыми малыми купольными храмами. Очертание двора повторяет ограда). После просмотра фильма, обучающимся было предложено выполнить зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху, с использованием таких ИЗО средств, как: бумага формата А4, тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь.
| 11.11. 2020/
среда
| Урок ИЗО в 8 «А» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год. УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. Тема урока: «Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде».
| Знакомить с видами монументально- декоративной живописи.
Оборудование: карандаш, бумага, краски, кисть.
Просмотр фильма «Монументально - декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито». Краткое содержание: данный вид живописи производится на архитектурных сооружениях и других стационарных строениях и востребован в конкретной архитектурной среде. Монументальная живопись отличается крупными размерами, обобщенностью форм. К ней можно отнести произведения, помещенные на стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности росписи по штукатурке (фреска, энкаустика, масляная или темперная живопись), живописное панно на холсте, мозаика, майолика, сграффито, витражи и другие формы рельефно-живописного декора в архитектуре.
После просмотра фильма, обучающиеся отвечали на вопросы:
1.Каково назначение монументально-декоративного искусства?
2. Какие разновидности монументальной живописи вам известны?(мозаика, фреска и т.п.)
3. Что означает «фреска» в переводе с итальянского? («свежий», «сырой», живопись по сырой штукатурке).
4. Перечисли фамилии известных мастеров мировой живописи, занимающихся фресковой живописью? (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, а также православные русские иконописцы - Феофан Грек и Андрей Рублев);
5. Как называется техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу, например кирпичную стену или поверхность керамического изделия, двух и более различных по цвету слоев кроющего материала с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку? (сграффито или граффито).
Обсуждение просмотренного фильма.
Творческая работа: создание эскиза композиции для оформления класса (школьного интерьера) в технике сграффито.
| |
|
|