|
Практика профессиональной переподготовки по предмету изобразительного искусства. Практика по предмету ИЗО. Винокуровой Марины Викторовны слушателяпрактиканта курсов профессиональной переподготовки
III. Заключительное слово учителя.
Наследие Федотова невелико по объему. Столь малое, на первый взгляд, количество живописных работ, исполненных тоже весьма за короткий период не дало бы, пожалуй, возможности у другого мастера обнаружить серьезную эволюцию, как у этого великого художника. Однако федотовские произведения являются не просто невероятным успехом, а неожиданным творческим шагом в будущее русского изобразительного искусства. Федотов – первооткрыватель бытового жанра в нашем искусстве, ввел в русскую живопись жизнь людей среднего класса, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, поднимающегося купечества, офицеров провинциальных гарнизонов
На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими русскими художниками, писавшими в этом же жанре.
Домашнее задание: познакомиться с творчеством художников – “передвижников”.
Желающие ребята получают индивидуальные задания к уроку.
- Урок окончен. До свидания! 18.11. 2020/
среда
| Урок ИЗО в 8 «А» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год. УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. Тема урока: «Граффити».
| Цель: формирование знаний о стилистике граффити (карандаш, бумага). Выполнение задания.
-ознакомить обучающихся с историей граффити, его стилями;
-формировать умения и навыки в выполнении шрифта;
-развивать творческое воображение;
-воспитывать уважение к чужому труду; Оборудование:
для учителя: компьютер, детские работы; для обучающихся: альбом, карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, баночка для воды Ход урока (сообщение темы и цели): «Ребята! Тема сегодняшнего урока « Граффити – современный язык молодежи». Мы познакомимся на уроке с понятием граффити, узнаем об истории возникновения и зарождения граффити, как искусства. Познакомимся с основными стилями этого направления, научимся распознавать стили по картинкам. И в конце урока вы выполните практическую работу в одном из стилей «граффити». Сообщение учителя с демонстрацией слайдов (Презентация «Граффити» ): «Вначале послушайте сообщение об истории граффити и основных его стилях.
Граффити-надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Считается одним из видов самовыражения молодежи.
В Нью-Йорке в конце 1960-х по имени Деметриус в знак протеста против наркотиков и связанных с ним драк, смерти своих друзей начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Такие надписи стали называть «ТЕГами». Эти теги в начале ничем не отличались от каракуль в подъезде. Деметриус писал простым маркером. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена.
С 1971 года начались соревнования подростков в изображении ТЕГов. Талантливые подростки превращали ТЕГи в настоящие картины, потому что к своему псевдониму и названию улицы подбирали персонажей и индустриальные пейзажи из американских комиксов и японских мультиков.ТЕГи становятся цветными, потому что начали использовать пульверы(баллончики с краской).
В 1972 году появилось несколько граффити-бригад, потому что подросткам хотелось быть и создавать вместе. Самую большую цветную картину того времени нарисовал Супер Коулл. Он заметил, что замена узких колпачков на толстые позволит ему покрывать больше поверхности широкими размашистыми «мазками». И вот Супер Коулл с баллонами желтого и розового цвета выписал свое имя на составе. Получились жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.
В 1983 году власти объявили войну граффити. Начались проблемы с властями. Застигнутый полицейскими за рисованием Майкл Стюарт был забит до смерти. В это время происходит разделение искусства граффити. Талантливые подростки, которые действительно украшали город, искали более сложные формы самореализации, самовыражения, они рисовали в отведенных местах, но при этом соблюдали свободу самовыражения. Они стали райтерами – элитой, создающей молодежную уличную культуру. Для них было главным качество. Те, кто хотел успешности, самовыражались через райт. Райт стал не только экстремальным видом досуга, видом самореализации. А тех подростков, которые остались на уровне примитивных ТЕГов и просто портили стены, метро, транспорт – стали называть бомбистами. Бомбинг оскорблял человеческое достоинство, вызывал возмущение людей. Цель бомбистов пометить, обозначить свое присутствие, обратить на себя внимание хулиганским действием. Бомбисты искали победу над своими страхами, несостоятельностью, неумением подняться до искусства. Вот им и была объявлена война. Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию.
Постепенно сформировался стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться и лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном 2 или 3.Помимо этого стиля существует еще множество других стилей. Вот самые основные из них:
Wild Style (« дикий стиль »), в котором буквы переплетаются в некий нечитаемый лабиринт. Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутанны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, за счет того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
Messiah Style – изобретенная в Нью-Йорке манера. Буквы выглядят многослойными, как будто несколько изображений одной буквы наложены друг на друга.
Charakter – в нем используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (автограф), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в этом стиле чаще исполняется командами – крю ( crew).
Throw up – стиль, используемый бомберами. Смысл в том, чтобы изобразить свои инициалы, имя, авторский знак как можно быстрее и в наибольшем количестве мест. Бомберов райтеры не очень любят из-за низкого качества их работы.
Blockbusters- огромные буквы с использованием фона, который делается валиком. Их исполнение является чем-то вроде фирменного знака какой-то крю.
Знаменитых «райтеров «или «стрит-арт артистов» много. Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси_(Роберт_Бэнкс).'>Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьезные работы на социальные и общественные темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600тысяч долларов.
Существует кодекс чести райтера. Тем, кто считает себя настоящим художником граффити:
1.Всегда помните, что Вы прежде всего человек, гражданин, а потом уже райтер;
2.Умейте взглянуть на себя и свои работы со стороны объективно;
3.Никогда не пишите на надгробьях, на мемориальных стенах, в местах людской скорби и памяти погибших;
4.Не пишите на именах других райтеров и на чужих работах;
5.Памятники культуры интересны сами по себе. Красивые здания, скульптура, малые архитектурные формы не нуждаются в том, чтобы каждый «украшал» их согласно своей прихоти;
6.У жилых домов есть хозяева, а у них свои вкусы и интересы, поэтому стоит подумать, нужен ли Ваш «шедевр» хозяину дома или нет. Не навязывайте людям свои художественные пристрастия;
7.Не работайте на стене, забрызганной грязью;
8.После окончания работы уберите за собой. Объяснение учебного задания: А теперь вам надо представить, что вы собираетесь сделать эскиз к своей граффити картине. Будем писать свое имя. Для этого посмотрите на доску и выполняйте за мной поэтапно рисунок:
Рисуем сначала текст просто тонкой линией, затем обводим каждую черточку, линию овалом. После этого стираем линии-черточки и делаем дополнительный контур или придаем объем буквам. Получается надпись в стиле бабл. Успехов в работе и применяйте фантазию!
Самостоятельная работа учащихся. Коллективный анализ работ и рефлексия:
А теперь давайте на предполагаемой стене вывесим наши работы. Только условие такое:
В верхней части стены мы располагаем работы – если урок вам понравился и вы все поняли и справились с заданием, а в нижней части - те кто не совсем понял что надо сделать, или урок был ему не понятен и не интересен. (Доска делится на две части по горизонтали линией, можно вывесить большой плакат стены с разделительной чертой, отделяющей фундамент от основной кирпичной кладки ).
Ребята! Если бы вы находились возле стены, на которойизображены разные рисунки граффити, то какой из них бы привлекваше внимание? Чем он вам понравился? Какие работы вам ещепонравились?
| 21.11. 2020/
суббота
| Урок ИЗО в 6 «Б» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год. УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. Тема урока: «Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве».
| Уметь выполнять зарисовки - повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов. Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши)
Просмотр видеофильма «Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве» (https://youtu.be/n15-YmB64v0), обсуждение. Орнаментация античных государств.
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное художественное оформление предмета.
Греческая вазопись. Геометрический стиль.
Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.
Особенности орнаментации:
Высокий уровень стилизации природных форм и при этом реализм изображений. Основное средство выразительности орнаментов – силуэт. Монументальность орнаментов (архитектурные орнаменты почти без изменений изображались в вазописи, одежде, украшениях, сохраняя при этом гармоничную пропорциональность). Основные типы орнаментов: полоса и сетчатый (мозаичный стиль). Основные виды: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, геральдический.
Основные орнаментальные мотивы:
Геометрические: меандр (интерпретации), простые и сложные зиг-заги, «критская волна», «ионик»; Растительные: пальметта, листья плюща, дуба, лавра, кленовый лист, «акант» (акантовый лист), растения собранные в гирлянды. Зооморфные: львы (символ императорской власти), морские животные и рабы, мифические животные. Антропоморфные: атланты (мужские фигуры), кариатиды (женские фигуры), изображение богов и мифологических героев. Геральдические (в основном у др.римлян) – изображения щитов, военных доспехов, шлемов, скрещенного оружия в сочетании с акантами и др. мотивами.
Основные орнаментальные мотивы.
Меандр
Древние греки жили на Земле, почти со всех сторон окруженной водой. Неумолкающий плеск воды принимался греками как естественный ритм природы. Такая ритмика появляется у греческих мастеров в виде причудливых волнистых, а так же геометрически изогнутых завитков – меандров. Меандр, пожалуй, один из самых характерных для греческого искусства элемент, который легко узнается.
Спираль, Критская волна.
Древнегреческие мастера так же использовали в орнаменте изображения стихий воды, земли, воздуха, солнца в виде уже известных нам прямых и волнистых линий, зигзагов, кругов и т.п. Но были присущие только этой цивилизации стилизованные изображения.
Пальметта.
Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Пальметта является стилизованным изображением совершенно различных растений: их листьев и цветов. Она представляет собой как бы концентрированную природную форму. В Древней Греции пальметта стала излюбленным мотивом орнаментальных украшений.
Акант.
Кроме пальметты и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.
Орнаменты в архитектуре
В архитектуре орнаменты выполнялись в технике резьбы по мрамору, мозаик, стенных росписей. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.
Орнамент, являясь одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов (исторические иди этнические стили), можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.
Творческое задание: «используя цветные карандаши, выполните зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов».
| 23.11. 2020/
понедельник
| Урок ИЗО в 5 «А» классе. Авторская программа общеобразовательных учреждений по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Покровская. - Москва, «Просвещение», 2013 год. УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой, - М.: Просвещение 2009г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. Тема урока: «Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)».
| Цели урока:
Образовательные:
1.расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции, 2.познакомить обучающихся с основами композиционного построения,
3.формировать умение выполнять тематическую композицию (выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки»),
Развивающие:
-развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов;
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: литература, история.
Оборудование: Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Демонстрация видеофильма по теме: «Теория графического дизайна. Композиция. Динамика и статика, симметрия и асимметрия», конспектирование понятий искусства и обсуждение. Учебник (урок 11-12).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.
Сообщение темы урока и плана работы.
2. Изучение нового материала.
Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.
Что такое композиция?
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Композиционные средства:
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции;
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие;
3. Движение и статика;
4. Прямые линии и организация пространства;
5. Цвет – элемент композиционного пространства.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов (линий и пятен) на плоскости.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.
Основы композиционного решения : выбрать главное, расположить это в центре или внизу листа. Не изображайте более 5 предметов . Взаимное расположение форм должно создавать динамическое равновесие, которое достигается путем добавления глубины композиции с помощью цвета и линейной перспективы .
3.Творческое задание: «Выполнить зарисовку русского народного костюма».
4.Выставка и анализ работ.
5.Подведение итогов урока: «С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?» (гармония, композиция).
6.Рефлексия.
С чем познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы:
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
|
|
|
|