урок. Текст_проектной_работы_по_пьесе_А.П.Чехова_. Вишневый сад
Скачать 1.88 Mb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 152 г. Москва Проектная работа Создание макета декораций к пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Выполнила ученица 10 класса «А» Чернова Алина Руководитель: Учитель русского языка и литературы Радостева Алла Анатольевна Москва 2019 ОглавлениеАннотация 2 Введение 3 1. Методическая часть проектной работы 4 1.1. Цель проектной работы 4 1.2. Задачи 4 1.3. Методы 4 1.4. Гипотеза 5 1.5. Этапы работы 5 1.6. Практическая значимость 6 1.7. Актуальность выбранной темы 6 2. История постановок пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» 6 3. Ход работы 7 3.1 Обоснование выбора 4 действия для создания декораций 8 3.2 История сценографии комедии «Вишневый сад» 9 3.3 Виды декораций 10 3.4 Описание процесса создания макета 11 4. Выводы 12 6. Список использованной литературы 13 Приложение 14 АннотацияДекорации — неизменный атрибут любого драматического произведения. Они создают «зрительный образ пьесы средствами живописи и архитектуры», погружают зрителя в атмосферу происходящего на сцене, помогают лучше прочувствовать время и место действия постановки. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов, например, от общей концепции режиссера, выбора сценографом общего настроения спектакля, даже размера сцены. Для того чтобы продумать, как будет выглядеть декорация в пространстве, сценографы прибегают к созданию макета будущей сцены. Он позволяет в объеме представить расположение реквизита, продумать движение актеров по сцене, даже правильно выставить свет. Макет – это один из важнейших этапов в работе над новой постановкой, и методику его создания обязательно включают в учебную программу подготовки технологов сцены. Я решила создать свой собственный макет декораций. Для проекта я выбрала пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», потому что это последняя пьеса писателя и драматурга, он посвятил ее созданию более двух лет и относился к ней по-особому. М. Горький писал: «А.П. Чехов пишет какую-то большую вещь и говорит мне: «Чувствую, что теперь писать нужно не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строгого и честного». Кроме того, это произведение мы будем изучать в конце 10 класса. Работу над проектом я начала с изучения текста произведения, авторских ремарок и комментариев, познакомилась с декорациями к пьесе, сделанными известными художниками, просмотрела постановки в разных театрах, посетила Музей Бахрушина, где представлены материалы по созданию и постановке «Вишневого сада». Для создания макета мне необходимо было изучить основы сценографии: виды декораций, правила их расположения на сцене, отбор материалов для изготовления реквизита. Далее я выполнила эскиз будущих декораций, определила размеры элементов макета и необходимые материалы для его изготовления. После создания макета мне захотелось «оживить» сцену, поэтому я расположила в объеме макета фигурки некоторых действующих лиц. Со своей проектной работой я выступила на уроке литературы в 11 классе, где объяснила, почему именно такими я представляю декорации к 4 действию пьесы А.П. Чехова. Учащиеся активно участвовали в обсуждении проекта, высказали свои предложения по оформлению сцены. ВведениеС театральными понятиями дети знакомятся еще в раннем возрасте. Уже в детском саду детей приобщают к культуре и знакомят с искусством театра. Именно тогда они узнают, что такое «пьеса». Литературоведческий словарь дает следующее определение: «Пье́са (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть) — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей». Для воплощения идейного замысла драматурга необходима не только талантливая игра актеров, но и костюмы, декорации и даже свет. Особое значение, я считаю, имеют декорации. Они создают пространство для происходящего на сцене, дают возможность зрителю почувствовать эпоху действия, часто создают настроение всего спектакля. Меня всегда интересовал процесс создания декораций, и в будущем я хотела бы связать свою жизнь именно с профессией декоратора, или, как сейчас называют, сценографа, поэтому для своего проекта я выбрала тему «Создание макета декораций к комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Данную пьесу я выбрала неслучайно. Пьесы А.П. Чехова, при кажущейся простоте, поднимают глубокие философские проблемы. Писатель никогда не осуждает своих героев, он задает вопросы, а ответы ищет сам читатель (зритель). Его произведения многоплановы, и каждый режиссер находит в них что-то свое, открывает новые грани чеховских героев, вот почему так много интерпретаций драматических произведений А.П. Чехова. Мне показалось интересным, изучив работы известных художников к данному произведению, создать свои декорации к одному из действий спектакля. 1. Методическая часть проектной работы1.1. Цель проектной работыСоздать макет декораций к четвертому действию пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». 1.2. Задачи1) Изучение комментариев к постановке пьесы «Вишневый сад», 2) Создание эскиза декораций, 3) Подбор необходимых материалов для изготовления макета, 4) Изготовление макета. 1.3. Методы- Анализ сценографии современных постановок, - Изучение основ сценографии. 1.4. ГипотезаДекорации помогают визуализации той среды, в которой происходят события. 1.5. Этапы работы
1.6. Практическая значимостьМакет проектной работы может быть использован в качестве иллюстративного материала на уроках литературы при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» во втором полугодии десятого класса, что позволит учащимся точнее представить место действия и атмосферу пьесы. В будущем макет послужит основой для создания декораций к спектаклю школьного театра по произведениям А.П. Чехова. В ходе работы над проектом я перечитала произведение А. П. Чехова, критическую литературу; узнала много нового о жизни помещиков в Российской империи, об интерьере того времени, познакомилась с основами сценографии. Научилась работать с информацией; подбору информации, ее структурированию. Я подготовила ознакомительный урок по материалу проектной работы и выступила с ним перед 10 и 11 классами, что способствовало развитию навыка публичных выступлений. 1.7. Актуальность выбранной темыВ конце 10 класса мы будем изучать пьесу «Вишневый сад». В связи с этим в нашей школе планируется постановка фрагментов из этого произведения. Мой проект можно будет использовать для постановки школьного театра или же создания баннера, который послужит декорациями для творческого вечера А. П. Чехова. 2. История постановок пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»Премьера комедии «Вишневый сад» состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского художественного театра. Этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии начала ХХ века. «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже известным писателем и признанным драматургом, автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Чехов тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой «Вишневый сад», он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, жены писателя. Премьера «Вишневого сада» стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров. Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера. В.И. Немирович-Данченко писал: «Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова». «Вишнёвый сад» можно найти в репертуаре большинства российских театров, многие из спектаклей стали классикой театрального искусства. Так, легендой стала постановка Театра на Таганк в 1975 году Анатолия Эфроса, наполненная трагизмом, отчаяния , ощущением конца света. Абсолютно новую интерпретацию чеховской пьесы предложил в 1984 году режиссёр Московского академического театра Сатиры Валентин Плучек, попытавшийся проникнуть в чеховский шедевр, не привнося свою трактовку. «Чехова не нужно достраивать», — считал режиссёр. В центре спектакля Театра сатиры — роль Лопахина, которую блестяще исполнил Андрей Миронов. Главным героем в последнем чеховском шедевре в постановке Галины Волчек (Московский театр «Современник») стал сам Вишнёвый сад. Её постановка 1997 года — это трагическая история о нелепых и смешных людях, у которых нет будущего, а они это еще не осознают. За последние 115 лет зрители имели возможность увидеть сотни разнообразных постановок «Вишневого сада». Среди них были спектакли, вошедшие в театральные учебники, были и менее известные, больших профессиональных и маленьких любительских театров. «Вишневый сад» играли с садом и без, в черном кабинете и на белом тюле, в павильоне и без стен в полуразрушенном театре и на кладбище». 3. Ход работыЯ считаю, что театр играет большую роль в жизни общества. Больше всего в театре меня привлекает искусство декоратора (сценографа). Ведь декоратор создает атмосферу спектакля. Для создания декораций я решила выбрать комедию ‘Вишневый сад”, так как именно с этим произведением мы будем знакомиться в конце этого учебного года. Я долго думала над видом работы, но решила остановиться на создании именно макета. Макет «позволяет увидеть решение художника в объеме, проверить размещение декораций по глубине, продумать, как лучше работать со светом», представляет окончательный внешний вид сцены во время постановки. Режиссер на макете может наглядно показать артистам мизансцены. В создании макета в театре художнику помогает макетчик. Театральный макетчик одновременно выступает и в роли художника, и столяра, и слесаря, и драпировщика. Работает мастер в определенном масштабе — 1:20. В каждом театре есть подмакетник — уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой «коробочке» и «колдует» макетчик. Сначала он делает так называемую прирезку — «прикидывает» декорации из обычной бумаги», затем уже изготавливает детали из других материалов. Работа макетчика 3.1 Обоснование выбора 4 действия для создания декорацийОтправной точкой для создания макета именно к четвертому действию послужило несколько факторов. Проанализировав содержание комедии, ознакомившись с критическими статьями, я пришла к выводу, что одним из самых значимых в пьесе является именно четвертое действие. В нем показано прощание хозяев с их домом, садом, здесь мы узнаем о дальнейшей судьбе героев и уничтожении вишневого сада. Это, пожалуй, самая грустная сцена в пьесе. Происходит окончательный распад семьи, дома, уходит в прошлое «усадьба», «порядок», на смену приходит новое время, с Лопахиными, с дачниками, гибнет под топором прекрасный вишневый сад. Вишневый сад в пьесе Чехова — это символ, символ молодости и счастья для Раневской, уходящего детства — для Ани, старого порядка — для Фирса, новой России — для Пети. Так определился замысел декораций. Это будет детская в доме Раневской, большие окна, в которые виден вишневый сад. В ремарке в начале 4 действия говорится о «декорации первого акта», что указывает на кольцевую композицию пьесы, возвращению к темам, заявленным в первой ремарке. Далее Чехов пишет: «Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.» Главное слово здесь — ПУСТОТА. В статье Л.К. Жилина так сказано о замысле драматурга: «Новая реальность избавляется от вещей, связанных с прошлым. Вместе с ними изгоняются и люди усадебного мира, которые «стали…не нужны». Прежний мир исчерпал энергию своего развития, на его место заступила «пустота», которая, в свою очередь, будет вытеснена новым, неведомым миром». Значит, необходимо так спроектировать пространство, чтобы было это ощущение пустоты: темные холодные стены, минимум мебели. 3.2 История сценографии комедии «Вишневый сад»Перед созданием своего макета я познакомилась с декорациями к пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» разных сценографов и художников: В.А. Симонова (1904 г. Первая постановка в МХТ), К. Коровина (1905 г. Александринский театр), К. Иванова (1929 г. Нижегородский театр драмы), Т.Г. Брауни (1940 г. Ленинградский Большой драматический театр), Л.Н. Силич (1958 г., новая постановка пьесы в МХАТе), Гордона Крэга и Лучано Дамиани (1974 г. Театр «Пикколо») и многими другими (см. Приложение). Интересно, что при первой постановке в МХАТе К.С. Станиславский постоянно советовался с А.П. Чеховым. В разгар репетиций он писал Чехову: «Чудится, что и вся пьеса пойдет в каком-то ином тоне, чем предыдущие. Все будет бодрее, легче… Словом, хочется пользоваться акварельными красками». В другом письме, устанавливая декорацию второго акта, он сообщает Чехову: «Общий тон декораций — левитановский». Впрочем, добиться левитановской воздушной акварельности общего тона театр не сумел. Как мы знаем, Чехов остался не доволен постановкой «Вишневого сада». Декорации художника Симонова, выполненные в левитановском духе, казались ему слишком натуралистичными и сентиментальными (см. Приложение) В дальнейшем сценография спектакля переживала сложные изменения.. Например, в спектакле Андрея Лобанова на сцене была воссоздана атмосфера живописи Борисова-Мусатова: «блеклые, умирающие тона, зыбкие линии деревьев, покосившиеся колонны помещичьего дома». На контрасте — веселая атмосфера спектакля в «Современнике (режиссер Галина Волчек): на сцене приподнятый полукруг с одиноким высохшим деревом, создающий ощущение заброшенного пустыря (см. Приложение). Играть в таком пространстве, по воспоминаниям артистов, было не очень комфортно( Сценография Павла Каплевича, Петра Кириллова, художник Павел Пархоменко) Самой яркой постановкой «Вишневого сада» в советское время стал спектакль Анатолия Эфроса в Театре на Таганке в 1975 году. Это был один из самых пронзительных и грустных спектаклей. Эскизы декорации к нему создал Валерий Левенталь: посреди сцены вместо цветущего сада был водружен кладбищенский холм с крестами. В этом спектакле роль Раневской исполняла Алла Демидова, а Лопахина — В.Высоцкий. Необычные решения сценографии пьесы предлагали иностранные постановщики: Джорджо Стрелер (пустой квадрат сцены и над ним воздушный полог, усыпанные лепестками), Питер Брук (старые ковры, застилавшие сцену, вместо сада) и т.д. (см. Приложение). Но мне ближе все-таки привычные декорации, предающие колорит эпохи. Я склоняюсь больше все-таки к «симоновским декорациям». Мне кажется, они больше всего соответствуют авторским ремаркам. 3.3 Виды декорацийДалее я приступила к изучению основ сценографии, чтобы выяснить, какие бывают декорации, как создаются объемы на сцене и какие правила должен соблюдать театральный художник, учитывая специфику драматического искусства. «Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве». Именно сценографы помогают режиссерам воплотить в жизнь их замысел. Выделяют два вида декораций: жесткие и мягкие. Жесткие декорации бывают: объёмные, полуобъёмные, плоские. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Мягкие декорации делят на: живописные, аппликационные, драпированные, гладкие. Декорации также различают и по содержанию: повествовательные, метафорические, световые, живописные, динамические, конструктивистские, проекционные, внерамповые (сценическое пространство находится в зрительном зале). Для своего макета сцены я буду использовать повествовательные объемные декорации. Такие театральные декорации подразумевают создание художником реального пространства для действий героев, сцена становятся тем местом, где живут и действуют персонажи спектакля. Именно эта категория декораций и нужна нам, чтобы создать макет сцены комнаты дома Раневской. 3.4 Описание процесса создания макетаПосле выбора вида декораций я создала эскиз сцены (см. Приложение). Это поможет лучше понять, как и куда стоит поставить мебель, что будет на стенах нашего макета, какие размеры стоит выбрать для коробки и мебели. Размер будущего макета 40 см х 40 см х 50 см. Этот размер является оптимальным, так как мы можем проработать детали нашего проекта, мебель не будет выглядеть маленькой, а сама коробка большой. Далее я подобрала материалы для работы. В основном, для создания макета используют те же материалы, что и при создании настоящих декораций. Мебель в 19 веке изготавливали из дерева, именно поэтому я решила, что наша мебель будет деревянной. В создании интерьера мне помогут деревянные наборы сборной мебели. Для основы коробки проекта послужила фанера, которую легко приобрести в любом строительном магазине. Сначала из фанерного листа я вырезала необходимые нам стенки коробки макета, беря во внимания те размеры, о которых я говорила ранее. Собрав их вместе с помощью клея и мебельных уголков, я покрыла грунтом необработанную сторону, чтобы в будущем покрыть её краской. Для одной из стенок нужно было нарисовать три окна, которые открывали бы вид на вишневый сад. Расчертив окна, акриловыми красками я нарисовала пейзаж за пределами дома. Потом покрасила внутренние стены и пол макета — получилась одна из комнат дома Раневской. Следующим этапом работы стала сборка интерьера комнаты. Я собрала мебель из набора деревянных деталей для создания мебели, заклеила промежутки полимерной глиной, покрыла грунтом и покрасила её краской. Для дивана, который является главным элементом комнаты, сшила подушку и положила сверху. Цвет для подушки выбрала синий, т.к. обычно этот цвет мы воспринимаем как что-то холодное, грустное, неприятное. Психологи объясняют значение синего цвета так: «слабость, эмоциональная холодность и неуравновешенность, злопамятство, самодовольство», «синий цвет связан с меланхолией, грустью и хандрой». Когда все было готово, расставила мебель, расположила фигурки главных героев (см. Приложение и видео к проектной работе). 4. ВыводыРабота над проектом позволила изучить разные трактовки пьесы «Вишневый сад»; Созданный макет помогает визуализировать происходящее в 4 действии пьесы. 6. Список использованной литературыЧехов А.П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. — 2018 г. Творчество А.П. Чехова: сборник статей. — М.: Учпедгиз, 1956 Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. — 1973 Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9 томах. — М.:Искусство, 1988 — 1999 Интернет-источники: https://www.academia.edu_ https://www.allsoch.ru/sochineniya/29119 https://arzamas.academy http://www.manalfa.comi Жилин Л.К. Ремарки в начале действий «Вишневого сада» — https://www.proza.ru/ ПриложениеЭскиз макета Сцена из спектакля «Вишневый сад». Декорации В.А.Симонова Сцена из спектакля «Вишневый сад» 4 действие. Декорации В.А. Симонова «Вишневый сад» в театре «Современник». Режиссер Г. Волчек Сценографы П. Каплевич, П. Кириллов Декорации к спектаклю «Вишневый сад» в постановке Джорджо Стрелера Театр на Таганке. «Вишневый сад» Режиссер Анатолий Эфрос. Декорации В. Левенталя Мой макет |