Главная страница

Вклад Ахмета Байтурсынова в развитие казахской письменности. Вклад Ахмета Байтурсынова в развитие казахской письменности Газета аза


Скачать 62.2 Kb.
НазваниеВклад Ахмета Байтурсынова в развитие казахской письменности Газета аза
Дата12.05.2022
Размер62.2 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаВклад Ахмета Байтурсынова в развитие казахской письменности.pptx
ТипДокументы
#524062

Вклад Ахмета Байтурсынова в развитие казахской письменности

Газета «Қазақ»

  • В газете «Қазақ» печатались глубокие по содержанию и разнообразные по тематике материалы, открывавшие широкие горизонты познания для пытливого, возрождающегося казахского общества того времени. Можно сказать, что благодаря этому изданию казахи сделали очень важный шаг на пути к становлению современной цивилизованной нации.
  • Газета «Қазақ», общественно-политическое и литературное издание стало сначала еженедельно, а, затем, дважды в неделю с 1915 г., выходить в Оренбурге со 2 февраля 1913 г. Общий тираж газеты составлял сначала 3000 экземпляров, но по некоторым данным достиг 8000 в пик своей популярности. В Петербургском Центральном Государственном Архиве сохранился циркуляр согласно которому газете «Қазақ» определялась следующая тематика издания:
  • 1. Государственные указы и постановления;
  • 2. Работа канцелярии Государственной Думы и Правительства России;
  • 3. Внутренние и внешние новости;
  • 4. История и жизнь казахского народа;
  • 5. Проблемы этики, истории, этнографии и культуры;
  • 6. Вопросы экономики, торговли, предпринимательства, сельского хозяйства и животноводства;
  • 7. Проблемы просвещения народа, школ, медресе, языка и литературы;
  • 8. О санитарии, здравоохранении и ветеринарии;
  • 9. Фельетоны;
  • 10. Корреспонденции и телеграммы;
  • 11. Местная хроника;
  • 12. Фотографии;
  • 13. Почта читателей (письма);
  • 14. Объявления.
  • Говоря о значении Ахмета Байтурсынова в этом деле, следует сказать, что именно он возглавил работу по фактическому созданию литературного, письменного (на основе арабской графики) казахского языка. Именно с этого началось и созидание казахской нации, как самосознающей себя культурной общности в условиях современного цивилизованного развития. Об этом сам казахский мыслитель писал так: «Нация, разговаривающая на своем языке, пишущая на своем языке, ни¬когда не исчезнет.
  • Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, фактически, «Академию Наук» того времени, задача которой заключалась в координации работ в области просвещения; ликвидации неграмотности, разработки программ по начальному, среднему образованию, системы программ для высших учебных заведений; руководство в области литературы и искусства; оказании теоретической и методической помощи учебным заведениям, политико-просветительским учреждениям, издательскому делу, архивам, музеям и научно-исследовательским учреждениям.
  • Его особенный вклад, помимо научно-организационной работы, заключается в реформировании казахской письменности на основе арабской графики. В 1912 г. Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит получил название «Жаңа Емле» («Новая орфография»). Им были разработаны основы современного казахского языка и научная терминология казахской грамматики. Он создал учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
  • Как известно, использовавшееся до реформы арабское письмо без обозначения гласных представляло определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой.

Литературно-научная деятельность Байтурсынова

  • Его первая работа «Сорок басен», в которой он адаптировал басни Крылова, Эзопа, Абая, содержала смелые критические выпады в сторону властей, которые годами угнетали казахский народ. В 1911 году выходит один из наиболее важных трудов литератора — «Маса». Ахмет отразил в этом сборнике идею построения общества с высоким уровнем культуры и образованности. Стихи, цитаты из которых мы знаем и сегодня, призывали к ответственности за свою судьбу, подчеркивали важность образования для личностного развития, счастливой и обеспеченной жизни.
  • Научная деятельность Байтурсынова связана с оренбургским периодом его жизни. Ученый заинтересовался влиянием наследия Абая на культуру. Позже он стал главой Академического центра республики. Когда был создан первый в истории казахского народа государственный университет, он занял должность профессора филологии и начал работать над учебниками по родному языку.
  • Важнейшей гранью жизнедеятельности Ахмета Байтурсынова является его неравнодушная гражданская позиция и активная политическая деятельность в качестве одного из лидеров правительства «Алаш-Орды». «С конца 1917 г. по 1919 г. работал в Алаш-Ордынской организации» - этой предельно лаконичной фразой ограничивается А.Байтурсынов в автобиографии от 4 июля 1924 г., хранящейся в архиве Президента Республики Казахстан. Но за этой бесстрастной формулировкой стояли очень напряженные, богатые крутыми событиями дни и месяцы жестокой борьбы за образование национальной партии «Алаш» и создание автономной республики «Алаш-Орда».
  • Он жаждал освободить свой народ от великодержавного гнета и поэтому Февральскую революцию 1917 г. принял с большим воодушевлением. Совместно с соратниками по партии «Алаш» им была разработана буржуазно-демократическая программа, основной целью которой наряду с созданием Алашской Автономии ставилась цель проведения либерально-демократических реформ, способных создать условия для модернизации жизни казахского народа. Однако, после победы большевиков в России, лидеры «Алаша», понимая необходимость ведения переговоров с ними об Автономии, признали Советскую Власть.
  • После создания высшего руководящего органа советской власти в Казахстане - Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919 г. Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова его членом. И Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться верным своей позиции. Он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Свою позицию по вопросу лояльности к Советской власти в послании к Ленину от 17 мая 1920 г. Байтурсынов изложил так: «У казахов имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут».
  • Время деятельности лидеров «Алаш-Орды» было весьма противоречивым, поэтому судить об этом стоит исходя из реалий этого непростого исторического времени и конкретных поступков людей. В этом отношении, несмотря на безусловные заслуги Ахмета Байтурсынова перед народом, в июне 1929 г. он был арестован по обвинению в национализме. Вслед за ним взяли под стражу большую группу его единомышленников и последователей. В 1930 г. А.Байтурсынов был приговорен к расстрелу, в 1931 г. этот приговор заменен ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. В 1934 г. его досрочно освободили, в октябре 1937 г. вновь арестовали и 8 декабря 1937 г. расстреляли. Спустя 50 лет, 4 ноября 1987 г. Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал А. Байтурсынова.
  • В своей книге «В потоке истории» Первый Президент Казахстана – Лидер Нации Н.А. Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей «Алаш-Орды»: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии Алаш, сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».
  • Несмотря на трагическую, полную драматизма, судьбу, Ахмет Байтурсынов останется в памяти потомков как самоотверженный национальный герой, который всю свою жизнь посвятил служению своему народу, чья воля к победе была непоколебима.
  • Последние слова Ахмета Байтурсынова звучали так: «Никто не пишет литературу из гордыни, творчество зависит от характера и подчинено потребностям нации…». Нетрудно заметить, что его цитата созвучна словам Алихана Букейханова: «Служба нации зависит не от образованности, а от силы характера». В подтверждение этому можно привести и слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости».


написать администратору сайта