Стоюнин. Владимир Яковлевич Стоюнин (18261888) выдающийся русский педагогический деятель
Скачать 20.63 Kb.
|
Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888) - выдающийся русский педагогический деятель. Родился 16 (28) декабря 1826 года в зажиточной купеческой семье; среднее образование получил сначала в Санкт-Петербургском училище при церкви святой Анны, затем в Санкт-Петербургской 3-й гимназии. Во взрослом возрасте преподавал также русский язык и словесность в 1-м Мариинском училище и в Мариинском институте. В 1871 году Стоюнин был назначен инспектором московского Николаевского сиротского института.В 1881 году, когда жена Стоюнина, Мария Николаевна, открыла в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию, он опять взялся за живое педагогическое дело. Скончался Владимир Яковлевич Стоюнин 4 (17) ноября 1888 года в Санкт-Петербурге. Похоронен Волковском кладбище, у северной стены Спасской церкви. *** Литературные труды Владимира Яковлевича Стоюнина можно разделить на три группы. I. К первой принадлежат статьи по истории образования в России, а также связанные с различными общепедагогическими вопросами (первое издание - в 1892 году под заглавием: «Педагогические сочинения»). Главную их особенность составляет то, что вопросы образования и воспитания разбираются автором в тесной связи с условиями современности, на которые тот отзывается чрезвычайно чутко, являясь – по сути - педагогом-публицистом. Исходным пунктом воззрений Стоюнина является требование, чтобы «школа наша могла назваться национальной». «Дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается». Попытки создать школу по чужим опытам не могут быть удачными. Вместе с тем, по мнению автора, не следует пренебрегать и общей наукой, выработанной в других странах. Назначение школы, по мнению Стоюнина - воспитание, прежде всего, человека, а не подготовка лиц, которые могли бы занять одну из ступеней «табели о рангах». Чтобы русская школа могла правильно развиваться, необходимо соблюдение следующих условий: 1) она должна выпускать из недр своих будущих граждан в истинном смысле этого слова, проникнутых чувством законности, никогда и нигде не ставящих «дело на втором плане, а на первом личность, со своим самовластием»; 2) школа должна способствовать поднятию общественной нравственности. 3) наконец, школа может быть истинно русской, если она будет идти навстречу всем потребностям русской общественной жизни, если из неё будут выходить такие люди, в которых нуждаются государство и общество. Нельзя, конечно, требовать от школы, чтобы она выпускала в жизнь людей со сложившимся уже идеалом: последний развивается только в связи с действительной общественной жизнью. Рисуя идеальную школу, Стоюнин не мог не коснуться вопроса о взаимном отношении между семьёй и школой. С одной стороны школа, обязанная для своей жизненности идти навстречу запросам общества, должна искать помощи в семье, интересы которой так тесно соприкасаются с интересами всего общества. Прислушиваясь к голосу семьи, школе легче удовлетворить предъявляемым от лица общества требованиям. С другой стороны, «семья должна смотреть на школу, как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить». Одним словом, «пусть школа видит свое дополнение в семье, а семья в школе. Обе они в тесной связи могут укреплять друг друга, увеличивая взаимно воспитательные силы». II. Вторую группу работ Стоюнина составляют различные пособия и руководства для преподавания родного языка и словесности: «Высший курс грамматики» (1855), «О преподавании русской литературы» (1864), «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869); «Руководство для теоретического изучения литературы» (1870, в 1879 году издана «Хрестоматия»), «Русский синтаксис» (1871); «Русская классная хрестоматия для низших классов» с «Руководством для преподавателей» (1876, «Руководство» - 1889); школьные издания сочинений Фонвизина, Грибоедова, Пушкина. Все эти труды, принадлежат до сих пор к лучшим образцам в российской учебной литературе, в своё время оказали существенное влияние на замену прежнего схоластического и догматического изучения литературы живым, непосредственным знакомством с её произведениями. Взгляды Стоюнина на задачи и методы изучения словесности изложены в книге «О преподавании русской литературы», которая должна быть настольной книгой каждого преподавателя, в особенности начинающего. Стоюнин безусловно осуждает тот способ преподавания литературы, встречающийся достаточно часто, при котором память учащихся загромождается массой фактов и рассуждений, предложенных в готовом виде в учебниках истории литературы. Педагог находит недостатки и в том приёме, методе, а порой даже принципе преподавания, в силу которого педагог, исходя из разбора произведений, далает готовые выводы «сам от себя». Правильно поступит тот учитель, пишет Стоюнин, который отводит видное место беседе с учениками и их попыткам самостоятельного разбора. Педагог предлагает ограничиться небольшим количеством словесных произведений, но работать «по указанному способу», т.е. давать учащимся возможность работать самостоятельно, что содействует их всестороннему развитию. III. Третья группа работ Стоюнина посвящена истории литературы. Сюда принадлежат исследования и статьи о Пушкине («Исторический Вестник», 1880), Шишкове (1880), Кантемире (1867, 1880), Княжнине (1850, 1856), Кольцове (1852) и др. Кроме того, Стоюнин написал ряд литературных и театральных рецензий и статей самого разнообразного содержания, особенно в журналах и газетах: «Музыкальный и Театральный Вестник», «Русский Мир», «Вестник Европы» (1880 - 84) и др. «О преподавании русской литературы» «О преподавании русской литературы»- главная методическая работа В.Я.Стоюнина, опубликованная в 1868 году (второе издание), которая была встречена положительной рецензией «Отечественных записок». Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставил эту книгу «новейшим программам» с их боязнью идейного анализа литературной критики. Для подробного рассмотрения была взята именно эта работа Владимира Яковлевича, так как в ней содержатся основы преподавания литературы в школе. Стоюнин выводит постулат, которого должен придерживаться учитель, чтобы получить положительный результат своей работы. Основные положения работы: Говоря «я изучил это сочинение», я разумею три мысленные операции, которые я совершил над его содержанием в своем сознании: во-первых, я изучил отдельные факты, во-вторых, я уразумел внутреннюю связь их, в-третьих, я определил, насколько эти факты подтверждают идею, которую они должны доказать, т.е. другими словами: изучил содержание, познал и критически разобрал его композицию. Только такое полное изучение может принести пользу учащимся; Для нас важно не самое содержание, а работа ученика над ним и над теми вопросами, которые связываются с разбором поэтического произведения. Вот этот-то смысл, его мы называем истинным познанием, так как оно объясняет человеку его самого, заключает в себе силы развивать его умственно, нравственно и эстетически ; Беседы преподавателя с учениками не должны выходить из круга литературного разбора, т.е. цель их должна заключаться в подробном знакомстве с литературным произведением: какие мысли и как изложены в нем, каких сторон жизни касается автор и как к ним относится, какие характеры развивает и какую видит связь их с действительностью и пр.; По нашему мнению, критики нечего бояться при изучении литературного произведения; она часто бывает неизбежна, вызываемая самими учениками, и всегда полезна, потому что не допускает никаких голословных определений; Нельзя начинать изучение словесности с образцов древней или даже старинной русской литературы, когда ученики еще не успели познакомиться с русской историей; История литературы, рассматривая литературные произведения в связи с общественной жизнью, должна беспрестанно обращаться за исторической обстановкой, за правильным и ясным освещением своих литературных фактов к другим историям народной жизни, как, например, к религии, политике, законам, искусствам и проч., иначе потеряется цель истории литературы, которая обнимает все словесные произведения, изображающие жизнь и характер народа и которая состоит в тесной связи с жизнью народа, как внешнею, так и внутреннею; При разборе каждого литературно-исторического памятника главное внимание должно быть обращено на элемент общечеловеческий в связи с национальным и личным. Под именем общечеловеческого мы разумеем все то, что человечество успело выработать до нашего времени, как непреложно-истинное, и на что, по нашему взгляду, имеет право каждый человек . 1.Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе / В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 148–199. 2.Стоюнин В.Я. Педагогические задачи Н.И. Пирогова [Текст] / В.Я. Стоюнин// Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 242–281. 3. Сиповский В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк [Текст] / В. В. Сиповский // Педагогические сочинения. – 3-е изд. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. – С.1–38. |