Сибит. Влияние физической и социальной окружающей среды. Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие
Скачать 133.02 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Реферат Тема: Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие Выполнила: Баскакова Алина Омск 2023 г. Содержание: 1. Введение 2. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов 3. Особенности межкультурного взаимодействия в современном мире Введение На черте ІІ-го и ІІІ-го тысячелетий становится все более явным то, что человечество развивается по стезе расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных держав, народов, а также их культур. Этот процесс охватываетразные сферы общественной жизни всех государств мира. На сегодняшний день невозможно найти народы, на которых бы не отразилось воздействие культур других народов, а также общностей, существующих в отдельных регионах и в мире в целом. Все это влияние выражается в бешеном росте культурных обменов,а также в прямых контактах между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидуумами других стран и других культур. Так как расширилось взаимодействия культур и народов, то рассмотрение темы культурной самобытности и культурных различиях является актуальной сегодня. Разнообразие культур ведь в современном мире увеличивается, а вместе с этим народы – представители этих культур, ищут все больше средств, для сохранения своей целостности и культурного облика. Все это есть подтверждением того, что человечество, становитсяболее взаимосвязанным и единым и в то же время не теряет своего культурного разнообразия. В свете этих тенденций общественного развития важным становится умение определить культурные особенности других народов. Для того, чтобы понять друг друга и достичь взаимности признания. Наступившее третье тысячелетие сопровождается глобальной трансформацией мирового сообщества, преобразованием существующего миропорядка, изменениями в социальной, политической, экономической сферах общества, расширением взаимодействия народов и культур. Глобализация, и, связанное с ней, расширение межкультурного взаимодействия, делает актуальным анализ национальной специфики, культурных различий и, одновременно, межкультурного взаимодействия и интеграции народов разных стран в рамках международных отношений. В принятой 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации тысячелетия» говорится, что «главной задачей, стоящей перед мировым сообществом сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира… она может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер посредством широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем егомногообразии».[Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. 8 сентября 2000.Раздел 11.Ст.45]. Современные глобальные процессы и, следующие за ней, миграционные и иммиграционные потоки, стали важной и реальной проблемой современной мировой системы, затрагивающей все сферы общественной жизни. 1.Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов Взаимодействия между культурами и вопросы взаимопонимания, взаимного познания и взаимодействия между культурами становятся все более актуальными в современном многополярном мире.Для нашей страны они жизненно важны. Эти вопросы вызывают интерес самых разных исследователей – философов, социологов, антропологов икультурологов. Исходя из этого, можно видеть, что существует недостаточно теоретического осмысления тех явлений, что накопились с практикой взаимодействия культур. Можно увидеть, что в культурологии до сегодняшнего дня еще не сформировалась система основных категорий. И на основе этого часто допускаются трактовки понятий в вольной форме. Порой, они имеют противоположные значения трактуя одно и того же фундаментальное понятие.Примером таких часто употребляемых категорий культурологии являются такие понятия как «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация». Все существующие трактовки этих понятий мы рассмотреть не можем, так как не позволяет объем работы, поэтому попытаемся выложить общепринятые точкизрения – наметим ориентир в нынешнем пространстве культурологического знания. Понятие «межкультурное взаимодействие» раскрываются в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Ю. Хабермаса. Их точка зрениядает нам возможность посмотреть на процесс межкультурного взаимодействия, как на системный взаимообмен идеями и концепциями[1, с. 38].Позволяет выявлять уникальность чужой культуры и заставляет прийти к осознанию особенности своей культуры. Межкультурное взаимодействие воздействует появлению социокультурного феномена – межкультурного диалога. Он возникает при взаимодействии между странами, народами и этносами, а также,способствующегопостроению системы поликультурных контактов. Данное пояснение предполагает, что культура, которая будет только поглощать информацию, но не отдавать ее – в конце концов, она отторгается миром. Еще один важный вектор – это движение межкультурного взаимодействия к синтезу культур. Синтез – это сочетание. Но в данном случае это особое явление, что отличается от дословного перевода[4, с. 205]. «Синтез культур – взаимодействие и соединениесмешанных элементов, при котором появляется новое культурное явление, стиль или модель социокультурного устройства, оно отличается от собирающих его компонентов и имеет собственное содержание и/или форму» [5, с. 99]. Термин «межкультурная коммуникация» впервые появился у Г. Трейгера и Э. Холла. Как отклик на процессы яркого развития взаимосвязей некоторых культур в видоизменившейся современной ситуации и распространился в работах К. Гирца, Г. Триандиса, Г. Хофштеде. Этот термин приобретает широкое распространения, потому что в настоящее время придается большое значение обмену информацией. Значит, межкультурная коммуникация – это процесс взаимодействия меж субъектами социокультурной деятельности и средство обмена информацией сквозь принятую в предоставленнойкультуре систему знаков[5, с. 93]. Когда появляется понятие «межкультурная коммуникация» обостряетсянеясность привычного термина «межкультурное взаимодействие». И хотя определений этим понятиям много, выделим два противоположных подхода. Один подход объединяет эти два понятия воедино, не разделяет их. Исходя из этого ученые-исследователи говорят, что взаимосвязь между культурами разных народов называется «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация». Другой подход разделяет данные понятия и выстраивает более сложную структурную систему[2, с. 29]. Этот подход предполагает, что разделяющая два понятия граница очень тонкая. Предполагается, что межкультурное взаимодействие – это категория значительно объемнее, чем межкультурная коммуникация. Межкультурное взаимодействие характеризуют – этнический состав, время и пространство. Заметим, что обмен товарами и информацией, непостоянные контакты или хозяйственные отношения можно отнести к межкультурной коммуникации,только нельзя приравнять к межкультурному взаимодействию. Потому что в этом случае не изменяются ценностные ориентации, структура культурной идентичности, образ жизни представителей той и иной культуры, они выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Взаимодействие культур имеет как созидательную роль, так и может иметь негативные последствия. Процесс межкультурного взаимодействия часто сопровождаются конфликтами, несогласиями, столкновениями интересов, смыслов и идей. Ведь совместная деятельность предполагает осваивание социальной действительности играть рольпроцесса адаптации к окружающей среде. При этом специфика национального и этнического сознания представителей различных культур зачастую является барьером межкультурных взаимодействий. 2.Особенности межкультурного взаимодействия в современном мире Мировоззрение людей относится к познавательной стороне культуры. Ментальность каждого человека отражает его внутренний мир. В совокупности все элементы мировоззрения отдельных личностей образуют мировоззрение той или иной культуры. Тот факт, что мировоззрение у разных людей разное есть причиной разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации. В представителей одних культур на первое место выходит взаимодействие, а потом общение, в других культурах происходит наоборот. Каждый индивидимеет свою собственнуюкультуру, она формирует мировоззрение данного индивида. Хоть и личности совсем разные, но культура в их осознании состоит из общепринятых элементов. Взаимоотношения мировоззрений отдельных людей и общества определяют жесткость и гибкость культуры. Мировоззрение определяет: человечность, добро и зло, состояние души, свойства тел и природных ресурсов. Наибольшее влияние оказывают на межкультурные коммуникации фундаментальные принципы, которые свойственны личностям и обществам. Они могут послужить причиной непонимания между представителями разных культур. Представителям разных культур, с целью проведения тестирования, был задан один и тот же вопрос: «Если ваш единокровный брат совершит противоправное действие, сообщите ли вы об этом правоохранительным органам?» Естественно, отвечающие не сошлись во мнении и ответили по разному[1, с. 42]. Представители западноевропейской культуры и американцы дали утвердительный ответ. Ведь на первом месте в их культуре – гражданский долг. Отрицательные ответы дали мексиканцы и гражданин России. Для россиян донос на родственника считается аморальным. А мексиканцев возмутила постановка вопроса. Нельзя считать один ответ правильным, а другой – нет. Оба ответа хороши, просто восприятие у разных культур разное. Тест показал, что разные мировоззрения могут стать причиной конфликта, чтобы избежать этого следует овладеть культовыми знаниями. Приведем еще примеры: • на Кавказе, если член семьи совершит нехороший поступок, то отвечают за это все родственники. «Грязь» от его действий распространяется на весь род. Страдает репутация всех. И чтобы «смыть» с рода эту «грязь» представители рода делают все возможное; • представителей африканской и азиатской культуры нельзя в разговоре ставить в неловкое положение. Они придают огромное значение качеству общения и взаимопонимания. Там нельзя публично демонстрировать неприязнь к кому-либо или проявлять отсутствие интереса к теме или собеседнику в процессе общения. У представителей одних культур на первое место выходит взаимодействие, а на втором плане общение, у других приоритеты расставлены наоборот. Первые обладают специфическим мировоззрением, сводящим все вопросы к действию. Человек, достигший определенной цели ценой упорного труда, возвышается не только в собственных глазах, но и в общественном мнении. В таких культурах цель оправдывает средства[3, с. 72]. Всякое мировоззрение, которое сложилось в той или иной культуре, автономно Источники: 1. https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/8913.pdf 2. https://megalektsii.ru/s11573t1.html 3. https://pandia.ru/text/80/204/21912.php 4. https://studbooks.net/1124744/kulturologiya/mezhkulturnoe_vzaimodeystvie_vidy 5. https://cyberleninka.ru/article/n/o-faktorah-kulturnogo-vzaimodeystviya-i-sovremennye-tendentsii-mezhkulturnoy-kommunikatsii 6. https://studme.org/185365/filosofiya/mezhkulturnoe_vzaimodeystvie_ponyatiya_urovni_varianty 7. https://history.wikireading.ru/208351 8. https://studref.com/530470/kulturologiya/mezhkulturnoe_vzaimodeystvie_kulturnaya_tolerantnost |