Главная страница

социология. Влияние исторического наследия и социокультурных традиций на процессы межкультурного взаимодействия


Скачать 53.29 Kb.
НазваниеВлияние исторического наследия и социокультурных традиций на процессы межкультурного взаимодействия
Анкорсоциология
Дата03.10.2021
Размер53.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласоциология.docx
ТипРеферат
#240628

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (КГАСУ)
Реферат

Реферат по дисциплине «Социальное взаимодействие в отрасли»

На тему: «Влияние исторического наследия и социокультурных традиций на процессы

межкультурного взаимодействия»


Выполнил: студент группы 0ЭН01

Суханова Валерия Игоревна
Работу проверил: доцент Никонова Э.И.


Казань – 2020

Содержание


Введение 3

Психологические особенности взаимодействия различных культур 4

Межкультурное взаимодействие: способы и результаты 6

Факторы, влияющие на эффективность межкультурного взаимодействия 10

Толерантность в межкультурном взаимодействии 16

Примеры межкультурного взаимодействия 19

Заключение 23

Словарь терминов 24

Список использованной литературы 25


Введение


Актуальность. Так же как отдельный человек не может существовать изолированно от других людей, так и ни одна культура не способна функционировать в абсолютной изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к культурам других народов получило название «межкультурное взаимодействие» или «межкультурная коммуникация».

Вся мировая история - это процесс взаимодействия народов, каждый из которых обладал или обладает специфической системой ценностей и способом деятельности. Основными модусами взаимодействия народов являются соперничество и сотрудничество, тональность которых, в свою очередь, может варьироваться в очень широких пределах. Соперничество может осуществляться в форме конкуренции, развивающейся в рамках международного права, а может принимать характер открытой конфронтации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Понятно, что и сотрудничество народов может приобретать различное качество. Характер взаимоотношений между народами, безусловно, определяется текущими экономическими и политическими интересами. Однако очень часто за ними скрываются факторы более глубокого порядка - духовные ценности, социокультурные традиции, историческое наследие, без учета и понимания которых невозможно установить нормальные добрососедские отношения между народами и прогнозировать их будущее, поэтому в своей работе я поставила следующие цели и задачи. Цели: изучить факторы, влияющие на процессы межкультурного взаимодействия. Задачи: узнать, что такое межкультурное взаимодействие, какие бывают виды межкультурного взаимодействия, понять, как различные факторы влияют на межкультурное взаимодействие и его последствия.

Психологические особенности взаимодействия различных культур


Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Межкультурное взаимодействие – это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Взаимодействие культур - это взаимообусловленный, двусторонний процесс, т.е. изменения состояния, содержания, следовательно, и функций одной культуры в результате воздействия другой обязательно должны сопровождаться изменениями в другой культуре. Иными словами, взаимодействие имеет двусторонний характер. Отсюда следует, что форму связи исторического прошлого культур с современным состоянием культуры не совсем верно считать взаимодействием, потому что в наличии только односторонняя связь, так как настоящее не влияет на прошлое. Можно считать, что категория “взаимодействие” по вертикали неправомерна. Правильнее было бы называть это явление преемственностью. Однако это не означает, что культурное наследие не участвует в процессе межкультурного взаимодействия. Духовное наследие каждого народа в переосмысленном или в своем изначальном качестве включено в актуальное, современное состояние культуры народов. Именно от степени включенности в современные духовные процессы зависит степень участия ценностей прошлого в процессе межкультурного взаимодействий. Вместе с тем имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многомерность. Неповторимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Словосочетание «отсталые в культурном отношении» неприемлемо в отношениях между народами. Другое дело – «отсталые» в экономике или отсталый в культурном отношении человек. Нельзя отрицать развития в сфере культуры, а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые и менее распространенные культуры. Многообразие культур - объективная реальность. Единство мировой культуры обусловлено единством исторического процесса, универсальной природой труда, творческой деятельности вообще. Любые национальные культуры выражают всеобщее общечеловеческое содержание. Тем самым теоретически обосновывается необходимость и возможность взаимодействия, диалога культур.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного облика людей.

Межкультурное взаимодействие: способы и результаты


Взаимодействие культур происходило всегда. В наше время межнациональные связи очень активизировались, межгосударственный и межнациональные миграции заметно усложнили этническую структуру всех европейских стран, особенно, крупных городов. В Петербурге каждый 10 постоянный житель - не русский, в Москве - каждый 7-й. Однако эти города остаются русскими, развивающими русские традиции, правда, активно впитывавшими и впитывающими иноэтнические элементы культуры. На улицах Лондона и Парижа также много не англичан и не французов, но эти города не потеряли свой национальный облик.

Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация, адаптация и аккультурация.

Под миграцией (от латинского migratio -переселение) понимается передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы. Довольно часто в этнографии, особенно зарубежной, термин миграция прилагается к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Консолидация - процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре в единую этническую общность (например, теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов и др. в алтайский народ).

Аккомодация, или адаптация (приспособление приноровления) - приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Оба эти термина взяты из биологических наук, где широко применяются.

Аккультурация - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в зарубежной этнографии аккультурация предстает как синоним европеизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки и Океании элементов европейской культуры, форм хозяйства, социальных институтов.

С.Бочнер выделил 4 категории последствия межкультурного контакта для группы: 1) геноцид, то есть уничтожение противостоящей группы; 2)ассимиляция, то есть, постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация – это курс на раздельное развитие группы; 4) интеграция – сохранение группой своей культурной идентичности на новом значимом основании.

Интеграция (буквально “объединение в целое каких-либо частей”) характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности (например, формирование в России у разных этносов быта и традиций и т.д.)

Дискриминация – это также результат межкультурного взаимодействия, при котором какая-либо категория граждан ограничена или лишена прав по признаку языковой или национальной. Это понятие «дискриминация» имеет негативную окраску, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане.

Одной из крайних форм межкультурного взаимодействия может стать геноцид.

Геноцид (от греч. gеnоs – род, племя и лат. саеdеге – убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истреблением отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого, представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная, последняя сопровождает национальное угнетение одного народа другим, на котором и базируется так называется “ассимиляторская политика”. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio – отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности. Сегрегация — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами). История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. Ее основой могут стать также принадлежность к тем или иным стратифицированным социальным группам, сословиям, кастам (сословная, кастовая сегрегация), доступ к религиозным таинствам (сегрегация посвященных и непосвященных). Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне межличностных отношений это явление существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Сегрегация может носить временный характер, например сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделившись от своего прежнего окружения и не инкорпорировавшись в новое, утрачивает социальный статус и оказывается как бы вне общества. Это вынужденное изгойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяющим его социальную роль, но и затрагивающим глубинные структуры его личности.

Нельзя также игнорировать процессы, характеризуемые термином пришедшим из политической прессы - трейбализм (от английского tribe - племя). Этим термином характеризуют этническую ситуации в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия. В политической прессе трейбализм используется как синоним национализма.

Факторы, влияющие на эффективность межкультурного взаимодействия


В процессе общения представителей разных культур межкультурная специфика пронизывает практически все элементы коммуникативного процесса, значительно осложняя его. Рассмотрим основные трудности, мешающие успешному и эффективному взаимодействию представителей разных культур.

Есть исторические и политические факторы, влияющие на межкультурное взаимодействие.

Народы, как большие социальные общности вступают в контакт в результате разных исторических обстоятельств. Когда выявляют межэтнические напряжения, то чаще всего сосредоточивают внимание на завоеваниях, насильственных присоединениях, колониальном прошлом. При этом учитываются разные типы колонизации. Ведь, как известно, колониальные державы складывались не только путем завоеваний, но и на основе добровольного присоединения, поиска патронажа. Кроме того, известны случаи так называемой «народной» колонизации. Имеет значение и то, какого типа отношения складывались с метрополией. Историки выделяют, например, британский и французский типы колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.

Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

Исторически сложившееся национально - государственное устройство выступало прежде и является сейчас историко-политическим фактором, воздействующим на межкультурные отношения. Влияет на них и форма государственного устройства: унитарное государство или федеративное. Многие считают федеративное государство демократическим способом «решения национального вопроса». Что касается влияния политического строя, то, естественно, возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом гражданском обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах, характеризующихся высоким уровнем этнической дискриминации.

Также к помехам, особенно затрудняющим межкультурное взаимодействие и приводящим к непониманию и конфликтам относятся языковые, поведенческие и социокультурные помехи. При этом, как отмечают многие исследователи (Гак В.Г., Ларина Т.В., Тер-Минасова С.Г. и др.) языковые ошибки (которые, безусловно, необходимо устранять и предупреждать в процессе обучения межкультурному взаимодействию), не столь губительно отражаются на межкультурном взаимодействии. Они, как правило, легко прощаются носителями языка и не воспринимаются ими как оскорбление, в отличие от поведенческих и социокультурных помех. Последние же две группы помех (тесно взаимосвязанные друг с другом, поскольку коммуникативное поведение культурно детерминировано) могут стать причиной конфликтных ситуаций, неудач во взаимодействии представителей разных культур. В связи с этим нам представляется целесообразным подробнее остановиться на социокультурно обусловленных особенностях, лежащих в основе этих трудностей межкультурного взаимодействия.

Общеизвестно, что разные народы воспринимают окружающий мир по-разному. Культурная картина мира каждого народа специфична и отличается от культурных картин мира других народов. Эти отличия обусловлены рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п.

Осваивая окружающий мир, люди решают для себя, какие из его элементов важны для жизни, а какие не являются существенными. В результате формируется ценностное отношение к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Таким образом, ценность представляет собой отношение людей к тем или иным вещам, событиям, явлениям, процессам и т.д.

У каждого народа складывается собственная система ценностных отношений к природе, людям своей и чужой общности, идеям, вещам и т.п. Приоритетное положение, значение и влияние тех или иных ценностей в жизни людей определяются культурой, ее своеобразием и особенностями.

Ценностное отношение к миру выражается в ценностных ориентациях и установках, которые формируют, в свою очередь, поведенческие модели представителей данного народа.

Коммуникативное поведение народа является компонентом его национальной культуры. Оно регулируется национальными нормами и традициями.

В процессе общения люди, как правило, воспринимают и оценивают друг друга с позиций собственной культуры и внутренних, присущих ей стандартов. Американский антрополог Э.Холл определил это явление как «культурные очки»: большинство людей рассматривает собственную культуру как меру оценки для других культур. Стараясь предсказать коммуникативное поведение собеседника, они сознательно или бессознательно полагаются на свой предыдущий опыт общения. Однако если они являются представителями разных культур, то этот опыт у них значительно различается, что существенным образом осложняет процесс коммуникации. На практике межкультурная коммуникация представляет собой столкновение различных мировоззрений, культурно-специфических взглядов на мир, в котором каждый из партнеров первоначально не осознает значения различий во взглядах, считая свои представления нормальными, а представления своего партнера – представителя чужой культуры - ненормальными.

Большинство моделей поведения людей, формирующихся под влиянием их культуры, реализуются ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь о механизмах этого восприятия. Это касается и ценностей: как правило, человек не осознает большую часть ценностей своей культуры и воспринимает их как сами собой разумеющиеся явления. Осознание же проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные ситуации при контактах с представителями других культур. Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение.

Исключить такие негативные последствия и добиться положительных результатов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знаний особенностей мировоззрения и ценностных ориентаций партнера. Интерпретация поведения представителей другой культуры должна основываться на знании причин этого поведения. Основополагающей причиной различий в коммуникативном поведении является тип культуры, к которой принадлежат собеседники. В процессе жизнедеятельности и адаптации к окружающей среде люди вырабатывают языки коммуникации, социальные нормы, правила общежития, нормативный этикет – все то, что регулирует социальную жизнь в данном обществе. По мнению А.Я. Флиера, система социальных норм является квинтэссенцией культуры, порождаемой в процессе накопления социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания и осуществления деятельности. В ходе исторического развития нации ее прошлый опыт закрепляется в традициях, обычаях, привычках людей, также в нормах поведения, образе реагирования на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.

Тот или иной вид культуры порождает свой тип взаимодействия. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые позволяют им лучше выяснить и понять коммуникативные намерения собеседника, определить его отношение к ним. Представители же индивидуалистских культур предпочитают прямые формы взаимодействия и используют преимущественно вербальные средства коммуникации.

Предсказать цели, желания, мотивы и поступки представителей чужой культуры и обеспечить успех в общении помогает осведомленность о расхождениях в мировоззрении, ценностях и поведении представителей разных культур. В случае же отсутствия такой осведомленности в межкультурном взаимодействии и оценке своих партнеров по общению коммуникаторы изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами, которые позволяют им строить предположения о причинах и возможных последствиях чужих поступков.

Впервые понятие «стереотип» ввёл в науку американский психолог У. Липман, определив его как «мыслительный образ». Основными функциями стереотипного оценивания, по У. Липману, являются функция экономии умственных усилий и функция защиты групповых ценностей, взглядов и мнений. Стереотип создает иллюзию идентификации людей в условиях дефицита времени, являясь чем-то вроде «готового ответа, освобождающего от самостоятельных, напряженных и ответственных решений».

Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Как показывают исследования, степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.

Как отмечают исследователи, в зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в случаях, если:

  • присутствует осознание того, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, черты и признаки, а не специфические качества, свойственные индивиду из данной группы;

  • стереотип является описательным, а не оценочным – это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств людей данной группы, к которой принадлежит человек, а не их оценку как хороших или плохих.

  • стереотип точен, т.е. адекватно отражает черты определенной группы людей.

  • стереотип модифицирован, т.е. основан на наблюдениях и опыте реального общения с представителями той или иной культуры.

Однако зачастую черты характера, приписываемые представителям той или иной культуры, не соответствуют действительности. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, если:

  • за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей, т.к. если стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами;

  • стереотипы повторяют и усиливают ошибочные убеждения и верования, так что люди начинают воспринимать их как истинные;

  • стереотипы основываются на полуправде и искажениях, дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

В ситуации межкультурных контактов важно осознавать, что стереотипы отражают некие общие признаки и черты группы людей, уметь эффективно использовать точные стереотипы и отказываться от стереотипов, не соответствующих реальной действительности.

Толерантность в межкультурном взаимодействии


Важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия является толерантность. В современной этнопсихологии формирование этнической толерантности и интолерантности связывается с изучением процесса аккультурации. Этническая толерантность, а также сопутствующая ей позитивная этническая идентичность, являются социально-психологическими показателями успешной аккультурации на психологическом уровне. Уверенность в своей собственной позитивной идентичности, уважение к собственной культуре и готовность к взаимодействию с представителями других групп, способность к адаптации есть необходимое условие достижения межэтнической толерантности.

Постановка вопроса о проблеме толерантности, определении данного понятия имеет и прикладное, и теоретическое, и даже политическое значение, т.к. под призывами к толерантности, особенно в среде недоминирующих групп, среди представителей титульного населения республик, нередко воспринимается стремление стимулировать «терпение», «терпеливость» к политике центра, доминирующего большинства, «стремление забыть о потребностях народов» и т.д. Поэтому в межэтнических отношениях сегодня политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения терпимость не несёт оттенка самоущемления, самобичевания, а «заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия», т.е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе.

Итак, толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. Толерантность это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Кроме того, толерантность прямо противоположна по своему значению интолерантности, предполагающей проявление различных форм нетерпимости (от дистанцированности на бытовом уровне до применения насилия вплоть до геноцида). Цель толерантности - достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных тенденций в сфере национальных отношений, однако не только в условиях постконфликтной ситуации, но и в процессе всего межэтнического взаимодействия через развитие межкультурных контактов, при этом признавая и уважая существование иного. Сегодня вряд ли можно говорить о каких-либо единых границах, пределах толерантности, поскольку она проявляется в конкретных историко-культурных и политических ситуациях, причём в одной социокультурной среде приемлемым может быть то, что в иных условиях становится неприемлемым. Многое здесь зависит также и от лиц, контактирующих в той или иной ситуации.

Поскольку в своей основе толерантность предполагает внутреннее преодоление нетерпимости, неприятия иного, она в свою очередь является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. В связи с этим возникает вопрос о различиях, формах соотношения толерантности и интернационализма.

Сам термин «интернационализм» был предложен в 1780 г. английским философом И. Бентамом. Принято различать три формы существования интернационализма: буржуазный, демократический и пролетарский. Вне идеологизированных социально-классовых рамок под интернационализмом понимается международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. В настоящий момент в интернационализме нередко видят только лишь проявление денационализации, воспринимая его как средство нивелирования этнических различий.

Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов. Кроме того, в процессе поиска путей примирения и согласия толерантность предполагает готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где затрагиваются интересы разных групп и сторон. Интернационализм подразумевает наличие высокой степени толерантности и доверительности, позиции более активного взаимодействия, межнациональной интеграции. Второе отличие видится в том, что роль этнического фактора в данной парадигме отнюдь не является основной, а скорее представляется второстепенной. Так, если этническая толерантность имеет целью сохранение этнического разнообразия на принципах терпимости, то интернационализм, прежде всего, провозглашает достижение в различных формах международной солидарности, приоритет единства над разнообразием.

Примеры межкультурного взаимодействия


У каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он действительно другой, и это его право. Уважение к нему состоит в заинтересованности, в знании некоторых особенностей жизни его страны. У каждого народа разные приоритеты в еде, одежде, в толковании времени и пространства.

Время. В США опоздание на важную встречу расценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, в Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело. Западноевропейская культура четко измеряет время, и опоздание тоже рассматривается как провинность ("Точность - вежливость королей"). У арабов и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. В арабских странах перед ведением серьезного дела необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Эфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.

Пространство. Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Латиноамериканцы располагаются близко друг к другу. Европейцы выдерживают расстояние вытянутой руки и сокращение расстояния между партнерами воспринимается как проявление агрессии.

У каждого народа свои способы невербального общения. Например, в рамках "черной" культуры Америки считается невоспитанным смотреть прямо в глаза учителю. Напротив, в США использование визуального контакта ведет к росту доверия между людьми. Взгляд североамериканца, хотя и направлен на собеседника, постоянно переходит от одного глаза к другому и даже может быть отведен в сторону. Англичан учат смотреть на говорящего, сфокусировав взгляд на одной точке. Как правило, азиатским женщинам не разрешается смотреть в глаза другим людям, особенно незнакомым мужчинам. Во многих культурах Азии формой выражения уважения к человеку является запрещение пристально смотреть на него. Камбоджийцы считают, что встретить взгляд другого человека является оскорблением, так как это означает вторжение в их внутренний мир. Отвести глаза здесь считается признаком хорошего тона. Подмигивание у северных американцев означает, что им что-то ужасно надоело, или оно становится знаком флирта. Если нигерийцы подмигивают своим детям, для тех это знак уйти из комнаты. А в Индии и Таиланде подмигивание будет рассматриваться как оскорбление.

Другой пример. Для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то.

Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере, с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к партнеру свою голову.

Существуют также различные варианты проявления обиды: особенной походкой, особым движением глаз. В то же время человек иной культуры даже не заметит этого.

Различные взгляды у разных народов и на иерархические отношения. В Китае и Японии уважают старших, высокое положение в обществе, тогда как американцы стремятся продемонстрировать равенство. Американские инструкции требуют, чтобы американцы фотографировались с представителями Азии только сидя, чтобы не было видно их доминирования по росту. В прямолинейной американской культуре существует табу, запрещающее называть физические недостатки другого человека. Возможно, это обусловлено постоянным стремлением американцев всегда быть в отличной форме и молодо выглядеть.

Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Представитель восточной культуры, которая более закрыта, может принимать решение достаточно долго, как это делают, например, японцы или китайцы. У японцев есть еще одна любопытная особенность, которая часто вводит многих бизнесменов в заблуждение, они принципиально не могут сказать категорически "нет", придумывая всевозможные учтивые обороты. На Ближнем Востоке не принято затрагивать религиозных тем, затрагивать интимные и личные темы. Запретными темами является, все, что противоречит в данной культуре законам морали и представлениям о приличиях.

О рукопожатии. Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, означающее "будь здоров". При встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Западноевропейцы и американцы не любят вялых рукопожатий, поскольку в их культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует подавать руку энергично и сильно, и, кроме того, там принято при рукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз.

Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер: например, смех во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, и поэтому иногда возникают ситуации не понимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то может просто подумать, что над ним смеются.

Сколько народов, столько разных культур, языков, форм поведения, правил этикета. Сегодня ни один человек не может ограничиться рамками одной культуры, иначе от него закроется весь мир. С необходимостью адаптации к новым культурным условиям всегда сталкиваются многочисленные туристы, бизнесмены, ученые, иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты, эмигранты, беженцы и др., на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой. Следовательно, для успешного контакта и коммуникации с представителями различных культур необходимо иметь представление о национальных различиях, а также проявлять уважение и терпимость к социокультурным национальным особенностям.

Заключение


Выполнив поставленные мной цели и задачи, я пришла к следующим выводам.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям, в прошлом опыте, который в ходе исторического развития нации закрепляется в традициях, обычаях, привычках людей, также в нормах поведения, образе реагирования на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.

Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих, поэтому не нужно забывать о толерантности. Толерантность является важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия. Она является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

Словарь терминов


  1. Межкультурное взаимодействие – это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств

  2. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям

  3. Стереотип — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении

  4. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету

  5. Миграция (лат. migratio — переселение) — переселение людей из одного региона (государства) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния

  6. Консолидация - процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре в единую этническую общность

  7. Аккультурация - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей

  8. Дискриминация — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака

  9. Геноцид — форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу

  10. Сегрегация — это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни

Список использованной литературы


  1. Стефаненко Т.Г.Этнопсихология.- М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург:Деловая книга,2000. – 320 с

  2. Крысько В.Г. Этническая психология:учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – 5-е изд.,стер., - М.:Издательський центр «Академия», 2009. – 320 с

  3. Арутюмян Ю.В. Конкретно-социологическое изучение национальных отношений//Вопросы философии. 1969.,ХалмогоровА.И. Интернациональные черты советских наций. Рига, 1970

  4. Ларина Т.В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской коммуникативной культур): Автореф. дисс. докт. фил. наук. - Москва, 2003.-32с

  5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - СПб.: Питер, 2004. - 381 с

  6. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с

  7. Никольсон, П. Толерантность как моральный идеал: Никольсон. - М., 2004. - С. 23


написать администратору сайта