Влияние Парфенова на журналистику. Влияние Леонида Парфенова. Влияние Леонида Парфенова на отечественную журналистику
Скачать 205.5 Kb.
|
К аждую субботу большая часть населения нашей страны собиралась перед телевизором, чтобы посмотреть программу «Намедни 1961-1991. Наша эра»... Эта программа была близка каждому, в ней было то, чем жил каждый из нас в этот период. В своем литературно-фотографическом исследовании Леонид Парфенов попытался осмыслить события и явления последних тридцати лет нашей жизни, которые сформировали у нынешнего поколения понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Причем все эти события, при кажущейся их несопоставимости, оставляли в нас свой след: Карибский кризис и первые отечественные колготки, переход на пятидневную рабочую неделю и появление женских брючных костюмов, полет Гагарина в космос и выход фильма «Москва слезам не верит», выпуск солженицынского «Ивана Денисовича» и смертная казнь за незаконные валютные операции.Уравнивание больших событий и незначительных подробностей: триумф Гагарина, мода на туфельку-шпильку, рекордный прыжок Брумеля, мода на плащ-болонью, кубинский кризис, мини-юбка, отставка Хрущева и т.д – называли самым эффектным приемом Парфенова.Но передачи «Намедни 1961-1991. Наша эра» ушли в историю и, как сказал однажды автор этого документального цикла Леонид Парфенов, началась новая эра. «Намедни» исторические перешли в «Намедни» информационно-аналитические. В этой новой эре для многих телезрителей Парфенов стал неким эталоном, по которому можно, как, оказалось, сверять свои воспоминания. Теперь рассказ идет не о событиях года, а о том, что произошло за неделю. Новая программа под старым, проверенным временем, названием – «Намедни», (что означает - совсем недавно, на днях). В газете «Труд» на этот счет опубликована статья Ирины Поповой с Леонидом Парфеновым под названием «Хочу делать просто нескучную передачу». Вот выдержки из нее по поводу обновленной программы «Намедни»1: И.П.: - Вы дали новой программе старое название, потому что оно «раскрученное»? Л.П.: - Это одна из причин. Но, во-первых, оно мое - так называлась моя самая первая программа. Во-вторых, название сейчас даже больше соответствует сути: намедни - это все-таки не год назад, а вчера, позавчера, за эту неделю. И.П.: - Уж слишком Ваша программа выбивается за рамки привычного информационно-аналитического жанра... Л.П.: - А я и не заявлял «Намедни» как программу информационно-аналитическую. Я просто стараюсь делать нескучную передачу. Поэтому она может быть «обо всем». Майкл Джексон выпустил новый диск, а Путин поехал к Бушу... Теракты, победа «Локомотива», выборы - все это происходит в одной жизни, в нашей. То, что делает команда Парфенова – это, как раз таки о нашей жизни, Тут, конечно, Леонид Парфенов немного лукавит – «просто делать нескучную передачу», но об этом позже. Сам Леонид Геннадьевич так охарактеризовал свой проект: «Это не только итоги недели, это тележурнал. А в нем и взгляд на какие-то явления с обозначением причинно-следственных связей. Есть и просто актуальные репортажи на темы недели и на темы, которые более или менее актуальны, в которых есть современность, картина сегодняшней жизни». Обновленная программа «Намедни» впервые вышла в эфир 9 сентября 1 Попова И. Хочу делать просто нескучную передачу// Труд № 14, 2003 2001 г. «Намедни» - это воскресная информационно-аналитическая авторская программа. Это, можно сказать, программа-долгожитель. Хотя в какой-то момент казалось, что она ушла в небытие в связи с конфликтами внутри канала, с делением на киселевских и некиселевских сторонников. Тогда Леонид в одном из выпусков объявил, что зрители видят последний выпуск «Намедни». Программа на три месяца ушла в отпуск, не каждая передача способна пережить такой срок. Но эту программу не забыли. И опять-таки большая половина российского населения собиралась у экранов, чтобы услышать привычные слова: «Здравствуйте! Это программа «Намедни» и я – Леонид Парфенов. События, люди, явления, - все, о чем говорили на неделе в стране и мире, но не надолго. Если сформулировать в трех пунктах, чем хороши были «Намедни», выглядеть это будет примерно так: 1) стиль, 2) попытка сформировать собственную корреспондентскую школу, 3) тематическое разнообразие. В этом же многие критики видели недостатки: 1) преобладание формы над содержанием, 2) вольное или невольное копирование всеми корреспондентами манеры мэтра, 3) тематическая чехарда. Что это - недостатки, которые есть продолжения парфеновских достоинств, или достоинства, невольно растущие из недостатков? Вот некоторые статистические данные за 2002 год от компании ООО «ГОРТИС», занимающейся маркетинговыми исследованиями.
Из этой таблицы видно, что у жителей России из аналитических программ на втором месте – «Намедни», лишь немного уступая «Временам» Владимира Познера. Но напомню, что это данные 2002 года. Из всех проектов Парфенова («Российская империя», «Страна и мир», цикл программ посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, юбилею Пушкина), пожалуй, «Намедни» - самый главный. «Намедни» называли «хитом» НТВ и вообще телевидения, стиль и подходы журналистов к выбору информационных приоритетов и тем для сюжетов своеобразны и во многом эксклюзивны. «Намедни» - безусловно, была одной из самых ярких информационно-аналитических передач на российском телевидении. У «Намедни» был стабильно высокий рейтинг. Зритель выбирает себе программу не только исходя из желания узнать, что, собственно, произошло за неделю, или путем случайного попадания на ту или иную кнопку пульта, но и в соответствии с собственными жизненными ценностями. Как замечает руководитель социологической службы НТВ Ольга Ослон, на выбор аудитории оказывает свое влияние как личность ведущего (в это понятие входит все – от его возраста до эмоциональных характеристик), так и общая направленность программы, ее стилистика и даже наличие дополнительных элементов или их отсутствие. Если Познера можно отнести к блестящим представителям старой школы, не просто выжившим в условиях нового, постсоветского и даже постъельцинского телевидения и при этом сохранившим свою способность развиваться, то мэтр Киселев относится к ярчайшим теледеятелем неельцинской эпохи, которые славно начали, поймали тогдашний мейнстрим – и так в нем и остались, сохранив когда-то приведший к успеху стиль, но слегка устарев в чем-то. Евгений Ревенко – яппи в чистом виде: он делал карьеру и выступал в каком-то смысле как голос государства. Давая сообщения о событиях, он не обозначает свою позицию, но доносит до своего зрителя позицию государства. Леонид Парфенов – мэтр другого типа. Он – тоже образец успешной карьеры на телевидении, но его в этом процессе занимал не конечный результат, а скорее интересность того, что можно сделать на телевидении. Это и объясняет различия в аудиториях у каждой программы. По данным Института Гэллапа (за сентябрь 2002 г. по Москве), структура аудитории парфеновских «Намедни» выглядит так. Эту программу в основном предпочитают те, кто помоложе: 8% ее зрителей – это люди в возрасте от 16 до 24 лет, 28% - от 25 до 39 (из них 13% - женщины и 15% - мужчины) и столько же в возрасте от 40 до 54 лет (здесь другое соотношение: 15% - женщины и 13% - мужчины) и 32% (18 и 14% соответственно женщины и мужчины) - 55+ (то есть от 55 лет и старше). Его аудитория более молода, образованна, состоятельна, продвинута; зачастую это те, кто принимает ответственные решения. В «Вестях недели» жизни как таковой меньше, там ловят «пульс дня». Возможно, отчасти поэтому они тоже захватывают молодую аудиторию, но в меньшей степени: 18% - от 25 до 39 лет (7% - женщины и 11% - мужчины), 22% - 40-54 (8 и 14%). Но точно поэтому ее смотрит более возрастная аудитория: 53% зрителей «Вестей недели» - это люди 55+ (34 и 19%). Представление самого Евгения Ревенко о своем зрителе не сильно отличается от социологических данных. Как он сказал в интервью, «Вести недели» - не развлекательная программа. Люди, смотрящие ее, приходят для того, чтобы накануне следующей недели определить основные политические тенденции, и для них важна точка зрения государственного канала». Схожие с «Вестями недели» цифры в отношении пожилой аудитории у Евгения Киселева: подавляющее большинство (56%) тех, кто смотрит «Итоги», это те самые 55+ (35% - женщины и 21% - мужчины), 29% - 40-54 (18 и 11%) и только 10% - аудитория в возрасте 25-39 лет (5 и 5%). Мотивация тех, кто смотрит «Итоги», абсолютна прозрачна. Во-первых, это – фактор привычки: в течение долгого времени «Итоги» были хотя и не единственной, но главной итоговой программой в стране, представляющей к тому же альтернативную точку зрения. Во-вторых, многие по старинке считают Киселева не просто наблюдателем за событиями, но как бы их непосредственным участником. Кстати, слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории, процент которой у Киселева весьма весом. Но самое большое количество зрителей пожилого возраста у «Времен» Владимира Познера. 63% его зрителей - это люди старше 55 лет (39% - женщины и 24% - мужчины) и 28% - 40-54 лет (18 и 10%). Количество тех, кому 25-39 лет, минимально - 5% (2 и 3%). Что объясняется, кстати, не только самой программой и личностью ее ведущего, но, возможно, и сменой ее положения в сетке канала. Хотя это и не является главной причиной, но, как уверяют социологи, аудитории, включающие телевизор в выходные в 22.30 (прежнее время выхода «Времен» в эфир) и в 18.00, различаются довольно сильно. Познер как явление появился на наших экранах еще в период Горбачева. С тех пор прошло немало времени, и значительная часть аудитории вышла на пенсию, естественно, она не хочет изменять своим пристрастиям. Таким образом, видно, что проект Леонида Парфенова «Намедни» собирал у экранов телевизоров самое молодое и прогрессивное население нашей страны. Основной принцип и главная фишка «Намедни» в фирменном стиле: негосударственный подход к новостям — взгляд простого обывателя на события недели. 3. Приемы Леонида Парфенова «Телевидение – это, прежде всего, технология, процесс». Л. Парфенов Для начала необходимо отметить, что информационные программы НТВ отличались от новостей на других каналах. НТВ – компания молодая, не столь отягченная правилами, нормами, традициями. Секрет эффективной работы информационной службы – это высокое профессиональное мастерство журналистов. В чем же проявлялась новизна? Чем отличались информационные программы НТВ, в частности, «Намедни» от тех новостей, к которым привыкла отечественная аудитория? Как писал известный телекритик Сергей Муратов: «… номенклатурное вещание породило особый вид новостей – информацию, не зависимую от фактов. Фактам категорически запрещалось противоречить передовому мировоззрению. А если противоречили, то тем хуже для фактов – они оставались за кадром»2. Для журналистов НТВ в подготовке информационных выпусков главное: новости должны быть «человечными». Один из редакторов программы, обладатель премии «ТЭФИ», Александр Герасимов так говорил в одном из интервью: «По возможности любая информация идет через человека. Даже если речь идет о протоколе. К примеру, освещая встречу Клинтона и Ельцина, мы рассказали о том, что у Клинтона развязался шнурок – на ботинке, - это украсит, внесет некоторый момент оживления… Это касается всех без исключения материалов. Новость – это событие, которое интересно всем. Все остальное выстраивается в вертикаль, в зависимости от интереса зрителей» 3. 2 Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. –М., 1997 3 Аргументы и Факты. 1997. № 29 При отборе фактов главная задача у энтэвэшников – максимально полно и достоверно нарисовать информационную картину дня, при их интерпретации и оценке тележурналист должен в какой-то мере учитывать также интересы обслуживаемой им аудитории. Принимая во внимание разнообразие интересов различных социальных групп и слоев, репортер не может становиться проводником государственных или частных интересов, но призван содействовать тому, чтобы средства телевещания объективно отражали плюрализм мнений, без искажений представляли различные точки зрения. Лакировка действительности – атавизм времен советской телепропаганды, все еще встречающийся на изредка на других каналах, оказался неприемлемым для информационной службы НТВ. Программы новостей НТВ, в том числе и «Намедни», от конкурентов отличает верстка. Зачастую впереди идет сообщение, которое другие каналы вообще обошли стороной либо заверстали в конец выпуска. На первом месте – человеческая трагедия – так здесь формулируют принцип ранжирования новостей. Ранжирование – важнейший инструмент верстки информационного выпуска, подразумевающий определение степени общественно-политической важности, общечеловеческой значимости новостей, последовательность из сообщения аудитории. На НТВ под это создана целая социопсихологическая теория (потребителя информации вообще ничего не интересует, кроме бед и неурядиц ближнего – желательно, человека известного, на худой конец такого же, как зритель, «человека из толпы»)4. Программа «Намедни» отличалась новым для российского телевидения подходом к информации. «Намедни» отказалось от привычного принципа освещения новостей – «политика-экономика-культура-спорт-погода». Создателям программы интересно все, что интересно ее зрителям: новости из парламента, тут же могут показать материал из провинции, репортаж из 4 Венекдитов А. Выступление на радио «Эхо Москвы» горячей точки - с сюжетом из жизни голливудских звезд. Полуторачасовой выпуск состоял из трех постоянных блоков: информационного, исследовательского и лирического. «Намедни» по-новому подходит не только к содержанию, но и к форме. Высокий темп, насыщенный видеоряд, дополняющий комментарии ведущего, - так, по мнению авторов, должна подаваться информация в новом веке. Что еще отличало программу «Намедни» - это ее яркие названия сюжетов, они сразу бросались в глаза, это цепляло, например, «Слава – Богу!» или «Почечная недостаточность». Здесь все подчинено задаче профессионального, четкого, оперативного информирования зрителя о наиболее важном (и интересном!), что произошло, происходит в эту минуту, вскоре произойдет в стране и мире. Полнота и сбалансированность информационной картины дня – более чем важные качества работы. Вот что говорил об этом представитель службы информации НТВ А. Герасимов: «Существует протокол, который мы должны так или иначе отобразить, потому что народ должен знать, что происходит с теми, кто им управляет: живы руководители или нет, в России они или за границей. Приоритет в новостях – человеческая трагедия». И в нетрадиционном, казалось бы, для себя формате Парфенов занимается тем же, что и всегда, а именно: популяризацией. Если в «Российской империи» он делает общедоступным наше прошлое, то в «Намедни» приближает к потребителю настоящее. И кажется, что ему все равно, что делать доступным для обывателя, - прозрачные заявления Владимира Путина или прозрачные стулья Филиппа Старка. Или «героев капиталистического труда», этих невидимых бойцов куриного, лекарственного, компьютерного фронта, которых до этой рубрики принято было считать сплошь бандитами и ворами. Так или иначе, Парфенов за один сезон успел изменить наши представления о традиционной воскресной аналитике. И, показав, что главная программа недели может быть еще и интересной, поднял планку, задал иной стандарт, считаться с которым придется всем его основным конкурентам. А в острой конкуренции может родиться новый жанр - жанр аналитики, интересной зрителю. «Намедни» превзошли все ожидания. Она была непохожа на фирменное «Сегодня». Чуть выше уже говорилось о том, что главной фишкой программы «Намедни» является неполитизированный подход к новостям. В следующих параграфах рассмотрим подробнее какими приемами пользовался Леонид Парфенов. 3. 1. Популяризация «специального репортажа» По существу отличительной особенностью информационного отдела НТВ, его «фирменным» жанром стал специальный репортаж. Это – пик профессионального мастерства. Раньше в каждом вечернем десятичасовом выпуске «Сегодня» обязательно был специальный репортаж, который анонсировался заранее. Потом специальные репортажи стали выходить в «Сегодня» все реже и реже. А в программе «Намедни» каждый репортаж был специальным. Всего в выпуске – в среднем, 8 сюжетов. Что такое специальный репортаж? Это сюжет, хронометраж которого не меньше 8-9 минут, 3 места съемок и обязательно стенд-ап журналиста («стенд-ап» - это когда корреспондент говорит в кадре какой-то репортажный текст). Как считает Нина Зверева, академик ТЭФИ, директор НОУ «Практика», г. Нижний Новгород, предметом для спецрепортажа становится актуальная проблема. Все сюжеты выдержаны в одном стиле. Предложения лаконичны – норма 5-7 слов в одном предложении. Часто в репортажах встречается игра слов, например, начало репортажа Антона Хрекова о трагедии в «Трансваале»: «Над Ясеневым неясно». «Намедни» — это острая аналитика, но аналитика вместе с тем тонкая, изящная и обязательно интересная. Ведущий программы «Намедни» Леонид Парфенов считает, что главное в его программе - репортаж, а политику трудно уложить в этот жанр. В «Намедни» часто шли «сериалы» внутри программы. Например, серия очерков «Бедные люди» - своеобразный дневник современности |