Реферат. Волгоградский СоциальноПедагогический Университет Ирландцы
Скачать 65.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский Социально-Педагогический Университет» Ирландцы Реферат Выполнила: Студентка 1 курса института ИЯ гр. САБ-111 Голубева Ольга Владимировна Научный руководитель: Ленивихина Наталья Олеговна Волгоград 2016 ОглавлениеВведение 3 ГЛАВА 1: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ ИРЛАНДИИ 6 1.1 Поселения и основные типы жилищ ирландцев 6 1.3 Военное искусство ирландцев и их оружие 10 1.4 Традиционная одежда и материальные ценности ирландцев 11 1.5 Традиционная кухня ирландцев 13 ГЛАВА 2: Духовная культура жителей Ирландии 14 2.1 Традиционные верования ирландцев и ирландские святые 14 2.2 Основные семейные традиции и обряды ирландцев 16 2.3 Ирландские обереги, талисманы, амулеты 18 2.4 Календарные праздники ирландцев 20 2.5 Искусство и памятники архитектуры ирландцев 23 ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 26 3.1 Основные проблемы ирландцев 26 3.2 Возможные пути решения существующих проблем 27 Заключение 29 Литература и источники 30 ВведениеИрландия является третьим, после Великобритании и Исландии, по величине островом [1]. Существует несколько версий происхождения названия острова «Ирландия»: по одной версии, название происходит от ирландского «Eire» или «Eirinn» – «западный». По другой, название произошло от имени населявшего остров племени иров. Птолемей называет Ирландию Иоверниас. Есть предположения, что первоначальная форма была Эверво, откуда происходит ирландское Иерна и латинское Иберния [3]. Ирландцы – коренное население острова, выходцы кельтских племён. У предков современных ирландцев было множество легенд о происхождение. В этих легендах ирландцы – потомки четырёх мифических племён - фомор, немедов, фир болгов и племён богини Дану. Время зарождения самых первых поселений установить крайне трудно. Первые следы жизни можно увидеть в Ольстере, в долине реки Бойн. Это курганные захоронения Даут, Наут и Ньюгрендж эпохи неолита, примерно за 3000 лет до н.э. Однако сведений о первоначальных языке и культуре нет. Первыми поселенцами были рыбаки-охотники, предположительно, из Шотландии. Их сменили люди эпохи неолита, которые использовали орудия из кремня. После, Ирландию заселили выходцы из Средиземноморья – «Фир Болги», использовавшие орудия из бронзы. Далее остров заселили пикты. В VI в. до н.э. на территорию Ирландии прибыли кельтские племена, или скотты, которые использовали орудия из железа. Первыми завоевателями Ирландии считают кельтское племя гоиделов, за ним следовали белги, бритты, пикты и другие. К V в. н.э. кельты смешались с местным населением, сложился гоидельский язык, жители стали называть себя гоиделами, или гэлами [2]. Отличительная черта ирландской истории – отсутствие римского правления [1]. В X веке н.э. стали вторгаться викинги – на побережьях они стали создавать городские поселения (в частности, Дублин и Лимерик). Нашествие викингов в Ирландии повлияло на язык: некоторые базовые слова ирландского языка, связанные с морем, скандинавского происхождения. В начале XI века ирландцы изгнали викингов, но уже в конце XII века часть территории была покорена англичанами во главе с королём Генрихом II, с этого началась эпоха английской колонизации. В дальнейшем ирландцы неоднократно пытались освободиться от английского господства, и, наконец, в 1801 году вся Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Лишь в 1949 году Ирландия была провозглашена независимой республикой. Ирландия – многоязычная страна, где большинство населения говорит на английском языке. Однако основной язык – ирландский, относится к кельтской группе гойдельской подгруппе. Первые памятники ирландского языка относятся к IV веку н. э. и представляют собой огамические надписи. После христианизации Ирландии в ирландский язык проникают заимствования из латыни, начинает использоваться латинская письменность. В XI веке упрощается система склонения; перестраивается глагольная система и другое. Примерно в это время от ирландского отделяется шотландский язык. В новоирландский период область распространения ирландского языка сокращается, а после английского завоевания в ирландский язык проникают заимствования из английского и норманнско-французского языков. В начале XIX веке число носителей ирландского языка резко сократилось. Однако, уже во второй половине XIX века начинают появляться организации для возрождения ирландского языка. С XVIII в. можно говорить о делении языка на четыре основных диалекта: южный (Манстер), западный (Коннахт), северный (Ольстер) и восточный (Ленстер). Существует официальный стандарт, основанный главным образом на коннахтском диалекте. Ирландский язык отличается характерной орфография, изменением начальных гласных слов, порядком слов в предложении, существованием двух глаголов-связок, наличие спрягаемых предлогов. Очень интересна антропологическая характеристика жителей острова. Ирландцы относятся к представителям европеоидной большой расы, нордической малой расе, или североатлантической группе популяций. В пределах ирландской расы выделяют несколько подтипов: брюнн, кельтский, нордическо-средиземный и другие. Антропологические характеристики:
ГЛАВА 1: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ ИРЛАНДИИ1.1 Поселения и основные типы жилищ ирландцевПервоначально, в Ирландии преобладало клановое деление общества. Каждое племя возглавляли вожди, избираемые членами клана. Вожди обладали полнотой власти и выполняли роль полководцев. Наследник вождя, танист, избирался при его жизни. Позднее кланы стали объединяться в поселения, под руководством верховного короля. К XIX веку в Ирландии поселения стали представлять собой деревни из 50-60 дворов. В обществе были свободные и несвободные члены. Свободные объединялись в патриархальные семьи – фины, которые объединялись в род – септ. Крупнее септов были кланы, несколько кланов составляли племя. Человек, не принадлежавший ни одной семье, роду или клану считался изгоем. Земля была в общем пользовании септа, семья владела участком земли для возведения дома и хозяйственных построек. Пастбища, леса, болота и горы могли быть собственностью рода, ими пользовался весь клан. Земля разделялась между главами семей, при смерти одного из владельцев, вождь назначал новый передел земель. Было право передачи по наследству земельных участков вместе с профессией – бардам, брегонам, друидам, некоторым воинам, врачам. Скот и всё движимое имущество находились в собственности членов семей и передавались по наследству. Жена переходила в род мужа и за неё выплачивалось вознаграждение, разрешалось заключать временные браки, иметь наложниц. Сегодня преобладают сельские поселений и сельский патриархальный тип семей. Большинство занято фермерскими хозяйствами, главой семьи является глава фермы – он заведует распоряжением всех работ, всех доходов, всего движимого и недвижимого имущества. Дети зависимы от отца. Статус главы семьи – наследственный, переходит от отца к сыну. Положение женщины в семье не является подчинённым. В древности были характерны дома, где под одной крышей проживали люди и животные. Дома были двух типов: круглые или овальные хижины с центральным открытым очагом (для них характерны деление на три части: спальня, кухня, комната для скота) и прямоугольные с прифронтовым камином и каменным фронтоном. Первые жилища были из камня. В средневековье распространение получили дома с плетневыми стенами, обмазанными глиной. В домах было две двери и небольшие окна. В XVIII веке начали строить глинобитные дома в равнинных и болотистых местностях и домов из камня в горных и прибрежных районах. Позднее строили каменно-глинобитные дома. Полы в домах были глинобитные и возле очага вымощенные каменными плитами. Крыши сельских домов покрывали соломой. Ирландские дома отапливаются камином. В древности камин представлял собой большую напольную каменную плиту с нависающей над ней конструкцией из прутьев и глиной, которая сужалась кверху. Внутреннее убранство жилища было скромным: деревянный буфет с посудой, деревянные лавки и стулья с высокими спинками и плетёными из соломы сиденьями, низкие трёхногие табуретки возле камина. Фермерские хозяйства образуют хутора. Дом в хуторе расположен в центре земельного участка. Городов в Ирландии достаточно мало. Наиболее типичны небольшие провинциальные городки с населением от 200 до 5 тыс. человек. Центр города – базарная площадь. Вокруг неё расположены административные учреждения, лавки, кабачки. В каждом городе имеется несколько школ, церквей, кинотеатров и почти нет промышленных предприятий. Крупный город Ирландии – Дублин, где проживает 20% городских жителей. Для городов характерны малоэтажные жилые кирпичные дома. В городах много парков и скверов, за городом – просторные сады. 1.2 Основные традиционные занятия ирландцев и орудия труда Одним из традиционных занятий ирландцев является земледелие. Ирландцы выращивали ячмень, пшеницу, солод, овёс. В земледелии применялась в основном переложная система обработки почвы – участки пашни меняли через определённые промежутки времени. Реже приходилось расчищать леса под пахотные земли. Основным инструментом пахания земли была соха, позднее – плуг. Зерно мололось каменными зернотёрками, а с V века – при помощи водяных мельниц. Траву косили серпом. Сегодня в Ирландии выращиваются овёс, картофель, пшеница, ячмень, кормовая и сахарная свёкла. При обработке пашен в некоторых горных районах Ирландии используют лопаты с длинным, узким и немного изогнутым лезвием. Траву косят косой с длинной рукояткой. Орудием молотьбы всюду, где еще нет молотилок, является цеп. Скотоводство также является традиционным занятием ирландцев. В XIX веке после аграрного переворота становится преобладающим. Ирландцы разводят крупный рогатый скот, овец, свиней, лошадей. Ирландцы занимались прядением льна и шерсти, выделыванием кожи, шитьём одежды и обуви, гончарным дело. Ювелирное и кузнечное дела считались привилегированными занятиями – продукция мастеров предназначалась в первую очередь для вождя и знати. В Ирландии есть все условия для рыболовного промысла, но оно на протяжении всего времени не получило сильного развития и не стало основным традиционным занятием ирландцев. Однако со временем превратилась в довольно популярный вид спорта. Рыбаки раньше выходили в открытое море на решетчатом остове с круглым дном, обтянутом сверху шкурами животных или просмоленным холстом. У таких лодок были тупая корма, острый нос и одна уключина для весла. 1.3 Военное искусство ирландцев и их оружиеОсновным и благородным занятием для ирландцев была война и охота. Ирландцы – жестокие воины. На войне до 697 года можно было встретить женщину. Участие мужчины в войне считали почётным и престижным. Воин носил длинную до колен или лодыжек льняную рубаху, подпоясанную боевым поясом, необходимым для крепления боевого оружия и трофеев. В ирландских преданиях можно встретить описания боевого передника из кожи или ткани, украшенный орнаментом и укреплённый металлическими пластинами. Воин обязательно носил шерстяной плащ с орнаментом, который крепился к одежде фибулой. Обувь кожаная или отсутствует. Доспехов вроде кольчуги или хауберки зачастую не было – было такое обмундирование дорогим. Шлемы не были распространены. Ирландский шлем был яйцевидной формы из железа или дерева и кожи, укреплявшийся металлическими полосками. Ирландский щит изготавливался из дерева, обтягивался кожей и оковывался металлом по краям, был двух основных типов: большой – диаметр 60 см – 1 м; малый – диаметр 20 – 40 см. В IX веке основным оружием был боевой топор. Стандартный боевой топор весил ок. 2 кг и был длиной ок. 25 см, длина рукоятки – ок. 80 см, длина лезвия – около 7-10 см. Топоры были двусторонние, с одним или двумя шипами на обухе, насаживавшиеся на рукоятку, крепившиеся в расщеп и др. Также использовали палицы, кинжалы, праща, метательные дротики, луки и другие. Копья различались по весу, длине древка и форме наконечника. Самым распространённым было тяжёлое длинное копьё с наконечником в виде ромба или листа. Было также короткое копьё с широким наконечником и лёгкий метательный дротик. Ирландские мечи были довольно длинные и во многом представляли собой полутораметровые рапиры. Позднее ирландский меч становится длиной ок. 50 см, а ширина лезвия 6-7 см с костяной рукоятью. Лук на территории Ирландии появляется во второй половине IX – начале X веков. 1.4 Традиционная одежда и материальные ценности ирландцевОснову традиционного мужского костюма ирландца составляет льняная рубашка (как правило длинная), кожаные или льняные брюки и шерстяной плащ с капюшоном или без. Традиционный ирландский плащ представляет собой цельный кусок шерстяной материи без вырезов для рук и рукавов, закреплявшийся брошью, или фибулой. В XVIII веке получают распространение шерстяные камзол и гетры, короткие панталоны и рубашка естественных цветов. В качестве обуви выступали грубые деревянные башмаки. В XIX веке распространяются жилетка или самый обычный свитер, клетчатый пиджак, кепка клинышком. Килт носили представители наиболее знатных и богатых сословий, шили из одноцветного тартана жёлтых или коричневых оттенков. Мужчины носили килт в сочетании со светлой рубахой без ворота, тёмной или однотонной рубашке курткой, большим суконным беретом, клетчатыми чулками больше похожими на гольфы и грубыми кожаными башмаками. Женский традиционный ирландский костюм первоначально состоял из яркого платья разной длины, расширявшееся книзу и украшенное вышивкой. Позднее, женщины стали носить широкие длинные до лодыжек зелёные, синие или красные юбки; светлую блузу с длинными узкими рукавами, подчёркивавшую талию с вырезом и сборками вокруг шеи; тёмный корсаж. Поверх юбки носили полосатый или клетчатый передник. На плечи надевали большую однотонную шаль с широкой цветной полосой и длинной бахромой в виде окаймления. Отличительной чертой являлся плащ синего или черного цвета, больше походивший на накидку с капюшоном. Частью традиционного костюма ирландца являются также разнообразные украшения. У мужчин были подковообразные или кольцевые фибулы, узкие шейные гривны в виде обруча, спорраны – сумки-кошели из кожи или меха на поясе, прикреплённые с помощью ремня или цепочки. Некоторые спорраны украшались красивыми металлическими застёжками. Среди мужских украшений были также распространены различные кольца, браслеты, застёжки на пояс, декоративные накладки на пояс или ножны. Женские украшения включали в себя красиво украшенные гребни для волос, разнообразные бусы и ожерелья, узкие шейные гривны, кольца, браслеты и богато украшенные застёжки на пояс. Также иногда представительницы женского пола носили диадемы. Особенно интересны ирландские кружева. Традиционные мотивы ирландского кружева носят «естественный» характер, то есть представляют собой изображение элементов природы – завитков, цветов, листьев, силуэтов трав, узоров ветвей. Отличительной особенностью является то, что вяжется оно по частям: по отдельности вяжется каждый элемент или узор и лишь затем все собирается в единую композицию. 1.5 Традиционная кухня ирландцевДо XV века в Ирландии преобладало животноводство. Традиционные ингредиенты знатного ирландца: мясо овец, свиней, крупного рогатого скота, птицы, рыбы или моллюсков. Представители низших сословий питались в основном молоком, сыром, маслом. Также употребляли в пищу овёс, пшеницу, ячмень, орехи, лесные ягоды и так далее. В XVI веке в Ирландии появляется картофель. В старину ежедневно выпекали тонкие ячменные или овсяные лепёшки на соде в качестве хлеба. Сегодня основным ингредиентом является картофель, из которого готовят супы, оладьи, тушат с копчёной свиной грудиной или же едят в купе с сельдью, маслом или пахтаньем. Мясо преимущественно употребляют в холодное время года, в тёплое время года его заменяют беконом. В современной ирландской кухне присутствует дрожжевой хлеб. Для жителей сельских районов характерно обильное и чрезмерное употребление молока и масла. Популярные блюда: ирландское рагу (тушёная баранина, морковь и лук), тушёные с картофелем и луком сосиски и бекон, мясные стейки, копченая лососина с гарниром из овощей и свежие устрицы с морской капустой. Популярные десерты: кексы с изюмом, пропитанные портером, яблочный пирожок, свежая земляника со сливками. Популярные напитки: очень крепкий сладкий чай, в который иногда добавляют молоко, эль, виски, портер, гиннес (сорт пива). ГЛАВА 2: Духовная культура жителей Ирландии2.1 Традиционные верования ирландцев и ирландские святыеВажное место в жизни всегда занимали религиозные и магические верования. Первоначальная религия ирландцев – это религия кельтов – язычество. В каждом поселении строился пантеон божеств. В различных историях указывается о существовании двух основных поколений богов. Фоморы, первые боги, раса гигантов, коренные жители Ирландии, чьими основными противниками были сиды, покровительствовали природе, урожайности, плодородию и т.п. Среди фоморов были:
Второе поколение богов победило первое, верховная власть перешла к Бресу, но его вскоре изгнали. Новых богов возглавила богиня Дана и их стали называть племенами богини Даны, или Туаты-Де-Дананн. В IV-V веках в Ирландии начинает распространяться христианство. Это связано с деятельностью святого Патрика. Святой Патрик родился в британском городе под властью Римской Империи. В 16 лет его похитили и обратили в рабство ирландские разбойники, в 22 года он смог вырваться из плена и вернуться домой. Спустя время увидел сон, где «ирландские голоса» просили принести слово Божие к ним на родину. Затем Патрик возвращается в Ирландию. Со святым Патриком связано множество легенд, одна из которых повествует об изгнании из Ирландии всех змей с помощью посоха, который ему дал Иисус Христос. Он связал символ Троицы с трилистником. Святой Патрик – покровитель Ирландии. Святой чудотворец и миссионер Коламба, или Колум Килле: коренной ирландец из королевского рода, обучался у известных учёных, стал священником примерно в 551 году. Его считают одним из величайших святых древнеирландской церкви и примером молитвенника, чудотворца и подвижника. Коламба основал монастырь на острове Айона. Небесный покровитель – Преподобный Кевин Глендалокский: принадлежал королевскому роду, с детства воспитывался в монастыре. Ему пришлось покинуть монастырь в связи с романтическими преследованиями одной девушки и сбежать в пустынное место, жить в дупле и питаться плодами и травой. Вскоре он возвращается в монастырь, по пути благословляет лес, который получает название «Hollywood». Он основывает Глендалок – один из главных монастырей Ирландии. Преподобная Бригитта – покровительница Ирландии и первая женщина в лике ирландских святых. Принадлежала королевскому роду. Будучи взрослой, она отвергла все предложения брака и постриглась в монахини, удалившись в пустынное место на востоке Ирландии, где построила келью. Эта келья стала первым Ирландским женским монастырём – Килдаром. Христианство очень быстро распространилось по всей Ирландии, в основном за счёт превращения языческих обрядов в христианские. С VI века Ирландия становится центром западной учёности. Отличительная особенность ирландской церкви – независимость от Рима. По этой причине некоторое время в Ирландии сохранялось двоеверие. Сегодня в качестве основной религии ирландцев проповедуется христианство: католицизм (70%), протестантизм (англиканство). Также на острове присутствуют мусульмане и евреи. Считается, что ирландский флаг своей цветовой гаммой символизирует единство и согласие различных ветвей христианской религии: зелёный – католицизм и оранжевый – протестантизм. 2.2 Основные семейные традиции и обряды ирландцевУ ирландцев существует множество разнообразных обрядов, традиций. Большинство из них сохранились с древних времён и дошли до наших дней. Древнейшие традиции по своей сути являются традициями кельтов. Первоначально, ирландцы крайне аккуратно и почтительно относились ко всему сказанному. Было крайне бережное отношение к внешности и здоровью – даже королями могли быть только красивые и полностью здоровые люди. Во время обедов рассаживались на земле или мехах вокруг низкого стола в зависимости от положения или военной славы. Во время некоторых пиршеств устраивалась борьба. Победитель получал лучший кусок мяса. В религиозных центрах устраивались оэнахи – особые собрания-празднования. Они сопровождались состязаниями и торжествами. Суть собраний была в упорядочивании взаимоотношений короля с подданными. По случаю новоселья, свадьбы, варки пива, устройства пира, вступления в наследство, в канун сражения принято было рассказывать повести. Для развлечения ирландцы играли в «фидхелл». Правила ее утеряны, однако она отдаленно напоминала шахматы (наличием доски и фигур). Современные семейные обряды являются упрощёнными вариантами исконных. Так, современный свадебный обряд сводится к провожанию родителями брачующихся к церкви и поднесении им блюда овсяной каши и соли перед выходом из церкви, а после устраивают свадебный обед в рядом расположенном трактире и после его продолжают в доме родителей невесты. В XIX веке стали обычаем проводы эмигрирующих. Древний обычай поминок по умершему теперь совсем не совершается. В некоторых местах, при смерти хозяина дома, для него заказывают платье. В нем сын должен ходить три воскресения на мессу. После платье дарят бедняку [4]. В XIX в. существовал обычай одевать в народное платье детей, мальчики до семи лет носили такой костюм как у девочек: короткая красная юбка, вязаная рубашка и коричневая куртка. Канун наступления Нового года ирландцы проводят в кругу семьи – искренне верят, что это приносит удачу всей семье и укрепляет узы. В канун Нового года двери домов оставляют незапертыми – любой желающий может прийти в дом и почувствовать себя желанным гостем. Каждая хозяйка готовит выпечку и вкусности, для раздачи соседям, друзьям, знакомым или прохожим. После наступления Нового года ирландцы выходят на улицу для веселья. Ирландцы очень уважают ирландский язык. Поэтому каждый знающий ирландский язык житель страны носит специальный значок с надписью «An Fáinne», чтобы носители ирландского языка могли узнать друг о друге. В Ирландии существует обычай на случай дня рождения: именинника переворачивают вверх ногами и слегка ударяют головой определённое количество раз: оно равно числу исполнившихся лет плюс ещё один раз. Особенно красивы ирландские свадьбы. Сперва ирландские юноши сватаются к возлюбленным. Один из свадебных обычаев называется «Айтин Гусак»: жених приходит в дом невесты, на стол подают печеного гуся и произносят «его гусь приготовлен!», что означает готовность жениться, в этот день обсуждают свадьбу. Молодожёнам и гостям на свадьбах дарят колокольчики – их звон отгоняет злых духов. Звон колокольчиков на свадьбе даже заменяет чоканье. В мифологии феи обожают красивые вещи и любят «воровать» невест. В стране много легенд об «унесенных призраками». Чтобы не привлекать к себе внимание фей, невеста не должна надевать одежду зеленого цвета. Молодым нельзя петь на собственной свадьбе. Если невеста во время танца оторвет обе ноги от земли, ее унесут феи. В старину жених и невеста, защищаясь от дурного глаза, съедали три щепотки соли и овсяную муку. 2.3 Ирландские обереги, талисманы, амулетыДревние обереги, амулеты и талисманы представляли собой кельтские, самые распространённые: ветви рябины для защиты от колдунов и злой магии, ветви боярышника для защиты и в качестве символа надежды, омела для защиты от болезней, ясень для защиты от всякого зла и другие. Особое значение отводилось огню, как символу очищения и защиты от зла и бедствий. Подкова, прибитая над входом в дом – оберег от фей, непрошенных гостей. Считалось, что подкова отводит молнии и защищает корабль от бурь. Талисманы были из деревьев и металлов, нанося на них определённые знаки. Выбор дерева также был важен: талисман из берёзы защищал от всех бед, из рябины – отгонял зло, приносил удачу и придавал физическую силу. Особо почитаемым символом, наносимым на амулет, является триксель, символ равновесия, даёт оптимизм, мудрость, защиту от негативных сил. Большинство амулетов и талисманов, оберегов направлено на духовное развитие человека, создание гармонии между внутренним миром и природой. Сегодня самым распространённым символом Ирландии является клевер. Клевер – символ независимого духа и нрава, появился ещё в XIII веке во времена первых английских колониальных попыток. Католики прикалывали трилистный клевер, который в последствии стал их отличительным символом, себе к груди. После английской колонизации трилистный клевер стал символом свободы Ирландии. 2.4 Календарные праздники ирландцевВ древности, во времена кельтов, праздники сопровождались различными ритуалами и проводились в самые магические ночи. Ночь с 30 апреля на 1 мая – праздник Бельтайн –символ смены зимы на лето. На холмах 9 друидов разжигали священные костры из хвороста 9 разных деревьев, которые отгоняли зло и болезни. Во всех домах гасились все источники света и зажигались только от священного огня. На поле в Бельтайн приносили в жертву овцу или барана, сжигая его целиком. Считалось, что в эту ночь граница между миром людей и миром Фей практически исчезала. Необходимо было защититься от любого колдовства. 21 июня – праздник Ман Саури – день Весеннего равноденствия. В этот праздник друиды совершали шествие с факелами для охраны и благополучия посевов на полях, для успеха в войнах и для защиты от злых сил. 1 августа – праздник Лугнасад – день начала жатвы и сбора урожая. В этот день пекли первый каравай из зерна нового урожая, а также устраивали пир, который привлечёт богатый урожай и обилие молока, избавит от вторжений, обеспечит справедливый суд. Сбор урожая сопровождался особыми ритуалами: жнецы метали серпы, пока не срежется последний колос. Считалось, что в последнем снопе остается дух зерна, из него делали Мать Урожая. Сноп связывали в форме женской фигуры, одевали и украшали. То, что осталась из урожая после Самайна, считалось испорченным злым духом. Ночь с 31 октября на 1 ноября – праздник Самайн – ночь, когда духи умерших людей могли проникнуть в наш мир, считалось опасным делать всё, что хоть как-то могло разозлить духов или нарушить их покой: выходить ночью на улицу, свистеть, звать кого-либо по имени. Так же не следовало оставлять окна и двери раскрытыми, проникшие в дом духи могли навредить живым. В этот праздник совершались очистительные и защитные ритуалы. В XIX в. у ирландцев сохранялось еще немало пережитков древних верований о феях и эльфах, оказывающих влияние на человеческие дела, о колдунах, портящих скот, о ведьмах и других магических существах. У ирландских протестантов по воскресеньям не принято работать и развлекаться или куда-либо ездить; этот день стараются проводить в кругу семьи. Среди древних кельтов был распространен культ священных источников и колодцев. Церковь поддерживала этот культ. И сейчас в определенные дни совершаются процессии во главе с католическим священником к особо почитаемым святым источникам. С давних времён в Ирландии организуются разнообразные ярмарки и фестивали, например, «фестиваль знакомств» в Линсдунварне, ярмарка «Puck Fair» в Керри, ярмарка «Ould Lammas Fair» в Антриме и другие. На этих мероприятиях танцуют народные танцы, на площадях выступают музыканты, фокусники, акробаты. На ярмарках проводятся соревнования, один из таких соревнований – харлин, или смесь хоккея и гэльского футбола. Самый излюбленный и важный праздник – день Святого Патрика 17 марта. Это национальный праздник ирландцев, популярный и среди протестантов. Подготовка к проведению празднества начинается заранее. Во многих городах в этот день устраивают пышные процессии, народные гуляния, вечеринки с музыкой и большим количеством пива. В этот праздник все ирландцы надевают одежду зелёного цвета. Другими крупными праздниками в Ирландии являются Рождество и Пасха. Ирландцы отмечают Рождество 25 декабря, до этого дня все члены семьи тщательно готовятся к нему. Перед Рождеством в течении четырёх недель ирландцы соблюдают пост, во время которого все комнаты дома и сад приводятся в порядок, камины украшают ветками падуба, дверные проёмы украшают омелой, наряжают ёлку. В сочельник самый младший в семье зажигает свечу как символ гостеприимности. Подарки под ёлку кладут к полуночи, помимо подарков – угощения для Деда Мороза (гренки со стаканом молока) и его оленей (несколько морковок). Отличительная особенность в этот праздник: подарки ирландцы дарят не только родственникам или близким друзьям и знакомым, но также прохожим, учителям, врачам и другим. В Ирландии Пасху отмечает большинство верующих ирландцев. День начала Пасхи исчисляется по Григорианской Пасхалии, пасхальным понедельником является первый понедельник мая. Ирландцы тщательно готовятся к пасхе: моют, чистят и красят дома; убирают во дворах; покупают новую одежду. Верующие соблюдают Великий пост, во время которого не едят мяса и морепродуктов, а также проводятся все приготовления к празднику. Традиционными символами ирландской Пасхи являются крашеные яйца, пасхальные белые ягнята, весенние цветы птицы. Пасхальные яйца из шоколада, конфеты и другие сладости также весьма распространены. Ирландские девушки надевают жёлтое платье, белые туфли и вплетают зелёные ленточки в волосы; на правый рукав многие ирландцы прикрепляют маленькие крестики из разноцветных ленточек. Другим символом Пасхи являются белые лилии – символ ирландской свободы в Пасхальном Восстании 1916 года. В Страстную пятницу ирландцы не занимаются никакой работой, связанной с деревообработкой, соблюдают тишину и молчат с полудня до трёх часов дня. В Великую субботу производят последние приготовления к Пасхе, ходят в гости к родственникам, готовят еду, проводят время с родными и близкими, окропляют дом святой водой. В Пасхальное воскресенье ирландцы обмениваются крашеными пасхальными яйцами и устраивают традиционное катание яиц. Однако нельзя забывать и про другие не менее важные ирландские праздники: 1 января – Новый Год; 1 февраля – День святой Бригитты, Имболк, первый день весны; 1 мая – Бельтайн, первый день лета; 1 августа – Лугнассад, первый день осени и сбор урожая; 22 сентября – Мабон, день осеннего равноденствия; 31 октября – Хэллоуин — канун Дня всех святых, Самайн; 26 декабря – День святого Стефана. 2.5 Искусство и памятники архитектуры ирландцевОтличительными чертами первобытного искусства являются отсутствие реалистичности в изображении живых существ, абстрактный орнамент, узоры с фантастическими образами и мотивами и другие. У ирландцев есть богатое и своеобразное устное творчество на гэльском и английском языках, среди которых исторические песни о национально-освободительной борьбе Ирландцев, и др. Два больших мифологических цикла на ирландском языке «Ольстер» и «Фениан» рассказывают истории о легендарных героях Кухулин, Медб, Финн МакКул, и Дейрдре. После английской колонизации Ирландия дала миру многих великих авторов, писавших на английском языке: Джонатана Свифта, Оливера Голдсмита, и Джорджа Бернарда Шоу, Уильяма Батлера Йейтса и других. Ирландские легенды многолики и противоречивы. В одной из них говорится о Финне Макколе, который однажды вырвал кусок земли в Ольстере, где теперь крупнейшее в стране озеро Ней, швырнул его в море и там образовался остров Мэн. В V веке, после христианизации Ирландии, искусство оказалось полностью подчинено церкви: создавались лишь предметы украшения или религиозного назначения. С середины V века до середины VII ирландское искусство оказалось под восточным влиянием Египта и Сирии. Во второй половине VII века начинается бурное развитие ирландского искусства. VIII – IX века золотой период развития искусства: в этот период появляются резные каменные кресты, ювелирные украшения, «Евангелие из Келса». После вторжения викингов в IX веке искусство Ирландии сильно пострадало. Ирландская декоративная живопись представляет собой книжную миниатюру, самыми яркими её представителями являются «Евангелие из Дарроу», «Линдисфарское Евангелие», «Евангелие из Сент-шад». В XVII веке искусство кельтов приходит в полный упадок и её место занимает британское. В 1670 году в Ирландии основывается гильдия художников. XVIII век становится периодом становления собственно Ирландского искусства, появляются такие художники, как Сюзанна Дрёри, Джордж Баррет, Томас Робертс, Джеймс Барри и другие. В XIX веке окончательно складывается ирландская школа живописи. Наиболее значительными представителями XX века были Джек Батлер Йейтс, Пол Хенри, Уильям Орпен и другие. Кубизм в ирландской живописи был представлен творчеством Мэйни Джеллет, Мэри Суонзи и Иви Хоун. Скульптура в Ирландии получила развитие в XVIII веке при строительстве многочисленных зданий. Особое место среди ирландского искусства занимают танцы. Английские колонизаторы стремились ограничить ирландское искусство, что проявилось в более чем полуторавековом тайном развитии танцев. Проводились тайные занятия танцами, которыми руководили бродячие мастера танцев, тайные вечерники, на которых долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Современная ирландская школа танцев начала своё развитие в XVIII веке. В этот период мастера танцев ходили из деревни в деревню, чтобы распространять своё искусство. Каждый мастер создавал собственные танцевальные движения и обучал им желающих танцевать. Поскольку ирландская церковь считала «распутным» движения руками, то в изначальной школе танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Лучшие танцевальные мастера в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы. Часто танцевальные мастера разных школ проводили соревнования между собой. Победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники. Современный период в ирландском танцевальном искусстве начинается с конца XIX века, с создания Гэльской Лиги. В 1929 году была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Ирландская музыка первоначально исполнялась на цитре и тимпане. Также довольно популярным является тинвистл – разновидность флейты и фиддл – разновидность ирландской скрипки, волынка. Ирландская музыка сопровождается песнями и танцами. Существует множество музыкальных жанров, например, джига (жига) и рил. Самыми распространёнными вокальными жанрами является баллада или эпос о жизни или героях. На территории Ирландии много исторических памятников архитектуры и искусства:
ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ3.1 Основные проблемы ирландцевВ Ирландии основными проблемами являются поздние браки, миграции населения, большая доля пожилого населения. В XIX и в начале XX вв. наблюдалась большая смертность населения, вызванная частыми голодовками сельского населения и тяжелыми условиями жизни городской бедноты. В 1920-х гг. смертность снизилась, демографическая обстановка стабилизировалась. Увеличение брачного возраста ирландцев, а также отказ вступать в законный брак стало ярко проявляться в середине XIX века. Для ирландцев характерно позднее вступление в брак. Наиболее поздние браки характерны для сельских жителей. Причины: голод 1847-1848 годов и последовавший за ним аграрный переворот. Мелкие фермеры не могут делить свою землю между всеми детьми, ферма переходит в наследство одному из сыновей по выбору отца, который не имеет возможности жениться до тех пор, пока ферма не перейдет в его руки. Дети, не наследующие землю, вынуждены искать заработка, многие из них эмигрируют. Миграция – одна из основных проблем Ирландии. Самой распространённая миграция – трудовая. Причины миграции экономические. Сегодня практически не существует семьи, родственники которой не жили бы заграницей. Мигрировавшие родственники присылают денежные суммы, которые составляют зачастую основную часть семейного бюджета. Как правило, уезжают молодые представители населения Ирландии и в стране происходит увеличение доли пожилых людей. Однако ни миграции, ни поздние браки не сказываются на естественном приросте населения. Это связано с тем, что ирландские семьи по обыкновению многодетны и в некоторых семьях производят на свет пять или шесть детей. 3.2 Возможные пути решения существующих проблемНа мой взгляд, поиск решений проблем Ирландии должен быть сосредоточен в руках правительства. Основные существующие в Ирландии проблемы связаны с экономикой страны. В целом на сегодняшний день экономическая ситуация в стране довольно стабильна. За последние несколько лет увеличился объём ВВП, инфляция составляет не более 1% в год, а также по данным ежегодного рейтинга Всемирного банка Doing Business в 2015 г. Ирландия заняла 13 место по простоте ведения предпринимательской деятельности, что на 4 позиции выше, чем в 2014 г. Всё это благоприятно сказывается на возможностях и дальнейшем развитии страны. Для преодоления существующих проблем необходимо и дальше продолжать поддерживать стабильную экономическую ситуацию в стране, а также предоставить рабочие места всем слоям населения. Для увеличения числа городских жителей необходимо создавать города с развитой инфраструктурой, создавать условия для урбанизации и переселения людей из деревень в города. Также можно превращать существующие деревни в посёлки городского типа. ЗаключениеИрландия – удивительная страна, окружённая морями и океанами, расположенная на одноимённом острове. На сегодняшний день Ирландия представляет собой независимую парламентскую республику. Это открытая, дружелюбная и гостеприимная страна. На её территории расположены многие памятники истории и культуры, её музыка и искусство по-своему уникальны. Ирландцы – самобытный народ, который и сегодня чтит и стремиться сохранить вековые традиции, обряды и праздники. Вековые традиции кельтов. Коренных жителей острова, и сегодня находят свои отголоски в различных сторонах жизни населения: семейный быт, проведение фестивалей и ярмарок, ведение хозяйства и другие. По сей день существуют различные обряды и ритуалы, ирландцы носят обереги и талисманы. Ирландия является промышленно-аграрной страной, однако большая часть населения занята в сельском хозяйстве и проживает в деревнях, на территории своих фермерских хозяйств. Коэффициент урбанизации довольно низкий и составляет не более 2% в год. В Ирландии существуют различные проблемы, связанные между собой тесным образом и носящие экономический характер, самые главные из них – это миграции, поздний возраст вступления в браки и большая доля пожилого населения. Тем не менее все существующие проблемы при грамотно продуманных решениях и качественной внутренней политики возможно разрешить наилучшим образом. Литература и источники
|