Главная страница

Мотивация в обучении.. доклад мотивация. Волкова Юлия Сергеевна 2020 г. Введение. Информатика область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации. Ваша задача


Скачать 100.5 Kb.
НазваниеВолкова Юлия Сергеевна 2020 г. Введение. Информатика область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации. Ваша задача
АнкорМотивация в обучении
Дата29.09.2020
Размер100.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файладоклад мотивация.doc
ТипЗадача
#140141



«Мотивация учащихся в обучении информатики»

Выступление подготовила

Преподаватель информатики

Волкова Юлия Сергеевна

2020 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации.

«Ваша задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окружающего мира»

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели, пожалуй, всех предметов - это отсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании ребенка, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что так же не способствует образованию. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда учитель способен заинтересовать учащихся, и полученная учениками информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован. Для получения же навыков самостоятельно, как правило, у ребенка не хватает сознательности и внутренней дисциплины (хотя и в меньшей степени в старшем звене школы).

Мы заметили, что, не смотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой

Сейчас нам хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.
Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др.

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения, и по их мнению «когда захочу – все изучу сам».

Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Для повышения мотивации учеников необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Так, как в классе обучаются дети с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения, педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;

  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;

  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;

  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;

  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.


Программу формирования мотивации следует начинать с рассмотрения того, что и в какой последовательности целесообразно формировать учителю:

  • Предоставление свободы выбора (ориентирует учащихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).

  • Совместное планирование урока (можно предложить учащимся самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала. Здесь участвует в работе важный критерий – степень освоения учебного материала. Иногда, даже слабо успевающие ученики хотят принять участие в этой работе.).

  • Проведение самостоятельной работы используя дифференцированный подход (особенно подход внутренней дифференциации детей).

  • Максимально возможное снятие внешнего контроля (оценка должно не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности. Ученик не должен полностью зависеть от оценки – только тогда он может работать творчески).

Особое внимание в своей работе я уделяю проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и т.д).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы наверное часто замечали, что, несмотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то,что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания. Если же говорить об информационных технологиях, то каждый, имеющий свой компьютер, их использует в своей деятельности. То есть, налицо практическое применение знаний.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Пример 1:

2 х 2 = 5.

Доказательство:

Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1)

Числа в скобках равны, их можно сократить,

Получим: 4=5 (!?)

Парадокс…

моменты в описываемой ситуации.

Пример2:

Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов (8 класс).

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. …

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)

Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на мой взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Алгоритмы в нашей жизни” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы называем “Ломаем голову”

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пример 2.

При изучении программирования мы предлагаем стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

Ицелый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

Пятый прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д.,

Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Текстовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц. Причем, в качестве стимула можно предложить добавить дополнительные баллы за оригинальность.

Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д

Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. В этом помогает компьютерное творчество и проектная деятельность.

Оно помогает развивать :

  • творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;

  • навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;

  • умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи;

  • помогает формировать интерес к информатике, развивает межпредметные связи.

Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют старшеклассники. Так для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, у него развивается умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.



 

  1. Текстовый файл; объект, создаваемый в текстовом редакторе, содержащий печатный текст.

  2. Строка в базе данных, основной элемент структуры БД.

  3. Поле, применяемое для ввода логических данных в БД.

  4. Поле, в котором наряду с числом изображены денежные единицы в БД.

  5. Столбцы в БД, основной элемент структуры БД.

  6. Информация, содержащаяся в строках и столбцах (символы, тексты и т.д.).

  7. Поле, которое имеет свойство увеличивать числа на единицу.

  8. Поле, хранящее до 65535 символов.

  9. Оценка будущих перспектив в ЭТ.

  10. Оформление по каким-либо правилам участков печатного текста. Тема нового урока.

Пример 2. Ребус.



Ответ: (дисковод).

Пример 3. Сканворд по теме “ Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы. Массивы”.



Ответы (оба варианты): BEGIN, CASE, ELSE, END, FOR, IF, READ, REPEAT, THEN, WHILE, WRITE. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - GOTO.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Шестой прием: исследовательская деятельность учащихся в предметной области "Информатика".

Несмотря на понимание необходимости развития познавательных способностей в процессе обучения в школе, реального внедрения технологий развития познавательных способностей учащихся не происходит. Связано это, с одной стороны, с тем, что учителя, в большом числе случаев, пока не овладели дидактическими основами развития познавательных способностей учащихся, не усвоили условий их успешного развития в процессе обучения, и, в связи с этим, не в состоянии использовать развивающие технологии в рамках "своего" учебного предмета. С другой стороны, это связано с недостатками современных учебников и учебных пособий, зачастую имеющих описательный характер. Таким образом, потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать связи практической значимости, применимости результатов исследования, научной строгости и доказательности, наличие творчества. Исходя из представляемых на научно-практических конференциях работ, можно выделить следующие виды работ:

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рефераты - работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.

Эксперимент - работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ описанных выше:

  1. доклады (рефераты);

  2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;

  3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).

Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими. Проекты, создаваемые при помощи языка программирования, требуют хорошей математической подготовки, свободного владения приемами программирования. В связи с этим, подобные проекты для разработки целесообразно предлагать представителям физико-математических классов, обладающих вышесказанными умениями.

При этом необходимо наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Таким образом, можно выделить несколько способов использования ИТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов;

контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;

как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.

Все они являются  действенным средством формирования положительной мотивации учения.

“Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.


написать администратору сайта