Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины возникновения права

  • Вопрос № 20 – Предпосылки происхождения государства и права.

  • шпаргалка. Вопрос 1 Правоведение как наука. Его особенности и состав


    Скачать 143.05 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Правоведение как наука. Его особенности и состав
    Анкоршпаргалка
    Дата17.05.2023
    Размер143.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_zachet_1.docx
    ТипДокументы
    #1138175
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Вопрос № 19 – Догосударственное общество.

    В своем развитии общество проходит ряд стадий развития, от догосударственного до современного.

    Для того, чтобы понять суть причин происхождения государства и права, важно исходить из того, что возникающее государство – это часть общества.

    Общество предшествует государству и праву

    Количественно-качественные накопления в обществе в конечном счете приводят к появлению государства и права.

    Существует наука – юридическая антропология, которая изучает происхождение и эволюцию государства и права.

    Первобытное общество - первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения права и государства.

    Как отмечает В.В. Лазарев, первобытное общество развивалось очень медленно, многие тысячелетия оно практически не менялось.

    Жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд лет назад.

    Человек возник около 2 млн лет назад.

    А первые государства возникли в конце IV- начале III тыс. до н.э.

    На территории нынешней России немного более 1 тыс. лет назад

    Этапы развития первобытного общества

    Первобытное стадо

    Родовая община

    Разложение родовой общины

    На этом этапе человек выделяется из животного мира и приобретает социальные черты – целеполагающая трудовая деятельность, мышление и речь

    Возникает с появлением человека homo sapiens (Человек разумный). По свои сущностным признакам это действительное человеческое общество

    Предшествует возникновению государства и права и характеризуется разрушением внутриродовых связей и зарождением будущих государственно-правовых институтов

      1. Первобытное стадо

    Это начальная форма коллективизма – совместная охота и совместная защита от хищных животных.

    Коллективизм – это не только средство выживания, но и проявление социальной сущности первобытного человека.

    В условиях коллективного труда человек постепенно превращается в личность, деструктивные которой уже начинают ограничиваться простейшими социальными нормами.

      1. Родовая община

    Переход от первобытного стада к родовой общине стал возможен благодаря:

    1) Завершению процесса антропогенеза

    2) Развитие производительных сил сделало возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов

    3) Совершился переход от неупорядоченных половых отношений к экзогамии – следовательно, упрочнению социальных контактов с другими коллективами

    Первичным элементом родовой общины была семья, семьи составляли род.

    Род - исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство

    На позднем этапе развития родовой общины стало возникать производящее хозяйство и высокоспециализированная производящая экономика. Население активно увеличивается.

    Такая демографическая ситуация приводит к существенному усложнению социальной структуры – увеличивается число родовых общин и появляется наиболее крупное социальное образование эпохи неолита – племя.

    Племя – это союз родов, который является верховным собственником территории.

    Здесь появилось две тенденции:

    1) С одной стороны, разрастающиеся роды стали тяготеть к дифференциации – разделению на внутриродовые группы по признаку близкого родства.

    2) С другой стороны, внутри племени все больше набирала силу тенденция перемешивания родов, которая вела к самоидентификации общинника с его племенем.

    В результате этих двух тенденций племя становится прототипом будущей народности.

      1. Разложение родовой общины

    Этот этап развития родовой общины возникает с осуществлением неолитической революции. В это период в эпоху неолита началось разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.

    Неолитическая революция- это переход от присваивающей экономики к производящей.

    В результате продолжающегося развития разложения родовой общины постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство» или «чифдом» (от слова chief – начальник, dom – владение, господство).

    Для протогосударства были характерны:

    1) Общественная форма собственности

    2) Существенный рост производительности труда

    3) Оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати

    4) Быстрый рост населения

    5) Появление городов

    6) появляется социальное неравенство

    Именно в этот период произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный».

    Средства, с помощью которых организуется и управляется общество

    1. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми (ч – ч)

    2. Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия

    Особенности власти в первобытном обществе:

    1. Власть в первобытном обществе

    НЕ БЫЛА ОТДЕЛЕНА ОТ ОБЩЕСТВА!

    2. Высшей властью было общее собрание всех взрослых членов рода

    3. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода (но иногда это было молчаливое согласие, как отмечал Ключевский). Но при этом в ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН УЧАСТВОВАЛ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ

    4. Власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение, но НИКАКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ ЭТОГО НЕ БЫЛО!

    Материал из учебника Алексеева:

    Причины возникновения государства

    Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

    В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

    Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

    И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) нетолько способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

    Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосудар-ственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

    Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

    Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

    Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

    Причины возникновения права

    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

    Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

    Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

    Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

    Вопрос № 20 – Предпосылки происхождения государства и права.

    Кашанина Т.В.

    I. Экономические предпосылки

    Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятий охотой и рыболовством , т.е. от присваивающего хозяйства, к хозяйству производящему - скотоводству и земледелию.

    Возник обособленный род занятий - кочевое и полукочевое скотоводство. Это было первое общественное разделение труда.

    Повсеместно шло второе общественное разделение труда - отделение ремесла от других занятий.

    Затем появились профессиональные торговцы, что означало, по мнению Ф. Энгельса, третье общественное разделение труда.

    1. Демографический фактор.

    Одни ученые связывают это с увеличением народонаселения и сокращением по мере развития человеческого общества продуктов для потребления, даваемого природой.

    2. Климатический фактор.

    Другие ученые обращают внимание на то, что на Земле в тот далекий период произошла экологическая катастрофа и это привело к изменению климата на земле. Наступило похолодание, и началось вымирание мегафауны (носорогов, мамонтов и др.), бывшей основным источником пропитания людей. Именно это, по их мнению, вынудило людей перейти к производству.

    3. Случайностный фактор.

    Можно предположить, что человек совершенно случайно нашел способ устойчивого получения пропитания: его производство собственным трудом, например, получив около жилища всходы оброненных зерен злаков или потомства от пойманных, но сразу не съеденных животных.

    4. Интеллектуальный фактор

    У человека появилась способность мыслить

    II. Политические предпосылки.

    Человек - существо общественное, и поэтому ему приходится вступать в отношения с соплеменниками. Поскольку органы управления первобытного общества не справлялись с этой ролью, постепенно стали формироваться органы государственной власти, которые взяли на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества и, в частности, урегулирование спорных взаимоотношений между соплеменниками.

    III. Идеологические предпосылки. Господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т.е. поклонение многим богам (богу огня, ветра, солнца и т.д.). Постепенно стала происходить своего рода иерархия богов, т.е. среди множества и множества богов какой-либо один выделялся на роль главного.

    Религия способствовала консолидации многих древних обществ (древнеегипетского, древнерусского и др.). Т.В. Кашанина полагает, что возникновение монорелигии у тех или иных народностей есть надежный показатель формирования у них государства.

    IV. Психологические предпосылки.

    На это впервые в нашей юридической литературе и совершенно справедливо обратил внимание, исследуя вопрос о происхождении государства, В.И. Червонюк, доказывающий, что наша наука постепенно отходит от экономического детерминизма. Изменившиеся экономические условия формируют новый духовный облик людей. На начальном этапе развития общества постепенно, и пока лишь в очень небольшой дозе, людьми начинают осознаваться общие интересы.

    Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта