Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 Формы: - Прямая- Косвенная- Суммарно-обозначающая1. Прямая (мысли героя) - ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЗМОВ

  • внутренний монолог

  • поток сознания

  • диалектика души

  • 2. Косвенная (описание внешних признаков)

  • Портретные детали

  • Предметные детали

  • Чувства названы, но не показаны.

  • Вопрос 14. ОБРАЗ-ПЕЙЗАЖ. Изображение картин природы как способ выражения мысли автора.

  • Вопрос 15. ОБРАЗ-ПРЕДМЕТ. Изображение предметов быта как способ выражения мысли автора.

  • Билет 16 Родо-видовая специфика литературы. Теории В.Й.Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Бюлера.

  • Билет 19. Драма Драмой называют

  • Билет 20. Роман: история развития . Бахтин о романной проблемности

  • Билет 21.

  • билеты литературовед. Вопрос 1 Литературоведени


    Скачать 158.92 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Литературоведени
    Дата24.06.2019
    Размер158.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты литературовед.docx
    ТипДокументы
    #82846
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Вопрос 13.

    ПСИХОЛОГИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

    (oт гpeч. psyche - дyшa и logos - пoнятиe, cлoвo)

    Психологизм Особое изображение внутреннего мира человека путем описания мыслей или поведения. Глубокое и острое проникновение писателя в душевный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы.

    3 Формы:

    - Прямая

    - Косвенная

    - Суммарно-обозначающая

    1. Прямая (мысли героя) - ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЗМОВ

    Непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека.

    - Повествование ведется от первого лица.

    Чувствами делиться сам герой, максимальная искренность. Исповедь.

    - Повествование ведется от третьего лица.

    О всех чувствах нам рассказывает автор, но могут присутствовать вставки речей героев, или их мысли. Этот вид может комбинировать повествование от третьего и первого лица. Позволяет изобразить внутренний мир сразу нескольких персонажей. Помогает обращаться с художественным временем: позволяет промотать ненужное, остановиться на важном.

    - Психологический анализ

    Возможен только в повествовании от третьего лица. Автор анализирует мысли и поступки героя, а мы узнаем мотивацию героя.

    - Самоанализ

    Возможен в повествовании как от первого, так и от третьего лица. Применяется в форме несобственно-прямой внутренней речи

    - Несобственно-прямая внутренняя речь

    Внутренний монолог, только не зафиксированный кавычками, а поданный в виде несобственно-прямой речи.

    внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Воспроизводит речевую манеру героя, а следовательно – и его мышления.

    поток сознания – внутренний монолог, доведенный до своего логического предела. Создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.

    диалектика души – развитие одних чувств и мыслей из других. Изображение самого процесса формирования идей и намерений, их переплетение между собой.

    2. Косвенная (описание внешних признаков)

    Передает внутренний мир героя через внешние симптомы

    - Скрытый психологизм

    Напрямую автор не говорит о чувствах героя. Образ складывается из деталей, которые появляются по ходу действия.

    - Художественная деталь (портрет, пейзаж, мир вещей)

    Портретные детали напрямую передают состояние человека (Побледнел, покраснел, голову повесил)

    Пейзажные детали с давних пор используются для создания в произведении определенной психологической атмосферы. Автор использует природу вместо слов, чтобы описать чувства героя.

    Самые новые – Предметные детали. Отношение героев к предметам или описание предмета отображает психологическое состояние.

    3. Суммарно-обозначающая (описание произошедшего)

    Называние, предельно краткое описание процессов, которые протекают во внутреннем мире.

    Чувства названы, но не показаны.

    - Прием умолчания.

    Писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем состоянии героя, заставляя читателя самого анализировать произошедшее.

    Есть только сама ситуация, но никаких комментариев героя или комментариев его поведения или облика. Молчит герой - молчит автор.

    Вопрос 14. ОБРАЗ-ПЕЙЗАЖ.

    Изображение картин природы как способ выражения мысли автора.

    Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Далеко не в каждом литературном произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции.

    Первая задача – просто обозначить место действия. Но часто куда более важная – как психологизма. Пейзаж может говорить за героя, а может иметь серьезное влияние на личность. На чувства, на мысли, на поступки.

    А также образ-пейзаж:

    - Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, которое уподобляется или противопоставляется жизни природы (дуб в восприятии Андрея Болконского в романе Толстого «Война и Мир»)

    - Один из старейших психологизмов, основанных на ассоциациях:

    Дождь – печаль

    Солнце - радость

    В пейзажной лирике имеет самостоятельное значение:

    - Идеальный: в поэзии классицизма (в одах гармонирует с фигурой восхваляемого героя)

    - Бурный: в романтизме и неоромантизме. Резонирует с душой героя

    - Унылый: в романтических элегиях, в произведениях критического реализма (состояние человека и состояние природы соотносятся)
    Вопрос 15. ОБРАЗ-ПРЕДМЕТ.

    Изображение предметов быта как способ выражения мысли автора.

    В XIX веке «второй природой» стала природа быта. Предметы, вещи. Изначально многие столетия предмет не имел большего значения, кроме как аксессуара. И только с эпохи возрождения предмет начинает соотносится с персонажем, что-то значить для героя.

    Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Вот, например, вещная деталь в романе Тургенева «Отцы и дети» – пепельница в виде серебряного лаптя, стоящая на столе у живущего за границей Павла Петровича. Эта деталь не только характеризует показное народолюбие персонажа, но и выражает отрицательную оценку Тургенева. Ирония детали в том, что самый грубый и одновременно едва ли не самый насущный предмет мужицкого быта здесь выполнен из серебра и выполняет функцию пепельницы.

    Особенное место в описании образа-предмета у произведений Н.В.Гоголя.

    Гоголь стал уделять вещам куда больше внимания, чем просто «вещи героя». Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

    Еще много-много предложений уходило в некоторых произведениях на описание еды и застолий. Чаще всего в первый раз подобное описание вызывает недоумение читателя, но затем из изображения простых действий получается законченный образ того или иного персонажа.

    По итогу образ-предмет:

    - Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, которое уподобляется или противопоставляется жизни предметов

    - Обращает преимущественное внимание на те впечатления, которые его герои получают от окружающей среды, от бытовой обстановки их собственной и чужой жизни, и изображает эти впечатления как симптомы тех изменений, которые происходят в сознании героев.
    Билет 16

    Родо-видовая специфика литературы. Теории В.Й.Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Бюлера.

    Словесно художественные произведения делят на три группы: эпос, лирику и драму.

    Аристотель: «подражать в одном и том же и одному и тому же можно рассказывая о событии как о чем то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой или представляя всех действующих лиц как деятельных». В эпоху романтизма упрочилось иное рассмотрение родов, они стали пониматься не как формы передачи речи и действительности, а как умопостигаемые сущности.

    Так, Шеллинг соотнес лирику с музыкой и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, драму рассмотрел как синтез того и другого – борьбу свободы с необходимостью.

    Гегель характеризует лирику с помощью понятия «субъект», эпос соотносится с категорией «объективности», в драме он видел синтезирующее начало. В 20 веке роды литературы соотносились с различными явлениями психологии и лингвистики.

    Лингвистика:

    Я – лирика

    Ты – эпос

    Они – драма.

    Прошедшее время - эпос

    Настоящее время – драма

    Будущее время – лирика.

    Психология:

    Воспоминание – эпос

    Напряжение – лирика

    Представление – драма.

    В 30 годы немецкий психолингвист Карл Бюлер разработал теорию речи, согласно которой все высказывания имеют три аспекта

    1. Сообщение о чем-то, или репрезентация (сообщение о чем-то внешнем по отношению к говорящему)

    2. Экспрессия (выражение эмоций говорящего)

    3. Апелляция (обращение говорящего к слушающему, что делает высказывание собственно действием)

    В лирике доминирующим началом является экспрессия.

    В драме пользуются апеллятивными возможностями речи. Слово предстает как поступок, совершаемый в определенный момент действия.

    Эпос широко опирается на апеллятивные возможности речи (диалоги и монологи), но организационным началом является репрезентация.

    Билет 17

    Эпос.

    В эпосе организационным началом является повествование о персонажах, их судьбах поступках умонастроениях, составляющих сюжет. Для повествующего характерна позиция человека, который вспоминает о том, что было раньше и имело временнУю протяженность. В эпосе повествование включает в себя и как бы обволакивает высказывания действующих лиц, их монологи и диалоги ( в т.ч. внутренние). Эпос не ограничен во времени. Все возможности эпоса используются далеко не всегда, но со словом эпос ассоциируются представления о художественном восприятии жизни, ее целостности, о масштабности и монументальности творческого акта, о раскрытии сущности эпохи.

    В эпосе значимо присутствие повествователя. Классическим повествованием считается такое, когда между повествователем и персонажем присутствует абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событии с невозмутимым спокойствием. Ему присущ дар всевидения, его образ существа, вознесшегося над миром, дарит произведению колорит максимальной объективности.

    Шелленг: в эпосе нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы нас от слишком большого участия к действующим лицам и направлял внимание слушателей на чистый результат.

    Эпос- это воплощение особого эпического взгляда на мир, который отмечен спокойным и радостным восприятием бытия.

    Т. Манн в ст. “искусство романа” видел в эпосе воплощение духа иронии.

    Ирония повествователя не является холодной равнодушной издевкой, она исполнена сердечностью и любви, это величие, питающее нежность к малому, взгляд с высоты покоя, свободы и необходимости, неограниченный никаким морализаторством.

    Билет 18.

    Лирика

    По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном. В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Лирическая эмоция – это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека, но также антиценностей – в гротеске, в облечении, в сатире. Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом прямой разговор от имени лирического “я” ни мало не обязателен. Авторский монолог-это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные степени удаления от монологического типа, разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания. В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. Особое положение личности в лирике общепризнано. Но у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно. Лирическая поэзия далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения отношения лирического субъекта к вещам, оценка.

    Лирика тяготеет главным образом к малой форме, хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости, в лирике, безусловно, преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы “как можно короче и как можно полнее”.

    Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало (взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо).

    Речь лирического произведения исполнена экспрессией, которая становится организующим и доминирующим началом. Особое обаяние лирики – чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами.

    Билет 19.

    Драма
    Драмой называют литературные произведения, которые оформились приблизительно на рубеже 17-18 веков в произведениях литераторов-просветителей: в мещанской драме Д. Дидро, Л.С. Мерсье и Г.Э. Лессинга. До этого времени выделяли лишь трагедии и комедии. Драму как самостоятельный жанр литературы еще не осознавали. Драма – это обычно небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение.
    Признаки жанра
    Жанр драмы соединил в себе признаки трагедии и комедии. Драма – это нечто среднее между ними. Центральной областью драмы является частная жизнь, но, в отличие от комедии, в драме эта жизнь не высмеивается. С трагедией драма сближается тем, что ее герой вступает в серьезный конфликт с обществом, но этот конфликт не столь напряжен. В отличие от трагического,характеры героев драмы лишены той трагической исключительности, какой обладают герои трагедии. Драматический конфликт, в отличие от трагического, может быть разрешен.
    Развитие драмы
    Драма развивалась постепенно. Ее развитие выражалось в изменении характера драматического конфликта. На первоначальных этапах возникновения драмы в 18 веке конфликт разрешался благополучно, но постепенно трагичность и неразрешимость конфликта возрастала. Уже в драмах А.Н. Островского («Бесприданница»), Г. Ибсена («Строитель Сольнес», «Гедда Габлер »), а также в драмах А.П. Чехова, Б. Шоу конфликт не находил благополучного разрешения. С середины 20 века до настоящего времени доминирует психологическая драма.

    Билет 20.

    Роман: история развития . Бахтин о романной проблемности
    Наиболее полное определение данного термина дает С.П.Белокурова: «Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия».
    С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу «роман» - это «инклюзивный термин, перегруженный философскими и идеологическими коннотациями и указывающий на целый комплекс относительно автономных явлений, не всегда связанных друг с другом генетически»[6]. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII или даже XVIII веков.
    История романа уходит в античность, когда возник так называемый «античный роман» (Дафнис и Хлоя Лонга, Сатирикон Петрония, Метаморфозы, или золотой Осел Апулея) и в средневековье, время расцвета «рыцарского романа» (Тристан и Изольда, 12 в., Парцифаль Вольфрама фон Эшенбаха, 1198–1210, Смерть Артура Томаса Мэлори, 1469). Происхождение термина роман восходит к эпохе средневековья и определяется языком, на котором написано произведение. Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был литературный язык древних римлян – латинский. В 12–13 вв. н.э. наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках, востребованные преимущественно представителями демократических слоев общества, не знающих латинского языка. Эти сочинения стали называть: conte roman – романский рассказ, повесть, впоследствии прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений. Романом стали называть произведение на любом языке, характерные особенности которого – большой объем, определенные особенности тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п. В новое время, в особенности в 18–19 вв., роман стал ведущим жанром (см. ЖАНР).
    Роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.
    Очень важна и интересна проблема взаимодействия жанров в единстве литературы данного периода. В некоторые эпохи - в классический период греческой, в золотой век римской литературы, в эпоху классицизма - в большой литературе (то есть в литературе господствующих социальных групп) все жанры в известной мере гармонически дополняют друг друга и вся литература, как совокупность жанров, есть в значительной мере некое органическое целое высшего порядка. Но характерно: роман в это целое никогда не входит, он не участвует в гармонии жанров. В эти эпохи роман ведет неофициальное существование за порогом большой литературы. В органическое целое литературы, иерархически организованное, входят только готовые жанры со сложившимися и определенными жанровыми лицами. Они могут взаимно ограничиваться и взаимно дополнять друг друга, сохраняя свою жанровую природу.
    Я нахожу три таких основных особенности, принципиально отличающих роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.
    Для эпоса характерно пророчество, для романа - предсказание. Эпическое пророчество всецело осуществляется в пределах абсолютного прошлого (если не в данном эпосе, то в пределах объемлющего его предания), оно не касается читателя и его реального времени. Роман же хочет пророчить факты, предсказывать и влиять на реальное будущее, будущее автора и читателей. У романа новая, специфическая проблемность; для него характерно вечное переосмысление - переоценка. Центр осмысливающей и оправдывающей прошлое активности переносится в будущее.
    Билет 21.

    Проблема классификации жанров
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта