Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2

  • Вопрос 3

  • Понятие художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в литературе — типизация и идеализация. Роль вымысла в создании художественного образа. Художественный образ

  • Вымысел

  • Форма

  • 7. Типы авторской эмоциональности. Пафос и его разновидности: героический

  • Литературное краеведение

  • Музееве́дение

  • Платон и Аристотель о литературе. Понятия миманса и катарсиса. Платон

  • Аристотель Аристотель

  • Билет № 5 Западное литературоведение в эпоху романтизма: Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Шеллинг.

  • Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер

  • Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг

  • Иога́нн Во́льфганг Гёте

  • Билет №6 Литературоведческие изыскания Г.В.Ф. Гегеля. Понятие идеала, пафоса, поэтической фантазии.

  • Билет 7 .

  • Биографическая

  • Идеи

  • Имена

  • Билет 8.

  • билеты литературовед. Вопрос 1 Литературоведени


    Скачать 158.92 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Литературоведени
    Дата24.06.2019
    Размер158.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты литературовед.docx
    ТипДокументы
    #82846
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8


    Вопрос 1

    Литературоведение - наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии, о принципах и методах её исследования. Литературоведения входит в число наук, относящихся к филологии. Литературоведение. - это наука, всесторонне изучающая художественную литературу.

    Предмет и дисциплины литературоведения.
    Различают три главные отрасли:
    1.теория литературы (исследует общие законы структуры и развития литературы)
    2.история литературы(предметом -прошлое литературы как процесс или один из моментов этого процесс)
    3.литературная критика.
    (интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы) Предметом литературоведения является художественная литература, Дописьменные формы существования художественного слова изучает фольклористика.

    Задачи литературоведения – изучение художественной литературы, наиболее общих законов её развития, специфики, общественной функции, определение её природы, установление принципов анализа и оценки произведений. Способствует более глубокому пониманию художественных произведений, литературного процесса, специфики творчества писателя. Тесно связано с рядом других филологических и нефилологических наук: философией, эстетикой, языкознанием, историей, фольклористикой, психологией, этикой, логикой.

    Вопрос 2

    Искусство - это вид культурной деятельности, в процессе которой человек мыслит образами и творит образы. Валентин Хализев отмечает: "Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) - один из видов искусства."

    Литература (от латинского litteratura - написанное) - искусство слова, способное в словесных образах воссоздавать действительность.
    Литературой в широком смысле называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие общественным значением. В сущности, литература формулирует модели жизненных ситуаций, отношений между людьми, модели восприятия реальности и через эти модели позволяет анализировать действительность и познавать её. Отношения литературы и материального мира - процесс двоякий: с одной стороны, литература так или иначе отражает действительность; с другой стороны, литература влияет на массовое сознание, а значит, меняет и восприятие действительности. В зависимости от того, как писатель изображает мир и человека в нём, произведение литературы относят к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. 

    Вопрос 3

    Библиография – наука об изданиях.

    Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса».

    Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки.
    Понятие художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в литературе — типизация и идеализация. Роль вымысла в создании художественного образа. 
    Художественный образ – конкретное и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющее эстетическое значение.

    Существует 2 вида обобщений в литературе: типизация или реалистический метод (типические характеры в типических обстоятельтвах – форма реализма), идеализация (изображение, отличающееся от реальности, поиск идеала – основа романтизма)

    Вымысел – перекрашивание реальности.

    5. Понятие содержания и формы литературного произведения, их взаимосвязь.

    Схема содержания:
    тема (любви, предательства, патриотизма), идея, проблема, повторяющийся элемент содержания – мотив (мотив дороги – встреча, мотив крова, родного дома – безопасное место).

    Форма: композиция, особенности стиля и речи

    6. Тема, идея, проблема литературного произведения. Вечные темы. Культурно-исторический аспект тематики.

    тема (любви, предательства, патриотизма)

    Вечные темы связаны с психоданными героя

    7. Типы авторской эмоциональности. Пафос и его разновидности: героический,

    трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, комический. Катарсис.

    Литературное краеведение это основа, расширяющая и обогащающая знания молодых людей о литературных традициях родного края и страны в целом, которое так же дает понять связь литературы с жизнью. Основой краеведения является работа по собиранию литературного наследия, которое включает в себя книги, фольклор, рецензии на книги, всевозможные публикации об авторах и их произведениях и еще много другое, что в целом определяет историю и помогает определиться, что читать.  Таким образом, литературное краеведение, это возможность повысить свои знания в области литературы и всего того, что окружает ее. 

    Музееве́дение или музеоло́гия — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

    Билет №4

    Аристотель_о_литературе._Понятия_миманса_и_катарсиса._Платон'>Платон и Аристотель о литературе. Понятия миманса и катарсиса.

    Платон

    Платон относился к идеалистической традиции. Первичность идеи, вторичность материи. «Подражание подражанию».

    Проникнуть в сферу идей искусству не дано. Чувственная и эмоциональная природа искусства. Оно способно мыслить весьма опосредованно, а потому непредсказуемо. Музыкой модно воспитать как героя, так и труса. Трактат «Государство» увенчивает поэтов, но выпроваживает их за городские стены. Зон риска быть не должно.

    Аристотель

    Аристотель тоже использовал понятие «мимесис». Материальный мир первичен, а идеальный вторичен. «Поэтика» - искусство с точки зрения познавательных возможностей. Понятие узнавания и катарсиса. Узнавание известного (типическое – всеобщее проявляется в содержании, а форма всегда разная) и узнавание неизвестного (состояние катарсиса – узнавание на материале трагической утраты, возможно неизвестной в реальности. Является продуктивным).

    Классическая теория трагического: в трагической ситуации задействованы абсолютно ценные герои или системы ценностей. Масштаб героя очень важен, он обуславливает возможность переживания катарсического состояния.

    Аристотель сравнивает поэзию и историю. Историк пишет о том, что было, а поэт имеет дело с тем, что могло быть. Антология действительности. Реальность – только один вариант возможного. В истории порок наказан не всегда, а в искусстве – практически всегда.

    3 рода литературы:

    • Эпос – подражание событию

    • Драма – подражание действию

    • Лирика – подражание чувству

    Мимесис - (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
    Катарсис - (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.
    Билет № 5

    Западное литературоведение в эпоху романтизма:

    Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Шеллинг.
    Романтическая эпоха — время небывалого расцвета литературы, живописи и музыки. В литературоведении романтизмом называется широкое литературное течение, начало которого приходится на последнее десятилетие XVIII века. Оно господствовало в литературах Запада всю первую треть XIX столетия, а в некоторых странах и дольше.

    Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений «Буря и натиск» и романтизма в литературе, автор «Оды к радости» музыку к которой написал Бетховен, изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист. В течение последних семнадцати лет жизни дружил с Иоганном Гёте, которого вдохновлял на завершение его произведений, остававшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм». Наследие поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В России стал известен после перевод Жуковского. Принимал участие в деятельности литературного общества «Блюменорден», созданного Г. Ф. Харсдёрфером в XVII веке для «очистки немецкого литературного языка», сильно засорённого в годы Тридцатилетней войны.

    Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг немецкий философ, представитель классической немецкой философии. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

    В 1799 году Шеллинг написал сатирическую антиклерикальную поэму «Эпикурейские воззрения Гейнца Упрямца». Поэма вызвала первый разлад в иенском кружке романтиков. Поэма при жизни Шеллинга не была напечатана и в полное собрание сочинений не попала.

    Август Шлегель увидел у Шеллинга поэтический талант и поощрял его первые стихотворные опыты, а также придумал для него псевдоним - Бонавентура. В 1805 году в "Журнале новых немецких оригинальных романов", вышел роман "Ночные бденья" под псевдонимом Бонавентура. В XIX в. на нее не обратили внимания, и только в XX в. она стала широко известной.

    Иога́нн Во́льфганг Гёте немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель. Гёте творил в разных жанрах: поэзиядрамаэпосавтобиографияэпистолярия и др. Гёте стал главным идеологом течения «Буря и натиск». Вместе с ШиллеромГердером и Виландом он создал так называемый Веймарский классицизм. Роман Гёте «Вильгельм Майстер» заложил основы воспитательного романа эпохи Просвещения. Произведения Гёте, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы.

    Билет №6

    Литературоведческие изыскания Г.В.Ф. Гегеля.

    Понятие идеала, пафоса, поэтической фантазии.

    Вопрос о преемственности в развитии жанров, об исторически повторимых признаках, обнаруживаемых в многообразии отдельных жанров, в истории литературоведения наиболее глубоко поставлен учеными, изучавшими литературу в тесной связи с общественной жизнью.

    Теории Гегеля является классической, эстетика Гегеля - вершина немецкой идеалистической эстетики.

    В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма, дискредитировавший апелляцию к незыблемым авторитетам и неизменным правилам поэзии. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.

    Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов - эпос, лирика, драма, которые выделяются по принципу разного соотношения объекта ('' мир в его предметном значении '') и субъекта ('' внутреннего мира '' человека ) (XX, T.14,225), от его теории жанров.

    Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий - '' субстанциальное ''( эпос ) и ''субъективное''( лирика ). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.

    Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, это ''вечные, управляющие миром силы'', ''круг всеобщих сил'' (XX, T.12,201202); истинное, разумное содержание искусства; идеи ,имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.

    Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида - другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля.

    Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.

    В характеристике жанров он последовательно рассматривает ''общее состояние мира'', являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. ''Общее состояние мира'' выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является ''век героев'' (''дозаконный век''), почвой романа - эпоха развитого государства с установившимся законно-порядком, сатиры и комедии - неразумный существующий порядок.

    Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, ''вражда чужеземных наций'' (XX,T.14,245), имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, ''между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств'' (XX,T.14, 273).

    Эта коллизия отражает разъединение личного и общественного. Герой и окружающее его общество противопоставлены. Коллизии сатиры и комедии, по Гегелю, не являются художественной проекцией жизненной коллизии, ее создает отношение поэта к предмету. Поэт создает ''образ испорченной действительности так, что эта испорченность разрушается в самой себе вследствие собственной нелепости'' (XX,T.13, 85). Естественно, что в данной ситуации нет места истинным характерам. Герои ''неразумны'', ''неспособны ни к какому подлинному пафосу'' (XX,T.14, 384).

    Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества; их коллизии выводятся из ''общего мира'' (в сатире) и из отношения поэта к этому состоянию. В то же время недооценка Гегелем активности автора, его субъективности в создании эпопеи и романа упрощает содержание этих жанров.

    Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами ''века героев''; отрицание возможности ''истинных'' эпопей в современную ему эпоху и др.(XCIV, 2535)

    Пафос (от греч. pathos — чувство, страсть) — страстное воодушевление. Пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство, проникающие всё произведение. В. Г. Белинский предлагал при разборе и изучении художественного произведения прежде всего определить его пафос.

    Идеал (от греч. idea — идея, представление, понятие) — представление человека о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области: идеал героизма, идеал семьи, идеал общественной жизни.

    Билет 7 .

    Русское литературоведение 18-19 веков: школы, имена, иделы.

    Школы(19-го века):

    · Культурно-историческая. Ее основоположники - В. фон Гумбольдт, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня - много сделали для соотнесения литературной практики с первичными корнями мышления, зафиксированными в языке. Для этого было выработано понятие внутренней формы (языка - у Гумбольдта, слова - у Потебни); в творчестве новейших поэтов обнаружились проявления архаических форм и смыслов, в частности следы древних солярных (солнечных) мифов и обрядов. Веселовский сделал попытку построить поэтику сюжетосложения, положив в ее основу понятие мотива - ответа на некоторый вопрос, который встает перед человечеством в определенную эпоху; этот мотив далее передается от автора к автору и комбинируется с другими мотивами.

    Биографическая(позитивистская). Стремится заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Литературное творчество интерпретируется здесь через жизненные обстоятельства автора. Часто творчество писателя строится не как воспроизведение его биографии, а как отталкивание от нее, создание принципиально иной версии событий, компенсация не бывшего в жизни; с другой стороны, предшествующее творчество (свое и чужое) может само определять собой жизнь писателя, его поступки.

    Мифологическая школа — у истоков — Якоб и Вильгельм Гримм. Философская основа классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология. Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам. 

    Психологическая школа — Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.

    Социологическое направление —Чернышевский, Писарев, Добролюбов — рассмотрение персонажа в контексте общества, среды. Это было обосновано, т.к. долго не было политических изданий — русская литература взяла этот груз. Философские проблемы + размышления о будущем России — критикам тоже можно обо всём размышлять.

    Идеи:

    · Гуманизм
    Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
    · Просвещение.
    Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина.

    Имена:

    А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. 

    Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм

    Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький
    Билет 8.

    Отечественная наука о литературе 20-начала 21 веков:школы, имена, идеи

    Идеи:
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта