Главная страница

Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


Скачать 1.19 Mb.
НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
АнкорВопросы и ответы по философии.doc
Дата26.03.2018
Размер1.19 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
ТипДокументы
#17234
страница48 из 48
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

Вопрос 64. Герменевтика


1. Герменевтика - направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

• как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по­нятым.

214

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров­кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов- герменевтов можно отне­сти Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью пер­вого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;

• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу

автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чело­веческого существования. Их два - положенность и понимание:

положенность — человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);

понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни, своего места в мире).

215

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по­колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей человеческой культуры. Цель филосо­фии — разработать метод понимания человеческой субъективности.

В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое, настоящее, будущее.

По Рикеру, человеческая личность телеологична — направ­лена в будущее.

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)


1. Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

216

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философом были выделены понятия:

неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

217

подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст­венно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:

• эротику, секс;

218

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.

6. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", осно­вание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрез­ков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

219

7. Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богат­ство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.

8. Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой са­мих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

• "бытия с другими";

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире — главная проблема и забота человека.

220

9. Философия экзистенциализма очень популярна в современ­ной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на вто­рой план проблему первичности и отношений материи и сознания.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Философия наряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.

В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обра­щенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

Предмет изучения философии:

• онтология (учение о бытие);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество;

• иные вопросы.

Методы философии:

диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поис­ка абсолютной истины;

догматизм — вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;

эклектика — произвольное сложение разрозненных фактов;

софистика — выведение с помощью логических трюков лож­ных посылок, которые обосновываются как истинные;

герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов;

иные методы.

221

Одновременно и направлениями, и методами философии яв­ляются:

материализм — действительность воспринимается как пер­вичная субстанция;

идеализм материя производна от идеи, ее силы;

эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Основной вопрос философии — отношение бытия к сознанию и сознания к бытию — что первично, материя или сознание?

Две основные линии философии - материализм (линия Де­мокрита) - материя первична, идеализм (линия Платона) - соз­нание, идея первичны.

Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) — материя и сознание первичны одновременно и существуют как параллельные состояния мира.

Основные направления китайской философии:

даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимоза­висимо (Лао Цзы — Старый Учитель);

конфуцианство — философия поведения в обществе — сдер­жанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);

легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавли­ваемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской философии:

ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);

буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

Основные древнегреческие (античные) философы и философ­ские школы:

Милетская школа ("физики") — изучали сущность космоса и

окружающего мира — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой, красноречием;

пифагорейцы — пытались объяснить окружающий мир через математику и числа (Пифагор);

атомисты — пытались изучить суть материи - Демокрит;

Сократическая школа — вели философско-просветительскую деятельность — Сократ, Платон, Аристотель.

Киники — философы, находившие смысл бытия в отрешении от окружающего мира, пренебрежении его ценностями — Дио­ген — "Без общины, без дома, без отечества";

222

Стоики — находили опору в самосовершенствовании и раз­витии духовного мира (Сенека, Марк Аврелий). Крупнейшие теологические философы:

Августин Блаженный — заложил основы католицизма, обос­новал всемогущество Бога и Церкви;

Фома Аквинский — доказывал существование Бога (пять до­казательств), первородность идеи перед материей.

Проблема эссенции и экзистенции — все первично было сущ­ностью (эссенцией, идеей, "планом Бога"), впоследствии эссен­ция (сущность) находит выражение в экзистенции (существова­нии, воплощении в действительность), творец — Бог, который творит как сам, так и с помощью человека.

Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Ни­колай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религи­озных оков, научное знание, радости мирского существования.

Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон в ос­нове бытия лежит опыт, опыт движет развитием, для накопле­ния опыта создана Вселенная и жизнь.

Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни до­казать, ни опровергнуть.

Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант --"Кри­тика чистого разума" — окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание достигается путем работы разума, апри­орное существует свыше — то, что познается чувствами и не может быть доказано, "вещь в себе" — глубинная внутренняя сущность вещей и явлений не будет полностью познана нико­гда. Гегель высшая реальность — абсолютный дух.

Позитивизм — стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в гео­метрической прогрессии), чем возможности Земли его прокор­мить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма — Джон Дьюи фило­софские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма — изучает проблемы существова­ния человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в ок­ружающем социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).



-


1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


написать администратору сайта