Главная страница
Навигация по странице:

  • Первобытнообщинная формация

  • "Азиатский способ производства"

  • Феодальная общественно-экономическая формация

  • Коммунистическая (социалистическая) формация

  • 3. Цивилизационный подход

  • Движущими силами истории согласно Тойнби

  • 4. Культурологический подход

  • Гегель

  • Позитивистский подход

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница41 из 48
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   48

    Вопрос 55. Философия истории


    1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

    • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);

    • те, кто видит определенную логику в истории, считая исто­рию целенаправленным, закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.

    Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):

    • формационный подход;

    • цивилизационный подход;

    • культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

    2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

    Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация.

    Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

    177

    Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.

    Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

    В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, поли­тические, общественные институты. К переходу от одной обще­ственно-экономической формации к другой приводят измене­ния в экономическом базисе.

    Производительные силы постоянно развиваются, совершен­ствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

    Изменившийся экономический базис ведет к изменению по­литической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

    В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

    • первобытнообщинная;

    • рабовладельческая;

    • феодальная;

    • капиталистическая;

    • коммунистическая (социалистическая).

    Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".

    Первобытнообщинная формация характеризуется:

    • примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

    • отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;

    178

    • равенством и личной свободой;

    • отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;

    • слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

    "Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), распо­ложенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производ­ства включал в себя:

    • ирригационное земледелие как основу экономики;

    • отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

    • государственную собственность на землю и средства произ­водства;

    • массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

    • наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

    • возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов;

    • социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

    • государство и публичная власть.

    Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:

    • крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев — феодалов;

    • труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

    • особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах — городах.

    При капиталистической общественно-экономической формации:

    • основную роль в экономике начинает играть промышленность;

    • усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

    • промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

    • основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

    Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

    • отсутствием частной собственности на средства производства;

    179

    • государственной (общественной) собственностью на средства производства;

    • трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

    • справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

    • высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

    Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистиче­ских странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).

    Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

    Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объ­единенных духовными традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками.

    История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

    Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

    К основным цивилизациям относятся (относились):

    • шумерская;

    • вавилонская;

    • минойская;

    • эллинская (греческая);

    • китайская;

    180

    • индусская;

    • исламская;

    • христианская;

    • некоторые другие цивилизации.

    Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих

    внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

    Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

    • вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

    • ответ цивилизации в целом на вызов;

    деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

    Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

    • творческого меньшинства;

    • инертного большинства.

    Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

    Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

    Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают.

    Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

    • зарождение;

    • рост;

    • надлом;

    • дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

    4. Культурологический подход был предложен немецким фило­софом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).

    Центральное понятие данного подхода — культура.

    Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

    Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значе­ния, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

    181

    Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

    • индийская;

    • китайская;

    • вавилонская;

    • египетская;

    • античная;

    • арабская;

    • русская;

    • западноевропейская.

    Культурологический подход был особенно популярен в Ев­ропе в первой половине XX в.

    5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологиче­ского, существуют и иные философские подходы, рассматриваю­щие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

    Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком са­мого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправлен­ный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

    • восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

    • античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и

    свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";

    все остальные служат ей и зависят от нее;

    • германский — осознают себя и свободны все.

    Позитивистский подход в несколько измененном виде полу­чил в настоящее время широкое распространение.

    Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

    • традиционную;

    • доиндустриальную;

    • индустриальную.

    На базе данной классификации получила широкое распро­странение среди современных западных философов точка зре­ния о том, что человечество в своем историческом развитии про­шло стадии:

    • традиционного;

    • доиндустриального (аграрного);

    • индустриального;

    • постиндустриального общества.

    182
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   48


    написать администратору сайта