Главная страница
Навигация по странице:

  • "личность"

  • И общественно осуждаемые — негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство;157

  • Специальные (профессиональные) нормы

  • Активная жизненная позиция

  • Основные цели воспитания

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница37 из 48
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   48

    Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека


    1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

    Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

    Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

    Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

    Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

    156

    Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

    Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

    По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

    В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

    В философии выделяются позитивные моральные качества:

    • гуманизм;

    • человечность;

    • честь;

    • совесть;

    • скромность;

    • великодушие;

    • справедливость;

    • верность;

    • иные качества.

    И общественно осуждаемые — негативные:

    • чванливость;

    • цинизм;

    • грубость;

    • тунеядство;

    157

    • трусость;

    • нигилизм;

    • иные негативные черты.

    К общественно полезным качествам относятся:

    • воля;

    • решительность;

    • мудрость;

    • умение;

    • установки;

    • убеждения;

    • патриотизм.

    Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

    3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

    Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

    Потребности могут быть:

    • биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

    • духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

    • материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

    • социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

    Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

    Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

    Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

    Среди интересов выделяются:

    • личные (индивидуальные);

    • групповые;

    • классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

    • общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

    158

    • государственные;

    • интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

    Также интересы могут быть:

    • материальными и духовными;

    • нормальными и ненормальными;

    • долговременными и ближайшими;

    разрешенными и неразрешенными;

    • общими и антагоническими.

    У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

    Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

    Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

    Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

    • поддерживают порядок, равновесие в обществе;

    • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

    • помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

    Видами социальных норм являются:

    • нормы морали;

    • нормы группы, коллектива;

    • специальные (профессиональные) нормы;

    • нормы права.

    159

    Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

    Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

    Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

    Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

    • устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

    • имеют общеобязательный характер;

    • формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

    • регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

    • подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

    5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

    В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

    Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

    Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

    160

    6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

    Жизненная позиция отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

    • пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

    • активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

    В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

    • авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

    • групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

    • общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

    Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

    • активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

    • подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

    • игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

    • непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры — Ленин и другие).

    7.Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

    Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

    Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-

    161

    ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

    Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

    Основные цели воспитания:

    • подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

    • развить общественно ценные качества личности;

    стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

    • научить человека взаимодействию с другими людьми;

    • научить человека труду.
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   48


    написать администратору сайта