Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие

  • "тождество" и "различие"

  • Количество

  • "скачок". 150

  • Пе­реход количества в принципиально новое качество

  • 5. Закон отрицания отрицания

  • 7. Категория диалектики

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница35 из 48
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   48

    Вопрос 49. Диалектика


    1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

    Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

    • законы диалектики;

    • категории;

    • принципы.

    Главная проблема диалектики — что такое развитие?

    Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

    Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

    Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занима-

    148

    ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

    2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

    Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

    • охватывают все сферы окружающей действительности;

    • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

    Выделяются три базовых закона диалектики:

    • единства и борьбы противоположностей;

    переход количества в качество;

    • отрицания отрицания.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

    Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие -

    149

    то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Можно также выделить различные виды борьбы:

    • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

    • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

    • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

    Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

    • содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

    • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

    • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

    • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

    4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

    Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

    Мера — единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

    150

    Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

    Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

    • резко, одномоментно;

    • незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были рассмотрены выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

    5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Примеры:

    • смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

    • "эстафета поколений";

    • смена вкусов в культуре, музыке;

    151

    • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

    • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

    Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    • развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

    близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры:

    • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

    • исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

    • принцип всеобщей связи;

    • принцип системности;

    • принцип причинности;

    • принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    • внешние и внутренние;

    непосредственные и опосредованные;

    • генетические и функциональные;

    • пространственные и временные;

    • случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как

    152

    биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    • вечность, неуничтожимость истории, мира;

    • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

    К основным категориям диалектики относятся:

    • сущность и явление;

    • форма и содержание;

    • причина и следствие;

    • единичное, особенное, всеобщее;

    • возможность и действительность;

    • необходимость и случайность.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   48


    написать администратору сайта