Главная страница
Навигация по странице:

  • К стадии интеллектуального развития

  • Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма

  • 5. Вильгельм Дильтей

  • "жизнь". Жизнь — способ бытия человека в мире.

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница31 из 48
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   48

    Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта


    1. Позитивизм — направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (ма­хизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распро­странен и популярен в современную эпоху.

    Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

    2. По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    • философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

    • для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    • основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

    • философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

    • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

    • философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

    3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллек­туальной и технической. В этой связи философом были выделены:

    • три стадии интеллектуального развития;

    • три стадии технического развития.

    К стадии интеллектуального развития относятся:

    • теологическая (мировоззрение основано на религии);

    • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

    • позитивная (основана на науке).

    131

    К стадии технического развития относятся:

    • традиционное общество;

    • доиндустриальное общество;

    • индустриальное общество.

    Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

    • теологическая — традиционному обществу;

    • метафизическая - доиндустриальному обществу;

    • позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

    Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея


    1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

    Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.

    Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:

    • "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

    • "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

    2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

    Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

    132

    3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

    Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

    Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

    В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

    В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

    закон бытия — для пространства и времени;

    закон причинности — для материального мира;

    закон логического основания — для познания;

    закон мотивации для действий человека.

    Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

    Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

    • непосредственного познания;

    • отвлеченного (рефлективного) познания;

    • интуиции.

    Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

    133

    Воля:

    • лежит в основе сознания;

    • является всеобщей сущностью вещей.

    При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

    Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

    • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

    • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

    • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

    • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

    • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

    • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

    "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

    Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

    Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни".

    134

    Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

    Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

    В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

    • "воля к жизни";

    • воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

    • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

    • "воля к власти".

    Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

    Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".

    Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".

    Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:

    • целостность;

    • наличие многообразного духовного начала;

    • неразрывное единство с высшим миром.

    Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

    135

    Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   48


    написать администратору сайта