Главная страница
Навигация по странице:

  • "абсолютное"

  • 3. Практическая философия Шеллинга

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница29 из 48
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   48

    Вопрос 39. Философия Шеллинга


    1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

    Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

    • натурфилософию;

    • практическую философию;

    • иррационализм.

    2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:

    • прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

    природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

    • природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;

    • материя и дух едины и являются свойствами природы, раз­личными состояниями абсолютного разума;

    природа есть целостный организм, обладающий одушевленно­стью (едины живая и неживая природа, материя, поле, элек­тричество, свет);

    121

    • движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

    3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы соци­ально-политического характера, хода истории.

    Главной проблемой человечества в целом и главным предме­том философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй дол­жен распространяться от государства к государству, и человече­ство должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

    Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свобо­ды) практической философии Шеллинга является проблема от­чуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противо­положную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

    Философ приходит к следующим выводам:

    • ход истории случаен, в истории царит произвол;

    • и случайные события истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

    • теория (замыслы человека) и история (реальная действитель­ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

    • в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

    В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

    122

    Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму


    1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

    Главное направление философии Фейербаха — критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма.

    Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

    Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

    • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

    • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

    • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

    • большой интерес к социально-политическим вопросам;

    • убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой

    классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Мар­кса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

    123

    2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

    • отвергает идею тождества бытия и мышления;

    • не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

    • логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир — окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

    • не признает единства философии и религии;

    • отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

    Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

    3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

    • единственно существующими реальностями являются при­рода и человек;

    • человек является частью природы;

    • человек есть единство материального и духовного;

    • человек должен стать главным интересом философии;

    • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

    • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;

    • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

    • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

    4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

    • выступает с атеистических позиций;

    • тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

    Можно выделить следующие основные положенияатеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

    • Бога как самостоятельной реальности нет;

    • Бог — порождение сознания человека;

    • религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти­ческая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

    124

    • распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

    • корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности;

    • мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

    • Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

    • Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

    5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гно­сеология).

    Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

    Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

    Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

    6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обуслов­лены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

    • человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

    • полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

    • основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать религия;

    • данная религия должна быть основана не на вере в выду­манное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

    125

    • необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;

    • смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   48


    написать администратору сайта