Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек

  • Через человека Мировой дух

  • Развитие

  • Гегель стремится понять

  • Субъективный дух

  • Религия

  • Антично-средневековая эра

  • Германская эра

  • Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница27 из 48
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   48

    Вопрос 37. Философия Гегеля


    1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

    Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

    • теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух);

    • диалектика как всеобщий философский метод.

    К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

    • "Феноменология духа";

    • "Наука логики";

    • "Философия права".

    2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

    Абсолютная идея - это:

    • единственно существующая подлинная реальность;

    113

    • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

    • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

    Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

    Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:

    • окружающего мира;

    • природы;

    • человека;

    • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

    • творение материи из воздуха;

    • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

    • искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

    Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

    Через человека Мировой дух:

    • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

    • целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;

    • познает себя через познавательную деятельность человека;

    • творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

    3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

    Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

    • все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,

    114

    молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

    • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

    • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

    Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

    • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

    • данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;

    • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

    данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

    Например:



    В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который

    115

    является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

    По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

    • философию природы;

    • философию духа;

    • философию истории;

    • а значит, и их сущность.

    Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

    • субъективный дух;

    • объективный дух;

    • абсолютный дух.

    Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

    Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

    Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

    • искусство;

    • религия;

    • философия.

    Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

    Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

    Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —

    116

    по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

    Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

    • философию природы;

    • антропологию;

    • психологию;

    • логику;

    • философию государства;

    • философию гражданского общества;

    • философию права;

    • философию истории;

    • диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

    духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

    • восточную;

    • антично-средневековую;

    • германскую.

    Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

    Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

    Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

    5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

    • государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

    • право - наличное бытие (воплощение) свободы;

    общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

    • богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

    • противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;

    117

    • противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

    • "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

    сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   48


    написать администратору сайта