Главная страница
Навигация по странице:

  • Материализм

  • 3. Жюльен Ламетри

  • Гольбах

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница23 из 48
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   48

    Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.


    1. Атеизм направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.

    Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

    Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

    97

    Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

    2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:

    • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

    • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

    • считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;

    материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;

    • материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи;

    • познание — отражение материи самой материей;

    • источником большинства знаний являются чувства;

    • причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

    • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности;

    • в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

    За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

    3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций:

    полностью отвергал идеализм и теологию;

    • считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

    • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

    • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;

    • выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

    98

    • был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;

    • считал частную собственность гарантией свободы человека;

    • идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

    4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.

    Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов:

    • признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи;

    • движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);

    отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;

    • в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

    • идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики — разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

    5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).

    Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они:

    • четко выделили два ведущих философских направления — мате­риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

    • освободили философию от многих религиозных предрассудков;

    • дали более реалистическое определение субстанции — материя;

    • выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

    подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;

    99

    • обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

    • выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз­личными комбинациями микрочастиц;

    • обратили внимание на движение не как на сверхъестествен­ное явление, а как на свойство материи;

    • обосновали идеи социальной справедливости;

    • идеологически подготовили Великую французскую революцию.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   48


    написать администратору сайта