Главная страница
Навигация по странице:

  • Априорное знание

  • "Вещь в себе"

  • "вещью в себе"

  • Чувственность

  • Разум

  • Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами

  • "Критики практического разума"

  • 10. Историческое значение философии Канта

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница26 из 48
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   48

    Вопрос 36. Философия Иммануила Канта


    1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

    Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

    • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

    • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

    В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

    В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

    • "Критика чистого разума";

    • "Критика практического разума";

    • "Критика способности суждения".

    2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

    Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

    • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

    107

    вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

    • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

    • природа находится в постоянном изменении и развитии;

    движение и покой относительны;

    • все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

    В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

    • механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

    • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

    3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

    В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности.

    Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

    Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

    Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

    Мир не имеет начала во времени и безграничен.

    108

    Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

    Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. .

    В мире нет ничего простого.

    Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ




    Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

    Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.

    Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

    Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

    Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

    С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

    Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

    • апостериорное знание;

    • априорное знание;

    • "вещь в себе".

    Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

    Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

    109

    Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

    "Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

    • внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств человека;

    • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

    • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

    • целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

    реальный мир, образы Разум и чувство". Пусть разум твой направляет дела">которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

    • человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

    Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

    • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

    возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

    • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

    5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

    • формы чувственности;

    • формы рассудка;

    • формы разума.

    Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ности пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

    110

    Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат" про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

    Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

    Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

    Данными классами являются:

    • количество;

    • качество;

    • отношение;

    • модальность.

    (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

    Сами категории:

    • количества — единство, множество, цельность;

    • качества — реальность, отрицание, ограничение;

    • отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

    • модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

    Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

    первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

    Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

    111

    7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

    Главные вопросы "Критики практического разума":

    • Какой должна быть мораль?

    • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

    выводам:

    чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

    • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;

    • мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

    И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

    В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

    • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

    • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

    8. В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

    • целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

    • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

    • целесообразности духа (наличие Бога).

    9. Социально-политические взгляды И. Канта:

    • философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

    • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

    112

    • был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

    • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;

    • считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

    10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

    • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

    • выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе");

    • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

    • сформулирован категорический императив — моральный закон;

    • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

    • осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   48


    написать администратору сайта