Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Вольтер

  • "просвещенного абсолютизма")

  • "общественного договора"

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница22 из 48
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   48

    Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.


    1. Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как

    94

    против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

    • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");

    • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

    • видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

    • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

    • выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

    • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;

    • видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;

    • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;

    • считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения;

    • видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-

    95

    потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

    • считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти;

    • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

    • выступал за верховенство закона.

    Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов­ременных демократических государств:

    • идея приоритета закона;

    • идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

    4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.

    В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

    видел в Боге мировую волю и мировой разум;

    • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

    • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной

    души;

    • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

    (в частности, сущностей вещей и явлений);

    • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

    • был сторонником эмпирического (опытного) познания;

    • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

    обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть

    96

    паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);

    • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);

    • власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами — непосредственно через собрания, сходы,

    • в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

    5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:

    • мир познаваем;

    • человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);

    • окружающий мир является источником всех знаний;

    • в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

    • самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   48


    написать администратору сайта