Главная страница
Навигация по странице:

  • Сторонники вульгарного материализма

  • Яков Молешотт

  • 1. Марксистская философия

  • Марксом и Энгельсом

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница30 из 48
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   48

    Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов


    1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм — направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.

    Сторонники вульгарного материализма:

    • полностью отрицали дух (идею) как реальность;

    • единственной реальностью считали материю;

    • отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как химический процесс;

    • были атеистами;

    • в своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);

    • придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

    • отвергали диалектику;

    • всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное — белое");

    • значительно упрощали положения традиционного материализма.

    2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.

    Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный мате­риалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".

    В своей философии Бюхнер:

    • обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;

    • лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;

    • был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.

    Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.

    126

    Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист, врач-естествоиспытатель по профессии:

    • критиковал библейское учение о происхождении человека;

    • считал человека близким родственником обезьяны;

    • враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;

    • считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг выделяет мысль, как печень желчь".

    Вопрос 42. Философия марксизма


    1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

    Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

    В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

    Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

    2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:

    • предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.);

    • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

    127

    • крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

    • нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

    • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

    3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

    • "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

    • "Капитал" К. Маркса;

    • "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

    • "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

    • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

    • "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

    • "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

    • "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

    • "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.

    4. Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).

    5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в следующем:

    • на каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

    • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    • указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    128

    • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    • в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

    способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    • рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    • уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.

    6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

    следующие понятия:

    • средства производства;

    • отчуждение;

    • прибавочная стоимость;

    • эксплуатация человека человеком.

    Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

    В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

    129

    Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

    Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых:

    • будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;

    • будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;

    • частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной);

    • произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

    7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

    основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

    • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    • материя находится в постоянном движении и развитии;

    • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

    • важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

    • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

    130
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   48


    написать администратору сайта