Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Голландия (Нидерланды)

  • 2. Дезидерий Эразм Роттердамский

  • (хорошим и желательным)

  • 4. Бенедикт (Барух) Спиноза

  • Предметом философских исследований Спинозы

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница19 из 48
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   48

    Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени


    1. Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:

    • выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (ис­пользование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);

    • более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные обще­ственно-экономические отношения;

    • первая в Европе буржуазно-демократическая революция;

    • высокий уровень грамотности населения, развитое книгопе­чатание, распространение идей гуманизма.

    Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Воз­рождения и нового времени являлись:

    • Эразм Роттердамский;

    • Гуго Гроций;

    • Бенедикт (Барух) Спиноза.

    80

    2. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:

    • критика и высмеивание средневековой схоластики;

    • восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, органи­зационного, политического засилья философ видел путь спа­сения христианства как истинной веры);

    • призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");

    • обоснование в качестве идеала государства сильной, но гу­манной монархии.

    Самое знаменитое произведение философа (в котором затра­гиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".

    Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружаю­щий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:

    • мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;

    • необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, эк­зальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблю­дать спокойствие и трезвость мышления.

    Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.

    К первым (хорошим и желательным) он относит:

    • свободу;

    • миролюбие;

    • воздержанность;

    • простоту;

    • образованность;

    • здравый смысл.

    К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило­соф относит:

    • фанатизм;

    • невежество;

    • насилие;

    • лицемерие;

    • чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические осно­вы" прогресса того времени).

    81

    3. Гуго Гроций (1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и право­вой философии Голландии.

    Основными проблемами его философских исследований были:

    • гносеология (познание);

    • государство и право;

    • проблемы войны и мира;

    • международные отношения.

    Гроций стал одним из основоположников теории естественно­го права, в которой можно выделить следующие основные идеи:

    • право не дано Богом;

    • право изначально заложено в человеке;

    • все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;

    • естественное право — это право, заложенное самой человече­ской природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;

    • писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источ­никах — законах и т. д.;

    • официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.

    4. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

    Предметом философских исследований Спинозы были:

    • проблема субстанции;

    • теория познания;

    • этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

    Важная философская заслуга Спинозы — подробная разра­ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

    Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для

    82

    своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании пол­ностью зависит от него.

    Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще­ствования) от другой субстанции — Бога.

    5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в сле­дующем:

    • не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

    существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее;

    • данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При­роду) и Бога;

    • природа и Бог — едины;

    • не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро­ды, возвышающегося над природой;

    • Бог внутри Природы;

    • только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;

    • единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;

    • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами:

    • существует;

    • самостоятельна и независима от кого-либо;

    • имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

    • обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых — мышление и протяжение (в данном случае мышле­ние и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдель­ных модусов, как у Декарта);

    • бесконечна в пространстве и времени;

    83

    • вечна (несотворима и неуничтожима);

    • неподвижна.

    Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде сле­дующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Де­карта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Уче­ние о субстанции").



    6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступе­ни познания:

    • "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних при­чин, — высший вид познания;

    • познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

    • чувственное отражение окружающего мира согласно Спино­зе - полученное данным путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

    7. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

    • детерминизма (обусловленности всего в природе);

    • соотношения свободы и необходимости.

    Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

    • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно

    целое;

    • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в

    рамках жесткой необходимости;

    84

    • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необ­ходимости;

    • модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тис­ках" необходимости;

    • желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью (является "ду­ховным автоматом", по выражению Спинозы);

    • путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

    • свобода — это познанная необходимость.

    Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

    • максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;

    • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.

    По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   48


    написать администратору сайта