Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылками возникновения данного направления

  • В Реформации выделяются два основных течения

  • Основные идеи М. Лютера

  • Жан Кальвин

  • Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации

  • Значение философии Реформации

  • Никколо Макиавелли

  • Согласно Т. Мору в Утопии

  • Кампанелле, в Городе Солнца

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница16 из 48
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   48

    Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения


    1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

    • философия Реформации;

    • политическая философия;

    • философия социалистов-утопистов.

    2. Философия Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

    Предпосылками возникновения данного направления были:

    • кризис феодализма;

    • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;

    • ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;

    • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;

    • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

    • распространение в Европе идей гуманизма;

    66

    • рост самосознания личности, индивидуализм;

    • рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

    В Реформации выделяются два основных течения:

    • бюргерско-евангелическое;

    • народное.

    Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

    Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами, диггерами и др.

    Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

    Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

    • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

    • между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;

    • необходимо упрощение обрядов;

    • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;

    • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

    • должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;

    • дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;

    • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

    • необходимо запретить индульгенции.

    Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

    Согласно Кальвину:

    • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

    • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни;

    67

    • все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению;

    • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

    • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

    • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

    • успех в работе — признак богоизбранности;

    • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

    • возглавил реформационное движение в Женеве;

    • добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище "Женевский Папа");

    • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

    • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного отношения к работе.

    Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

    Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

    • необходимо реформировать не только Церковь, но общество

    в целом;

    • цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, "Божьего царства" на земле;

    • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес;

    • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);

    68

    • жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу;

    • власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — "ремесленникам и пахарям".

    В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

    Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

    Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

    • торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

    • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.

    3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей, прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальян­ский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

    • человек обладает изначально злой природой;

    • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

    • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

    • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация — государство;

    • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

    • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана);

    69

    • ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей;

    • в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

    Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

    4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

    Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

    Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

    Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

    Согласно Т. Мору в Утопии:

    • не существует частной собственности;

    • все граждане участвуют в производительном труде;

    • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

    • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

    • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

    70

    • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

    • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

    • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

    • все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

    • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

    • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

    • отсутствует частная собственность;

    • все граждане участвуют в производительном труде;

    • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

    • труд совмещается с одновременным обучением;

    • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

    • солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

    • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

    • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

    Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   48


    написать администратору сайта